Дверь в жертвенник В Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева проходит выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве». В ее рамках представлены редкие памятники восточно-христианского и западно-христианского искусства на тему смерти и загробной жизни. Ее работа продлится до 26 января. О том, чем уникальна эта выставка, мы поговорили с ее куратором, заместителем директора музея по развитию Светланой Липатовой.
– Скажите, пожалуйста, чем интересна эта выставка?
– Во-первых, своей тематикой. Она ведь на самом деле очень близка каждому человеку.
Каждый из нас думает или задумывался о конечности своей жизни, её итоге и смысле. По крайней мере люди православные совершенно точно об этом задумываются.
Наш Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва посвящен исключительно христианскому искусству. Но удивительным для нас оказалось то, что теме смерти, теме перехода в другое измерение, в загробную жизнь за последние годы в столичных музеях не было посвящено ни одной выставки.
Эта идея родилась у директора музея Михаила Борисовича Миндлина, он также куратор выставки. Больше полутора лет мы ее готовили. Нам казалось важным показать редкие экспонаты не только из своего собрания, но представить в одном, едином ряду русские и греческие православные памятники вместе с западноевропейскими. Поэтому мы и назвали выставку «Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве», не ограничиваясь только православным искусством. Вместе у нас представлены и западноевропейские, и русские, и греческие (восточно-христианские) памятники искусства. Благодаря этому мы можем увидеть разницу в понимании смерти, как она изображалась в восточно-христианском и западно-христианском искусстве. Например, сугубо западноевропейский сюжет – триумф смерти. В русском христианском искусстве такого вообще не было.
Каждый из нас задумывался о конечности своей жизни, её итоге и смысле
– На какие темы или подразделы разбита ваша выставка?
– Зал, как вы видите, у нас небольшой. Всего мы решили проиллюстрировать пять тем на самых ярких и знаковых памятниках. Первая тема – это, конечно же, смерть и воскресение Спасителя нашего Иисуса Христа. Откуда в мир пришла смерть? Ведь в мире, сотворённом Господом, там, где изначально пребывали наши прародители, Адам и Ева, смерти не было. Люди были созданы бессмертными. Как пришла смерть и для чего воплотился Спаситель? Для чего Он претерпел страдания и смерть на кресте? Как изображается Воскресение Христово? Всем этим темам посвящены начало и первый раздел выставки.
Откуда в мир пришла смерть? Ведь люди были созданы бессмертными
Например, вы можете видеть вход в жертвенник, который представляет собой иконостасную дверь середины XVII века, из собрания русских икон при Фонде Андрея Первозванного. На ней мы как раз очень подробно видим историю Адама и Евы, их создание, грехопадение и изгнание из рая. Собственно, в результате грехопадения люди стали смертными.
– А где изображено изгнание из рая?
– В нижней части. Вот их изгоняют из врат рая, вот они сидят и плачут. Здесь же в надписи передаётся буквально прямая речь Адама. Он сидит, рыдает и говорит: «Раю, мой раю, прекрасный мой раю. Мене ради, раю, сотворен еси. Евы ради затворен еси».
Схелте Болсверт – «Ради меня сотворён, ради Евы затворён». Правильно?
– Да, своего рода переваливание ответственности, конечно. Вот такой чудесный памятник, который иллюстрирует историю грехопадения, в результате чего в мир приходит смерть.
И только затем, по прошествии многих веков, в мир приходит Спаситель, чтобы, как мы знаем, смертью смерть попрать и даровать людям возможность воскресения и вечной жизни. Об этом и рассказывает наш первый раздел. Это уникальные памятники, иллюстрирующие евангельские события: воскрешение Лазаря, страдание Спасителя, его распятие, положение во гроб, сошествие в ад.
– Чем западноевропейские памятники отличаются от русских и восточно-христианских?
– Посмотрите, например, на эту западноевропейскую гравюру первой половины XVII века мастера Схелте Болсверта, который работал при мастерской Рубенса. Это высочайшего уровня вещь, а Спаситель здесь представлен этаким атлетом с правильным, подчеркнутым строением мышц. Акцент сделан на Его страдания на кресте. Видите раны от гвоздей на руках и ногах? И это Христос, попирающий смерть, которая изображена у него под ногами в виде скелета.
Христос А это уже русская икона, изображающая тот же сюжет. Её создавал неизвестный нам мастер, который знал западноевропейские образцы.
– Почему вы думаете, что русский автор знал западноевропейские образцы?
– Потому что здесь видна очевидная композиционная и смысловая преемственность. Западноевропейская тема преломляется у русского художника. Причём, смотрите, как он изображает смерть: сокрушённая, очень маленькая по размеру фигурка. Русский художник, заботясь о благочестии, одевает Христа, не изображает раны на руках и ногах. Это не было принято в русской традиции – делать такие акценты. Также художник вкладывает ему в руки державу. То есть это не просто Христос, попирающий смерть, а ещё и Христос – Владыка мира. А ангелочков на западноевропейской гравюре, которые изображены в виде обнаженных пупсиков, он заменяет символами евангелистов.
Весь второй раздел нашей выставки посвящён изображению смерти как персонажа на иконах и в гравюрах. В русских памятниках персонификация смерти появляется под западноевропейским влиянием. Но, как я уже сказала, никогда в русском искусстве мы не увидим тему триумфа смерти, когда, например, страшная смерть едет на колеснице по телам умерших или изображается как полководец, гарцующий на лошади. В русском искусстве такое невозможно себе представить. Но изображение смерти как некий условный символ, в виде скелета или мертвеца без гендерных признаков, в русском искусстве встречается. Есть даже примеры изображения смерти на иконах. Например, икона «Плоды страданий Христовых», где из древа креста идёт рука с мечом, которая поражает смерть, сидящую на кляче. Согласитесь, что по сравнению с западноевропейскими памятниками ни о каком точном анатомическом или физиологическом изображении здесь и речи не идёт. Скелет тут – только символ. Другая рука от древа креста на этой иконе держит венец, венчающий Церковь. Ещё одна рука с ключом открывает дверь в рай.
Это не просто Христос, попирающий смерть, а ещё и Христос – Владыка мира
– А чья третья рука?
– Это руки, которые исходят от древа креста – две от перекладины креста по сторонам вбок и одна – вверх, от верхнего конца креста. А что касается образов смерти – у нас представлен довольно большой ряд книг с иллюстрациями на эту тему. Например, вот смерть в виде одного из всадников Апокалипсиса. Помните, что четвёртый всадник Апокалипсиса – это смерть? Обратите внимание, смерть всё время по-разному вооружена. Здесь она с копьем, здесь с пищалью, здесь с косой, которая опущена, словно ковш. И она косой, будто ковшом, скашивает и забирает людей, забирает их души.
Старик и смерть Чтобы завершить рассказ о втором разделе нашей выставки, хочу еще обратить ваше внимание на замечательную скульптуру, которая восходит, вероятно, к басне Эзопа. У Эзопа была басня «Старик и смерть», где говорится о том, что старик, собирая хворост, набрал целую вязанку, был слаб и не мог её поднять. И в сердцах он воскликнул: «Хоть бы смерть моя пришла!» А она пришла и спросила: «Ты меня звал?» Мораль сей басни в том, что думай, о чём говоришь. Ведь даже в самую последнюю секунду, когда смерть за тобой придёт, всё равно постараешься её избежать. Всё равно захочется жить.
Третий раздел выставки посвящён смерти праведников. Это тема идеальной смерти, как её встречают святые. Почему смерть для святого человека – радостное событие? Это же встреча с Господом, переход в иной мир. Мы начинаем этот рассказ с образов Успения Богоматери.
А вот, безусловно, светское произведение – картина «Успение Анны», написанная в XIX столетии. Она находилась не в храме, а у кого-то дома, как семейная реликвия. По образу Успения Богоматери она изображает успение некой рабы Божией Анны. Вокруг её одра собрались домочадцы, супруг Фёдор. Наверху уже душа рабы Божьей Анны, которая, как мы видим, приняла Святое Причастие, а значит, и исповедалась. Её чистую душу уносит ангел в Небесный Иерусалим, и там её встречает Христос. А внизу картины рассказана целая драматическая история. Фёдор, её муж, увидел в страшном сне, что его супруга скоро умрёт. А она в это время была беременна их последним ребёнком. До этого пятеро их детей умерли. Через две недели, действительно, разрешившись от бремени, Анна умирает. Не успели её похоронить, как Фёдор видит второй сон, в котором новорожденный Николенька криком зовёт отца с ним проститься. Отец в ужасе просыпается и молится Господу. Дальше надпись непонятна, но, видимо, мальчик Николенька остаётся жить. Там есть фраза «…и преумножение талантов Николая». Значит, он остался жить дальше.
– Автор картины известен?
Почему смерть для святого – радостное событие? Это же встреча с Господом
– Нет, это неизвестный провинциальный художник. Как вы видите, хороший, потому что портреты великолепные. К сожалению, в надписи не указано хотя бы, какое это было село или имение. Поэтому сложно сказать, где именно жили Фёдор и Анна.
– Чем интересен четвертый раздел выставки?
– Здесь рассказывается о почитании святых мощей. Нам показалось важным показать, что останки святых являются свидетельством особой благодати, особого Божьего благословения. Через них, через тело усопшего святого передаётся благодать и совершаются чудотворения. Нетленные мощи являются свидетельством преодоления смерти. Жизнь святого в вечности продолжается. Здесь представлена целая галерея святых и их мощей: святитель Афанасий Лубенский, Феодосий Тотемский, который изображён в гробовой колоде: в гробу были обретены его мощи.
Нетленные мощи являются свидетельством преодоления смерти. Жизнь святого в вечности продолжается
Кстати, обратили внимание на первый экспонат нашей выставки прямо на входе? Это гробовая колода, или «домовина», выдолблённая по росту человека из целой сосны, начала XX века. То есть человек её заранее себе приготовил, сам или заказал, хранил и помнил о ней, но она не стала для него местом упокоения. Может быть, война помешала, может быть, был сослан далеко от дома. Этот экспонат нашли в старом доме на чердаке.
– То есть выставка начинается с темы памяти смертной, а заканчивается?..
– ...Образами загробного мира. Как люди представляли его себе, как они его визуализировали? Как выглядят рай и ад? Есть много способов изобразить рай: это и город, и сад, и там текут райские реки. В разных ситуациях для изображения рая используются разные образы. Интересно, что на одном из больших резных изображений мы видим Царствие Небесное в виде Иерусалима. И там в арочных проёмах, строго по чинам святости, сидят святые: преподобные с преподобными, девственницы отдельно, святители отдельно, юродивые – тоже своей группой.
Как выглядят рай и ад?
Конечно, это не означает, что люди именно так представляли себе рай, что там в прямом смысле сидят святые и пируют, а вокруг них – посуда, чаши и кубки. Таким образом художники символически визуализировали вкушение райского блаженства.
Но не всё так радужно. Прежде чем душа попадает в небесное селение, она проходит мытарства, испытания, и это путешествие души тоже изображалось художниками. Думать о своей душе нужно при жизни – и такими напутственными образами являлись иконы Страшного суда, они обычно находились в западной части храма или на западной стене, если это фресковая роспись. Когда мы выходим из храма, то образ Страшного суда выступает как напутствие уходящим, о чём им надо думать в дальнейшем. Перед иконами Страшного Суда молились «о добром ответе на страшном судище Христове», о чем мы просим на каждой литургии. Вот, например, большая храмовая икона Страшного суда середины XVII века. Возможно, она изначально из большого собора, получена нами на выставку из частного собрания. Раньше она нигде и никогда не показывалась. Только у нас впервые, можно сказать, ее премьера на нашей выставке.
Выставка будет работать до 26 января включительно.
- Адрес: Андроньевская площадь, д. 10. Музей имени Андрея Рублева. Ст. м. Площадь Ильича.
- Время работы: пн, вт, чт с 14:00–21:00, пт-вс с 11:00–18:00. Часы работы могут меняться в рождественские каникулы.
- Сайт музея: https://www.rublev-museum.ru/visitors/address-and-opening-hours/