Человек боится многого. В том числе и того, что еще не случилось, но должно. Или — теоретически может. Или — с кем-то бывало. Этот страх изводит, мучает душу, опустошает ее. И главное — изобличает в полном отсутствии доверия Богу. Более того — утверждает в этом недоверии. И, может быть, ничего подобного с человеком не произойдет, а он уже весь извелся, уже «пережил» все, и нервные клетки безвозвратно потерял, и волосы седые приобрел. А может, и наоборот. «Чего страшится нечестивый, то и постигнет его»,— утверждает мудрый Приточник (Притч. 10, 24). А в народе об этом же чуть иначе говорят: «Страх беду притягивает».
Какой смысл бояться, когда нужно просто готовиться — к тем испытаниям, которые могут нас встретить, к тем скорбям, которым, возможно, суждено нас постигнуть, к тем опасностям, которыми полна жизнь? Никакого. Страх тут отнюдь не помощник, а только помеха.
Равно помеха он и тогда, когда случилось что-то, страха на самом деле достойное. Потому что парализует он волю и помрачает рассудок, когда они особенно нужны: первая — сильная, второй — ясный и трезвый. В ситуациях чрезвычайных не до страха должно быть — собраться надо, к Богу ум возвести, прося помощи и вразумления, и делать, чего обстоятельства потребуют, без смятения и дрожи. Только так и можно выйти из воды сухим, не иначе. Паника же по действию своему убийственна. Ведь не просто так паникеров на войне расстреливали — источник угрозы таким образом устраняли. По отношению к самому паникеру жестоко, конечно. А вот по отношению к прочим — гуманно.
Даже если находится человек перед лицом неминуемой смерти — и тогда что проку в страхе? Он тогда как нож, который тебе вонзили в сердце, а ты в него вцепился и повернуть пытаешься, еще глубже его в себя погружая. Я помню, уже давно мне попались как-то снятые чеченскими боевиками кадры, на которых они казнили русских солдат — просто перерезали горло, как мясники. Нет — не просто, а со смехом и шутками. И один за другом наши ребята принимали смерть — молча, без звука, без стона даже. Только один вдруг отдался до конца ужасу происходящего и закричал: «Да вы что?! Вы же не всерьез, правда? Ну скажите, что не всерьез!». Его тоже убили, но с особым цинизмом и особой жестокостью… Кто посмеет его осудить? Никто, наверное. Особенно из тех, кто смерти в глаза смотрел. Но вот только…. Только когда он впустил в себя это разлагающее душу чувство, отдался ему до конца, оно одно уничтожило его еще раньше, чем коснулся горла нож, удесятерило его страдания.
Излишен и вреден страх и после пережитого — страх как воспоминание, как постоянный возврат к тому, что надо было бы оставить позади и забыть. А скольких он убивает: превращает в неврастеников, лишает сна, доводит до инфаркта?
Страх, с которым человек не борется, которому он отдается, превращает его в жертву, а с этим ощущением трудно, почти невозможно жить. И умирать — тоже трудно, даже еще трудней. Поэтому я и говорю, что самое страшное — бояться.
А жалость к себе… Как бы ни было тяжело, пока мы держимся, не поддаемся малодушию и унынию, мы словно крепость — осажденная, но не взятая неприятелем. Но стоит начать себя жалеть, и пали главные ворота, и город наполнился врагами. То же самое ощущение — ты жертва. Тебе плохо, хуже всех, к тебе несправедлив и более того — враждебен целый мир, никто не понимает и не любит тебя, никто не сострадает. Все ужасно. Что там говорит преподобный Исаак о необходимости вспоминать, находясь в искушении, тех, кому еще хуже? Да нет никого, кому было бы хуже. Может, у них, у этих людей, и обстоятельства более трудные, и болезни не в пример тяжелее, и враги пострашней моих, но мука-то душевная моя куда сильней. А главное — это же внутренние страдания…
Жалость к себе лишает сил, лишает способности здравого рассуждения, словно в западне удерживает человека. И так же, как и страх, соделывает чуждым Богу. Потому что и она — то же недоверие к Творцу, доходящее подчас до ропота на Него.
Но вот вопрос: можно ли не бояться, когда страшно? И можно ли не жалеть себя, когда трудно? Можно на самом деле. И не только совершенный человек, не только святой на это способен.
Просто когда происходит что-то, по-настоящему страшное, вспомни, какое страдание и какой вред причинишь себе, страху поддавшись, и… пожалей себя — не бойся.
А когда случается что-то по-настоящему трудное, драматичное, задумайся о том, как тяжело себя жалеть, и… испугайся этой жалости, прогони ее.
А еще лучше — учись чувствовать себя всегда — как и есть — в руках любящего, милосердного, все знающего и все могущего Бога. И места ни для страха, ни для саможаления в сердце не найдется. Потому что полно оно будет — надеждой.
"Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят"
Чистота сердца делает человека мужественным и сильным. Ну и конечно те, кто слушают папу и маму будут в жизни более смелыми и успешными, нежели своевольные революционеры - протестанты и ниспровергатели.
Так же страх все равно есть, почти всегда, в тяжелой ситуации, но надо в это время сильно молится и сможешь делать то, что должен делать и задавишь его.
Есть такая поговорка:"Хороший полководец ведёт других за собой личным примером, а не силой". Господь хороший полководец?-Самый лучший из всех! И нужно на Его примере учиться:
"С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же обратившись сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое." (от Матф 16:21-23)
Да будет имя Господне благословенно!
А кто дал вам право уравнивать крестоносцев и фашистов?
Цель крестоносцев была помощь угнетаемым и порабощенным единоверцам от иноземцев и захватчиков. (Почитайте что делали на завоеванных землях завоеватели. Да что далеко ходить посмотрите что они делают сейчас с христианами в Сирии...) Уж как это было реализовано, это уже другой вопрос.
Толстой с его теорий - еретик, а выбор православного человека "Противостояние злу силой" (Ильин)
Господи, спаси и помилуй люди твоя!
Бесстрашие – бесстрашию рознь. Есть бесстрашие по незнанию, по глупости, по тщеславию и гордыне. А есть бесстрашие от Духа Святаго. Этим бесстрашием исполняется как раз человек боящийся, просящий помощи и защиты, уповающий не на себя или другого, а на Господа, Царицу Небесную, Святых Угодников. Такому бесстрашию предшествует страх. Ведь «страха ради иудейска» затворились ученики Христовы в доме накануне сошествия Святого Духа.
Величайшим событиям в Православном мире предшествовал именно страх. Ведь не бесстрашный же народ собрался на всенощное бдение во Влахернская церкви, прося защиты у Пресвятой Девы. И не бесстрашные, а смиренные монахи Почаевской Лавры молили Богородицу о недопущении осквернения от агарян. И в том и другом случае была явлена самая действенная во вселенной защита. Апостол Петр получил благодатное слезное смирение именно после трехкратного отречения по причине страха. Бесстрашный же о защите не просит. Страх – инструмент промысла Божия
..любой страх делает человека рабом,
а должен быть только один страх - СОГРЕШИТЬ перед Богом и свооей совестью
Укрепи нас , Господи!Сделай нас сильными в вере к тебе!
Услыши ны, Боже, услыши ны , Владыко, услыши ны, Святый!
Помилуй ны, Боже, помилуй ны, Владыко, помилуй ны, Святый!
Спаси Господи!
"Удручают меня христиане. Люди не знают что такое любить себя,не то что ближнего!"
Ну зачем же так обобщать, Вы что с каждым христианином лично знакомы? Или Вас житие святых на такие мысли навело? Странновато, однако...
Низкий поклон Вам, отец Нектарий, за такую статью.
Один из смелейших людей, которых я знаю, говорил мне в ответ на вопрос, как стать мужественным: нужно просить об этом Бога. Так и есть.
Ещё заметил из личного опыта, что человек становится трусливым, когда впадает в порок. Грех делает трусом: лень, сладострастие, любовь к вкусной и обильной еде. Человек привыкает потакать себе, перестаёт идти против течения. Его становится легче сломать извне, потому что он всегда потакает своим низменным порывам, как животное не поводу.
Напротив, трудолюбивый, умеющий ограничить себя, переступить через себя ради высшего блага, становится смелым и сильным в любых обстоятельствах.
Наверно, поэтому славянское название людей, подверженных одному из сладострастных пороков "изнеженные".
Смелость же предполагает твёрдость духа.
да Вы действительно пошли по ложному пути. Изначально. Культивировать в себе страх в расчёте на обретение страха Божия - это в корне неправильно. Страх Божий - дар благодати, этот дар нужно заслужить и выпросить у Подателя оного. Его суть - благоговение.
Страх Божий - любовь к Богу. Любим же Его, когда соблюдаем заповеди Его. Культивировать же нужно страх нарушить заповедь. Важно понимать, что страх этот не имеет ничего общего с физиологическими ощущениями. Скорее, это просто принцип. По крайней мере, для начинающих.
О.Серафима спросила братия, кто в обителе стоит ближе всех к Богу? "Церковный повар"-ответил он! "Потому что он постоянно обращается к Нему в мыслях свох и получает от Него помощь".Спаси Господи.
Спаси Вас Господь, дорогой отец Нектарий!
Я боюсь летать и только недавно думал о том, что даже если чему-нибудь суждено случиться, то всё по воле Божией. И вот наставление, подарок! Слава Богу за всё!
И вообще, светочи в духовной жизни - это Евангелие, святые отцы, их жития, а если будете оритентироваться на Кочергина и Емельяненко, то ослеплённый кумирами, будете блуждать в потёмках. Они спортсмены, а не духовные водители - рассуждайте здраво!!!
Берите пример с тех (святые отцы) кто уже прошёл Богом указанным путём, кого ОН после смерти прославил: Дивен Бог во святых своих!
А "Господи, помилуй", "Пощади падшее создание Твое", "Милостив буди мне, грешному" - эти слова из молитв и канонов - что, как не жалость к себе?
Нет Андрей, всё чуть-чуть не так, как вы написали. Вы даже немного себе противоречите. Я сам бывший спортсмен, и имею большие проблемы в духовной жизни из-за гордыни и эгоизма, которые взрастил за время занятий в зале.
- "Господи, помилуй", воззвание к Господу из глубины души человека раскаявшегося в своих грехах, осознавшего своё падение, всю тяжесть содеянных им грехов;
- ..."Пощади падшее создание Твое", воззвание грешника к своему Творцу, который создал небо и землю и всё сущее, ибо теперь он (грешник) не ставит себя из-за своей гордныи в ровень своему Создателю, как денница. Грешник раскаялся и смирился, встал на путь примирение с Богом.
- Милостив буди мне, грешному - человек осознал, что он не пуп земли, а созданное творение и лучше ему быть рабом человеколюбивого и милостивого Господа, чем рабом греха. Хотя Господь называет всех приходящих к нему в Духе и истине - друзьями. Грешник хочет исправиться, победить страсти, очистить сердце и ум, но самостоятельно этого сделать не в силах, т.к. он создание сотворенное. Поэтому он взывает в великом смирении к своему Создателю, Пресвятой Богородице - нашей пребыстрой заступнице и ходатаице, о помощи в этой нелёгкой брани.
Очень Вы мне помогли - укрепили.
Страх Господень не равно страху, который мы обычно испытываем. Это совершенно другое понятие. Это значит, что мы боимся своими грехами огорчить, отступиться от Бога, лишиться его любви.
Обращение к Богу через Иисусову молитву, к Богородице, как и любая другая молитва ничего общего не имеют с саможалением. Саможаление - это грех. А мы в молитвах раскаиваемся и просим прощения и молим о помощи. Мы осознаем свою немощность - потому что без Бога не можем творить нечего доброго, потому что имеем испорченную природу. В молитвах мы стремимся к общению с Богом, подтверждаем свою верность ему.
Вы когда-нибудь в своей жизни испытывали сожаление о содеянном? Вы просили когда-нибудь о прощении? Разве это было связано с жалостью к себе? нет. Это было сожаление о том, что Ваш поступок, слова огорчили, обидели, причинили боль другому.
Андрей, лучше всего прислушаться не к православным борцам, а к нашим святым отцам, коих немалое количество. У них всенепременно найдете ответы на свои вопросы.
Помоги Вам Бог!
Так лаконично все и точно расставлено по местам и указан путь исправления.
"Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю, на Него."(Пс.90)
СПАСИ ГОСПОДИ ВСЕ СВЯЩЕНСТВО ТВОЕ, своевременно дающего четкие, образные ориентиры на пути воцерковления недостойных рабов Твоих!
"Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь." (Евр.13:20-21)
А "Господи, помилуй", "Пощади падшее создание Твое", "Милостив буди мне, грешному" - эти слова из молитв и канонов - что, как не жалость к себе?
Верующие борцы - Фёдор Емельяненко и Андрей Кочергин - говорят оба, что нужно иметь православный дух. Что это такое? Для меня православный дух - это прежде всего "Господи, помилуй" и "Пресвятая Богородица, спаси нас", что я и слышал, и читал в Церкви чаще всего и с повторениями. И чтобы прочувствовать это, и нужно иметь страх и самоспасение, саможаление.
Помогите, может быть я всё извратил и давно иду по ложному пути?