Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Дионисий. Св. Владимир. Фреска (1502 г.) Ферапонтова монастыря Предыдущие фрагменты:
- Обращение Великого князя Владимира
- Правление Великого князя Владимира до его обращения
- Княжение и смерть Ярополка
- Военные походы Великого князя Святослава
- Равноапостольная княгиня Ольга
Решение креститься принято было князем Владимиром, согласно Начальной летописи, в 987-м г. Ко времени составления «Повести временных лет», чрез столетие после Крещения Великого князя, обстоятельства, в которых это происходило, были полузабыты, и даже о месте этого события говорили разное:
«Се же не сведуще право, глаголють, яко крестился есть в Кыеве, инии же реша – в Василеве, друзии же реша инако сказающе»[1].
В Васильеве, расположенном близ столицы Руси, находилась загородная резиденция князя. Но летописец прав, утверждая, что Владимир принял таинство Крещения в Корсуни – Херсонесе Таврическом[2], хотя ряд историков Нового времени, и среди них А. В. Карташев, придерживаются на этот счет мнения «несведущих» современников Летописца.
Поход на Корсунь. Миниатюра Радзивиловской летописи
Вызывает, однако, удивление летописный рассказ о том, что, прежде чем креститься в Херсонесе, Владимир решил завоевать этот город:
«В лето 6496 (988-м г. от Р.Х.) иде Володимер с вои на Корсунь, град гречкый, и затворишася корсуняни в граде»[3].
Великий князь позаботился о том, чтобы, приняв Крещение от ромеев, Русь не стала вассалом Империи
Историки, доверяющие летописной версии в изложении событий, предшествовавших Крещению, находят, что Великий князь таким образом позаботился о престиже Русского государства, о том, чтобы, приняв Крещение от ромеев, Русь не стала вассалом Империи. Так, митрополит Макарий (Булгаков) писал:
«Византийский двор… с презрением обходился с варварами… Владимир знал, как принята была в Константинополе его бабка Ольга, как поступили потом греки с родителем его Святославом, и справедливо мог ожидать, что не лучше поступят и с ним, если он прибегнет к греческим Императорам с покорнейшею просьбою. И вот он поднимает оружие, овладевает греческим городом Херсоном и не только без унижения для себя, напротив, с полным достоинством заставляет греков исполнить все его требования»[4].
Подобная интерпретация мотивов, подтолкнувших князя к войне против владевших Херсонесом ромеев, не лишенная правдоподобия, представляется все же натянутой и уязвимой.
Вне поля зрения выдающегося церковного историка осталось сочинение арабоязычного писателя XI века христианина Яхьи Антиохийского, в котором содержится упоминание о Крещении князя русов и его подданных:
«И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя Царем… и дошли войска его до Хрисополя. И стало опасным дело его, и был им озабочен Царь Василий, по причине силы его войск… И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к Царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился Царь русов на сестре Царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился, и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону, и не признавали никакой веры. И послал к нему Царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили Царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у Царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел Царь Василий приморскою областью»[5].
О помощи русов ромеям в подавлении мятежа Варды Фоки упоминают и византийские писатели Иоанн Кедрин, Иоанн Зонара и Михаил Пселл. По оригинальной версии польского историка А. Поппэ, поход на Корсунь был предпринят не против законных Императоров, а против окопавшихся там мятежников[6].
Встреча Владимира и Анны. Миниатюра Радзивиловской летописи
Из сопоставления противоречивых сведений, содержащихся в «Повести временных лет» и у иностранных авторов, складывается следующая последовательность событий. Князь Владимир помог Империи справиться с мятежом, направив в распоряжение Императоров, по сообщению армянского историка, современника этих событий, Стефана Таронского, 6 тысяч своих отборных воинов, под обещание породниться с Императорским домом чрез женитьбу на Цесаревне, что подразумевало предварительное Крещение князя, к которому он и без того был готов. Но Императоры, находя подобный брак унизительным, тем более что, по словам Титмара Мерзебургского, их сестра Анна, которую немецкий хронист по ошибке называет Еленой, ранее «была просватана за Оттона III»[7], попытались уклониться от исполнения обещания, данного в трудных для них обстоятельствах. Ответом Великого князя на вероломство ромейских правителей стал поход на Корсунь.
Ответом Великого князя на вероломство ромейских правителей стал поход на Корсунь
Русское войско осадило город и долго не могло взять его, пока один из его жителей по имени Анастас не совершил предательства. Он выстрелил в сторону русского стана, написав на стреле:
«‟Кладези, яже суть за тобою от вьстока, ис того вода идеть по трубе, копавше, преимете воду”. Володимер же, се слыша, възрев на небо, и рече: ‟Аще ся сбудеть, се имам креститися”. И ту абье повеле копати прекы трубам, и переяша воду. И людье изнемогаху жажею водною и предашася»[8].
Херсонес, лишенный воды, сдался на милость победителя, а князь Владимир направил Императорам в Константинополь требование немедля выслать ему их сестру Анну для женитьбы на ней, заверив, что он, как об этом условились заранее, примет Крещение.
Херсонес сдался на милость победителя, а Владимир направил Императорам требование немедля выслать ему их сестру Анну
«И послушаста Цесаря и посласта сестру свою и сановникы некыя и прозвутеры. Она же не хотяше ити яко в поганыя, и рече им: ‟Луче бы ми сде умрети”. И реста ей брата: ‟Еда како обратит Бог Рускую землю в покаяние, а Гречкую землю избавиши от лютыя рати. Видиши ли колико зло створиша русь греком? Ныне же, аще не идеши, то же имуть творити нам”. И одва принудиста»[9].
Порфирородную Анну посадили на корабль, который доставил ее в сопровождении свиты в Херсонес. Тем временем у ожидавшего ее прибытия Владимира разболелись глаза до такой степени, что он
«не видяше ничтоже, и тужаше велми, и не домышляше, что створити. И посла к нему Цесариця, рекуще: ‟Аще хощеши болезни сея избыти, то вьскоре крестися, аще ли ни, то не имаеши избыти сегоˮ»[10].
Крещение Великого князя с именем Василий совершил епископ Херсонеса в церкви Святой Софии, расположенной в центре города, на торговой площади. И при Крещении князя совершилось чудо – он прозрел и «прослави Бога, рек: ‟То первое увидех Бога истиньнагоˮ»[11], осознав символический смысл пережитого им чудесного исцеления. За Крещением последовало его обручение с Анной и затем Венчание брака. После Венчания прежние жены Владимира были освобождены от супружеских обязанностей. Вероятно, и они также были крещены, а некоторые из них могли принять постриг. Вместе с Великим князем в Херсонесе крестились и многие, если не все находившиеся там с ним его бояре и дружинники.
Святой Владимир возвратил завоеванный Херсонес Императорам в качестве брачного дара. Прежде чем покинуть город, он на свои средства построил в нем церковь Иоанна Крестителя. С собою в Киев он «поим Цесарицю, и Настаса, и попы корсуньскыя, мощи святаго Климента и Фива, ученика его, и поима сьсуды церковныя, иконы на благословенье себе»[12]. Не пренебрег он и культурными ценностями ромейского города, и для украшения своей столицы, как пишет Летописец, взял «медяне 2 капищи, и 4 коне медяны»[13] – античные статуи идолов-божеств и квадригу коней, возможно, подобных тем, что ныне украшают собор Апостола Марка в Венеции. Они поставлены были в русской столице на месте, где святой Владимир построил церковь Успения Божией Матери, прозванную Десятинной.