Отец мой очередной раз приехал со своей малой родины и снова начал рассказывать диковинные истории про Доцента, Волоху и других интересных жителей Малой Кудары. И, конечно, не обошел он вниманием Генку Прораба. Дурачка местного, видимо.
Но никак я не могла понять, что за нотки гордости и восхищения примешаны к отцовским шуткам.
Я-то обязательно плачу, когда горжусь кем-то. А отец так не умеет. Он зубы скалит еще пуще.
***
Геннадий Николаевич Уму непостижимо, но отправили нас служить аккурат на отцову родину.
В Малую Кудару наш благочинный не раз пытался приехать с Крещением, но жители не одобрили его затею: бабушки посиделки организовывают уже, где еще собираться.
Но прошел слух, что Ванюшки Протасова дочка-то – попадья у нового попа. Своя.
Одобрили старожилы, значит, приезд батюшки.
В храме сто лет уже служб не было. Храм огромный, пусть и разрушен наполовину, но все еще величественный, красивый. Помыли, почистили его и службу назначили.
Знаете, я в тот день снова рыдала. Но не на службе, там я держалась. Стояла впереди и чувствовала себя предводителем всех этих крепких и таких же носатых, как я, людей. Как будто бы я в ответе за них, так мне было.
И вот тут-то я и увидела Генку Прораба. Как увидела его, так сразу и поняла, что не Генка он, а Геннадий Николаевич: на таких людей смотреть надо во все глаза и слушать их во все уши. Напиваться.
Уже 10 лет как Геннадий Николаевич решил построить у себя в деревне часовенку кладбищенскую. Само по себе то, что в практически атеистической среде он уверовал, – уже чудо. Но он не только уверовал, но и решил, вот, стройку затеять.
В деревне он был всегда уважаемым мужиком: охотник знатный, тайгу вдоль и поперек обошел, скота целый двор, с хозяйством один управляется. Без техники, косой, на свое огромное стадо сено косит. По молодости известен был еще и как марафонец: до Кяхты и обратно бегал, 100 километров как-никак.
Но вот повредился умом: церкву строить начал. Нет, он не начал проповедовать, денег не стал собирать. Он молча собрался, и в лес. Свалит подходящий ствол – и на конях его тащит к кладбищу, которое на горе. Так и под летним палящим солнцем готовил лес, и в лютые холода. Все свободное время.
А потом рубить часовню начал. Один. Люди дивятся на его чудачество. Ну и прораб!
Когда все было почти готово, решил, что если прируб сделать, то и храм небольшой получится.
И снова в лес.
9 лет ушло у него, строил без плана, без чертежа. В стройке-то мало-мальски разбирается – прораб же.
А потом решил и колокола раздобыть на храм. Ни про какие фонды он не знал, поэтому стал коров на мясо растить, а деньги прикладывать. На колокола.
Купил же, смог.
Ничего, что у него даже холодильника нет в доме, зато колокола
Ничего, что у него даже холодильника нет в доме, зато колокола.
Очень мне нравится наш Одигитриевский собор в Улан-Удэ, красиво там, все блестит. Аккуратно все сделано. Придешь туда – поют красиво. Пока стоишь среди всей этой красоты, то веришь как будто бы даже крепче.
А я стою и думаю про Генку Прораба. А ты вот попробуй, как он: верь, когда никто не верит. Делай, когда никто не поддерживает. Молись, когда смеются.
В прошлом году юбилей епархии был, мы его кандидатуру подавали на медаль. Она ему, конечно, не нужна. Но так мечталось, что вот побреется он, рубаху чистую наденет, плюнет на ладошку, чтоб волосы пригладить, и пойдет медаль получать.
Но Господь ему другую награду подготовил. Круче.
Моего мужа на большом крестном ходу в день прп. Варлаама Чикойского интервью попросили дать. А муж стал про храм в Малой Кударе рассказывать. Читинцы заинтересовались и решили фильм снять. Хороший получился фильм, хоть и небольшой. Дочка Геннадия Николаевича, которую давно он хотел увидеть, но не знал, как найти, увидела фильм этот и приехала к нему сама. Внуков привезла.
Вот и слава на что-то сгодилась.
Приезжал он к нам, глаза сияют, счастливый. У него счастье, но и про нас не забывает. Гостинцев завез: мясо свое, яйца, молоко. Он, даже когда на колокола копил, то нам мяса отделял все равно, по 80 руб. килограмм, бесплатно, считай.
Как мой муж с Кудары возвращается, отец звонит, спрашивает, как там, в деревне. Про прораба шутку отпустит, как иначе. Но теперь добавляет: дед же он твой, двоюродный.
А раньше не добавлял.