Период порнократии в истории папства

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

X век – эпоха крайнего упадка и унижения в истории папства, которое в предыдущие столетия шаг за шагом всеми доступными ему средствами наращивало могущество и укрепляло свой авторитет на христианском Западе, расширяя сферу влияния на разные стороны жизни государств и народов, состоявших под его церковным окормлением. Парадоксальным, но и понятным образом деградация папства притормозила рост отчуждения между Христианским Востоком и Западом, между Римом и Константинополем. Пребывая в жалком состоянии, не приходилось уже с былой энергией претендовать на господство над Вселенской Церковью, включая Христианский Восток, а с уменьшением амбиций меньше стало поводов для провоцирования конфликтов.

Папа Формоз. Миниатюра XVI века. Иллюстрация: wikipedia.org Папа Формоз. Миниатюра XVI века. Иллюстрация: wikipedia.org Кризис папства проистекал из двух взаимосвязанных феноменов: радикального усиления богатства и властных позиций римской аристократии, подчинившей себе курию, помыкавшей ею, сделавшей из Пап своих марионеток, и беспримерного в истории Западной Церкви падения нравов прелатов и самих Пап.

Начало кризиса приходится на конец IX века, когда 6 октября 891 г. преемником Папы Стефана V стал выходец из среды римского патрициата, неразборчивый в средствах интриган по имени Формоз. Хиротонисанный в епископа Порто при Папе Николае в 864-м г., он подвергся отлучению от Церкви за попытку низложить Папу Иоанна VIII, место которого он откровенно стремился занять. Папа Марин снял с него отлучение, а его преемник Стефан приблизил его к себе. Став понтификом, Формоз во взаимоотношениях с Константинопольской Патриархией следовал курсом Папы Николая, обнаружив крайнюю неприязнь к святителю Фотию, низложенному не без его влияния и вмешательства, и к его сторонникам и единомышленникам в Константинопольской Церкви. Формоз настаивал на отлучении епископов, рукоположенных Патриархом Фотием, но в Константинополе эти его претензии проигнорировали. Властолюбивый политик по своему характеру и образу мыслей и действий, Формоз вмешивался в конфликты между западными государями, в спор между графом Парижским Эдом и королем западных франков Карлом Простоватым, в соперничество между кланами римского патрициата, возложил императорскую корону на Арнульфа Карантийского, который вскоре после этого своего символического возвышения был разбит параличом и удалился из Италии в Германию. 4 апреля 896 г. Формоз умер неожиданно, при подозрительных обстоятельствах.

Формоз умер неожиданно, при подозрительных обстоятельствах

Папский престол занял возведенный на него едва ли не насильственно, явно против собственной воли, Бонифаций VI, скончавшийся после двух недель понтификата. Объявлено было, что он умер от подагры. Молва возлагала вину за его смерть на его преемника Стефана, люто ненавидевшего Формоза по причине их приверженности разным соперничавшим кланам римской знати.

Заняв папский престол, Стефан первым делом дал волю своим мстительным чувствам, учинив беспримерное действо, которое вошло в историю Римской Церкви с названием «Трупный синод». Как пишет Ф. Грегоровиус,

«решено было подвергнуть Формоза торжественному суду: умерший должен был явиться на суд собора лично. Это происходило в феврале или марте 897 г. В собрание явились кардиналы, епископы и многие другие сановные лица из духовенства. Труп Формоза, вынутый из могилы, в которой он пролежал уже несколько месяцев, был облачен в папское одеяние и посажен на трон в зале собрания. Тогда поднялся адвокат Папы Стефана и... прочел обвинение. Затем живой Папа, охваченный безумной яростью, стал допрашивать мертвого: ‟Как смел ты поддаться своему честолюбию и завладеть апостольским престолом, тогда как раньше ты был только епископом Порто?” После этого защитник Формоза сказал свою речь, насколько, конечно, позволял ему говорить смертельный страх. В заключение покойный был изобличен и осужден; собор подписал декрет о низложении Формоза, объявил его отлученным от Церкви и постановил, что посвящение должно быть снова совершено над всеми теми лицами, которые были посвящены Формозом. Затем присутствовавшие сорвали папское одеяние с трупа, отрубили у него три пальца правой руки, которыми латиняне совершают благословение, вытащили труп из залы, поволокли его по улицам и при ликующем вопле сбежавшейся черни бросили тело в Тибр»[1].

Трупный синод. Художник: Жан-Поль Лоран, 1870 Трупный синод. Художник: Жан-Поль Лоран, 1870

Инфернальный спектакль, срежиссированный Стефаном, возбудил лютую ненависть к нему со стороны политических противников клана, в интересах которого он провел «Трупный синод». Осенью 897 г. Стефан был низложен, арестован, брошен в тюрьму и там задушен. На папский престол возвели некоего Романа, о котором нет почти никаких сведений в источниках; после 4-х месяцев понтификата он умер.

Осенью 897 г. Стефан был низложен, арестован, брошен в тюрьму и там задушен

Его сменил Феодор II, который устроил в базилике Апостола Петра повторное торжественное погребение останков Формоза, извлеченных рыбаками из вод Тибра. Почитатель Формоза Саксон Анналист, в своей «Хронике», из которой известно о том, что происходило на «Трупном синоде», рассказывает, будто, когда труп Формоза

«был найден рыбаками и отнесен в церковь Блаженного Петра, образа святых поклонились ему, лежащему в гробу, и почтительно его приветствовали»[2].

Папа Сергий III на гравюре Нового времени. Иллюстрация: wikipedia.org Папа Сергий III на гравюре Нового времени. Иллюстрация: wikipedia.org Сам Анналист этого чуда видеть не мог – он написал свой труд чрез два с половиной столетия после Трупного синода, но, по его словам, о нем «свидетельствуют благочестивейшие мужи города Рима»[3]. Клирикам, поставленным Формозом и лишенным сана на «Трупном синоде», Феодор вернул их степени. Противники Формоза из партии, ставленником которой был Стефан, объявили о низложении Феодора и поставлении на папский престол Сергия, но эта их попытка закончилась провалом. Сергий бежал из Рима, но и Феодор II умер вскоре после неудачной попытки его низложения, и в начале 898 г. Папой был провозглашен Иоанн IX, понтификат которого продолжался дольше его предшественников – целых 2 года.

После его смерти в 900-м г. на Римской кафедре восседал в течение трех лет, до своей кончины в 903-м г., Бенедикт IV, после которого на первенствующем в диптихе престоле возобновилась стремительная чехарда.

«В 903-м году под именем Льва V был избран приходской священник из деревни с неподобающим названием Приапи… Через месяц произошел дворцовый переворот, в ходе которого клирик по имени Христофор низложил Льва, бросил его в тюрьму, объявил себя Папой вместо него и провел обряд рукоположения. Христофор, который признается Католической церковью антипапой, преуспел больше, чем Лев, продержавшись у власти 4 месяца. Однако в начале 904 года он был, в свою очередь, свергнут римским аристократом – активным участником ‟процессаˮ Формоза, который принял теперь имя Сергия III (904–911). Христофора отправили в тюрьму разделять заключение со Львом. Некоторое время спустя Сергий приказал задушить обоих»[4].

Деградация папства вступает в стадию порнократии при Папе Сергии III

Деградация папства вступает в стадию порнократии при Папе Сергии III. Любовницей Сергия около 905 г. стала знаменитая и при жизни, и в анналах его двоюродная племянница, 15-летняя красавица Марозия (Мароция), дочь сенатора и консула графа Феофилакта Тускулумского и его жены Феодоры, по характеристике епископа Кремоны Лиутпранда, «бесстыдной блудницы», которая «имела двух дочерей – Мароцию и Теодору, не только подобных ей во всем, но и еще более склонных к разврату. Из них Мароция родила преступным образом от Папы Сергия… Иоанна»[5], впоследствии ставшего Папой с именем Иоанн XI.

Сергий III умер в 911-м г. Его преемником стал Анастасий III, понтификат которого продолжался 2 года. Его сменил сын герцога Лангобардского Ландон, скончавшийся через полгода после восшествия на Римский престол. Они оба были марионетками Марозии, которая опиралась на поддержку со стороны римского патрициата и на своих ставленников в курии. Дело в том, что в 909-м г. Марозия

«вышла замуж за авантюриста по имени Альберих, который сделал себя маркизом Сполето и которому она родила второго сына, Альбериха II. К этому времени папская курия… полностью перешла под контроль местной аристократии, наиболее могущественной представительницей которой Марозия являлась; папство оказалось в ее руках»[6].

Марозия Марозия Но ее власть не была безраздельной. В 914-м г. Папой против ее воли поставлен был любовник ее матери Феодоры Иоанн X, которому та помогла стать понтификом. Историю его возвышения подробно описал епископ Кремонский Лиутпранд, пролив своим повествованием замечательный свет на экзотические нравы высшего духовенства Италии:

«В это время верховным понтификом достопочтенного римского престола был Иоанн Равеннский. Эту высшую духовную должность получил он, нечестиво поправ и человеческие, и божеские законы, следующим образом… Равеннский престол, – Архиепископ Равенны считался вторым по значению после Римского Архиерея, – занимал Первосвященник Пётр. По долгу службы он весьма часто посылал в Рим… названного Папу Иоанна, бывшего тогда служителем его Церкви; Теодора, бесстыднейшая… блудница… прельстилась красотой его лица и не просто желала вступить с ним в связь, а и принудила его позже к этому. Пока совершались эти бесстыдства, умер епископ Болонской Церкви, и Иоанн был избран на его место. Чуть позже, перед самым днём его рукоположения, умер названный Архиепископ Равенны; тогда, по наущению Теодоры, этот Иоанн… тотчас же был рукоположен в епископы Равеннской Церкви. А по прошествии малого времени, будучи призван Богом, умер тот Папа, который рукоположил его вопреки праву. Тогда-то извращённый ум Теодоры… не имея сил терпеть, что её любовник из-за расстояния в 200 миль, отделяющего Равенну от Рима, очень редко теперь владеет ею, заставил (Иоанна) оставить архиепископство в Равенне и – о ужас! – овладеть верховным понтификатом в Риме»[7].

Иоанн X занимал папский престол дольше своих предшественников – с 914 по 928 г. Но происками Марозии, «унаследовавшей богатство, приверженцев и могущество своих уже умерших родителей»[8], в конце концов он был низвержен. Попытка Марозии устранить Папу руками своего мужа, маркграфа Сполетского Альбериха I, провалилась. В стычке с охраной папского дворца Альберих был убит. Тогда Марозия нашла себе более могущественного мужа – маркграфа Тосканы Гвидо. Опорой Папы Иоанна в противостоянии с партией Марозии и Гвидо был его брат Петр, которого он возвел в сан консула, поставил во главе администрации Рима и подчинил ему римский гарнизон. Но, действуя по наущению своей супруги, отряд маркграфа Гвидо захватил папский Латеранский дворец. Петр был зарублен во дворце на глазах своего брата Иоанна X, а Папа схвачен, брошен в темницу в замке Святого Ангела – мавзолее Императора Адриана – и год спустя, в 929-м г., по одним сведениям, умер от голода, а по другим – был задушен подушками.

Свадьба Мароции и короля Гуго Арльского Свадьба Мароции и короля Гуго Арльского Со стороны Марозии это было не только актом мести ненавистному любовнику своей матери и политическому противнику, но таким образом она прокладывала дорогу к папскому престолу своему сыну от Папы Сергия, которому в 928-м г., когда был низложен Иоанн X, исполнилось 18 лет. Папой поставлен был ставленник Марозии с именем Лев VI, который скончался после полугодового понтификата, и вслед за ним – Стефан VII, занимавший престол в течение двух с половиной лет, до своей смерти весной 931 г.

К тому времени сын Марозии и Папы Сергия III вошел в возраст, который она сочла достаточно зрелым для Римского Первосвященника, и он возведен был на папский престол с именем Иоанн XI. Его увлечением в духе времени были любовные приключения. Римской Церковью и городом Римом правила его мать Марозия. Смерть второго мужа Марозии – маркграфа Тосканского Гвидо – удачным образом позволила ей выйти замуж уже в третий раз, за короля Италии Гуго Арльского, к тому времени овдовевшего. Браковенчание своей матери с королем Гуго Папа Иоанн XI совершил в замке Святого Ангела. Гуго этот брак понадобился для того, чтобы с помощью новой супруги, правившей Римом, попытаться добиться императорской короны.

Став соправителем жены в Риме, король Гуго действовал с привычной ему жестокостью, вызвав крайнее раздражение со стороны римского патрициата и простонародья. Недовольство распространилось и на популярную прежде в Риме красавицу Марозию. Вождем недовольных стал ее сын от Альбериха, унаследовавший отцовский титул вместе с маркграфством Сполетским, – Альберих II, неприязненно относившийся к своему единоутробному брату-бастарду, возведенному на папский престол. Отчим Гуго дал Альбериху повод возненавидеть его, когда однажды ударил его по лицу.

Фабрикантка Пап и ее незадачливый сын-Первосвященник были схвачены и водворены в тюрьму

На исходе 932 г. толпа, возбужденная подстрекательством со стороны агентуры Альбериха, ворвалась в замок Ангела, где тогда находились Марозия, ее сын-Папа и ее третий муж, король Гуго. Последнему удалось скрыться, а фабрикантка Пап и ее незадачливый сын-Первосвященник были схвачены и водворены в тюрьму. О дальнейшей жизни Марозии сведений нет, вероятно, она была умерщвлена сразу или вскоре после переворота, когда безраздельной властью в Риме овладел ее законнорожденный сын от первого брака – Альберих II. Иоанна возвратили из тюрьмы в Латеранский дворец и на папский престол, но с тех пор он уже шага не мог ступить без воли своего младшего, но законного брата, который помыкал им и унижал его. В 935-м г., 25 лет от роду, Папа умер, возможно, пав жертвой злого умысла.

Альберих правил Римом в течение двух десятилетий, «успешно сопротивляясь с помощью различных мер (в том числе дипломатический брак с дочерью Гуго) повторявшимся попыткам Гуго вернуться к власти. Он удачно назначил пять Пап»[9]: Льва VII, Стефана VIII, Марина II, Агапита II и Иоанна XII. Первый из них был вполне послушен воле своего покровителя, а вот Стефан, занимавший папский престол с 939 по 942 г., после двух лет покорности попытался действовать самостоятельно, вступив в конфликт с всесильным Альберихом, при том, что предмет ссоры остался неизвестным. Результатом неповиновения стало жестокое избиение его и последовавшая за этим его смерть. Преемник Стефана Марин II покорствовал воле своего господина и продержался на престоле Первосвященников 4 года; с 946 по 955 г. продолжался понтификат еще одного карманного Папы, рабски послушного своему покровителю, – Агапита II.

Но летом 955 г. маркграф Альберих II в 40 лет пал жертвой смертельного недуга. Перед смертью он созвал у мощей апостола Петра в Ватиканском храме, куда приказал принести себя, римских сенаторов, кардиналов и иных светских и духовных сановников и повелел принести клятву, что после смерти здравствующего Папы Агапита его преемником они поставят его сына Оттавиана, матерью которого была Альда Арльская, дочь короля Италии Гуго. Сановники, собравшиеся у одра своего умирающего властителя, поклялись исполнить его последнюю волю, и, когда Агапит умер в следующем году, в декабре 955 г. 18-летний Оттавиано, со стороны отца – внук Марозии, а со стороны матери – потомок Карла Великого, был избран Папой, приняв имя Иоанн XII.

Его понтификат, продолжавшийся 8 лет, стал достойным завершением эпохи порнократии. По словам Э. Гиббона, которому не во всем, но в данном случае приходится верить, потому что его характеристика опирается на свидетельства современников,

этот

«худший из внуков Марозии открыто вовлекал в адюльтер римских матрон… Латеранский дворец превратился в школу для проституток; и… совершавшиеся Папой похищения девушек и вдов отвращали паломниц от посещения усыпальницы Святого Петра – они [боялись], как бы их не изнасиловал при совершении религиозных обрядов его преемник»[10].

Оттон I. Иллюстрация: wikipedia.org Оттон I. Иллюстрация: wikipedia.org Лиутпранд Кремонский в «Книге об Оттоне» воспроизводит ответ римлян на вопросы посланников Императора Оттона I, направленных на расследование деяний Иоанна XII:

«Вдову Райнера, его собственного вассала… он, охваченный слепой страстью, сделал правительницей многих городов и одарил золотыми крестами и чашами из Святая святых Блаженного Петра…. Сошлёмся и на отсутствие женщин иных народов, кроме римского, ибо они боятся совершать паломничество к могилам святых апостолов, услышав, что [Папа] несколько дней назад изнасиловал некоторых замужних дам, вдов и девиц»[11].

Другими увлечениями Папы служили игра в кости, вино и охота.

Погруженный в забавы и развлечения, Иоанн XII, не только понтифик, но и властитель Рима, привел городские дела в состояние разрухи; влияние папской курии на события, происходившие в Италии, сошло на нет. Сложившейся ситуацией воспользовался племянник Гуго маркграф Иврейский Беренгарий, поставивший под свой контроль значительную часть Италии, стремившийся овладеть королевской и императорской короной и, что было особенно чувствительно для Иоанна, совершавший грабительские вторжения в папскую область. Папа Иоанн XII призвал короля Оттона на помощь, и тот во главе германского войска, перебравшись через Альпы, снова вошел в Ломбардию. Войска Беренгара покинули его, и Оттон к Рождеству 961 г. захватил Павию и объявил Беренгара низложенным. Затем он отправился в Рим, и там 2 февраля 962 года внук пресловутой Марозии Иоанн увенчал его императорской короной.

Император Оттон Великий, находившийся тогда в «Вечном городе», был осведомлен о распутстве Папы, и перед своим отъездом из Рима попытался убедить его оставить свое скандальное поведение, что способно было только вызвать раздражение у внука любвеобильной Марозии. Но могущество Оттона пугало Иоанна, и он обнаружил тогда способность к рискованным политическим интригам. Как только Император покинул Рим, чтобы преследовать Беренгара, войско которого засело в Апеннинских горах, Папа вступил в переговоры с сыном Беренгара Адальбертом о заключении союза с его отцом против Оттона. Когда тому доложили о коварстве Иоанна, он не хотел поверить этому известию и направил в Рим посланцев для расследования. Посланцы, подтвердив информацию о переговорах Папы с Адальбертом, заодно доложили Императору о скандальном распутстве Иоанна и о безобразном состоянии обветшавших римских церквей. Оттон отреагировал на доклад посланников не без изрядного благодушия.

«Император, – по словам Лиутпранда, – услышав это от вернувшихся послов, сказал: ‟Он ещё мальчик и легко исправится, беря пример с добрых мужей. Надеюсь, что он легко вынырнет из этой бездны зла посредством благонамеренного порицания и искреннего убеждения, и мы скажем вместе с пророком: ‟Это – изменение десницы Всевышнегоˮˮ. И добавил: ‟Давайте прежде, как того требуют обстоятельства, прогоним Беренгара, который всё ещё сопротивляется на горе Монтефельтро, а затем с отеческим назиданием обратимся к господину Папе; если и не по доброй воле, то по крайней мере из страха он станет совершенным мужем. И, возможно, что, привыкнув посредством принуждения к добру, он постыдится от него отвыкать»[12].

Но, не желая оставлять опасному «мальчику» полную свободу рук, Оттон направил в Рим двух влиятельных епископов, которых он наделил властными полномочиями для расследования ситуации в папской курии: Лиутпранда Кремонского, описавшего события, связанные с понтификатом Иоанна XII, и его преемников, и Ландварта Минденского. По словам самого Лиутпранда, когда они нанесли визит Папе, то «были приняты им с такой неприязнью, что им сразу стало ясно, какую вражду он питает к святому Императору»[13]. Накануне их возвращения в ставку Императора тот узнал, что Адальберт находится в Риме и добивается императорской короны для себя. В сентябре 962 г. императорское войско двинулось на Рим. При его приближении Папа бежал из Рима в Тибур (Тиволи), забрав с собой сокровища Латеранского дворца и кафедрального собора.

Через 3 дня после вступления в Рим Император созвал в храме Апостола Петра собор, в котором участвовало около 100 епископов, римских пресвитеров и диаконов, светских сановников, представителей местной знати. Лиутпранд приводит их поименный список, который открывается самыми именитыми участниками синодального суда над Папой:

«вместо Ингельфреда, Патриарха Аквилейского, поражённого… возникшей болезнью, – диакон Рудольф, а также Вальперт Миланский и Пётр Равеннский; из Саксонии: архиепископ Адальдаг и Ландвард, епископ Минденский; из Франконии: Отгер, епископ Шпейерский; из Италии: Губерт Пармский, Лиутпранд Кремонский, Герменальд из Реджо; из Тосканы: Конрад из Лукки, Эберхард из Ареццо, [епископы] Пизы, Сиены, Флоренции, Пистойи, Пётр из Камерино и [епископ] Сполето»[14].

Оттон Великий, открывая заседание собора, выразил сожаление об отсутствии Папы, который проигнорировал приглашение.

Пётр Беневентский Пётр Беневентский Затем, по предложению Императора, слово брали свидетели преступлений, в которых обвинялся Иоанн.

«Кардинал-священник Пётр… засвидетельствовал, что видел, как [Папа] служил мессу, не причастившись. Иоанн, епископ Нарнии, и кардинал-диакон Иоанн заявили, что видели, как он рукополагал диакона в конюшне, притом в неурочное время. Кардинал-диакон Бенедикт вместе с прочими содиаконами и священниками говорили, что знают, как [Папа] рукополагал епископов за деньги, как он поставил епископом города Тоди 10-летнего [мальчика]... Распутство же его, – сказали они, – мы лично не видели, но точно знаем, что [Папа] состоял в связи со вдовой Райнера, наложницей своего отца Стефаной, вдовой Анной и её племянницей, превратив святой дворец в бордель и притон. Они сказали, что он открыто занимался охотой; Бенедикта, своего духовного отца, он ослепил, отчего тот вскоре и умер; Иоанна, кардинала-субдиакона, он кастрировал, отчего тот также скончался; они засвидетельствовали, что он устраивал поджоги, препоясывался мечом и надевал шлем и кольчугу. То, что он пил вино из любви к дьяволу, громко заявляли все – и клирики, и миряне. Во время игры в кости, – говорили они, – он призывал на помощь Юпитера, Венеру и прочих демонов. Они заявляли, что он не служил утреню и канонические часы, не осенял себя знаком креста»[15].

Правосудие требует участия обвиняемого в процессе. Поэтому Император вместе с собором обратился к беглому Папе с посланием:

«Верховному Понтифику и Вселенскому Папе господину Иоанну от Оттона, из уважения к милости Божьей Императора-Августа, а также от Архиепископов и Епископов Лигурии, Тосканы, Саксонии и Франконии, во имя Господа привет!

Иоанн XII Иоанн XII Когда мы, придя ради службы Божьей в Рим, спросили сынов Ваших, а именно римских епископов, кардиналов-священников и диаконов, а кроме них, также весь простой народ, о Вашем отсутствии и о том, какова причина того, что Вы не желаете видеть нас, защитников Вашей Церкви и Вас самих, они нам сообщили о Вас такое и столь непристойное, что мы сгорели бы от стыда, если бы подобное было рассказано об актёрах. Дабы всё это не было скрыто от Вашего величия, мы вкратце приведём здесь некоторые из этих [обвинений]…Вы обвиняетесь… в убийстве, вероломстве, святотатстве и кровосмесительной связи как с собственными родственницами, так и с двумя сёстрами. Говорят также, – о чём и слышать-то страшно, – что Вы пили вино из любви к дьяволу, во время игры в кости просили помощи у Юпитера, Венеры и прочих демонов. Так вот, мы настоятельно умоляем Вас, святой отец, не скрываясь прийти в Рим и очиститься от всего этого. Если же Вы боитесь насилия со стороны безрассудной толпы, мы под присягой заверяем Вас, что с Вами не случится ничего иного, кроме того, что [предусмотрено] положениями святых канонов. Дано 6 ноября»[16].

Иоанн XII ответил на вызов угрозой:

«Иоанн Епископ, раб рабов Божьих, всем епископам. Мы слышали, что говорят, будто вы хотите избрать другого Папу; если вы это сделаете, я во имя всемогущего Бога отлучаю вас [от Церкви], дабы не имели вы права ни посвящать в сан, ни служить мессу»[17].

Несмотря на вызывающую бесцеремонность и дерзость ответа, со стороны Оттона предприняты были попытки отыскать и доставить в Рим Понтифика, чтобы избежать вынесения заочного приговора, но эти попытки не увенчались успехом – Иоанн скрывался в полях и лесах, со страстью предаваясь там одному из многих своих увлечений – охоте.

Иоанн скрывался в полях и лесах, со страстью предаваясь там одному из многих своих увлечений – охоте

Тогда только Император, чье терпение дерзко испытывал Папа, обратился к участникам заново, уже в третий раз, 3 декабря 963 г., созванного собора со своего рода жалобой и призывом вынести наконец приговор по делу Папы, бегающего от суда. Оттон при этом говорил на своем родном языке – нижнесаксонском диалекте немецкого, а слова его переводили на латынь.

«Император сказал: ‟…Да будет известно вам, архиепископам, епископам, священникам, диаконам и прочему духовенству, а также графам, судьям и всему народу, что этот Папа Иоанн, теснимый восставшими против нас Беренгаром и Адальбертом, отправил к нам в Саксонию послов, прося нас ради любви к Богу прийти в Италию и освободить Церковь Св. Петра и его самого из их пасти… Вырванный моими стараниями из их рук и восстановленный в надлежащем достоинстве, он, забыв и о клятве, и о верности, которую мне обещал над телом св. Петра, велел этому Адальберту прийти в Рим, защищал его против меня, учинил мятеж и, как то видели наши воины, словно полководец, облачался в шлем и кольчугу. Пусть Святой синод объявит, что он думает по этому поводу».

Беренгар I (сидит слева), которого папа Иоанн X короновал в 915 году императором Запада. Иллюстрация: wikipedia.org Беренгар I (сидит слева), которого папа Иоанн X короновал в 915 году императором Запада. Иллюстрация: wikipedia.org

На это римские владыки, прочее духовенство и весь народ ответили:

«Неслыханная язва должна быть выжжена неслыханными средствами… мы просим величие Вашей власти изгнать из Святой Римской Церкви это чудовище, чьи пороки не искупаются ни одной добродетелью, и поставить на его место другого, который примером своего доброго образа жизни мог бы принести нам пользу и соответственно руководить нами, который сам бы жил праведно и нам бы давал пример праведной жизни»[18].

Папа Римский Лев VIII Папа Римский Лев VIII Император в ответ санкционировал избрание нового Епископа Рима. Трижды от лица собора было оглашено решение:

«Мы избираем себе в пастыри, Верховным и Вселенским Папой Святой Римской Церкви Льва, почтенного протоскриниария Святой Римской Церкви, мужа испытанного и достойного звания Верховного Архипастыря, а нечестивого Иоанна низлагаем за его безбожные нравы!»[19]

Льва VIII торжественно ввели в Латеранский дворец, а затем в храме Апостола Петра на Ватикане он был хиротонисан в Епископа Рима.

Воспользовавшись уходом Оттона, низложенный Папа со своими сторонниками возвратился в Вечный город, где мог опереться на поддержку значительной части его жителей, которые при этом не были в неведении относительно его образа жизни. Историк папства Джон Норвич так объясняет эту, казалось бы, необъяснимую, абсурдную позицию римлян, которая, впрочем, обнаружилась и во время бунта, подавленного Оттоном:

«Затруднение состояло в том, что Лев VIII… стал Папой, как все знали, не по свободному выбору епископов, но по воле Императора. Иоанн мог быть чудовищем, но римским чудовищем. На добро или на зло, но его избрали римляне, и они не желали спокойно смотреть на то, как его свергает германский варвар»[20].

Одних убили по его приказу, других изувечили – им отрубали руки, отсекали носы и пальцы, вырывали языки

Вернувшись в Рим, Иоанн творил расправу над клириками и мирянами, которые отвернулись от него и прямо или косвенно участвовали в его низвержении: одних убили по его приказу, других изувечили – им отрубали руки, отсекали носы и пальцы, вырывали языки. Созванный по его распоряжению 26 февраля синод отлучил Папу Льва от Церкви. Его намеревались убить, но ему удалось бежать из Рима в стан Императора. В начале мая Оттон решил вернуться в Рим, и когда он был уже на пути в Вечный город, ему доложили о скоропостижной смерти низложенного Папы Иоанна.

«Господь, – по словам Лиутпранда, – пожелал показать всему миру, насколько справедливо был низложен своими епископами и всем народом Папа Иоанн и насколько несправедливо принят затем обратно; однажды ночью, забавляясь за [стенами] Римом с женой некоего мужа, он был поражён дьяволом в висок так сильно, что уже через 8 дней умер от этой раны»[21].

Перед смертью он отказался принять таинства Елеосвящения и Причастия

Как следует понимать слова Луитпранда о поражении Иоанна дьяволом в висок – на этот счет имеются разные версии: это мог быть «удар, постигший его от излишеств с особой, с которой он на момент смерти находился в постели»[22], или он умер «от ран, нанесенных ему ее разъяренным мужем»[23]. Произошло это 14 мая 964 г., когда низложенному Понтифику, внуку Марозии, было 27 лет. Перед смертью он отказался принять таинства Елеосвящения и Причастия.

Со смертью Иоанна XII закончился период папской порнократии, уронившей авторитет папства, поставившей папский престол в положение приза для соперничавших в вооруженном и политическом противостоянии враждующих сил: римского патрициата, феодальных сеньоров Италии и германских Императоров, носивших Римский титул. Порождением порнократии стала продолжавшаяся до конца X века кровавая смута вокруг престола Понтификов.

[1] Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. С. 426.

[2] Саксон Анналист. Хроника. М., 2012. С. 108.

[3] Там же.

[4] Норвич Джон. История папства. М., 2011. С. 104.

[5] Лиутпранд Кремонский. Антоподосис. Книга об Оттоне. Отчет о посольстве в Константинополь. М., 2002. С. 48.

[6] Норвич. С. 105.

[7] Лиутпранд Кремонский. С. 48.

[8] Грегоровиус, Фердинанд, цит. изд. С. 442.

[9] Норвич. С. 107.

[10] Гиббон Э. История упадка и разрушения Римской империи. Т. VI. СПБ, 1999.

[11] Лиутпранд Кремонский. С. 114

[12] Там же. С. 114 –115.

[13] Там же. С. 115.

[14] Там же. С. 116.

[15] Там же. С. 117.

[16] Там же. С. 118.

[17] Там же. С. 118–119.

[18] Там же. С. 120.

[19] Там же.

[20] Норвич. С. 112.

[21] Лиутпранд Кремонский. С. 121–122.

[22] Норвич. С. 113.

[23] Там же.

Смотри также
Отпадение Рима от Вселенского Православия Отпадение Рима от Вселенского Православия
Прот. Владислав Цыпин
Отпадение Рима от Вселенского Православия Патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и отпадение Рима от Вселенского Православия
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Отвергая неприемлемые папские притязания и заблуждения, в которые впало латинское богословие, патриарх Михаил пытался, однако, избежать раскола.
Habemus papam Habemus papam
Прот. Андрей Ткачев
Habemus papam Habemus papam
Протоиерей Андрей Ткачев
Недавно отрекся от Престола Папа Бенедикт. Избрали того, кто выбрал себе имя Франциск, с очевидным намеком на потуги восстановить пошатнувшееся здание Церкви (читай литературу о средневековом подвижнике из Ассизи).
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Рождение Запада: из истории Римской Церкви XI–XII веков Рождение Запада
Из истории Римской Церкви XI–XII веков
Федор Гайда
Последствия нового учения о Филиокве были трагическими. В результате на Западе, в отличие от Востока, так и не сложилось развитое учение о Святом Духе. Вместо обожения (стяжания Духа Святого) латинские мистики учили о «подражании Христу». Вместо единения в Духе создавалось единение в папе. «Тайна сия велика есть» (Еф. 5: 32), – свидетельствовал апостол Павел о союзе Христа и Церкви. Какая тайна оставалась в союзе Церкви с папой? Принцип единой организации брал верх над единым упованием
Комментарии
Анна 5 марта 2024, 13:43
Очень интересно и познавательно! Но какой ужас, даже не подозревала о таком периоде
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×