Из церковной истории королевства лангобардов VIII столетия

История Европы дохристианской и христианской

Сполето Дезидерий, король лангобардов Сполето Дезидерий, король лангобардов

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие ​части:

Церковная жизнь в правление короля Лиутпранда

В 700-м г., после смерти короля лангобардов Куниперта, престол унаследовал его малолетний сын Лиутперт, наставником которого и регентом государства стал Анспранд. В 712-м г. он совершил переворот и провозгласил себя королем, но в том же году, через три месяца, умер, оставив престол своему сыну Лиутпранду, который был посажен на королевский трон, когда отец его был еще жив, но уже неизлечимо болен. Лиутпранд правил долго – 31 год и 6 месяцев.

Его политика направлена была на сближение узкого привилегированного слоя лангобардов с многократно превосходившей его численностью массой покоренного латиноязычного населения – римлянами, или романцами (romani). Ради этой цели изданный в предшествующем столетии эдикт короля Ротари, которым регулировались правоотношения между лангобардами, был восполнен 150 новыми статьями. В их содержании заметно влияние норм римского права, действовавшего применительно к местному романскому населению королевства.

В новом законодательстве присутствовали новации, на которых лежит печать христианской этики

В новом законодательстве присутствовали новации, на которых лежит печать христианской этики. Кровная месть, ранее легальная, была заменена вирой – штрафом, половина которого выплачивалась семье убитого, а другая половина поступала в королевскую казну, но если убийца не был в состоянии уплатить виру, он терял свободу и обращался в рабское состояние. Семейное законодательство направлено было на расширение прав женщин. От невесты, согласно новым законам, требовалось согласие на вступление в брак. Вдовы и несовершеннолетние сироты были избавлены от утраты имущества по долгам своих умерших мужей и отцов. Несостоятельные должники были защищены от насилия со стороны кредиторов. Запрещалась продажа получивших свободу рабов за пределами королевства. В правление Лиутпранда впервые в королевстве наступила стабильность, так что народ, как лангобарды, так и римляне, был им доволен.

Сближению лангобардов с римлянами способствовала и религиозная политика короля, ориентированная на усиление позиций Кафолической Церкви. Лиутпранд подчеркивал свою сыновнюю приверженность ей. Он был первым королём лангобардов, который устроил часовню в своем дворце. Он основал монастырь, посвященный Первоверховному апостолу Петру, за стенами столицы. Эту обитель назвали «Золотыми небесами». Высоко в горах, на склонах Бардских Альп, король построил еще один – Берцетский – монастырь. Обитель была также устроена в пригородном имении короля – в Олонне; ее главный храм посвящен Святому мученику Анастасию, а «внутри своего дворца он построил часовню нашего Господа Спасителя и назначил священников и клириков, которые совершали там богослужения, чего не было ни у кого из прежних королей»[1].

Язычество и арианство, ранее господствовавшие у лангобардов, при нем фактически поставлены были вне закона. Гадания, оккультистские магические опыты карались штрафами. Запрещено было публичное отправление жертвоприношений и иных языческих обрядов. Жрецы подлежали продаже в рабство за пределами королевства.

Язычество и арианство, ранее господствовавшие у лангобардов, фактически поставлены были вне закона

Заключение браков вне Кафолической Церкви было запрещено. Ввиду достигнутого через принятие лангобардами, в прошлом арианами или язычниками, православной веры религиозного единства их с римлянами Лиутпранд разрешил браки между лицами, принадлежавшими к этим разным народам. Процесс романизации лангобардов становился от этого более интенсивным, и в VIII веке лангобардов и римлян разделяли уже не столько этнические и языковые различия – лангобарды были либо двуязычными, либо владели только одним и уже латинским языком, – сколько сословные границы: потомки завоевателей по-прежнему составляли привилегированное сословие воинов (milites) – аналог средневекового рыцарства или позднейшего дворянства. Но и эти границы были проницаемы, так что разными путями римляне могли быть включены в благородное сословие воинов, к которому изначально принадлежали только лангобарды.

Лиутпранд чтил православные святыни и заботился об их сохранности. Когда мусульмане захватили Сардинию, куда в свое время перенесли из Африки, ранее включенной в состав халифата, мощи блаженного Августина, он приказал выкупить их у мусульман и перенести в свою столицу – Тицин.

Железная корона лангобардских королей Железная корона лангобардских королей

Столичную кафедру Тицина, или Павии, при Лиутпранде занимал его родственник Петр, который в правление короля Ариперта пребывал в ссылке в Сполето. По словам Павла Диакона, его «украшал цветок девственного целомудрия»[2]. Король заботился о том, чтобы и на другие кафедры ставились достойные епископы. На престол Аквилеи после кончины Патриарха Сирена был, по рекомендации короля Лиутпранда, избран архидиакон из Тарвизиума (Тревизо) Каллист. Юрисдикция Патриархов Аквилейских распространялась на северо-восточную часть Лангобардского королевства. И вот, когда в 739-м г. между Патриархом Каллистом и Фриульским герцогом Пеммо, имевшим резиденцию в Форуме Юлия (современном Чивидале), разгорелся конфликт, Лиутпранд взял сторону Каллиста. А причиной ссоры послужил переезд Патриарха, не имевшего, как и его предшественники, возможности жить в своем кафедральном городе из-за того, что тот находился в опасной близости к границе, из крохотного городка Кормонса, где находилась его временная резиденция, в столицу герцогства, в дом, который занимал епископ Юлиана Карникума Аматор, удаленный Каллистом из своей прежней резиденции. Герцог Пеммо, взявший сторону Аматора, велел схватить Патриарха и поместить его «в замок Потий, который расположен над самым морем... он держал его в тюрьме и кормил его хлебом горести... Короля Лиутпранда охватил великий гнев, и он отобрал у Пеммо герцогство и назначил вместо него его сына Ратхиса»[3], который был племянником короля по сестре.

Лиутпранд стремился к сближению с северными соседями лангобардов – франками и баварами

Лиутпранд стремился к сближению с северными соседями лангобардов – франками и баварами. В 720-м г. он женился на Гунтруде, дочери герцога бавар Теудеберта. Ее дядей по матери был майордом королевского дома Меровингов и фактический правитель государства франков – Карл Мартелл, так что брак Лиутпранда способствовал налаживанию добрых отношений лангобардов с франками.

Политически Италия в VIII веке, как и ранее, была разделена на королевство лангобардов и имперские владения, включавшие такие города, как Рим, Неаполь, Равенну. Империей ромеев правил тогда иконоборец Лев Исавр. В 726-м г. приказ имперского префекта Неаполя Эксиллартуса уничтожить иконы, находившиеся в церквях города, спровоцировал мятеж, в ходе которого градоначальник был убит. Папа Григорий II призвал народ Италии к сопротивлению иконоборческим акциям, тем самым отказав в повиновении императору Льву Исавру, и король Лиутпранд воспользовался ситуацией для того, чтобы попытаться вытеснить ромеев из Италии. Под его предводительством войска лангобардов перешли По и взяли Болонью, Римини, Анкону и другие имперские города Эмилии, захвачен был и порт столичной Равенны Классис. В самой Равенне вспыхнул мятеж иконопочитателей, жертвой которого пал экзарх Павел, но имперский гарнизон Равенны устоял, и город остался под контролем империи, хотя и в осаде, которая продолжалась до 737 г., когда, наконец, этот город пал. В 742-м г. Лиутпранд захватил города Умбрии, но папа Захария, не доверяя лангобардам, вчерашним еретикам-арианам и, в его глазах, варварам, и не желая идти на окончательный разрыв с Константинополем, хотя бы и находившимся под властью иконоборцев, призвал короля Лиутпранда вернуть занятые им земли империи и восстановить статус-кво, и король последовал этому призыву. Границы между владениями лангобардов и империи в Италии фактически вернулись к тому положению, в котором они находились до войны.

В 739-м г. герцог Сполето Тразимунд II, который ранее отстранил от власти своего отца Фароальда, велев поставить свергнутого с престола отца клириком, чтобы отрезать ему путь к возвращению во власть, вышел из повиновения королю лангобардов. Лиутпранд объявил его изменником и начал против него военные действия. Королевские войска взяли Сполето, и король поставил новым герцогом Хильдерика, а Тразимунд бежал в Рим и нашел там убежище у папы Григория III. Лиутпранд, в прошлом хорошо ладивший с папами, на этот раз не устрашился конфликта с понтификом и осадил Рим. Тогда же лангобардские войска заняли папские города Умбрии – Амелию и Орте. Папа обратился с просьбой о помощи против лангобардов к майордому франков Карлу Мартеллу, но Карл, дорожа союзом со своим родственником Лиутпрандом, проигнорировал обращение папы, а Лиутпранд, не желая дальнейшего обострения отношений с папой, снял осаду Рима и вернулся в свою столицу. Воспользовавшись уходом королевской армии, Тразимунд со своими сторонниками вторгся в пределы Сполетского герцогства, захватил его столицу и убил Хильдерика.

Лиутпранд не устрашился конфликта с понтификом и осадил Рим

Король Лиутпранд скончался в январе 744 г. Его останки погребли в церкви Святого мученика Адриана. По характеристике Павла Диакона, Лиутпранд был «мужем большой мудрости, очень религиозным и любящим мир, проницательным в совете, могущественным на войне, милостивым к провинившимся, целомудренным, скромным, богомольным... щедрым в милостыни, и хотя он был и незнаком с письмом, но был достоин сравниться с философами. ....Он всегда больше полагался на просьбы, чем на силу оружия, и всегда с величайшей заботой хранил мир с франками и с аварами»[4].

Борьба королей лангобардов и пап за власть в центральной Италии

Племянник и соправитель Лиутпранда в его старости, Гильдепранд, стал править самостоятельно, но правление его продолжалось недолго, всего полгода. В августе 744 г. он был низложен по воле лангобардской знати и, приняв постриг, поселился в основанном преподобным Бенедиктом монастыре Монте-Кассино. На королевский престол взошел другой племянник Лиутпранда – Ратхис, правивший 5 лет, с 744 по 749 г.. После его смерти престол унаследовал его родной брат Айстульф, который решил окончательно уничтожить имперское присутствие в Северной Италии и преуспел в этом. В 751-м г. пала осажденная лангобардами Равенна. Последний имперский экзарх Евтихий покинул Равенну. Развивая успех, Айстульф двинул свои войска на юг, угрожая Риму, который, имея статус дуката и обладая автономией, находился под опекой ромейского экзарха. Но наступление на Рим обернулось для лангобардов катастрофой. Не получив вооруженной помощи от императора, папа Захария обратился к королю франков Пипину Короткому, умоляя его о вооруженной защите престола и города апостола Петра. До тех пор взаимоотношения лангобардов с франками, которых связывали узы династического родства их правителей, были дружественными, но папа в свое время оказал Пипину бесценную услугу, благословив его на узурпацию королевского сана.

Ларец с останками Лиутпранда Ларец с останками Лиутпранда

Папа Захария обратился к королю франков Пипину Короткому, умоляя его о вооруженной защите

Благодарный папе за поддержку Пипин в 755-м г. обратился к королю лангобардов Айстульфу с требованием вывести свои войска из владений апостола Петра. Король лангобардов отверг ультиматум, и франки вошли в Италию, осадив Тицин. Айстульф, утратив надежду отстоять свою столицу, сдал ее противнику. Предоставив франкам заложников, он пообещал оставить Римский дукат в покое, но как только франки ушли восвояси, Айстульф нарушил обещание и 1 января 756 г. снова подверг Рим осаде.

Войска двигались на Рим тремя колоннами: «лангобарды Тусции – по Триумфальной дороге, главное войско – по Саларской и беневентцы – по Латинской. Из-под стен ‟вечного города” лангобарды со смехом кричали осажденным: ‟Ну, зовите франков, пусть они освобождают вас от наших мечей!”»[5]. Римляне мужественно защищали свой город от врагов, которые в его окрестностях грабили церкви и монастыри, совершали акты вандализма и кощунства, настолько вызывающие, что это побудило историка Рима Ф. Грегоровиуса заметить:

«По-видимому, лангобарды как бы вернулись к арианству своих предков, так как открыто глумились над тем, что считалось священным... В то же время ...те же самые лангобарды, частью по набожности, частью из корысти, разрывали кладбища мучеников, чтобы запастись священными останками»[6].

Пипин Короткий Пипин Короткий

Силы осаждавших и осажденных были не равны, и Риму грозило падение. 23 февраля папа Стефан, преемник скончавшегося папы Захарии, направил к королю Пипину аббата Вернера с тремя посланиями: одно из них было написано от его собственного имени, другое – от имени папы, римских клириков, герцогов, графов, трибунов, хартулариев и народа Рима, и, наконец, третье – от имени самого апостола Петра. Ознакомившись с этой мистификацией, вдохновленной отчаянием и надеждой, которые испытывал папа, Пипин не стал долее уклоняться от вмешательства и снова вторгся в Италию. В мае 756 г. он закончил войну с лангобардами их полным разгромом. Отнятый у лангобардов Равеннский экзархат, а также Римский дукат, Пентаполис и Умбрию Пипин передал папе. Этот «Пипинов дар» и составил Папскую область, просуществовавшую с тех пор более 11 столетий, до захвата Рима итальянской армией при короле Викторе-Эммануиле и папе Пие IX.

Отнятый у лангобардов Равеннский экзархат, а также Римский дукат, Пентаполис и Умбрию Пипин передал папе

Король Айстульф умер вскоре после своего поражения, в конце 756 г., разболевшись после падения с коня на охоте. Его преемником был избран герцог Сполето Дезидерий, при котором королевство лангобардов вступило в финальную стадию своего существования. Предшественник Айстульфа на лангобардском троне Ратхис, принявший после низложения монашеский постриг, выступил против Дезидерия, претендуя на престол. Он, по словам Ф. Грегоровиуса, «сбросил с себя свою монашескую одежду, созвал приверженцев своего дома и стал во главе собранного им войска»[7]. Дезидерий пошел тогда на неожиданный шаг. Он попросил папу осудить Ратхиса за сложение монашеских обетов и признать королем его, Дезидерия. Со своей стороны, он пообещал папе заплатить ему значительную денежную сумму и возвратить те города, которые, вопреки заключенному после его поражения договору, удерживал Айстульф, – Болонью, Имолу, Фаэнцу, Феррару, Анкону и Озимо. Предложенные условия были приняты папой, и он потребовал от Ратхиса вернуться в монастырь, угрожая ему в противном случае анафемой, – устрашившись отлучения от Церкви, тот подчинился.

Дезидерий Дезидерий В 757-м г. папа Стефан II скончался, на вдовствующий престол был избран его брат Павел, который сразу столкнулся с оппозицией: «Как бы пробужденные от сна, римляне поняли, что их епископ стал их господином, и они... начали вести с ним борьбу»[8]. В марте 760 г. между папой Павлом и королем Дезидерием при посредстве послов Пипина состоялись переговоры, на которых стороны договорились о нормализации отношений: король уступил папе ранее удержанные лангобардами города, за исключением Имолы.

В 767-м г. умер папа Павел. Герцог Непийский Тото вместе со своими вооруженными сторонниками, захватив папский дворец, поставил папой своего брата Константина, который в ту пору был мирянином. Противники Константина заручились поддержкой короля Дезидерия, и с помощью лангобардов он был низложен и заключен в тюрьму. Дезидерий попытался поставить папой преданного ему пресвитера Филиппа, и тот уже был посвящен в епископа Рима, но на следующий день, 1 августа, и он был низложен, после чего вернулся в свой монастырь. Новым папой стал римский пресвитер кардинал Стефан III. В канун его посвящения лица, замешанные в незаконных поставлениях Константина и Филиппа, стали жертвой мщения своих противников, на стороне которых были жители Рима: «у заточенных в тюрьму епископов и кардиналов вырывали глаза и языки; узурпатора Константина водили для посмешища по улицам города и затем заключили в монастырь Cellanova на Авентине»[9].

Падение королевства лангобардов под ударом франков и церковные последствия этого события

В 768-м г. умер король франков Пипин Короткий. Ему наследовали два его сына – Карл Великий и Карломан, ставшие соправителями. Их мать Бертрада намеревалась устроить брак Карла с дочерью лангобардского короля Дезидерия Эрменгардой Дезидератой. Папа Стефан III, узнав о предстоящем браке, пытался предотвратить его, опасаясь, что он послужит заключению союза между франками и лангобардами. Он отправил послание королям франков, содержание которого не лишено курьезного элемента:

«До меня дошла весть... что король лангобардов Дезидерий старается склонить ваши светлости к тому, чтобы один из вас, братьев, женился на его дочери; такое дело, если бы оно действительно случилось, было бы поистине дьявольским наущением и было бы не брачным союзом, а конкубинатом. ...Каким было бы безумием, если бы ваш прославленный франкский народ, затмевающий все другие, и блестящий отпрыск вашего королевского могущества запятнали себя союзом с презренным народом лангобардов, которые никогда не считались даже за народ и от которых происходят прокаженные»[10].

Папа запугивает адресатов, не церемонясь в выражениях. Тон послания таков, словно его автор впал в состояние истеричного страха. Письмо заканчивается угрозой:

«Если кто-нибудь отважится поступать противно смыслу этого заклинания нашего, то он должен знать, что властью моего повелителя, святого апостола Петра, он будет предан анафеме, изгнан из Царства Божия и осужден вместе с дьяволом, со всем его адским воинством и другими безбожниками на вечный огонь»[11].

Горячечные, чтобы не сказать безумные, угрозы папы не возымели желанного эффекта. Карл пренебрег ими, и его брак с дочерью Дезидерия состоялся.

Его брат Карломан скончался на 21-м году жизни, в декабре 771 г. Не теряя времени, Карл вступил в контакт с вассалами своего брата, и те признали его своим королем. Так он взял под контроль владения Карломана, и Франкское королевство было восстановлено как единое государство под властью одного короля, обладавшего к тому же недюжинными способностями правителя и военачальника. Ставка Дезидерия на междоусобицу у франков была бита. В начале 772 г. умер папа Стефан III, который в своей внешней политике попытался построить баланс между опорой на лангобардов и франков. Его преемник Адриан I вернулся к той линии, которой придерживались папы, начиная с Захарии – искать поддержки со стороны франков, вновь усилившихся. В ответ на эту перемену политики Дезидерий потребовал от Адриана помазать на престол франков сына Карломана Пипина. Получив отказ, он в конце 772 г. присоединил к королевству лангобардов несколько пограничных владений папы, а тот обратился к королю франков с просьбой о вооруженной защите. В ту пору Карл Великий уже был вовлечен в оказавшуюся затяжной и изнурительной войну с саксами, тем не менее он не остался глух к призыву папы.

Карл Великий. Картина французского художника XIX в. Луи-Феликса Амьеля Карл Великий. Картина французского художника XIX в. Луи-Феликса Амьеля В сентябре 773 г. армия франков во главе со своим королем расположилась в Женеве, откуда Карл обратился к Дезидерию с ультимативным требованием очистить захваченные им папские патримонии и выдать трех заложников в виде гарантии исполнения затребованной меры. Дезидерий не ответил на ультиматум, и началась война. Лангобарды преградили альпийские перевалы заставами. Опасаясь окружения, Дезидерий отвел свои войска в столицу королевства, надеясь на мощные стены Тицина (Павии). Преследуя лангобардов, франки захватили оказавшиеся на их пути города, подошли к Тицину и взяли его в осаду. Оставив основные силы у его стен, Карл с небольшим отрядом направился к Вероне, и этот город был взят зимой в начале 774 г. Но Тицин сопротивлялся.

После 6 месяцев осады Карл Великий отправился в Рим отпраздновать там Пасху, поклониться его святыням и повидаться с папой Адрианом. Папа повелел во всех церквях служить молебны о победе оружия франков. Осада лангобардской столицы продолжалась еще 2 месяца. Утратив надежду отстоять город, Дезидерий вышел из него и сдался Карлу Великому, который совершил торжественный въезд в город 5 июня 774 года. Там он принял титул «Rex Francorum et Langobardorum» (король франков и лангобардов) и был коронован «Железной короной» лангобардских королей. Так большая часть Италии была включена в состав владений Карла Великого. Дезидерий, лишенный королевского титула, был заточён в монастырь Корби, где он вскоре, уже в 774-м г., скончался. Его сын Адельхис эмигрировал и нашел убежище в Константинополе. Удостоенный сана патрикия, он умер там после 788 г. Королевство лангобардов прекратило существование.

Вместе с государством лангобардов исчез и самый этот народ, который уже раньше в массе своей утратил природный германский язык, оставив, однако, свой этноним в названии одного из регионов Италии – Ломбардии. Утратив независимость, лангобарды растворились в массе ранее покоренных ими римлян, или романцев, впоследствии ставших итальянцами. С конца VIII века церковная жизнь на северо-востоке прежних владений лангобардов утратила следы былой автономии – Аквилейская кафедра, сохранив патриарший титул, в позднейшие времена перешедший к Предстоятелям Венецианской церкви, вошла в полное подчинение папской власти.

[1] Павел Диакон. История лангобардов. www.vostlit.info(rus)frametext.

[2] Павел Диакон, цит. изд.

[3] Павел Диакон, цит. изд.

[4] Там же.

[5] Фердинанд Грегоровиус. История города Рима в средние века (от V до XVI1 столетия). М., 2008. С. 277.

[6] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 277.

[7] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 281.

[8] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 289.

[9] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 289.

[10] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 292–293.

[11] Фердинанд Грегоровиус, цит. изд., с. 293.

Смотри также
Христианская культура Византии в эпоху правления Исаврийской династии Христианская культура Византии в эпоху правления Исаврийской династии
Прот. Владислав Цыпин
Христианская культура Византии в эпоху правления Исаврийской династии Христианская культура Византии в эпоху правления Исаврийской династии
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Грекоязычный Восток превосходил Запад не только в области культуры и образования, но и масштабами и качеством своей ремесленной продукции.
Церковь в конце VIII столетия Церковь в конце VIII столетия
Прот. Владислав Цыпин
Церковь в конце VIII столетия Церковь в конце VIII столетия
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
«Карловы книги» замечательны своим презрительным высокомерием по отношению к греческому Востоку: к Константинополю, к его Церкви и к императорской власти.
Гонения на почитателей икон при Константине Копрониме Гонения на почитателей икон при Константине Копрониме
Протоиерей Владислав Цыпин
Гонения на почитателей икон при Константине Копрониме Гонения на почитателей икон при Константине Копрониме
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Поклоняясь иконе, христианин воздает честь не краскам, доскам или камням, но тому, кто изображен красками, или мозаикой, или иным образом.
Комментарии
Елена 9 января 2020, 11:42
Всегда интересно читать статьи по истории Церкви. Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×