Христианский север Испании на рубеже I и II тысячелетий

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Ордоньо II Ордоньо II В 910-м г., после кончины короля Астурии Альфонса Великого, его сыновья разделили отцовское наследство между собой на три удела: коренная часть королевства, Астурия, досталась Фруэле, Гарсиа стал править в Леоне, а Ордоньо – в Галисии. Но в 914-м г. Гарсиа умер, и Леон, в состав которого входило Кастильское графство, несколько веков спустя ставшее ядром единой Испании, отошел к его брату Ордоньо. Столица единого государства, переименованного в Астуро-Леонское королевство, была перемещена из Овьедо в город Леон. Ордоньо воздвиг в нем кафедральный собор и свой дворец. После 14-летнего правления вначале только в Галисии, а затем также и в Леоне Ордоньо умер, и в 924-м к единственному из оставшихся в живых сыновей Альфонса Великого – Фруэле – перешли все владения отца, но год спустя скончался и он.

Между наследниками в следующем поколении вспыхнула вражда. Победителем в междоусобной распре стал получивший поддержку из соседней Памплоны сын Ордоньо Альфонс IV, прозванный впоследствии Монахом, потому что в 931-м г. он, оставив трон, удалился в Шагунский монастырь, а на королевский престол в Леоне взошел его младший брат Рамиро II – до тех пор он был правителем Галисии, в которую входил и север современной Португалии. Рамиро властвовал над Астуро-Леонским королевством до своей кончины, последовавшей в 951-м г.

Альфонсо IV Монах Альфонсо IV Монах В его правление возобновился натиск мусульман, которым удалось разорить христианские города Осму и Бургос. В ходе военных действий в 932-м г. королевское войско заняло мусульманскую крепость Маджрит (Мадрид), но затем вынуждено было ее оставить. Халифат снова перешел в наступление, остановить которое удалось в победоносном сражении при Симанкасе в августе 939-м г., когда королевские войска атаковали армию халифа Ар-Рахмана, возвращавшуюся из похода против восставшей Сарагосы. После этой победы удалось создать буферную зону к югу от реки Дуэро, название которой – Эстремадура – образовано от слова extrema (граница) и гидронима Дуэро. В Эстремадуре христианами с севера и беженцами из Аль-Андалуса – мосарабами – были заселены города Саламанка, Сепульведа, Ледесма. Территориальный рост и усиление вооруженной мощи Леона, а также то обстоятельство, что в этом королевстве находился город Компостела, куда приходили паломники не только из Испании, но и из-за Пиренеев, чтобы поклониться мощам апостола Иакова – Сантьяго, послужили обоснованием для употребления по отношению к королю Рамиро II в некоторых актах императорского титула – в свое время пребывание мощей апостола Петра в римском Ватикане стало одним из аргументов в пользу усвоения императорского титула Карлу Великому, овладевшему Римом. Но императорский титул Рамиро не унаследовали его преемники. В подражание Папе, епископ Сантьяго–де-Компостела стал с тех пор титуловаться apostolice sedis episcopus (епископом апостолического престола).

Развитие феодальных тенденций на христианском севере Испании, как и за Пиренеями, вело к сепаратистским поползновениям со стороны местной знати

Развитие феодальных тенденций на христианском севере Испании, как и за Пиренеями, вело к сепаратистским поползновениям со стороны местной знати. Особую угрозу целостности Астуро-Леонского королевства несло Кастильское графство, правители которого стремились к независимости от короля. Кастильского графа Фернандо Гонсалеса, поднявшего мятеж против короля под предлогом несправедливого распределения земель Пеньяфеля и Куэльяра, расположенных на юге его графства, внук Рамиро II –Вермудо II, который правил с 985 по 999 г., считал настолько опасным конкурентом, что стал вербовать в свое войско наемников мусульман в Аль-Андалусе.

«Не исключено, что последствием этой вербовки стал… грабительский рейд аль-Мансура, предпринятый в конце X века и ввергший почти все важные поселения северной Испании, от Галисии до Наварры, в плачевное состояние»[1].

Королю Альфонсу V, сыну Вермудо, правившему с 999 по 1028 г., удалось заново отстроить свою столицу, одноименную с государством – Леон. Чтобы успешно противодействовать опасным для королевства феодальным акциям своих вассалов, он издал и огласил на собрании знати в 1017-м г. «Законник Леона» (Fuero de Leon), направленный на укрепление целостности государства. Но его введение вызвало ожидаемое сопротивление со стороны местных сеньоров. В 1024-м г. по политическим соображениям Альфонс женился на сестре короля Памплоны Санчо – Урраке. Последствием брака стала вооруженная помощь Леону со стороны Памплоны и усиление ее влияния на соседнее королевство.

Саркофаг Бермудо III. Монастырь Санта-Мариа-ла-Реаль в Нахере Саркофаг Бермудо III. Монастырь Санта-Мариа-ла-Реаль в Нахере

В правление сына Альфонса Вермудо III Кордовский халифат распался на тайфы. Угроза со стороны мусульман была отодвинута, и сразу после этого возобновилось соперничество между королем Леона и графом Кастилии Фернандо, на сторону которого на этот раз стал король Памплоны Санчо III. Междоусобная вражда вылилась в войну. В сентябре 1037 г. в битве при Тамароне, в которой на стороне кастильцев сражалось войско короля Памплоны Гарсии, Вермудо III погиб, а его войско было разбито. В отсутствии сыновей у павшего короля претензию на престол предъявила сестра короля Санчо – жена графа Фернандо. Знать Леона противилась возведению на престол кастильского графа, но год спустя, летом 1038 г., он все же взошел на королевский престол Леона. С тех пор Фернандо правил единым Леоно-Кастильским королевством.

Фердинанд I Великий Фердинанд I Великий Теперь уже он столкнулся с противостоянием со стороны местной знати. Дело доходило до мятежей, которые ему удавалось подавить, а затем Фернандо вступил в конфликт со своим родным братом – королем Памплоны Гарсией – из-за спорных владений в Ла-Риохе – пограничье Леоно-Кастильского королевства и Памплоны. Конфликт вылился в войну, и в битве при Атапуэрке Гарсиа погиб, а победу одержал Фернандо. Спорные земли отошли к королевству Леона и Кастилии, и его граница с Памплоной прошла по реке Эбро. Наследник погибшего Гарсии – король Санчо Гарсиа IV – стал вассалом Фернандо, прозванного Великим.

Леоно-Кастильское королевство в правление Фернандо стало самым сильным христианским государством Испании, основной ударной силой Реконкисты, в ходе которой удалось до середины XI века отвоевать у мавров расположенные на западе Пиренейского полуострова города Коимбру, Ламегу, Визеу. Более того, ряд поражений, которые потерпели разрозненные тайфы, образованные после распада Кордовского халифата, принудил эмиров Толедо, Севильи, Сарагосы и Бадахоса принести присягу вассальной верности королю Фернандо и обязаться платить ему дань. В Астуро-Леонском королевстве пробудилось стремление довести Реконкисту до ее полного завершения – до изгнания мавров со всей территории полуострова, в чем виделось восстановление погибшей вестготской державы.

В Астуро-Леонском королевстве пробудилось стремление довести Реконкисту до ее полного завершения – до изгнания мавров со всей территории полуострова

Романоязычные жители королевства заодно с обитавшими в горах басками считали себя прямыми наследниками вестготов, приписывая себе благородное происхождение от них, и даже называли себя готами, тем самым высокомерно противопоставляя себя не только маврам, но и мосарабам, третируя тех из них, кто переселился на север страны, как вчерашних рабов иноверцев-мусульман.

Фернандо Великий скончался в 1065-м г. После его смерти королевство было разделено между сыновьями: старший Санчо II получил в наследство Кастилию, Альфонс VI – Леон, и младший, Гарсиа, – Галисию.

На престол соседней с Леоно-Кастильским королевством Памплоны (как назывались и государство, позже переименованное в Наварру, и его столица) в 905-м г. был возведен Санчо Гарсес I из баскской по своему происхождению династии Хименес, в ту пору союзник короля Астурии Альфонса Великого. В самом начале правления он отверг вассальную зависимость от Кордовского эмирата и включился в Реконкисту. Опираясь на союзническую помощь со стороны короля Леона Ордонью II, он отнял у халифата земли, расположенные к югу и западу от своего королевства, границы которого он отодвинул до Калаоры и Нахеры. Но, набрав многочисленное войско, халифат перешел в наступление, в ходе которого была опустошена Риоха, а затем захвачена и разорена столица королевства Памплона. Христианским воинам с трудом удалось отбить ее у мавров и затем вытеснить их за пределы королевства.

Санчо II Сильный Санчо II Сильный После смерти Санчо Гарсеса I в 925-м г. на престол Памплоны взошел его сын Гарсиа Санчес, правление которого продолжалось без малого полстолетия, до его кончины в 970-м г. На политику короля заметное и, как казалось многим в его окружении, чрезмерное влияние приобрела мать монарха, которая состояла в родстве с кордовским халифом Абд-ар-Рахманом III. А сам Санчо Гарсес был женат на Андрегото, дочери Арагонского графа Галиндо, что способствовало сближению Арагона с Памплонским королевством.

Отцовский престол унаследовал Санчо Гарсес II, женатый на дочери графа Кастилии Фернандо Гонсалеса – Урраке. Его правление продолжалось с 970 по 994 г. В 970-е гг. король Памплоны потерпел поражение от хаджиба Аль-Мансура в битвах при Торревисенте и при Сан-Эстебан-де-Гормаз. После очередного поражения в сражении при Руэде в 981-м г. Санчо Гарсес отправился в Кордову с дарами Аль-Мансуру. Более того, он выдал замуж за него свою дочь, и от этого брака родился Абд ар-Рахман Санчуэло, который тщетно пытался отнять трон халифа у наследника Омейадов. В 987-м г. Санчо Гарсес усвоил себе титул короля Наварры, но титул этот не прижился и в постоянное употребление вошел лишь в конце XI века, вытеснив прежний титул, обозначавший столицу королевства Памплону.

Сын его Гарсиа Санчес II, женатый на Химене Фернандес, занимал королевский престол, по одним сведениям, 5, а по другим – около 10 лет. В попытках избавиться от зависимости от халифата, на признание которой вынужден был пойти его отец, Гарсиа Санчес воевал с маврами в союзе с другими христианскими государями: потерпел поражение в битве при Сервере и одержал победу в сражении при Калатаньясоре в 1002-м г., повергшем халифат в кризис. Дочь Гарсиа Санчеса II – Эльвира Гарсес – приняла постриг в монастыре в Лейре.

На правление его сына и наследника Санчо Гарсеса III, прозванного Великим, приходится рост могущества и влияния королевства, которое на время стало самым сильным христианским государством Испании. Памплона расширила свои пределы за счет территории, отвоеванной у тайфы Сарагосы, с городами Больтанья, Сос, Лоарре, населенными в основном мосарабами. В 1020-м г. Санчо Гарсес присоединил к своим владениям расположенное высоко в горах графство Рибогорсу. Женившись на дочери Кастильского графа Мунье, он стал опекуном несовершеннолетнего графа Кастилии Гарсии II, после гибели которого в 1028-м г. стал править Кастилией. Свою сестру Урраку он выдал замуж за короля Леона Альфонса V, сын которого Вермудо III, унаследовавший отцовский престол, женился на дочери Санчо Гарсеса Великого – Химене Санчес. А сестра Вермудо была выдана замуж за сына Санчо Гарсеса III Фернандо. Брачные узы близких родственников с представителями правящих династий соседних христианских государств послужили Санчо Гарсесу Великому предлогом для вмешательства в их внутренние дела. Став самым влиятельным христианским монархом Испании, он в 1032-м г. повелел чеканить монеты, легенда которых усваивала ему императорский титул. Резиденция короля по преимуществу находилась в городе Нахере. Поддержка Кастилии против короля Леона вылилась в войну, в ходе которой была захвачена столица Леонского королевства, и в 1034-м г. Санчо Гарсес был коронован в Леоне как «Божией милостью король испанцев» (Rex Dei gratia Hispaniarum). Некоторое время его власть распространялась и на северные склоны Пиренейских гор, расположенные в Гаскони, что способствовало развитию контактов с королевством западных франков. В 1035-м г. Санчо Гарсес III скончался, разделив перед смертью королевство между сыновьями, так что династии, правившие в христианских государствах Испании в XI–XIII веках, восходят к нему.

Гарсии Санчесу III досталась коренная земля Памплонского королевства, а также графство Алаву, Фернандо I – графство Кастилия, младшему сыну Гонцало отошли расположенные высоко в горах графства Рибагорца и Собрарбе, а старшему по возрасту, но незаконнорожденному сыну Рамиро – Арагон вместе с королевским титулом. Гарсиа Санчес IV правил Памплонским королевством с 1035 по 1054 г., расширив в ходе Реконкисты владения на юге. В 1037-м г. Гарсиа помог своему брату, графу Кастилии Фернандо, одержать победу над королем Леона Вермудо III в битве при Тамароне. Фернандо присоединил Леон к своим владениям и был коронован королем Леона. Братья до поры до времени признавали его сюзеренитет, но в 1043-м г. в конфликт с ним вступил единокровный брат Рамиро. Дело дошло до войны, в которой Рамиро потерпел поражение, и граница Памплоны была отодвинута на восток за счет Арагона. А в 1054-м г. вспыхнувшая между ним и его родным братом Фернандо вражда из-за споров о границе вылилась в войну, и в битве при Атапуэрке Гарсиа Санчес погиб. Королевский престол Памплоны унаследовал его старший сын – Санчо Гарсес IV, прозванный Благородным.

Структура общества на христианском севере Испании на рубеже тысячелетий заметно отличалась от той, которая сложилась за Пиренеями. В Астуро-Леонском королевстве и в Памплоне, в особенности в пограничье с Аль-Андалусом, где, то ожесточаясь, то затихая, шла Реконкиста, прерываемая на время недолгими перемириями, значительная, если не большая часть мужского населения, крестьянского по образу жизни, была вооружена и либо воевала, либо пребывала в состоянии боевой готовности. Этих воинов-крестьян можно сравнить с греческими акритами, с русскими казаками, с сербскими и хорватскими граничарами, но был еще один важный момент, отличавший их от казаков или граничар. Испанские «граничары», которые не были из числа переселившихся на север полуострова мосарабов, считали себя потомками тех христиан, которые никогда не были под пятой у иноверных мавров, и называли себя готами, хотя в действительности в этногенезе этого элемента настоящие вестготы составляли крайне малую величину. Но поскольку готы некогда завоевали римскую Испанию и господствовали в ней, то и их мнимые потомки усваивали себе благородное происхождение, тем более что воевали они по преимуществу не в пешем строю, а на конях, как заправские рыцари (Ritter) или шевалье (chevalier), что в буквальном переводе с немецкого и французского значит – всадник или кавалерист. Впрочем, и сословная латинская номенклатура, которая даже за Пиренеями не спешила усваивать феодальные кутюмы франков и прочно держалась в церковной документации, именовала их, одинаково с настоящими феодалами, владевшими землей, населенной крестьянами, – milites (или miles) – воины.

На местных наречиях сословный статус этих вооруженных крестьян обозначался по-разному: caballeros villanos (кавалерист-крестьянин), infanzonеs, идальго

На местных наречиях сословный статус этих вооруженных и воюющих крестьян обозначался по-разному: caballeros villanos (кавалерист-крестьянин), infanzonеs, идальго, в Галисии и Португалии – фидалгу. Землей они владели по преимуществу по праву собственности, как аллодом.

В аллодах и бенефициях (которые в Испании назывались престимониями) подлинных феодалов, включая и титулованную знать, верхнюю ступень которой занимали владетельные графы, проживали по преимуществу свободные крестьяне, арендовавшие землю у ее собственников. Лично зависимые от землевладельцев сервы, посаженные на землю, имевшие свое жилище и свое домашнее хозяйство и называвшиеся поэтому serves casates, как и те сервы, которые принадлежали к дворне феодала, составляли незначительное меньшинство крестьян. По преимуществу это были переселенцы из Андалуса – мосарабы.

«Наибольшая концентрация крупного вотчинного землевладения наблюдалась в Галисии. Наибольшее распространение крестьянского и мелковотчинного землевладения – в Кастилии»[2].

В горных поселениях басков, которые также причисляли себя к благородным потомкам готов, сохранялась еще и общинная собственность на землю, при этом пашни, сады и огороды находились в семейном владении, а пастбища и покосы – в общинном пользовании.

Природные особенности горной местности, с одной стороны, и постоянная военная угроза в пограничной полосе, на земле, вновь заселяемой и обживаемой в ходе repoblacion, делали земледелие более рискованным занятием, чем скотоводство, потому что стадо овец, коз и коров можно было успеть отогнать в безопасное место в случае военной угрозы. Но когда военная граница устойчиво удалялась на значительное расстояние от деревень, можно было уже спокойней распахивать заброшенные ранее поля, сеять пшеницу и просо, выращивать овощи и фрукты, заниматься виноградарством, для которого особенно благоприятными были земля и климат на южных склонах Пиренейских гор.

«Аграрное по преимуществу хозяйство, начиная с X столетия, восполняется переживающими рост ремеслами и торговлей, это особенно хорошо видно по таким городам, как Бургос или Замора. Следует также упомянуть развитие текстильной промышленности в Леоне; в значительной мере эта отрасль была обязана бежавшим с юга мосарабам»[3],

которые научались ткацкому ремеслу у своих прежних соседей –мавров. Торговые маршруты пролегли в основном по восстанавливаемым старым римским дорогам. Особенно оживленная торговля велась вдоль паломнического пути, который вел через Пиренейские перевалы к мощам апостола в Сантьяго-де-Компостела. Не прекращалась и сопряженная с многими опасностями трансграничная торговля с исламским Андалусом, откуда поступали на христианский север Испании пряности, шафран, изящные ювелирные изделия, роскошные ткани и даже добытые в глубине Африки, высоко ценившиеся слоновые бивни.

[1] Klaus Herbers. Geschichte Spaniens im Mittelalter. Stutgart, 2006, S. 116 –117.

[2] Червонов С. В., Шилова-Варьяш И. И. Испания в VIII – середине XI в. – История Средних веков. Т. 1. М., 2010. С. 247.

[3] Klaus Herbers, цит. изд., с. 127.

Смотри также
Христиане Аль-Андалуса в IX веке Христиане Аль-Андалуса в IX веке
Прот. Владислав Цыпин
Христиане Аль-Андалуса в IX веке Христиане Аль-Андалуса в IX веке
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Гонения на христиан приняли массовый характер в разгар Реконкисты, в середине IX века, когда за Христа пострадали кордовские мученики.
Христианские государства на севере Испании в IX столетии Христианские государства на севере Испании в IX столетии
Прот. Владислав Цыпин
Христианские государства на севере Испании в IX столетии Христианские государства на севере Испании в IX столетии
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Противоборство на Пиренейском полуострове с конца 850-х гг. пошло строго по линии межрелигиозного соперничества, и Реконкиста приобрела черты религиозной войны.
Церковь в Испании в VIII веке Церковь в Испании в VIII веке
Протоиерей Владислав Цыпин
Церковь в Испании в VIII веке Церковь в Испании в VIII веке
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
На рубеже VIII и IX веков покоренная Испания оставалась еще по преимуществу христианской страной.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×