Святой равноапостольный князь Владимир
28 июля Русская Церковь празднует память святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.
Святой князь Владимир, крестивший Русь и получивший за это именование равноапостольного, – ключевая личность в истории русского народа. Выбор веры, который неоднократно описывается в летописях, заставляет задуматься об особом Промысле Божием о судьбах мира. Нельзя не вспомнить знаменитое «Не знали – на небе или на земле мы» из рассказа княжеских послов о византийском богослужении, и внезапное ослепление князя Владимира, и его чудесное прозрение после таинства Крещения.
Святой Нестор Летописец передает молитву равноапостольного князя:
«Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать тебя, истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу»[1].
Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории
И можно с уверенностью сказать: молитва святого Владимира была услышана. Православное христианство кардинально изменило ход отечественной истории.
Возникновение церковного почитания святого Владимира произошло в конце XI – начале XII столетий[2]. Именно к этому времени исследователи относят возникновение первого богослужебного последования (стихир и канона) равноапостольному[3]. Сама служба при этом неоднократно редактировалась: добавлялись новые стихиры и тропари.
В современной богослужебной практике используются древние тропарь и кондак святому князю Владимиру.
На церковнославянском эти гимнографические тексты звучат следующим образом:
Тропарь:
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера, славнодержавный Владимире, на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева: испытуя же и посылая к Царскому граду уведети православную веру, обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную. Темже празднуем твое успение, людие твои суще, моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Кондак:
Подобствовав великому апостолу Павлу, в сединах, всеславне Владимире, вся яко младенческая мудрования, яже о идолех тщания, оставль, яко муж совершенный, украсился еси Божественнаго Крещения багряницею, и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, моли спастися державы Российския начальником и множеству владомых[4].
На русский приведенные тексты можно перевести так.
Тропарь:
Уподобился купцу, ищущему хорошие жемчужины, славнодержавный Владимир, восседавший на высоте престола матери городов – богоспасаемого Киева. Испытывая и посылая к Царьграду увидеть православную веру, обрел бесценный бисер – Христа, избравшего тебя, как второго Павла, и избавившего от слепоты – душевной вместе с телесной – в святой купели. Поэтому и празднуем твое успение, твой народ, моли о спасении правителей твоей державы Российской и множеству народа.
Кондак:
Уподобился великому апостолу Павлу в сединах, всеславный Владимир, оставивший все старания об идолах, как младенческие мудрования; как совершенный муж, украсился багряницей Божественного Крещения, и, ныне Спасителю Христу предстоя, моли о спасении правителей твоей державы Российской и множеству народа.
Купец, ищущий добрую жемчужину
В начале тропаря святому проводится аллюзия на известную евангельскую притчу о купце, который искал добрые жемчужины и, найдя одну драгоценную жемчужину, «пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 46).
В тексте этой притчи Спасителя сперва говорится, что купец ищет множество хороших жемчужин (добрых бисерей – в церковнославянском), но ему хватает и одной драгоценной (един многоценен бисер – по-церковнославянски). Эта жемчужина – Господь Иисус Христос.
«Самая драгоценная жемчужина одна: это познание о Спасителе, священнодействие Его страдания и тайна Его воскресения»[5],
– пишет блаженный Иероним Стридонский.
Обретя единственную драгоценную жемчужину, веру в Спасителя, князь Владимир отверг все языческие убеждения. За это гимнограф называет князя славнодержавным, то есть знаменитым среди государей[6].
Обретя единственную драгоценную жемчужину, веру в Спасителя, князь Владимир отверг все языческие убеждения
В связи с этим вспоминается и место княжения равноапостольного – Киев, именуемый матерью городов русских: на высоте стола седя матере градов, богоспасаемаго Киева. Многозначное церковнославянское слово стол обозначает также и столицу[7]. Киев стал центром распространения Православия на Руси. Святой Владимир по прибытии из Корсуни, где он принял Святое Крещение, очистил первопрестольный град от языческих божков и «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры»[8]. Одним из наиболее знаменитых стал Десятинный храм в честь Успения Богородицы.
Поиски веры
Поиск веры князем Владимиром чаще всего описывается с внешней стороны. Это приезды различных миссионеров на Русь, личные изыскания самого Владимира. При этом редко раскрывается внутренний уклад князя, побудивший его принять именно Православие.
Когда святой искал веру, он испытывал различные религии, конфессии. Здесь важно остановиться на церковнославянском значении глагола испытати – «допытываться, разыскивать, исследовать»[9]. Владимир исследовал, допытывался, то есть стремился скорее рационально подойти к выбору веры. Но слепота, одолевшая его в Корсуни, указала на духовную слепоту – греховность. Ведь Сам Христос говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9, 39).
Владимир призывается к искреннему принятию православной веры – не рациональному, а духовному. Только пройдя через слепоту, он обретает бесценный бисер – Христа.
Владимир – второй Павел
Обретение Христа не произошло исключительно по желанию князя Владимира. Скорее, Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение.
Сам Господь Иисус Христос избирает Владимира на особое равноапостольное служение
На это указывает фраза тропаря: Обрел еси безценный бисер – Христа, избравшаго тя, яко втораго Павла, и оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную.
Избрание святого апостола Павла, тогда еще Савла, на служение связано с его путешествием в Дамаск, внезапным озарением светом и обращением к нему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4). После этого Савл становится незрячим. Анания в Дамаске возлагает руки на Савла, и «как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9, 18).
Конечно, между слепотой апостола Павла и равноапостольного Владимира имеется параллель. Поэтому последний и называется в тропаре вторым Павлом, которого избрал Сам Христос. Соотнесение образа апостола Павла с образом князя обусловлено влиянием «Корсунской легенды», которая содержит рассказ о слепоте, как влияние более древней житийной традиции[10].
И Павел, и Владимир поступали рационально. Из-за этого Господь и лишает их зрения, чтобы через телесную слепоту показать слепоту душевную. И каждый из них только после подлинного принятия веры во Христа получает прозрение. В этом акте, как чешуя, спадает слепота и телесная, и душевная: оттрясшаго слепоту во святей купели, душевную вкупе и телесную.
Молитва о державе Российской
Тропарь традиционно заканчивается прошением святому о молитве за людей, обращающихся к нему: Моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
Мы, людие твои суще, то есть принадлежащие к русскому народу, просим равноапостольного о молитвах за власть и народ. Владомых – от глагола владети – «иметь власть, править, управлять»[11]. Для древнерусского человека вся власть концентрировалась в руках Великого князя, который обеспечивал безопасность. Поэтому древний гимнограф и разделяет начальствующих (державы твоея Российския начальником) и народ (множеству владомых).
Багряница Божественного Крещения
Кондак, посвященный святому Владимиру, как и тропарь, начинается со сравнения: Подобствовав великому апостолу Павлу. Далее говорится о сединах князя Владимира, то есть о довольно солидном возрасте, в котором он принял Православие.
Стоит отметить: точный возраст князя Владимира при Крещении неизвестен. Принято считать, что дата его рождения – около 955–960 гг. Тогда на момент Крещения Владимиру было примерно 30 лет. Для Древней Руси это возраст мужа совершеннаго.
Скорее всего, эпитет в сединах используется для противопоставления младенческим мудрованиям, которые оставил равноапостольный. Использование множественного числа – младенческая мудрования – указывает на великое число языческих богов, почитавшихся на Руси до ее Крещения.
Отвергнув их, святой Владимир доказывает, что он муж совершенный. Принятие Крещения – ответственный шаг. И в нем Владимир облачается в багряницу.
Для равноапостольного князя принятие Православия не есть бессмыслица. Он внутренне перерождается. Христос и вера в Него становится краеугольным камнем для его земной жизни. При этом святой Владимир устремляется и в Царство Небесное, ведь важно искать, прежде всего, именно Его (ср. Мф. 6, 33). Поэтому и воспевается, что Владимир и ныне, Спасу Христу в веселии предстоя, молится о спасении Российского государства.
***
Память святого равноапостольного князя Владимира важна для современных верующих. Это событие – не только радость о том, что Русь была крещена в Православии, но и вызов к нам, нынешним христианам. Избавлены ли мы в своей вере от духовной слепоты? Является ли для нас вера жизненным ориентиром?
Избавлены ли мы в своей вере от духовной слепоты?
Равноапостольный Владимир некогда сделал свой выбор и изменил ход истории. Так и мы, сделав верный выбор, можем изменить и свою жизнь, и мир вокруг себя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф. 5, 14–15).