Вот уже и год, как Пётр Мамонов не с нами. Но Пётр Николаевич не из тех людей, которых забывают. Очень метко сказал о нем Павел Лунгин: «Он не был похож ни на кого — ни в своем саморазрушении, ни в своем стремлении к Богу в поисках правды. Все, к чему он прикасался, становилось искусством».
И книги его — это он сам. В них можно увидеть и леденящий внутренний мир того, «ветхого», человека, и путь почти Давидова покаяния. Особенно запомнилась мне книга «Закорючки» — простая в лучшем смысле этого слова.
Все мы чертим свои закорючки, пытаясь нетвердой рукой рисовать другого, нового человека
«Закорючки» подкупают тем, насколько близки они практически любому из нас. Все мы чертим свои закорючки, пытаясь нетвердой рукой рисовать другого, нового человека. И живые евангельские истины открываются порой в самом простом.
Многие фразы и фрагменты из «Закорючек» написаны как будто обо всех нас. В них легко узнать себя и задуматься об очень важном. И хочется сегодня вспомнить хотя бы некоторые из них.
«Иногда целый день бегаешь, хлопочешь, по телефону разговариваешь — а ничего не сделал. А бывает, помолился коротко, но постарался от всей души с Богом пообщаться, сильно-сильно. Остальное время пролежал у речки, все на воду смотрел, и понимаешь неожиданно: а ведь сегодня не зря прожил, потрудился».
С кем не бывало? Живём в бесконечной гонке — планы, дедлайны, форс-мажоры. Успеть, успеть, успеть. А как иначе?
Но успевать бы не только то, что написано в ежедневнике... Успевать делить радости и огорчения, успевать приходить на помощь, понимать, прощать. Успеть бы сказать всё, что важно. А иногда — успеть бы не сказать...
И действительно — иногда всей душой чувствуешь, как важно поговорить с Богом. Хоть в трех словах, но по-настоящему. И если получается — день проходит не зря.
«Надо книжечку купить новую
и на ветку наступить на сосновую.
И костерчик запалить красный.
И денек еще прожить
не напрасно…»
«Разве можно ненавидеть пустыню за то, что в ней нет воды?»
Читаешь и осознаешь — такой пустыней может оказаться любая душа. И, как говорится, «...от нихже первый есмь аз». То пересыхают, то воскресают в душах живые ручейки. А пересыхают порой совсем неожиданно. И так важно чью-то такую «пустыню» не пересушить своей неприязнью еще больше! А если пустыня своя собственная, не тратить силы на уныние, а стараться оросить — хоть чуть-чуть…
То пересыхают, то воскресают в душах живые ручейки. А пересыхают порой совсем неожиданно
«Не помню, когда и где видел, но до сих пор стоит перед глазами: мужчина из ревности или еще по какой дурацкой причине схватил нож, вонзил в грудь любимой — и тут же вытащил обратно. Как бы: — ОЙ, нет-нет. Извини. Я не хотел. — И поразило, что хотел — не хотел, а все, поздно».
Вот этот эпизод, наверное, самый пронзительный и самый жестоко-актуальный. Для каждого. Раним друг друга острыми, как нож, словами и поступками, а «вытащить обратно» уже не получается. Нет, конечно, прощаем и миримся. Лечим раны, которых разумнее было бы не наносить. Хорошо бы всегда быть разумными…
Да и перед Богом грешим точно так же. Спотыкаемся, каемся, просим прощения. А Он прощает — сколько бы ножей ни вонзали и гвоздей ни вбивали.
«Ну, если этот плохой и тот; надо и его прогнать, и другого, и вон того — тоже. Погоди, а как же? Останешься один? А Царствие Небесное? Там все должны вместе и в любви.
Заперся. Сижу один. Три дня, четыре. Дурак дураком.
Пресвятая Богородице, спаси нас!»
Нет, все-таки и эти строки не менее пронзительные. Хоть в глубине души, но видим мы себя иногда «хорошими среди плохих». И тот не такой, и этот не этакий. А я-то и хороший, и прав во всем, а всё-таки на душе неуютно…
А почему неуютно? Может быть, как раз потому, что «там все должны вместе и в любви»?
«Бывает, целый день думаешь о высоком, а поднял два бычка, отнёс клочок газеты в урну, и тоже хорошо».
А ведь так и в духовной жизни — бывает, стремимся к безымянной высоте, а высокое совсем рядом. Не вспылить, не обидеть, поддержать, понять, выбросить «в урну» хотя бы клочок мусора из своей души. И тоже хорошо.
И еще одна цитата откликнулась в душе — уже даже не «закорючка», а целое напутствие. Простое, от простоты души, от одного из нас. И даже добавить к нему нечего.
«Духовная жизнь, как шахматы, — надо видеть на много ходов вперед. Противнику 6000 лет, он очень хитрый. Но мы можем выиграть ‟партию”, потому что с нами Бог».