Междоусобная борьба за великокняжеский стол

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Алексей Кившенко. «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава» Алексей Кившенко. «Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава»     

Предыдущие фрагменты:

Когда совершено было убийство святых Бориса и Глеба, их старший брат Ярослав, в крещении названный Георгием, княжил в Новгороде. Готовясь к войне со Святополком за отцовский великокняжеский стол, он нанял отряд варягов под командованием конунга Эймунда. В скандинавской саге «Прядь об Эймунде» содержатся сведения об условиях этого найма. Эймунд затребовал от Ярослава:

«Ты должен дать нам дом и всей нашей дружине, и сделать так, чтобы у нас не было недостатка ни в каких ваших лучших припасах … Ты должен платить каждому нашему воину эйрир серебра… Мы будем брать это бобрами и соболями и другими вещами, которые легко добыть в вашей стране»1.

Нанятые Ярославом варяги творили насилия над местными жителями, и те расправились над насильниками во дворе некоего Парамона. Ярослав отомстил за своих дружинников, перебив, если верить Летописи, вероятно, все-таки преувеличившей число жертв княжеской мести, до тысячи виновников гибели нанятых им варяжских воинов.

Но в ночь после избиения новгородцев из Киева до него дошла весть от его сестры Предславы:

«Отець ти умерл, а Святополк седить в Киеве, уби Бориса и по Глеба посла, а ты блюдися сего повелику»2.

Ярослав собрал оставшихся в живых дружинников и повел их против Святополка, обратившись перед началом похода к Господу Богу

Наутро Ярослав собрал оставшихся в живых дружинников из варягов и новгородцев, первых – одну тысячу, а вторых – 40 тысяч, и повел их на Киев против Святополка, обратившись перед началом похода в молитве к Господу Богу:

«Не аз почах избивать братью, но он; да будеть Бог отместьник крови брату моея, зане без вины пролья кровь Борисову и Глебову праведною. Еда и мне си же створить? Но суди ми, Господи, по правде, да скончаеться злоба грешнаго»3.

Навстречу ему из Киева двинулась рать Святополка Окаянного, состоявшая из руси и печенегов.

Противники встретились у Любеча, расположившись по обоим берегам Днепра. В течение трех месяцев ни та, ни другая сторона не решалась форсировать реку; наконец воевода Святополка, прогуливаясь на коне по правому берегу, стал насмехаться над новгородцами, большинство из которых не были профессиональными воинами, и над их князем, который страдал хромотой:

«Что приидосте с хромьцем сим, а вы плотници суще? А приставим вы хором рубить наших»4.

Сам Святополк «вьсю нощь упивься с дружиною своею»5. Наутро на рассвете новгородцы по приказу Ярослава переправились на лодках через Днепр. «И бысть сеча зла»6. Между лагерем Святополка и становищем союзной ему печенежской орды находилось озеро, воспрепятствовавшее печенегам прийти на помощь киевлянам. Начиналась зима, озеро было покрыто тонким льдом,

«…и притиснуша Святополчи вои к озеру, и вьступиша на лед, и обломися лед с вои Святополчи, и мнози потопоша в водах, и одолевати нача Ярослав. Видив же, Святополк побеже, и одоле Ярослав. Святополк же бежа в Ляхы. Ярослав же седе в Кыеве на столе отни»7.

Так, в конце 1017 года Ярослав Мудрый овладел Киевом.

Ярослав Мудрый овладел Киевом, но борьба за столицу Руси и за великое княжение на этом не закончилась

Но борьба за столицу Руси и за великое княжение на этом не закончилась. В следующем 1018 году в поход против Ярослава двинулся польский князь Болеслав с собственным войском и с остатками дружины своего зятя Святополка. Навстречу полякам Ярослав повел рать из варягов, руси и словен. Враги встретились на Волынской земле, расположившись лагерями по правому и левому берегу Западного Буга. Война Ярослава со Святополком и Болеславом нашла отражение в хронике Титмара Мерзебургского, который писал:

«Нельзя также умолчать о прискорбном несчастье, случившемся на Руси. Ведь Болеслав, напав на нее, согласно нашему совету, с большим войском, причинил ей большой вред. Так, в июле месяце, 22-го числа, этот князь, придя к какой-то реке, стал там вместе со своим войском лагерем и велел приготовить необходимые [для переправы] мосты… Враг… был вызван на битву и… отброшен от реки, которую оборонял… Болеслав… хоть и с большим трудом, но перешел реку… Там тогда было перебито огромное количество бежавших и очень мало победителей… [Киев] 14 августа принял Болеслава и Святополка… из расположения к нему, и из страха перед нами вся эта страна перешла на его сторону. Архиепископ того города (митрополит Иоанн. – В. Ц.) почтил прибывших в храме св. Софии… Там же находились мачеха названного короля, его жена и 9 сестер; на одной из них (Предславе. – В. Ц.)… беззаконно, забыв о своей супруге, женился старый развратник Болеслав. Ему представили там огромные богатства, большую часть которых он раздал своим друзьям и сторонникам, а кое-что отослал на родину»8.

Отечественный летописец более лаконичен в рассказе об этих драматических событиях:

«И бе у Ярослава корьмилець и воевода Буды, и нача Буды укаряти Болеслава, глаголя: “Ти пропоремь трескою чрево твое толъстое”. Бе бо велик и тяжек Болеслав, яко ни на кони не моги седети, но бяше смыслен… И, вьсед на конь, вьбреде в реку, а по нем вои его»9.

Войско Ярослава было застигнуто врасплох, не успев приготовиться к битве, и было наголову разгромлено.

«Ярослав же убежавь с четырми человекы к Новугороду. Болеслав же вниде в Кыев сь Святополком»10.

Польские гарнизоны были размещены по русским городам.

Подавленный поражением, Ярослав собирался уже бежать за море, к своим шведским родственникам по матери и по жене. Но новгородский посадник Константин, сын Добрыни и, значит, двоюродный дядя князя, воспрепятствовал бегству, приказав новгородцам порубить ладьи, заготовленные для плавания по морю:

«Можемь ся еще бити с Болеславом и сь Святополком»11.

Начался сбор денег для найма варягов: «от мужа по четыре куны, а от старост по 10 гривен, а от бояр по осмидесять гривен»12.

Тем временем Святополку надоело терпеть засилие поляков в Киеве и других городах, и он приказал своим воинам перебить их. Болеслав бежал из Киева восвояси, захватив с собою ценности, принадлежавшие Ярославу и уведя в плен его сестер и бояр и много других пленников; вместе с ним удалился из Киева и настоятель Десятинной церкви Анастасий, выходец из Херсонеса. По пути в Польшу поляки овладели червенскими городами Холмом, Перемышлем, Белзом, Грубешевом, которые впоследствии не раз переходили из-под власти польских королей к русским князьям и обратно.

В 1019 году Ярослав и Святополк снова сошлись в битве на реке Альте, у одного войско состояло из словен и варягов, а у другого из полян и печенегов. Перед сражением, как пишет летописец,

«Ярослав ста на месте, идеже убиша Бориса, и вьздев руце на небо, и рече: “Кровь брата моего вопиеть к тобе, Владыко! Мьсти от крове праведнаго сего, якоже мьстил еси от крови Авелевы”… И, помолився, рек: “Брата моя! Аще есте отсюду телом отошла, то молитвою помозита ми на противнаго сего убийцю гордаго”… и бысть сеча зла, ака же не была в Руси… яко по удольемь кровь течаще. И к вечеру одоле Ярослав, а Святополк бежа. Бежащю же ему, и нападе на нь бес, и раслабеша кости его, и не можаше седети на кони, и ношахуть ̀и вь носилах»13.

Во время бегства Святополку мерещилось, что его преследуют враги, хотя за ним никто не гнался

Во время бегства ему мерещилось, что его преследуют враги, хотя за ним никто не гнался. С остатками своей дружины он добрался до Бреста, затем пересек Польскую землю и на границе Польши с Чехией «испроверже живот свой зле… и по смерти вечно мучим есть и связан. Есть же могила его в пустыни той и до сих дний. Исходить же от ней смрад зол»14 – так резюмирует летописец рассказ о смерти братоубийцы. Князь Ярослав Мудрый с тех пор княжил в Киеве до конца своей жизни.

Но междоусобная вражда на Руси не прекратилась со смертью Святополка Окаянного. В 1021 году на Новгород напал Полоцкий князь Брячислав, внук святого Владимира от его старшего сына Изяслава, умершего при жизни отца. Захватив Новгород, он взял в плен многих его жителей, но на возвратном пути в Полоцк его настиг Ярослав со своей дружиной. В состоявшейся битве рать Брячислава была разбита, пленные новгородцы освобождены, а сам Брячислав бежал в свой удел.

Более грозную опасность для Ярослава представлял его младший брат Мстислав, который правил в эксклаве – оторванном печенежскими кочевьями от основного массива Русской земли Тмутараканском уделе, завоеванном их дедом Святославом, от которого Мстислав наследовал богатырскую силу и бесшабашную храбрость, разительно отличаясь в этом от сидевшего в Новгороде осторожного и осмотрительного старшего брата, страдавшего телесным недугом – хромотой. В Тмутаракани, помимо славян, проживали хазары, аланы, касоги – адыги. Касоги составляли большинство населения примыкавшего к Тмутараканскому княжеству Кубанского региона. Мстислав воевал с ними, побеждал этот воинственный народ и стяжал особую славу в 1022 году единоборством с их правителем Редедей. Изнемогая в единоборстве с ним, Мстислав взмолился Божией Матери: «О Пресвятая Богородице, помози ми. Аще бо одолею сему, сьзижю церковь вь имя твое»15, – после чего он ударил противника оземь и зарезал его.

«И пришедьшю к Тьмутороканю и заложи церковь святыя Богородица, и созда ю, яже стоить и до сего дни в Тмуторокане»16.

А уже в следующем 1023 году Мстислав, победитель Редеди, имя которого в русских источниках устойчиво присоединялось к его собственному («Мстислав иже зареза Редедю»), отправился в поход, чтобы отвоевать у Ярослава, который находился тогда в отъезде в Новгороде, стольный город Киев. В его войске, помимо славяноязычной руси, находились также хазары и покорившиеся ему после гибели своего князя Редеди касоги. Когда его дружина приблизилась к Киеву, выяснилось, что киевляне не хотят впускать его в свой город, чтобы он княжил в нем, и Мстислав отошел от столицы, водворившись в невдалеке от нее расположенном Чернигове, который в свое время не был ранее выделен святым Владимиром в удел одному из сыновей, но, как и Переяслав, входил в великокняжеский домен.

В 1024 году из Новгорода против Мстислава двинулась рать Ярослава, ядро которой составляли варяги под командованием Якуна. Мстислав, узнав о приближении противника, выступил навстречу со своей дружиной и ополчением, набранным из северян. В сражении под Лиственом близ Чернигова Ярослав потерпел поражение. Ход битвы отражен в «Начальной летописи» так:

«Мьстислав… постави север вь чело противу варягом, а сам ста с дружиною своею по крилома. И бывъши нощи, бысть тма, и громове, и молънья и дождь. И рече Мьстислав дружине своей: “Поидемь на не”. И поиде Мьстислав и Ярослав противу, и съступишася в чело варязе сь севером, и трудишася варязи, секуще север, и по сем наступи Мьстислав с дружиною своею и нача сечи варягы. И бысть сеча силна, яко посветяше мъльнъя и блисташася оружья, и бе гроза велика»17.

Победа осталась за Мстиславом, в уста которого летописец влагает слова, не чуждые цинизма:

«Мьстислав же… виде лежачи исечены от своих север и варягы Ярославле, и рече: «Кто сему не рад? Се лежить северянин, а се варягъ, а своя дружина цела»18.

Потерпев поражение, Ярослав возвратился с остатками собственной дружины в Новгород, а Якун с варягами вернулся за море восвояси. Но и пребывая в Новгороде, Ярослав продолжал держать в своей власти Киев: «бяху седяще в Киеве мужи Ярославле»19.

Неожиданно для себя Ярослав получил от Мстислава предложение о заключении мира и разделе Русской земли между ними

Но, возможно, неожиданно для себя Ярослав получил от Мстислава предложение о заключении мира и разделе Русской земли между ними:

«И посла Мьстислав по Ярославе, глаголя: «Седи ты на столе своемь Кыеве, понеже ты еси старей брат, а мне буди ся сторона»20.

Ярослав, всегда действовавший с большой осторожностью, не сразу откликнулся на мирное предложение брата согласием. И только уже в 1026 году он, предварительно набрав многочисленное войско, отправился во главе его из Новгорода в Киев. Встретившись у Городца, братья помирились и

«…разделиста и по Днепр Рускую землю: Ярослав прия сию страну, а Мьстислав ону. И начаста жити мирно и в братолюбьи, и преста усобица и мятежь, и бысть тишина велика в земли»21.

Левобережная Русь со столицей в Чернигове оставалась под властью Мстислава до конца его жизни. На Правобережье правил Ярослав, но и пребывая в мире с воинственным братом, он из осторожности большую часть времени проводил не в стольном Киеве, а в своем новгородском дворе.

 

1 https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Варяги

2 Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С. 154.

3 Повесть временных лет, цит. изд. С. 156.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Титмар Мерзебургский. Хроника. М., 2009. С. 177–178.

9 Повесть временных лет, цит. изд. С. 156.

10 Повесть временных лет, цит. изд. С. 158.

11 Там же.

12 Там же.

13 Там же.

14 Там же.

15 Повесть временных лет, цит. изд. С. 160.

16 Там же.

17 Повесть временных лет, цит. изд. С. 162.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Там же.

Смотри также
Военные походы Великого князя Святослава Военные походы Великого князя Святослава
Прот. Владислав Цыпин
Военные походы Великого князя Святослава Военные походы Великого князя Святослава
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Война с юных лет была его увлечением и единственной страстью; и из него вырос бесстрашный и закаленный воин.
Вещий Олег, князь Киевский Вещий Олег, князь Киевский
Прот. Владислав Цыпин
Вещий Олег, князь Киевский Вещий Олег, князь Киевский
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Разноплеменная по присхождению русская дружина князя Олега и его преемников – это уже русь в современном значении этнонима – русь славянская.
Призвание Рюрика Призвание Рюрика
Прот. Владислав Цыпин
Призвание Рюрика Призвание Рюрика
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Призвание Рюрика стало одним из самых значимых по своим последствиям событий.
Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»
ФОТОРЕПОРТАЖ
Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»
ФОТОРЕПОРТАЖ
Владимиро-Суздальская земля за многие столетия своего существования накопила огромную сокровищницу памятников духовной и материальной культуры.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×