Зачем нужны стихи и как с ними подружиться

Заметки о детском чтении

Несколько лет назад по Интернету гуляло видео: мальчик лет восьми учит стихотворение Плещеева «Сельская песня». Не понимая смысла, он как заклинание твердит «Травка зеленеет, солнышко блестит», плачет от собственной беспомощности и непристойно ругается. Видео позиционировалось как смешное, а мне было грустно и по-настоящему жалко мальчишку. Он явно не понимал, зачем это написано, что все это значит, а самое главное – зачем ему нужно учить это наизусть.

Культура чтения и заучивания стихов сейчас если не утеряна, то основательно забыта

Культура чтения и заучивания стихов сейчас если не утеряна, то основательно забыта. Она плохо совмещается с нашим суматошным ритмом жизни, с бесконечной лентой новостей в соцсетях, множеством чатов, медиакультурой. Мало кто из нас после рабочего дня открывает томик Лермонтова или Ахматовой. Такое чтение требует спокойных мыслей, созерцательности.

Дети и поэзия – тема еще более сложная. Даже нечитающие родители хотят, чтобы дети любили книги: это развивает, помогает в учебе и коммуникации. Они понимают, что сказки и рассказы – это интересно, познавательная литература о природе или технике – полезно. А вот сказать, зачем нужны стихи, многие затрудняются.

Как вообще приходят стихи в жизнь ребенка? В большинстве семей – примерно одинаково. Сначала мама или бабушка напевают потешки младенцу: они, кажется, так и сидят в нашей родовой памяти, поселились в голове без нашего участия. «Водичка-водичка, умой мое личико», – ласково приговаривает мама во время купания. А папа, качая на коленях хохочущее годовалое чадо, декламирует «по кочкам, по кочкам, по ровному месту, в ямку – бух!»

Народные потешки – это поэзия. Самая настоящая, образная, певучая. А еще – древняя, и поэтому предназначенная не для чтения, а для бытования в жизни, повседневных дел. Поэтому-то она так легко входит в обиход семьи с ребенком – помогает его пестовать, как в старину говаривали.

Проходит год, другой, и малыш знакомится с циклом «Игрушки» Агнии Барто, «Телефоном» и «Доктором Айболитом» Чуковского. Он с радостью их слушает, рассматривает картинки: Корней Иванович свое дело знал, у него и конфликт на месте, и побояться можно, и со злодеями сразиться, и с бегемотами поплясать. Что касается Барто – недавно я принесла со скамейки во дворе мокрого зайчишку, которого забыла там моя пятилетняя дочь. Догадываетесь, что я ей прочитала? Агния Львовна умела видеть мир и чувствовать, как ребенок, говорить просто, но зато самое важное и ценное. Тут ей равных нет.

Иногда родители идут дальше, расширяя поэтический кругозор детей: читают английские народные стишки и песенки в переводе Самуила Маршака, Ирину Токмакову, иногда Сергея Михалкова (тут приходится пояснять много советских реалий, и энтузиазма убавляется). А потом… все.

Ну, как все. Ребенок начинает слушать сюжетные истории посложнее – рассказы Николая Носова, народные сказки. Потом, лет в 5–6, ему уже читают большие произведения – «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, подтягиваются великие скандинавы – Сельма Лагерлеф, Астрид Линдгрен, Туве Янссон. А поэзия уходит из жизни ребенка.

Возвращается она в школе. Как водится, внезапно: читаем объемный текст Юрия Кушака и отвечаем на вопросы, и Михалкова с Барто читаем, но уже про школу, учим басню. И вдруг выясняется, что человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. У него не развит орган восприятия стихов, он не умеет размышлять о чужих и своих чувствах, сопоставлять их. И совсем не умеет учить стихи.

Я не шучу: лично знаю историю второклассника, который, рыдая, отказался учить басню «Слон и моська». Так и сказал учительнице: ставьте мне двойку, все равно не выучу. Хороший мальчик из хорошей семьи. Просто стихов там не читают.

Любая литература обращается к чувствам, но в поэзии это – главное. Даже если мы читаем сюжетные стихи, каких много у Хармса, Введенского, Михалкова. Внимать чувствам, прислушиваться к себе, а тем более к лирическому герою непросто. Это умение приходит постепенно. Вот что для него нужно:

  • Читать стихи. Просто брать и читать, понемножку, но регулярно. Покупать или брать в библиотеке (не забывайте консультироваться, там работают специалисты, они подберут самое подходящее возрасту и склонности ребенка). А еще можно навестить антресоли или чердак у бабушки в деревне – вдруг там завалялись тоненькие советские поэтические сборники с чудными иллюстрациями из серии «Детская библиотека»?
  • Объяснять непонятное. Иногда кажется, что классика с ее устаревшей лексикой и канувшими в лету понятиями настолько далека от наших детей, что и не подступиться. Иногда думаешь, что и так все понятно, чего тут объяснять. И то, и другое неверно: ребенок видит мир не как мы, при этом он готов впитывать и усваивать новое. Один школьник объяснял отрывок из Пушкина «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая», как нашествие инопланетян, которые взрывают каких-то пушистых браздов. Ужасаться здесь нечему: ребенок понял стихотворение в силу своего опыта. Здорово, наверное, он удивился, когда ему объяснили, как все обстоит на самом деле. Главное, чтобы по-доброму объяснили, без насмешек и нотаций.

Кстати, отсутствие объяснений – одна из причин того, что детям сложно учить стихи. Достаточно пройтись по тексту один раз, спрашивая, как понимает его ребенок – и непонятная, непривычная речь проясняется. Учить то, что не понимаешь – настоящее наказание.

Если читать стихи, «потому что надо», как принимать горькую микстуру, – полюбить их не получится

  • Говорить о чувствах. Если читать стихи, «потому что надо», как принимать горькую микстуру, – полюбить их не получится. Это так не работает: формальность и торопливость не дружат с поэзией. Лучше прочитать одно стихотворение в неделю, но зато поговорить о нем: рассказать о своих чувствах, внимательно выслушать то, что чувствует ребенок. Идеально – если стихотворение соответствует времени года, погоде, настроению, событию. Так мы соединяем его с нашей жизнью и нашими чувствами непосредственно в этот момент.
  • Учить то, что понравилось. Если не считать школьной программы, дети чаще всего учат стихи Деду Морозу. Новогодний подарок – причина уважительная, но протараторить «Шел по свету Дед Мороз», косясь на его мешок – так себе знакомство с поэзией. Стихи можно учить, например, в подарок бабушке или дедушке на день рождения. Можно учить, а потом записывать то, как ребенок декламирует, на видео: лет через 10 эта запись станет драгоценной. Главное – учить не спеша и осознанно. Понимая текст, по две минуты в день две недели, а не за один вечер, с криками и понуканием.

Дети – чуткие товарищи. Они еще не успели овладеть нашими взрослыми «суперсилами» – циничностью, черствостью, недоверчивостью. Они обязательно будут жалеть лермонтовских сосну и пальму, и старый утес, который покинула тучка золотая. Они проникнутся и «Школьником» Некрасова, и «Листопадом» Бунина, и сиянием снега в пушкинском «Зимнем утре». И уж тем более полюбят цикл «Сны» Введенского, «Иван Иваныч Самовар» Хармса, «Чудаков» Юрия Владимирова. Для них создают чудесные стихи современные поэты – Анастасия Орлова и Юлия Симбирская, Наталия Волкова и Артур Гиваргизов, Дарья Герасимова, Эдуард Шендерович и многие другие. Для них Марина Бородицкая перевела великолепные сказки Джулии Дональдскон – «Груффало», «Тимоти Скотт», «Человеткин», «Улитка и кит», а еще озорную историю Питера Бентли «Принц и Свинтус». Для них творили поэты старшего поколения – Михаил Яснов, Тим Собакин, Юнна Мориц, Георгий Ладонщиков, Юрий Кушак, Александр Кушнер, Валентин Берестов – всех не перечислить. Все это есть в библиотеках и книжных магазинах – бери, читай, учи, чувствуй. Находи то, что отзовется именно твоему сердцу.

Несомненно, важно интеллектуальное развитие детей. И, конечно, сердце радуется, если твой ребенок сильный и ловкий, плавает, прыгает или делает идеальные па у хореографического станка. Но не менее важно, если вместе с растяжкой, быстрым устным счетом и музыкальным слухом у него развита способность чувствовать – себя и других людей, природу и время, настроение и событие. Не просто радоваться – а находить имя, образ, аналогию своему чувству. Для этого и нужна поэзия.

Мария Минаева

14 июля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×