Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Церковь в империи Каролингов
- Клюнийское движение от основания монастыря в Клюни до середины XI века
- Понтификат Льва IX и отпадение Рима от Православной Церкви
- Папство в последней трети X века
- Период порнократии в истории папства
Астурийское королевство
Альфонсо II Целомудренный и Санча Кастильская В IX веке самым крупным христианским государством Испании была Астурия, в состав которой входили, помимо современного региона с тем же названием, также Кантабрия, Галисия и северо-запад Кастилии. Религиозным центром страны, местом массового паломничества стал галисийский город, где обретены были мощи, усвоенные апостолу Иакову Зеведееву, Сантьяго-де-Компостела.
С 791 по 842 г. в Астурии правил король Альфонс Целомудренный. При нем велось интенсивное заселение опустошенной пограничной зоны на юге государства. После нескольких побед над маврами он включил в королевство Леон и Старую Кастилию, после чего перенес королевскую резиденцию в Овьедо. В ней Альфонс стремился восстановить церемониал толедского двора вестготских монархов. Он скончался 20 марта 842 г.:
«Король Альфонсо вел славную, целомудренную, сдержанную, спокойную и праведную жизнь многие годы и на склоне лет, после пятидесятидвухлетнего правления, отдал свою божественную душу небесам. Тот, кто вел святую жизнь в этом мире, отправился покоиться в гробнице в Овьедо»[1] в храме святого Фирса.
Детей у почившего короля не было, и собранием знати его преемником избрали Рамиро, сына Вермудо, предшественника Альфонса на Астурийском троне из рода основателя Кантабрийской династии герцога Педро.
В 843 г. Астурия подверглась нападению викингов, которые пиратствовали в Бискайском заливе. Когда они попытались высадиться в Галисии у Коруньи, а потом у Хихона, Рамиро направил против них отряд, которому удалось предотвратить высадку. Викинги уплыли на своих драккарах каботажным маршрутом вдоль океанского берега на юг, мимо Лиссабона и Кадиса, откуда они часто совершали удачные грабительские вылазки, поднялись вверх по течению Гвадалквивира, где понесли поражение от мавров эмира Абд ар-Рахмана.
23 мая 844 г. состоялась битва христиан с маврами, которая вошла в предание испанских христиан
Год спустя, 23 мая 844 г., состоялась битва христиан с маврами, которая вошла в предание испанских христиан, хотя некоторые историки считают это событие легендарным на том основании, что оно отражено в относительно позднем источнике – хронике De rebus Hispaniae, составленной архиепископом Толедским Родриго Хименесом де Рада, и в более поздних средневековых хрониках. Согласно легенде, мавры напали на астурийцев из-за отказа короля отправлять в эмират ежегодную дань – 100 прекрасных дев. В канун битвы во сне королю Рамиро явился апостол Иаков. В хронике Педро Марсио помещен рассказ об этом видении самого короля:
«И пребывал я спящим, когда явилось мне видение – в телесной оболочке благословенный Сантьяго, защитник испанцев; и взирая с удивлением на то, что явилось очам моим, спросил я его: “Кто ты?” – и в ответ услышал, что се благословенный апостол Господень, Сантьяго. И еще сильнее стало мое удивление, когда чудесным способом достигли до меня сии слова, которые благословенный апостол сказал мне: “Разве ты не знал, что Господь мой Иисус Христос, распределяя другие области земные между моими братьями, другими апостолами, к счастью, отдал мне опеку надо всей Испанией и поручил ее моей защите? <…> Ободрись и будь храбрым, ибо я приду, чтобы помочь вам завтра, с Божьей помощью, победить все толпы врагов, окружающих вас. Однако многим из твоих солдат суждено обрести вечный покой, и они обретут мученический венец во время вашей борьбы за имя Христово. И чтобы не было места для сомнений, ни для вас, ни для сарацинов, вы узрите меня в белом на белом коне и с белым знаменем в руках. Поэтому на рассвете, покаявшись и исповедавшись в грехах, причастившись Крови и Тела Христова и отстояв мессу, не бойтесь бросить вызов полчищам сарацинов, взывая к имени Господнему и моему и твердо зная, что падут они под лезвиями мечей”»[2].
Сантьяго Матаморос. Картина Хуана Фландеса Явление апостола Иакова королю Рамиро вошло в историю как одно из знаменательных событий под названием Сантьяго Матаморос: в битве при Клавихо христианские воины одержали победу над полчищами эмира Абд ар-Рахмана. В этом сражении на знамени короля было изображение красного креста на белом фоне с тремя концами в форме цветов лилии и четвертым нижним концом в виде лезвия меча. Это изображение стало именоваться крестом Сантьяго – святого Иакова. Позже девиз воинов, участвовавших в Реконкисте, содержал аллюзию на крест святого Иакова – Rubet ensis sanguine Arabum (Ал мой клинок от крови арабов).
После победы под Клавехо, воспользовавшись также вовлеченностью Абд ар-Рахмана в противоборство с кланом Бану Каси, Рамиро занял город Леон, но уже в 846 г. Леон был захвачен и сожжен маврами под командованием сына эмира Мухаммада, а жившие в нем христиане вынуждены были бежать на север, в горы Астурии.
В правление Рамиро против него не раз сплетали заговоры астурийские магнаты, тщетно пытавшиеся лишить его престола. Ответом на эти попытки были казни заговорщиков. По сообщению «Хроники Альфонса Великого»,
«после того как Рамиро справился с гражданскими войнами, он построил много красивых зданий из гранита и мрамора – не используя дерево – на склоне горы Наранко в двух милях от Овьедо».
Там возведен был загородный дворец, позже (судя по сохранившейся надписи, в 848 г.) перестроенный в церковь Санта-Мария-дель-Наранко – архитектурный шедевр, дошедший до наших дней, и поблизости от него храм в честь Пресвятой Девы Марии – ныне церковь Сан-Мигель-де-Лилло. Ранее, около 830 г., близ Овьедо была построена дворцовая церковь Сан-Хуан-де-лос-Прадос (святого Иоанна в лугах), именуемая также «Сантульяно». Стены храма украшены фресками.
Статуя Рамиро I в Мадриде Озабоченный тем, что в его государстве обреталось немало бандитских шаек, король Рамиро стремился искоренить бандитизм суровыми мерами, подвергая преступников сожжению на костре. Власть прибегала к кострам и по обвинениям в колдовстве или вероотступничестве.
Рамиро был женат дважды. Нет сведений о его первой супруге, скончавшейся до его восшествия на престол. Детьми от их брака были Ордоньо и Гатон. Овдовев в 842 г. в солидном возрасте – он родился в 790 г., – Рамиро женился на девице из знатного астурийского рода Патерне. В 850 г. король Астурии Рамиро I скончался. Его наследником стал старший сын Ордоньо. При восшествии на престол Ордоньо было 30 лет. В ту пору он занимал должность губернатора Галисии. Его предшественники, даже если имели бесспорные наследственные права на королевский престол, избирались, в соответствии с древним готским правом, собранием военной аристократии и провинциальных графов из родственников покойного короля. Начиная с Ордоньо, в Астурии утвердился порядок престолонаследования, основанный на старшинстве в роде.
Особенно важные исторические последствия имело заселение христианами г. Леона, куда позже была перенесена столица королевства
По характеристике летописца, Ордоньо «был спокойный и терпеливый человек»[3]. В самом начале его правления «восстали баски. Когда он с войском вторгся в их землю, с другой стороны в наступление пошли сарацины»[4]. В сражении на берегу Эбро их наступление было остановлено. Но в битве с армией Кордовского эмира при Гуадалесете в 852 г. астурийцы потерпели поражение. Неудача остановила Реконкисту – Ордоньо переключил усилия на заселение пограничной земли, в ходе которого были восстановлены обезлюдевшие раньше города Асторга, Амайа, Туй. Пограничная война возобновилась в середине 850-х гг. В ходе этой войны в 856 г. был взят ранее утраченный город Леон. Особенно важные исторические последствия имело заселение христианами этого города, куда позже перенесена была из Овьедо столица королевства.
Ордоньо I. Миниатюра XVIII века Ордоньо был женат на Мунье Монис, которая, возможно, приходилась сестрой короля Наварры, и имел от нее 6 детей. Старшим из них был Альфонс. В 866 г. король Ордоньо скончался от подагры и был погребен в храме Девы Марии в Овьедо. На престол по праву старшинства вступил его 18-летний сын Альфонс, впоследствии прозванный Великим. Произошло это восшествие на королевский трон не без замешательства: воспрепятствовать воцарению Альфонса попытался могущественный магнат граф Галисии Фруэла:
«В расцвете юности, в первый год своего правления и в возрасте восемнадцати лет он был насильно лишен власти отступником Фруэлой, графом Галисии; сам король укрылся в крепости, а спустя малое время, когда тиран и злосчастный король Фруэла был убит верными нашего правителя в Овьедо, этот славный юноша вернулся из крепости»[5].
Альфонс возвратился в Овьедо через два месяца после начала мятежа и был помазан и коронован в столице королевства.
В 869 г. Альфонс заключил нацеленный на продолжение Реконкисты союз с населенным в основном басками королевством Наварра, или, по названию его столицы, – Памплона. Союз был скреплен браком Альфонса с Хименой – дочерью короля Памплоны Гарсии Иньигеса. От этого брака родились сыновья Гарсия, названный в честь своего деда по матери, Ордоньо, Гонсало, Фруэла и Рамиро. Правление Альфонса продолжалось на редкость долго – 44 года, и сопряжено было со значительным расширением пределов королевства. Альфонса не зря прозвали Великим. Он, по словам «Хроники Альбельды»,
«приобрел много вражеских земель. Так, он взял крепость Десу (Dezam); мирным путем приобрел Атьенсу (Antezam); Коимбру, которой владели враги, сжег и впоследствии заселил галисийцами; и подчинил себе многие другие замки»[6].
В результате возобновленной им Реконкисты южную границу Астурии удалось отодвинуть до берегов Дуэро: в состав Астурии вошли в 868 г. Порто, в 884 г. – Бургос, ставший форпостом королевства на его восточной границе, Самора, при взятии которой в 893 г. было разбито войско эмирата, насчитывавшее до 60 тысяч воинов, Симанка – в 899 г. и Торо – в 900 г.
Эти завоевания могли бы оказаться непрочными, если бы они не сопровождались интенсивным заселением приобретенных городов и ранее обезлюдевшей сельской местности.
«В его время церковь росла и королевство расширялось. Были также заселены христианами такие города, как Брага, Порто, Оренсе, Эминио (Eminensis), Визео и Ламего»[7].
Поселенцами на отвоеванных землях были не только жители Астурии, но и беженцы мозарабы – христиане из Кордовского эмирата, страдавшие на родине от дискриминации. По замечанию К. Герберса, процесс заселения развивался по-разному в разных регионах королевства:
«В Галисии в организации заселения, поощряемого королем, решающее участие принимали епископы, которым в этом частично содействовали графы. Новыми поселенцами здесь, как, впрочем, и в иных регионах, были свободные крестьяне, но их там скоро вовлекали в имения, принадлежавшие церковным и светским землевладельцам. Переселенцами были выходцы с севера Галисии, из Кастилии, а также с юга Испании. В Астурии-Леоне, напротив, сильнее проявлялось влияние на этот процесс короля; так, Асторга, например, завоевана была по королевской инициативе. Часть поселенцев происходила с юга Испании, в заселении Саморы в основном участвовали мозарабы из Толедо… Среди поселенцев встречались военнопленные мусульмане, возможно, даже рабы»[8].
В отвоеванной стране строились многочисленные крепости, замки и церкви.
Дипломатические и военные успехи не избавили Астурию от внутренних потрясений
Дипломатические и военные успехи не избавили Астурию от внутренних потрясений. Подвинутая со своих былых позиций аристократия не оставила надежд на восстановление былого олигархического правления, и в этих своих поползновениях она обрела опору в самой королевской семье. Старший сын Гарсия был соправителем отца, но в 909 г., подстрекаемый своим тестем графом Кастилии Муньо Нуньесом, он вступил в заговор, нацеленный на устранение отца и захват престола. Заговор был вовремя обнаружен, Гарсия арестован и заключен в тюрьму, но в следующем году Муньо Нуньес возглавил открытый вооруженный мятеж против Альфонса, и ему удалось привлечь на свою сторону супругу короля Химену, видимо, опасавшуюся за жизнь своего старшего сына, а та уже вовлекла в мятежные действия младших братьев Гарсии.
Альфонсо III в окружении королевы Химены (слева) и епископа Гомело II (справа). Миниатюра, ок. 1118 года. Из архива собора Овьедо Не желая, чтобы Астурия была ввержена в пучину кровавой смуты, Альфонс III отрекся от престола и удалился в Самору, где он скончался в декабре 910 г. Просвещенный монарх, Альфонс Великий велел составить три хроники (Альбельдскую, Пророческую и Хронику из Роды, которая известна также под его именем). По одной из версий, он сам написал ее. В этих хрониках описаны события, происходившие после завоевания Испании маврами. В них проводилась идея о прямом преемстве Астурийского государства от королевства вестготов. Это преемство служило обоснованием претензии на власть королей Астурии над всей Испанией по завершении Реконкисты. В послании, адресованном клиру города Тура, содержание которого связано с нападениями норманнов и чудесами святого Мартина Турского, Альфонс усваивает себе титул rex Hispaniae (короля Испании). Правда, подлинность этой грамоты некоторыми исследователями ставится под вопрос. Сын Альфонса Великого Гонсало не пережил отца, а оставшиеся сыновья разделили между собой королевство, так что Гарсии достался Леон, Ордоньо – Галисия, а Фруэле – Астурия, и все трое усвоили себе королевские титулы.
Астурийское королевство стало
«центром притяжения для христианского духовенства, которое покидало города Андалуса… Епископы оставляли пришедшие в запустение после арабского завоевания центры Вестготского королевства, многие титулярные епископы находили прибежище в монастырях, вместо захваченных арабами церковных кафедр появлялись новые. В результате военных походов астурийцев у мусульман был отвоеван ряд городов с епископскими кафедрами»[9].
В IX столетии в Астурии были восстановлены ранее прекратившие существование кафедры, и среди них епископия в городе Асторге. Епископские кафедры учреждались на отвоеванном у эмирата пограничье – в Вальпуэсте и Сасамоне. В поставлении епископов участвовали короли Астурии, предлагая кандидатов и сохраняя за собой право утверждать их после избрания епископским собором, а также устанавливать и ревизовать границы диоцезов. По инициативе монархов созывались соборы. Из источников известно о соборах, состоявшихся в 812 г. и 893 г. Примат в епископате Астурии принадлежал митрополиту Браги, резиденция которого находилась в городе Луго, но в «Хронике из Альбельды» первое месте в перечне епископов Астурии занимает епископ Овьедо Эрменегильд, а уже только следом за ним упомянут Флавиан, епископ Браги, пребывающий в Луго. Влияние епископа Овьедо возросло ввиду столичного статуса его города. В IX веке в Астурии учреждались мужские и женские монастыри.
Характерной чертой религиозной жизни Астурии было особое почитание апостола Иакова Зеведеева, к мощам которого стекались паломники из христианских государств севера Испании, христиане из Кордовского эмирата – Андалуса и пилигримы, которые на пути к святыне преодолевали горные перевалы Пиренеев. В правление короля Альфонса III в Компостеле, где почивали мощи апостола, была учреждена епископская кафедра.
Государство басков
Восточным соседом Астурии была Наварра со столицей в Памплоне, так что и само это королевство именовалось первоначально одинаково со столичным городом. Это был основной регион страны басков, которые обитали как на южных, так и на северных склонах Пиренеев. Земля, занятая ими на юго-западе современной Франции, от этнонима басков, или васконов, стала называться Васконией, или, как ныне, Гасконией. В первой половине VIII века большая часть Васконии, включая и земли, расположенные к югу от хребта, вместе с Памплоной вошла в состав Аквитанского герцогства, относившегося к королевству франков. В середине столетия Наварра была завоевана маврами, но высокогорье, населенное исключительно басками, осталось недосягаемым для воинов ислама.
Папа Адриан I коронует Людовика как короля Аквитании. Миниатюра из «Больших французских хроник» (экземпляр Карла Анжуйского, ок. 1460 года)
Один из эпизодов сопротивления басков завоевателям нашел поэтическое отражение в знаменитой «Песни о Роланде»
Баски, вступая во временные союзы с франками и даже маврами, мужественно отстаивали свою реальную независимость, сражаясь с теми, кто покушался отнять у них свободу. Один из эпизодов сопротивления нашел поэтическое отражение в знаменитой «Песни о Роланде», тему которого составило поражение франков и гибель храброго вассала Карла Великого маркграфа Бретани Роланда в Ронсевальском ущелье в 778 г. на возвратном пути из неудачного похода Карла за Пиренейские горы, который он предпринял с целью отвоевать у мусульман Сарагосу. Возвращаясь домой, франки завоевали и разрушили город басков Памплону в отмщение за то, что в проигранной битве за Сарагосу баски сражались на стороне сарацин. В Ронсевальском ущелье баски напали на арьергард франков и уничтожили его. Автор «Песни о Роланде» при этом проделал опыт этнической и конфессиональной трансвестии, усвоив победу над франками не христианам баскам, но сарацинам.
Император Людовик Благочестивый возвратил большую часть Васконии, включая и Памплону, в состав своего государства, но в 819 г. баски восстали против господства франков под предводительством герцога Лупа Центулла. Мятеж был подавлен королем Аквитании Пипином, Луп был изгнан из страны, и правителем Наварры Пипин поставил герцога Аснара Санчеса, но баски не смирились с поражением. Сопротивление экспансии возглавил Иньиго Ариста, которого хроники называют князем басков (princeps vasconum), но также и графом Памплоны. Баски составляли несколько племенных союзов, границы между территориями которых проходили по горным хребтам. Племенным вождем одного из них и был Иньиго Ариста, распространивший затем свою власть на большую часть соплеменников, обитавших к югу от главного хребта. При нем произошла политическая консолидация басков, в результате которой было создано государство, названное Наваррой.
Статуя Иньиго Аристы. Мадрид. XVIII век Иньиго был, вероятно, единоутробным братом Мусы ибн Мусы, предводителя клана Бану Каси, состоявшего из мулади – ренегатов, принявших ислам. Заключив союз с Мусой, а также с отказавшим в повиновении франкам графом Арагона Гарсией, Иньиго воевал с франками, и во втором знаменитом сражении в Ронсевальском ущелье в 824 г. франки потерпели жестокое поражение, почти все они сложили там свои головы, а их предводители герцог Васконии Аснар Санчес и граф Эбл оказались в плену. После этой битвы Иньиго Ариста, основатель династии суверенных правителей Наварры, стал носить титул короля Памплоны, хотя в ряде источников он именовался графом – вероятно, его королевский титул не был признан всеми. В арабских источниках ему усваивают титул эмира.
Союзнические отношения между Наваррой и кланом Бану Каси сохранились после того, как была остановлена экспансия франков за Пиренеи. Король Иньиго помогал Мусе ибн Мусе в его борьбе за независимость от Кордовского эмира. В ходе войн с эмиратом союзники одерживали победы и терпели поражения. Дважды, в 843 г. и 847 г., воины эмирата захватывали и разрушали столицу королевства Памплону. Архиепископ Кордовский Евлогий в 848 г. побывал в Памплоне и писал затем о разрушении кафедрального собора столицы королевства, епископ которой Вильесинд вынужден был поселиться в монастыре Спасителя в Лейре. В 850 г. Наварра вновь воевала с Кордовским эмиратом в союзе с Мусой II ибн Мусой. В 844 г. территория Наварры получила приращение на востоке: граф Арагона Галиндо Аснарес признал себя вассалом короля Памплоны.
Иньиго Ариста умер в 851 г. Престол Памплоны унаследовал его старший сын Гарсия Иньигес, которому в то время было около 40 лет. Детство он провел почетным заложником при дворе Кордовского эмира. Его отец тяжело болел последние 10 лет своей жизни, был парализован, и Гарсия управлял королевством совместно с Хименом Гарсесом из династии Хименесов, под властью которых находилась часть Наварры. В начале своего правления Гарсия поддерживал союзнические отношения с кланом Бану Каси, и одновременно он укрепил союз с соседней Астурией. Войска христианских королевств Астурии и Наварры под командованием Ордоньо и Гарсии участвовали в походе вглубь Кордовского эмирата ради поддержки жителей Толедо, восставших против нового эмира Мухаммада. Эта экспедиция закончилась катастрофическим поражением христиан в битве на берегу реки Гуадаласете. Союз между Наваррой и Астурией в 858 г. был закреплен династическим браком Гарсии Иньигеса с дочерью Ордоньо Леодегундой.
С именем Гарсии связаны первые упоминания паломнического пути апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостелу
В связи с постоянным отсутствием помощи от Мусы II ибн Мусы в войнах Наварры с Кордовским халифатом во второй половине 850-х гг. король Гарсия начал теснее сближаться с правителем Астурии Ордоньо I. Союз христианских монархов побудил клан Бану Каси помириться с Кордовским эмиром, так что противоборство на Пиренейском полуострове с конца 850-х гг. пошло строго по линии межрелигиозного соперничества, и Реконкиста со стороны христианских государств приобрела черты религиозной, священной войны. В 859 г. глава клана Бану Каси пропустил через свои владения продвигавшийся вверх по реке Эбро отряд викингов под предводительством конунгов Гастинга и Бьерна Железнобокого. В ходе этого похода викинги напали на Памплону и захватили в плен короля Гарсию, за освобождение которого пришлось уплатить выкуп в 70 тысяч золотых динаров. Воспользовавшись разорением Памплоны, Муса II напал на столицу Наварры. Желая помочь союзнику, король Орданьо осадил крепость Альбельду, которая принадлежала клану Бану Каси, что побудило Мусу ибн Мусу увести войска от стен Памплоны и направить их к осажденной Альбельде. В сражении у ее стен астурийцы и наваррцы под командованием своих королей Ордоньо и Гарсии Иньигеса победили мавров. Погибло до 12 тысяч мусульман, а сам Муса получил тяжелые ранения, после чего он уже до самой смерти, последовавшей в 862 г., не участвовал в сражениях. Ответный поход мусульман против христиан возглавил уже эмир Кордовы Мухаммад в 860 г. На этот раз победили мавры. Памплона была взята и разрушена. В плен попал сын короля Иньиго Гарсии Альбельда Фортун, которому пришлось провести в Кордове в неволе 20 лет. С именем Гарсии связаны первые упоминания паломнического пути апостола Иакова в Сантьяго-де-Компостелу. Король Памплоны, согласно хронике, заботился о безопасности паломников, предотвращая нападения на них мавров.
Гарсия I Иньигес В 870 г. Гарсия выдал свою дочь Химену замуж за короля Астурии Альфонса, скрепив династическими узами союз двух христианских государств. В том же году он заключил союз с Амрусом ибн Амром, восставшим против эмира Кордовы. Сообщение об этом событии стало последним достоверным известием о короле Памплоны Гарсии Иньигесе, содержащимся в хрониках. На этом основании делается предположение, что Гарсия Иньигес I скончался в 870 г., и после него в Памплоне правил выходец из другой наваррской династии Гарсия II Хименес. Но более достоверная версия относит дату его смерти к 882 г. Согласно этой версии, погибший в битве с воинами эмирата при Айбаре Гарсия, сражавшийся в союзе с восставшим против эмира Кордовы Мухаммадом Умаром ибн Хафсуном, был Гарсией Иньигесом, а не Гарсией Хименесом. Павший в битве король был погребен в семейной усыпальнице королей Памплоны в монастыре Сан-Сальвадор-де-Лейре. На королевский престол Наварры вступил освобожденный в 880 г. из плена сын Гарсии I и Урраки Фортун Гарсес.
Пребывая прежде в плену в Кордове, Фортун завязал приятельские отношения с эмиром Абдаллахом, сблизившись с ним до такой степени, что в 863 г. отдал замуж за него свою дочь Онеку, ставшую матерью преемника своего мужа эмира Мухаммада ибн Абдаллаха. И все же в 880 г. Онека возвратилась на родину в Наварру вместе со своим отцом Фортуном. Ко времени правления Фортуна Гарсеса относятся первые хартии, в которых употребляется титул «король Наварры» – до тех пор в титуле присутствовало название столицы королевства Памплоны, хотя некоторые исследователи находят эти документы подложными и считают, что титул «король Наварры» вошел в употребление уже только в X столетии, в правление монархов из новой династии.
Близкие родственные отношения между Фортуном Гарсесом и Кордовскими эмирами не защитили Наварру от нападений со стороны мавров. В первой половине правления Фортуна Гарсеса Наварра несколько раз подвергалась нападениям со стороны мусульман: летом 888 г. эмир Кордовы Абу-л-Хакам Мунзир ибн Мухаммад сам возглавил поход на Памплону, правителем которой был его прадед король Фортун. Взять столицу королевства маврам не удалось. В 893 г. в Арагоне состоялось совещание правителей суверенных и вассальных христианских стран Испании: короля Наварры Фортуна, графа Арагона Галиндо Аснареса, графа Кастилии Альфонса, графа Пальярса Рамона, – а также исламских мятежников, отложившихся от эмира: вали Туделы Мухаммада ибн Лубба из клана Бану Каси и вали Уэски Мухамада аль-Тавиля. В этой встрече участвовал также вассал короля западных франков герцог Гаскони Гарсия Санше. Участники совещания заключили союз и договорились о совместных действиях против эмира. Но религиозное разделение подрывало союз. В 898 г. клан Бану Каси помирился с эмиратом, и Фортун Гарсес стал искать более надежного союзника, которого он и обрел в лице короля Астурии Альфонса Великого. На встрече двух королей, состоявшейся в конце 899 г. или в начале 900 г. на границе Наварры и Астурии, Фортун признал себя вассалом короля Астурии.
В 900 г. войска двух христианских королевств выступили в поход против мусульман, но в битве у стен Туделы потерпели поражение от главы клана Бану Каси Лубба ибн Мухаммада. За этой победой клана вероотступников мулади последовала серия разорительных вторжений воинов этого клана в Наварру, побудивших короля Фортуна разорвать союз с Астурией и вступить в союзные отношения с кланом Бану Каси. Христианские правители Испании усмотрели в этом измену общему делу – Реконкисте. Соединенные силы христианских правителей во главе с королем Астурии Альфонсом Великим в 905 г. напали на Наварру, взяли Памплону, убили соправителя престарелого короля Фортуна Гарсию Иньигеса и возвели на королевский престол Наварры Санчо Гарсеса из династии Хименес. Фортун был помещен в монастырь Спасителя в Лейре, где он скончался в 906 г., приняв перед кончиной монашеский постриг, в возрасте около 80 лет.
В Памплоне епископское преемство, вероятно, сохранилось после крушения Вестготского королевства, но положительных поименных сведений о епископах Памплоны до середины IX века не имеется.
Испанская марка (Каталония)
Карта графств, находившихся на территории Испанской марки и Страны Басков
На северо-востоке Пиренейского полуострова находилась так называемая Испанская марка, входившая ранее вместе с расположенной за Пиренеями Септиманией в состав пограничной Готской марки, учрежденной Карлом Великим. В конце VIII в. территория Испанской марки стала расширяться в южном направлении на землях, отвоеванных у мусульман. В 785 г. франки захватили Жирону, в 801 г.– Барселону. Несмотря на статус марки, власть в ней принадлежала не маркграфу, но нескольким графам, которые получали инвеституру от императора, затем от королей западных франков. Это был конгломерат графств, территория которых приблизительно совпадала с диоцезами, при отсутствии маркграфа, который бы обладал реальной властью над графами. Их связь со своим сюзереном королем западных франков была затруднена по разным причинам, в основном этническим и географическим – от основной территории королевства их отделял горный хребет. Воспользовавшись этим, графы обратили свою изначально губернаторскую должность в наследственное достояние и действовали как фактически независимые сеньоры, вступая без санкции короля в союзные отношения с соседними христианскими государствами и даже с исламскими правителями, отложившимися от эмира. В большинстве случаев инвеститура графа со стороны короля представляла собой формальность, которая узаконивала приобретение графства по наследству. Графские династии имели как местное испанское («готское»), так и франкское происхождение. К числу более значительных по размерам, численности населения и военным силам принадлежали графства Барселона, Жерона, Уржель, Безала, Серданья, Палларс, Рибагорса, а также расположенный на юге современной Франции Руссильон. Чтобы крепче привязать Каталонию, как стала позже, в XII веке, называться Испанская марка, к королевству франков, епископские кафедры этой страны были выведены из юрисдикции Таррагоны, которой владели мусульмане, и переподчинены Нарбоннской митрополии.
В последней трети IX века присутствие королевской власти в бывшей Испанской марке стало лишь номинальным
И все же в последней трети IX века, после смерти короля Карла Лысого, присутствие королевской власти в бывшей Испанской марке стало лишь номинальным. Самым сильным сеньором в Каталонии в этот период был Вифрид эль Пелос (Волосатый), которому король западных франков Людовик Заика в 878 г. поручил управление графствами Барселонским, Жиронским и Бесальским. Земли, входившие во владения Вифрида Волосатого, обезлюдели в результате войн между франками и эмиратом и междоусобных стычек местных баронов. Поэтому в самом начале правления Вифрид приступил к их заселению выходцами из горных областей, куда люди бежали, чтобы укрыться в труднодоступных ущельях от военных бедствий. На заселяемой земле по инициативе Вифрида была восстановлена епископская кафедра в городе Вике, расположенном близ границы с исламскими владениями. Вифрид позаботился также о строительстве церквей в Каталонии, основал там два новых монастыря: Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Хуан-де-ле-Абадесес. Аббатиссой монастыря Сан-Хуан-де-ле-Абадесес стала принявшая постриг дочь графа Вифрида Эмма.
В 897 г. на Барселону напали мусульмане под командованием главы клана Бану Каси Лубба ибн Мухаммада. 11 августа граф Вилфред эль Пелос погиб в сражении с противником. Его останки были погребены в основанном им монастыре Санта-Мария-де-Риполь. Отцовские владения поделили между собой его сыновья: старшему Вилфреду II Борреллю достались Барселона, Жирона и Аусон, Миро – Серданья и Конфлент, и Сунифреду – Ургелл. Наследство они приняли, не испрашивая предварительно инвеституры от короля франков, но ставший уже при их отце номинальным сюзеренитет западно-франкского королевства над Испанской маркой юридически просуществовал еще несколько столетий, до 1258 г.
На территории Испанской марки сохранилось пять епископских кафедр: в Барселоне, Жироне, Уржеле, Вике и Эльне. Церковный центр этой области Тарракона, где находилась митрополичья кафедра, была завоевана мусульманами и оказалась вне марки. Поэтому диоцезы Испанской марки перешли в юрисдикцию архиепископа Нарбонны, расположенной в Галлии, за Пиренеями. Однако по мере укрепления независимости местных графов от короля франков влияние Нарбоннской архиепископии на церковную жизнь марки сходило на нет. В 886 г. разразился конфликт, связанный с юрисдикционными проблемами. Епископ Уржельский Эсклуа при поддержке местной знати и без санкции со стороны Нарбоннского архиепископа усвоил себе титул митрополита Тарраконского и низложил епископа Жироны, хиротонисав в сослужении епископов Барселоны и Вика на его кафедру нового епископа, затем он возобновил ранее упраздненные епископские кафедры в Эмпурьесе и Пальярсе. Граф Вифред Волосатый выразил недовольство самоуправством Эсклуа. В 890 г. архиепископ Нарбонны Теотард при поддержке Вифреда и короля франков созвал собор в составе 16 епископов, который осудил самочинство епископа Эсклуа. На соборе в Уржеле, состоявшемся два года спустя, Эсклуа и поставленные им епископы были низложены. Собор выразил поддержку своему первоиерарху архиепископу Нарбонны.