Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Крещение Дании

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Даны, как и другие скандинавы, начиная с конца VIII столетия, совершали грабительские нападения с моря на христианские страны Запада. Первое нападение их на Англию датируется 793-м годом, когда их жертвой стал расположенный на острове Линдисфарне монастырь Святого Куберта.

«В один из июньских дней 793 г. монахи… увидели в море паруса. Появление корабля в этом открытом всем ветрам и бурям негостеприимном уголке Северо-Восточной Англии было редким событием… При виде четырехугольных парусов приближавшихся к острову кораблей монахи не испытали большого волнения. Каковы же были их изумление и ужас, когда на берег сошли воины в кольчугах, с боевыми топорами в руках. Просьбы о пощаде и мольбы, обращенные к Богу, не возымели действия: монастырь был разрушен и сожжен, драгоценные дароносицы и другие священные сосуды, одеяния священников и все имущество разграблены пришельцами, многие монахи убиты, другие захвачены в плен и увезены прочь от родных берегов. Линдисфарн, служивший в VII–VIII вв., подобно некоторым другим монастырям Северной Англии, важным очагом духовной жизни Западной Европы, перестал существовать… В следующем году участь Линдисфарна разделили монастыри в Ярроу и Вермуте. Затем подобным же набегам подверглись другие районы Англии, берега Шотландии, Ирландии, Уэльса»[1].

Географически Дания была расположена ближе других скандинавских стран к христианскому миру Европейского континента. В Ютландии она граничила с христианским Западом. Поэтому евангельская проповедь проникла в эту страну раньше, чем к другим скандинавским народам, удаленным от христианских стран. Еще в VII столетии даны установили контакты с христианским королевством франков. В торговые поселения Дании приезжали купцы из христианских стран континента, власти которых стремились к обращению соседних языческих народов. С начала грабительских набегов викингов на христианские земли случалось, что некоторые из морских разбойников – под влиянием бесед с пленниками-христианами, или когда сами попадали в плен, либо когда вели переговоры с представителями местной власти, – искренне обращались к вере во Христа, хотя чаще они крестились притворно, из выгоды.

Папа Адриан I коронует Людовика как короля Аквитании. Миниатюра из «Больших французских хроник» (экземпляр Карла Анжуйского, ок. 1460 года) Папа Адриан I коронует Людовика как короля Аквитании. Миниатюра из «Больших французских хроник» (экземпляр Карла Анжуйского, ок. 1460 года)

Об одном из многих подобных случаев, правда, особенно экстравагантном, рассказывает монах Сен-Галленского монастыря:

«Людовик Благочестивый требовал от всех норманнов, прибывавших к нему, принять Крещение. Многие из них так и поступали, но истинная причина заключалась в том, что их привлекала возможность получить при Крещении одежды и подарки, которые франки давали вновь обращенным. Так, однажды не хватило крещальных одежд для всех, и тогда они стали рвать ткани на куски и делить их между собой. Один из старейших среди них признался: ‟Я принимал Крещение 20 раз, и всегда получал хорошее платье, но ныне мне дали мешок, подходящий пастуху, но не воину”. И он швырнул с этими словами не понравившееся ему одеяние»[2].

Несмотря на подобные эксцессы, Западная Церковь считала обращение язычников Севера своей важной задачей. В начале VIII века монах из Англии Виллиброрд, презрев опасности, побывал в монолитно языческой тогда Дании, и некоторых, хотя и немногих, жителей этой страны он обратил к вере во Христа.

Годфрид, правитель Дании Годфрид, правитель Дании Первым историческим, а не легендарным конунгом Дании был Сигфрид, умерший около 800 г. После него Данией правил Годфред, ему наследовал его племянник Хемминг, который правил всего один год, после чего Дания погрузилась в междоусобицу, победителем из которой вышел Харальд Клак, сын правившего в прошлом конунга из династии Скьольдунгов. В 814-м г. ему оказал вооруженную поддержку сын и преемник Карла Великого Людовик Благочестивый. В 824-м г. он направил в Данию миссию во главе с 25-летним монахом из Корвейского монастыря Ансгаром.

«Вместе со своим собратом, монахом Аутбертом, он основал маленькую школу для юношества… в ней было около дюжины учеников»[3] в Хедебю, среди жителей которого было немало христиан. В 826-м г. конунг Харальд Клак, находясь в Германии, в Ингельхейме, близ Майнца, в гостях у Императора Людовика Благочестивого, принял Крещение вместе со своей дружиной из 400 воинов.

Но самоотверженный миссионер Ансгар недолго пребывал в стране язычников: в ту пору даны крепко держались за свои верования, и Харальд был изгнан язычниками из Дании. Вместе с ним страну покинули и монахи-миссионеры. Император Людовик предоставил Харальду лен во Фрисландии, там же обосновался и его родственник Рерик Ютландский, которого некоторые авторы отождествляют с основателем династии, правившей на Руси до конца XVI столетия. Возможно, Рерик был крещен, но, судя по прозвищу «Язва христианства», которую ему усваивают западные источники, если он и принял Крещение, то вскоре отпал от Церкви, как нередко поступали его соплеменники, на время или на всю оставшуюся жизнь. Совпадение его имени с названием города, населенного германоязычными саксами и славяноязычными ободритами, дало повод для предположения о его славянском происхождении, хотя этимология его имени германская: от Hrōþirīks, что в переводе значит «славный правитель».

В Дании после изгнания христианина Харальда остался один конунг – язычник Хорик. Между тем прошли годы, и Ансгар был поставлен архиепископом Бременским, на него возлагалась ответственность за христианское просвещение народов Севера, и в 849-м г. он снова отправился в Данию. На пути он опять остановился в Хедебю, получив от конунга Хорика, хотя тот оставался язычником, разрешение на постройку церкви в этом городе, а затем также и в другом торговом центре страны – в Рибе.

После смерти архиепископа Ансгара, канонизованного Западной Церковью, в 865-г. на Гамбургско-Бременскую кафедру был поставлен его ученик Римберт, написавший впоследствии житие своего учителя. Он занимал ее до своей кончины. Одной из главных забот архипастыря было христианское просвещение Скандинавии, в первую очередь Дании, где к тому времени существовали уже христианские приходы. Пребывая большую часть времени в Корвейском монасыре, он не только направлял в Данию миссионеров, но и сам некоторое время находился там, проповедуя Евангелие и выкупая на рынке в Хедебю рабов-христиан. После его смерти в 888-м г. все связи Бремена с северными землями прервались. Но христианская вера продолжала теплиться в Дании. Ее принимали люди простые и знатные – херсиры[4], ярлы и даже некоторые из конунгов конца IX – первой половины X столетия: в 891-м г. последним датским конунгом из древней династии Скьольдунгов был христианин Хельги (на Руси это имя трансформировалось в Олега). О его набожности и справедливости писал Адам Бременский.

Христианская вера продолжала теплиться в Дании. Ее принимали люди простые и знатные – херсиры, ярлы и даже некоторые из конунгов

Ему, согласно Адаму Бременскому, «преемствовал Олав, который пришел из Свеаланда и захватил королевскую власть в Дании силой оружия»[5]. С этих пор в течение 40 лет в Дании правила династия шведского происхождения. Эта эпоха в источниках освещена крайне скудно. Олаву наследовали сыновья, из которых двое, Кноб и Гурд, стали править в Дании, другим досталась Швеция. Позже в Дании правил Сигерих, его сверг Хардегон, родом из Норвегии. Впрочем, эти конунги могли править в Дании не последовательно, один за другим, но одновременно – в разных частях страны. Рунические надписи на камнях, обнаруженные в Хедебю, подтверждают достоверность имен конунгов, известных из скупых нарративных источников. Из надписи «Асфрид воздвигла этот камень по королю Сигтрюггу, сыну своему и Гнупы»[6] следует, что Асфрид была супругой Гнупы (Кноба) и матерью Сигтрюгга (Сигериха).

Харальд I Синезубый. Фреска из собора Роскилле, XVI век Харальд I Синезубый. Фреска из собора Роскилле, XVI век Из германских хроник известно, что

«Генрих Птицелов, желая отомстить ‟данам” за набеги на Фризию, в 934-м г. пошел на них войной, наголову разбил их, обложив данью, и вынудил датского конунга Кнуба принять Крещение»[7].

Сын Кнуба Сигерих был убит перехватившим власть Гормом по прозвищу Старый, упрямым приверженцем языческих верований своих предков. Столицу Дании Горм Старый перенес из Хедебю в расположенный в центре Ютландии Еллинг. Когда в 935-м г. архиепископ Гамбурга и Бремена Унно прибыл в Данию с миссионерской целью, его встретил там не Сигерих, но убивший Сигериха язычник и враг христиан – конунг Горм. Но сын и преемник Горма Харальд Синезубый уверовал во Христа и построил в ставшем столицей Дании Еллинге деревяную церковь, в которую были перенесены останки его родителей, хотя отец его до конца жизни оставался закоренелым язычником, а мать, возможно, была христианкой по рождению (в таком случае именно она могла повлиять на выбор веры своим сыном).

Объединение датских земель в прочное государство восходит к правлению язычника Горма и его сына-христианина Харальда Синезубого

Объединение датских земель в прочное государство восходит к правлению язычника Горма и его сына-христианина Харальда Синезубого. Имена этих конунгов помещены в рунических надписях на мемориальных камнях в Елинге. Одна из них гласит:

«Конунг Горм воздвиг этот камень в память о своей жене Тюре, строительнице Дании»[8].

И другая:

«Конунг Харальд воздвиг этот камень по своему отцу Горму и своей матери. Харальд подчинил себе всю Данию и Норвегию и обратил всех данов в христианскую веру»[9].

Принятие христианства Данией условно датируется 965-м годом, когда произошло массовое обращение данов к вере во Христа, но в стране и после этого оставалось еще много язычников, так что Дания стала монолитно христианским государством уже только в XI столетии. При этом доля правды, но лишь доля, содержится в замечании медиевиста А. Я. Гуревича:

«За сохранение старой веры в скандинавских странах обычно держалась родовая знать, которая издавна контролировала языческий культ и видела в нем гарантию своего могущества и независимости от конунга-объединителя, тогда как последний вместе с поддерживавшими его слоями населения добивался установления своего единовластия, находившего оправдание в христианском монотеизме»[10].

Политический расчет мог служить монарху одним из стимулов к принятию веры во Христа, но личная религиозность была все-таки решающим фактором обращения.

В правление Харальда Синезубого, хотя, судя по тому, что писал Адам Бременский, не по его инициативе, а по воле Императора Оттона Великого, под покровительством которого действовала Гамбургско-Бременская епархия, окормлявшая христиан Севера, в Дании были учреждены три епископских кафедры: в Хедебю, Рибе и Орхусе. Каждая из них служила миссионерским центром. В начале XI столетия кафедры были созданы в Оденсе и в Роскилле – городе, ставшем новой столицей Дании. Адам Бременский упоминает также о епископе Одинкаре, который «обратил в веру многих своей проповедью на Фюне, Зеландии, в Сконе и Швеции»[11].

Крещение Дании способствовало улучшению ее взаимоотношений с империей Оттона Великого. В 973-м г. в Кведлинбурге Харальд принес оммаж – клятву вассальной верности – Императору Оттону. Воины Харальда Синезубого, действуя в союзе с норвежцами, сторонниками ярла Хакона Могучего, одержали победу над конунгом Норвегии Харальдом Серой Шкурой, и Хакон стал править Норвегией, признавая верховную власть над собой датского конунга, но когда в 986-м г. Харальд Синезубый попытался подтолкнуть Хакона к принятию веры во Христа, тот порвал с ним, став независимым конунгом. Попытка Харальда вооруженной рукой принудить его к повиновению провалилась.

Конунг Харальд скончался около 987 г. Обстоятельства его смерти остаются не проясненными вполне, потому что источники сообщают о ней разные сведения. Согласно Адаму Бременскому,

«Харальд был ранен в битве со своим сыном Свейном, укрылся в славянских землях… и чрез несколько дней умер»[12].

Останки Харальда Синезубого были доставлены в Роскилле, где находилась его резиденция, и там совершено было его отпевание и погребение в храме. Конунг Харальд женат был трижды. Его первой супругой была Гунхильда, второй – Това, дочь князя ободритов Мстивоя, а третьей – дочь конунга Швеции Олафа Бьёрнсона Гирид.

Свен I Вилобородый вторгается в Англию в 1013 году. Фрагмент миниатюры XIII века из библиотеки Кембриджского университета Свен I Вилобородый вторгается в Англию в 1013 году. Фрагмент миниатюры XIII века из библиотеки Кембриджского университета Наследником покойного короля стал Свен Вилобородый, прозванный так не из-за бороды, а из-за на редкость длинных усов. Он родился в 960-е гг. и правил Данией с 985 г., Норвегией – с 1002 г. и Англией – с 1013 г. Хотя прожил он около 50 лет, его правление Данией продолжалось долго – до смерти, постигшей его в 1014-м г., через месяц после того, как он овладел английской короной. Крещен он был с именем Оттон, в честь Императора Оттона Великого. Адам Бременский писал о поражении Свена в войне со шведским королем Эриком Победоносным, который правил Данией в 994–995-м гг. В «Хронике» Титмара Мерзебургского говорится о пленении Свена:

«Этот… не правитель даже, – говорю я, – но разрушитель, после смерти своего отца был захвачен восставшими норманнами, но освобождён подчинёнными ему людьми за огромный выкуп»[13].

Но сведения средневековых хронистов, как считают многие современные историки, могли быть ошибочными. Из саг известно, что после смерти короля Эрика Свен женился на его вдове Сигрид Гордой. В разных источниках его женами называют также Гунхильду и дочь князя польского Мешко Святославу. Упоминания этих имен интерпретируются по-разному – и как свидетельство о троебрачии Свена, и как принадлежность этих имен, известных из разных источников, одной и той же женщине. Согласно Титмару Мерзебургскому, сыновей Свену «родила… дочь князя Мешко, сестра сына его Болеслава»[14].

После убийства сестры Свена Гунхильды в ходе резни поселившихся в Англии данов, совершенной по приказу короля Этельреда в 1002-м г., в праздник святого Брайса, Свен Вилобородый совершил первое нападение на Англию с моря, за которым последовал ряд других рейдов. Титмар Мерзебургский называет Свена «исчадием ада», но это была, конечно, пристрастная характеристика самого конунга и односторонняя оценка войны, в которую вступили два народа – англосаксы и даны – после злодеяния английского короля.

«Я часто слышал, что англы, – названные так то ли из-за ангельской их наружности, то ли оттого, что они обитают в уединении той земли, – претерпели большое несчастье от нечестивого короля данов Свена, сына Гаральда, и те, которые ранее были данниками князя апостолов Петра и духовными сынами святого отца их Григория (Папы Григория Великого – В. Ц.), были вынуждены теперь ежегодно платить этим нечистым собакам установленную ими дань, а большую часть своего королевства, лишённую в результате плена и гибели своих жителей, против воли предоставить врагу для прочного заселения»[15].

Всё это происходило на самом деле задолго до рождения Свена. Но нельзя не согласиться с такой сентенцией Титмара:

«Допустил это Господь, подстрекнув названных врагов совершить сие, из-за требующей очищения вины некоторых (английских) безбожников»[16].

Набеги датских викингов во главе со своим конунгом на Англию продолжались с замечательной регулярностью, пока в 1013-м г. король Этельред не бежал из Англии, после чего английский Витенагамот (народное собрание) избрал и провозгласил Свена своим королем.

Если верить Адаму Бременскому и Титмару Мерзебургскому, сын Харальда Синезубого Свен Вилобородый был, несмотря на свое формальное Крещение, язычником и врагом христиан. Но ряд очевидных фактов не позволяет согласиться с таким утверждением. Когда он унаследовал отцовский престол, в Дании, как и при его отце, чеканились монеты с изображением креста на реверсе. Он строил христианские храмы, а став правителем Англии, оказывал поддержку Церкви и в этой стране. Был ли он добрым христианином – сказать трудно, но от Церкви в языческую веру своих предков он не отпал. Остро негативные оценки Свена со стороны немецких авторов могут объясняться тем обстоятельством, что при этом конунге, завоевателе и короле Англии первенствующая роль в христианском просвещении Дании стала принадлежать не немецким, но английским миссионерам, тем более что расположенная на северо-востоке Англии «область датского права» – Денло, населенная потомками датских викингов, и ранее служила связующим звеном между двумя мирами – Британским и Скандинавским. Обращенные к вере во Христа даны из британского Денло скорее могли быть услышаны своими сородичами, чем франки, фризы и даже саксы – близкие соседи данов в Ютландии. Нельзя сбрасывать со счетов и политическое соперничество островного королевства с континентальной империей в борьбе за влияние на Северных землях, отражавшееся и на позиции миссионеров из этих двух государств, оказавшихся совсем не бесстрастными хроникерами происходивших событий.

Харальд II, король Дании. Картина из постоянной экспозиции Музея национальной истории Фредериксборга в Дании Харальд II, король Дании. Картина из постоянной экспозиции Музея национальной истории Фредериксборга в Дании Свен получал поддержку со стороны духовенства в стремлении к укреплению государства, и, со своей стороны, оказывал финансовую помощь в строительстве церквей, в приобретении священных сосудов и церковной утвари. В то же время, стремясь отстоять независимость своего королевства от имперской экспансии, он хлопотал об учреждении архиепископской кафедры в Дании, чтобы ее Церковь впредь не зависела от Гамбургско-Бременских архиепископов, подданных Императора, но этому его плану не суждено было сбыться ни в пору его правления, ни при его сыне Кнуте Великом. Свен, правитель севера – Англии, Дании и Норвегии, – скончался в ночь на Сретение, 2 февраля 1014 г., и был погребен в Йорке, откуда позже его останки были перенесены на родину, в Данию, и перезахоронены в кафедральном соборе в Роскилле.

Правителем Дании стал его старший сын Харальд II, а Англию унаследовал другой его сын – Кнут Великий. Титмар Мерзебургский, ненавистник Свена Вилобородого, не жалует и обоих его сыновей:

«Я, – пишет он, – …вкратце расскажу о двух змиях, – то есть о сыновьях Свена-гонителя. Родила их ему дочь князя Мешко, сестра сына его и наследника Болеслава; надолго отвергнутая своим мужем, она испытала не меньшие, чем прочие, бедствия. Дети его, во всём полная копия отца, с плачем приняли привезённое тело любимого родителя и, похоронив его, приготовили корабли, стремясь отомстить англам за их намерение нанести их отцу оскорбление»[17].

Кнуд Великий Кнуд Великий Харальд правил Данией 4 года и умер в 1018-м г., 20-ти лет от роду, не оставив детей, после чего Дания отошла к его младшему брату Кнуту, правившему Англией.

Кнут Великий крещен был в младенчестве с именем Ламберт, а имя Кнут, с которым вошел в историю, он получил в честь своего прапрадеда – датского конунга Хардекнута. 10 лет спустя ему достался и королевский престол Норвегии, его владения охватывали также расположенный на юге Ютландии Шлезвиг и Померанию, или, по-славянски, Поморье, так что он стал монархом Севера, сопоставимым по своему могуществу с Императором, правившим Германией, и королем западных франков, или Франции.

В правление Кнута Великого усилилось англосаксонское влияние на Церковь Дании

В правление Кнута Великого усилилось англосаксонское влияние на Церковь Дании. На кафедру в Роскилле был поставлен рукоположенный архиепископом Кентерберийским Гербранд. Архиепископ Гамбургско-Бременский Унван, правда, добился от него признания своей юрисдикции над ним, и все-таки Гербранд не мог не стать проводником англосаксонского влияния на церковную жизнь Дании. По воле конунга Кнута, епископом Лунда в Сконе, входившем в Датское королевство, был хиротонисан английский каноник Бернгард. В царствование Кнута и при его преемниках, особенно в правление Свена II, заметно выросло число датских епархий. Епископские кафедры имелись в Шлезвиге (выросшем на месте сожженного Хедебю), Роскилле, Рибе, Виборге, Орхусе, Вендиле, Лунде, Дальбю. Но они по-прежнему оставались в юрисдикции Гамбургско-Бременской архиепископии. Свен II поддерживал тесный контакт с архиепископом Адальбертом, который занимал Гамбургско-Бременскую кафедру с 1043 до своей кончины в 1072-м г.

В середине XI века даны были уже христианским народом, но и крестившись, многие из них и в повседневной жизни, и на пороге вечности не оставляли языческих обрядов. В одних и тех же могилах на кладбище археологи обнаруживают и нательные крестики, и бытовой инвентарь, который предназначался для употребления покойниками в загробном мире. В религиозном сознании новокрещенного народа сохранялись характерные черты двоеверия – причудливое сочетание веры во Христа с почитанием языческих идолов.

В религиозном сознании новокрещенного народа сохранялись характерные черты двоеверия – сочетание веры во Христа с почитанием языческих идолов

В своей «Хронике» Видукинд Корвейский писал:

«Датчане с древних времен были христианами, тем не менее, следуя обычаю отечества, поклонялись идолам. И случилось, что на каком-то пиру в присутствии Государя возник спор о почитании богов, когда датчане стали утверждать, что Христос – Бог, но имеются и другие боги, более [могучие, чем Христос], так как могут вызывать перед людьми еще большие знамения и чудеса. Против этого [утверждения] выступил один клирик, ныне ведущий набожную жизнь епископ по имени Попо, который заявил, что единым Богом является [Бог] Отец с единородным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом и со Святым Духом, а идолы – суть ложные боги. Король Горальд, тот именно, который, как говорят, был скор на слушание и медлителен в беседе, спросил [клирика], не желает ли он сам лично разъяснить свою веру. Тот незамедлительно ответил согласием. Король распорядился взять клирика под стражу до следующего дня. С наступлением же утра он велел бросить в огонь большой кусок железа, а затем приказал клирику во имя католической веры [взять и] нести это раскаленное железо. Исповедник Христов не колеблясь взял железо и нес его столько времени, сколько угодно было королю: [затем] он показал всем свою руку, оказавшуюся неповрежденной; тем самым он доказал, что католическая вера заслуживает одобрения. [В ответ] на это обращенный [в веру] король распорядился почитать Богом одного только Христа, приказал уничтожить идолов у подчиненных народов, и с тех пор воздавал должные почести священникам и служителям Господа»[18].

Рейтинг: 10 Голосов: 51 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Гуревич А.Я. Походы викингов. – М., 1966. С. 3–4.

[2] Там же, с. 90.

[3] Гвин Джонс. Викинги. Потомки Одина и Тора. – М., 2005. С. 99.

[4] Херсиры представляли собой местную военную элиту. Они отвечали за организацию и подготовку лида (народного ополчения). Интересно, что статус херсира часто передавалось по наследству, создавая своеобразные «офицерские династии».

[5] Архенгольц Ф. Образование Датского королевства. (VIII – середина XI века – https://norroen.info/articles/denmark.html).

[6] Гвин Джонс, цит. изд., с. 105–106.

[7] Там же, с. 106.

[8] Там же, с. 107.

[9] Там же, с. 110–111.

[10] Гуревич А.Я., цит. изд., с. 166.

[11] Архенгольц Ф. Образование Датского королевства. (VIII – середина XI века). – https://norroen.info/articles/denmark.html).

[12] Гвин Джонс, цит. изд., с. 124.

[13] Титмар Мерзебургский. Хроника. – М., 2009. С. 148.

[14] Там же, с. 149.

[15] Там же, с. 147–148.

[16] Там же, с. 148.

[17] Там же, с. 149.

[18] Видукинд Корвейский. Деяния саксов. – knigogid.net›books/184603-vidukind-korveiskii,III, 65.

Смотри также
Православие в Скандинавии: мученики, святые правители, нынешняя ситуация. Ч. 2 Православие в Скандинавии: мученики, святые правители, нынешняя ситуация. Ч. 2
Мэтью Хартли
Православие в Скандинавии: мученики, святые правители, нынешняя ситуация. Ч. 2 Православие в Скандинавии: мученики, святые правители, нынешняя ситуация
Часть 2
Мэтью Хартли
Православная Церковь есть и всегда была вселенской, выходящей за все национальные и этнические рамки и границы.
Православие в Скандинавии: миссионеры и просветители. Ч. 1 Православие в Скандинавии: миссионеры и просветители. Ч. 1
Мэтью Хартли
Православие в Скандинавии: миссионеры и просветители. Ч. 1 Православие в Скандинавии: миссионеры и просветители
Часть 1
Мэтью Хартли
В течение многих столетий после земной жизни Иисуса Христа жители скандинавских земель оставались закоренелыми язычниками.
Неевростандартные люди Неевростандартные люди
Оксана Лючева
Неевростандартные люди Неевростандартные люди,
или Русские в Дании

Оксана Лючева
О том, легко ли быть православным в сытой Дании, почему русские «вечно недовольны» датской школой, о разгильдяйстве по-датски и основах благополучия этой страны.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×