Убийство святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба

История Европы дохристианской и христианской

    

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

После кончины святого Владимира в Киеве стал править Святополк, который, ввиду смерти старших братьев — Вышеслава и Изяслава — еще при жизни отца, считался старшим сыном покойного князя. Опасаясь, ввиду своей непопулярности в народе, и зная, что отец хотел передать престол не ему, но Борису, он стал раздавать подарки киевлянам:

«созва кыяны и нача имение им даяти, а они приимаху, и не бе сердце их с нимь, яко братья их быша с Борисом»1.

Весть о кончине отца застала Бориса на берегу речки Альты, где он расположился с войском на обратном пути в Киев после так и не состоявшейся битвы с печенегами. Там он «плакася по отци велми, любим бо бе отцем паче всих»2. Дружинники готовы были помочь ему взойти на отцовский престол:

«‟Се дружина у тебе отня и вои. Поиди, сяди в Кыеве на столе отнеˮ. Он же рече: ‟Не буди то — мне вьзняти рукы на брата на старейшаго: аще отець ми умре, то сей ми будеть в отца местоˮ»3.

Память об отказе Бориса свергнуть старшего брата с престола нередко удерживала русских князей от подобных посягательств

Память об отказе Бориса, причисленного вместе со своим братом Глебом к лику святых первыми на Руси, от попытки свергнуть старшего брата с престола в последующие времена нередко удерживала русских князей и княжичей от подобных посягательств, чреватых междоусобным кровопролитием. Войско Бориса, недовольное его отказом от противостояния Святополку, правившему в Киеве, покинуло его, с ним осталось лишь несколько приближенных дружинников, названных в Летописи отроками.

Возможно, что Святополк первоначально, зная, что Борис возвращается в Киев с отцовской дружиной, хотел договориться с ним и привлечь его на свою сторону в предстоящей борьбе за великокняжеский престол. Он обратился к нему через посланцев с предложением: «С тобою хощю любовь имети и к отню ти придам»4, иными словами, готов в придачу к выделенному отцом Борису Ростовскому уделу передать ему во владение и другие земли. И только когда до Святополка дошли сведения о том, что войско покинуло Бориса, он замыслил убить его.

«Святополк же приде нощью к Вышегороду и отай призва Путшю и вышегородьскыя боярьце, и…рече имъ: ‟….убийте брата моего Борисаˮ»5.

Летописец поименно назвал убийц: «Путьша, Талець, Еловичь, Ляшько, отець же ихъ сотона»6. С. М. Соловьев причину того, что Святополку понадобилось отправиться в Вышеград, чтобы там отыскать и нанять убийц, находил в том, что по его

«освобождении из темницы Владимир уже не отдал Святополку волости Туровской… а посадил его где-нибудь подле Киева, чтоб удобнее наблюдать за его поведением, и что новая волость была именно Вышгород, куда теперь Святополк и обратился к старым своим слугам, которые были готовы сложить за него свои головы»7.

Убийцы пришли на Альту, когда Борис в своем шатре пел и читал заутреню

Убийцы пришли на Альту в ночное время, когда Борис в своем шатре пел и читал заутреню. Узнав о приближении подосланных братом убийц, он, согласно Начальной летописи, перед образом Спасителя помолился и о брате:

«‟Господи Иисусе Христе! Иже… приемь страсть грех ради наших, тако и мене сподоби прияти страсть. Се же не от противных приимаю, но от брата своего, и не створи ему, Господи, в сем грехаˮ.

И помолившюся ему, и вьзлеже на одре своемь. И се нападоша на нь, акы зверье дивии… и прободоша Бориса и слугу его... Бяше бо отрок сь родомъ угрин, именем Георгий, егоже любляше повелику Борис... Избиша же отрокы многы Борисовы. Георгиеви же, не могуще сняти вборзе гривны с шеи, и усекънуша главу его и тако сняша гривну ту, а главу отвергъше прочь, темже не обретоша послеже тела его в трупьи»8.

Смертельно раненого Бориса убийцы на телеге привезли в Вышгород, и Святополк Окаянный, узнав, что брат его еще дышит, послал двух варягов, чтобы те добили его.

После убийства Бориса Святополк задумал погубить Глеба, его брата не только по отцу, но и по матери, болгарыне, и оттого, очевидно, особенно близкого ему, — опасаясь мести с его стороны за кровь Бориса. Он велел передать ему приглашение поскорее прибыть в Киев ввиду тяжелой болезни отца. И Глеб с малой дружиной отправился из Мурома в Киев не прямым путем, который вел через землю непокорных киевским правителям вятичей, а в обход — до Волги, затем вверх по ее течению, далее волоком до верховьев Днепра и вниз по Днепру. Близ Смоленска, на Смядыне, к нему пришла весть из Новгорода от Ярослава:

«‟Не ходи, отець ти умерл, а брат ти убит от Святополкаˮ. И се слышав, Глеб вьспи велми сь слезами и плачася по отци, паче же и по брате, и нача молитися со слезами, глаголя: ‟Увы мне, Господи! Луче бы мне умрети с братом, нежели жити вь свете семь. Аще бо бых, брате, видил лице твое ангелское, умерл бых с тобою. Ныне же что ради остах аз един?.. Да аще еси получил деръзновение у Бога, молися о мне, да и аз бых ту же приял страстˮ. И сице ему молящюся сь слезами, и внезапу придоша послании от Святополка на погубленье Глеба. И ту абье послании яша корабль Глебов и обнажиша оружья. И отроци Глебовы уныша. Оканьный же Горясер повеле вборзе зарезати Глеба. Повар же Глебов, именемь Торчин, выньз ножь, зареза Глеба, аки агня непорочно»9.

Святого Глеба похоронили на берегу Днепра, близ места его убийства, но позже, около 1020 г., его останки переправили в Вышгород и погребли возле гробницы его брата Бориса в церкви Василия Великого. Прославление святых страстотерпцев Бориса и Глеба состоялось при перенесении их мощей в новую каменную церковь 2 мая 1074 г., и это была первая канонизация в истории Русской Церкви.

Третьей жертвой Святополка стал еще один его брат, Святослав, который, узнав о гибели Бориса и Глеба, бежал в Венгрию, но по пути был застигнут убийцами в Карпатских горах и предан смерти.

1 Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С. 146.

2 Там же.

3 Цит. изд., с. 136.

4 Цит. изд., с.146.

5 Цит. изд., с. 146–148.

6 Цит. изд., с.148.

7 Цит. изд., с. 187.

8 Цит. изд., с. 148.

9 Цит. изд., c. 150.

Смотри также
«Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти» «Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти»
Комментарий к церковнославянскому тропарю страстотерпцев Бориса и Глеба
«Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти» «Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти»
Комментарий к церковнославянскому тропарю страстотерпцев Бориса и Глеба
Лариса Маршева, Иоанн Щербенко
Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью.
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
В спасении от неотвратимой гибели В спасении от неотвратимой гибели
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Со времен Батыева нашествия не бывало подобного разорения Русской земле. «Всеконечная погибель» – вот что чувствовал народ.
Сказание о Борисе и Глебе Сказание о Борисе и Глебе Сказание о Борисе и Глебе Сказание и страдание и похвала мученикам святым Борису и Глебу
И, помышляя так в уме своем, пошел к брату своему и говорил в сердце своем: «Увижу ли я хотя бы братца моего младшего Глеба, как Иосиф Вениамина?» И решил в сердце своем: «Да будет воля твоя, Господи!»
Комментарии
Галина И.18 декабря 2023, 21:25
"Душа человека по природе своей христианка", но как же низко может пасть человек, стать хуже животного, зверем! Святополк- яркий пример этому. Перечисляя "имена законопреступников", убийц князя Бориса, автор Повести утверждает, что "отец им всем сатана". "Злой человек, усердствуя злому делу, хуже беса, ибо бесы Бога боятся, а злой человек ни Бога не боится, ни людей не стыдится; бесы ведь и креста Господня боятся, а человек злой и креста не боится". А святость князя Бориса, описанная в Повести, не нуждается ни в каких доказательствах, и духовный подвиг этого блаженного страстотерпца вызывает неподдельное восхищение и благоговение. Также и подвиг св.князя Глеба, и св. кн. Андрея Боголюбского.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×