Княжение и смерть Ярополка

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Великий князь Ярополк. Художник: В. П. Верещагин Великий князь Ярополк. Художник: В. П. Верещагин

Предыдущие фрагменты:

В 973 году, после гибели великого князя Святослава, в Киеве начал княжить его старший сын Ярополк. Ни точная дата, ни место его рождения не известны. Его мать, вероятно, была дочерью одного из князей, подвластных великому Киевскому князю; судя по его славянскому имени, скорее славянского происхождения, чем из выходцев из Скандинавии. Поскольку она не упомянута в «Повести временных лет» там, где говорится об осаде печенегами Киева, в котором святая Ольга затворилась со своими внуками, к тому времени, к 968 году, она умерла.

Весьма вероятно, что после своего крещения Ольга позаботилась о начатках христианского воспитания внуков, но документальных свидетельств об их крещении нет, за исключением одного загадочного деяния, предпринятого в правление Ярослава Мудрого в 1044 году, когда, как пишет летописец,

«…выгребена быста 2 князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви святыя Богородицы»[1] – Десятинной церкви.

Весьма вероятно, что Ольга позаботилась о начатках христианского воспитания внуков, но документальных свидетельств об их крещении нет

Чина крещения мертвых костей не существует и существовать не может. Славянское и русское слово «крестить» употребляется как перевод греческого «баптизо», что буквально значит «погружать в воду, омывать». Может быть, в «Повести» говорится о перенесении останков князей и погребении их в церкви, чему предшествовало их омовение. В таком случае предположение о том, что они были крещены, приобретает вес – все же под спудом в церкви едва ли могли поместить прах язычников.

Женат Ярополк был в отроческом возрасте на пленнице-гречанке, она «бяше была черницею»[2], привезенной отцом из его первого похода на Балканы. Святослав «въда ю за Ярополка, красы деля лица ея»[3]. Лишь самым косвенным образом его брак с христианкой, правда, в прошлом монахиней, может служить в пользу гипотезы о том, что он и сам был крещен. В 973 году русские послы были гостями в Кведлинбурге на пасхальной встрече императора Оттона Великого с высшей знатью. Участие посольства из Киева в пасхальных торжествах состоялось по причинам дипломатического характера, но оно говорит и об уважении, которое выказывали киевские власти, и возможно, лично Ярополк, к христианской вере.

За исключением того обстоятельства, что археологами обнаружены первые серебряные монеты киевской чеканки, изготовленные в его правление и названные «псевдодирхемами Ярополка», потому что образцом для них служили арабские дирхемы, о правительственных делах юного князя ничего неизвестно.

Близких отношений между братьями не сложилось – все трое родились от разных матерей

Зато известно о братоубийственной ссоре между ним и Олегом, который княжил в земле древлян, вероятно, как и их младший брат Владимир, признавая верховенство Ярополка. Неизвестно, в каком городе был у него престол, но, возможно, это был упоминаемый в Летописи Вручий (Овруч). Близких отношений между братьями не сложилось – все трое родились от разных матерей. Для предположения о том, что матерью Олега была княжна скандинавского происхождения, слабым основанием может служить его имя: Олег – Хельги. Ввиду ранней юности обоих князей, реальное управление находилось в руках назначенных Святославом регентов – посадников. Имя того из них, кто состоял при Олеге, неизвестно, а рядом с Ярополком в Киеве находился Свенельд, а затем Блуд. Очень может быть, что за кровавой развязкой вражды между юными братьями стояли интриги посадников.

Как бы там ни было, началом вражды послужил трагический эпизод, случившийся, согласно Начальной Летописи, в 975 году, когда сын Свенельда по имени Лют отправился на охоту и в погоне за зверем забрался в леса, входившие в удел князя Олега, который и сам в тот момент там охотился, вероятно, тот и другой в сопровождении дружинников. Возможно, это была сознательная провокация, устроенная по замыслу Свенельда, смысл которой заключался в игнорировании автономной власти Олега в земле древлян, покоренной киевлянами в самом начале правления княгини Ольги. И, как пишет летописец, Олег, узнав о чужих охотниках в его лесах, спросил:

«“Кто се есть?”. И ркоша ему: “Свенгелдиць”. И, заехавъ, уби ̀и… И о том бысть межи има ненависть, Ярополку на Ольга, и молвяше всегда Ярополку Свенгелдъ: “Поиди на брата своего и приимеши власть един его”, хотя отмьстити сыну своему»[4].

Оплакивание и погребение Олега Святославича у города Овруча Оплакивание и погребение Олега Святославича у города Овруча

Два года Ярополк уклонялся от мести за сына Свенельда, но в 977 году он отправился во главе дружины в поход в землю древлян, которой владел его брат. У этой войны были, конечно, не только и не столько мотивы личной мести, сколько политические цели – укрепление единовластия на Руси. Сражение с дружиной древлян закончилось победой киевлян. Кратко сообщив о войне и ее исходе, летописец останавливается на трагической истории гибели Олега, его погребения и оплакивания:

«Побегъшю же Олгови с вои своими в город, рекомый Вручий, и бяше мост чрес гроблю (крепостной ров. – В. Ц.) к воротам городным, и, теснячися друг друга, спехнуша Олга с моста въ дебрь. И падаху людье мнози с моста, и удавиша и кони и человеци. И вшед Ярополк в город Олгов, прия волость его, и посла искати брата своего, и искавше его, не обретоша. И рече один древлянин: “Аз видех вчера, яко съпехънуша ̀и с моста”. И посла Ярополкъ искатъ, и волочиша трупье изъ гробли от утра и до полудни, и налезоша исподи Олга под трупьем, и внесъше, положиша ̀и на ковре. И приде Ярополкъ над он и плакася, и рече Свеньгелду: “Вижь, иже ты сего хотяше”. И погребоша Ольга на месте у города Вручего»[5].

Владимир, княживший в Новгороде, услышав об убийстве Олега, бежал вместе со своим дядей Добрыней за море – решение об этом бегстве, ввиду малолетства князя, принял, вероятно, Добрыня, опасаясь за жизнь племянника, а Ярополк назначил своего посадника в Новгород, тем самым восстановив политическое единство Русской земли:

«Слышав же се Володимир в Новегороде, яко Ярополк уби Олга, убоявся, бежа за море. А Ярополк посади посадник свой въ Новегороде, и бе володея единъ в Руси»[6].

В 978 году Владимир вернулся в Новгород с дружиной, набранной в Швеции. Это были варяги. Хотя в источниках X века люди этой профессии еще не упоминаются, но имеющееся в Начальной летописи упоминание варягов уже не было анахронизмом применительно к концу X столетия. Захватив город, Владимир присоединил к варяжской дружине новгородское ополчение, а также воинов из кривичей и чуди, и вскоре затем овладел Полоцком. Наконец, его войско подступило к Киеву.

Отъезд Ярополка из Киева в город Родню Отъезд Ярополка из Киева в город Родню

Под рукой у Ярополка не было сил, достаточных для того, чтобы снять осаду. Тем временем Владимир вступил в тайные переговоры с воеводой Ярополка Блудом, велев передать ему:

«“Поприяй ми! Аще убью брата своего, имети тя начну в отца место своего, и многу честь возмеши от мене: не я бо почал братью бити, но он. Аз же того убояхъся и придох на нь”. И рече Блуд къ посланым Володимиром: “Аз буду ти в приязнь”»[7].

Ярополк пал жертвой братоубийственной вражды и предательства

Блуд дал неопытному князю коварный совет оставить Киев и запереться в Родне – маленьком городке на берегу Роси, на границе со степью. Ярополк послушался Блуда. Взяв Киев, Владимир двинулся на Родню и взял ее в осаду.

«И рече Блуд Ярополку: “Видиши ли, колко вой у брата твоего? Нам их не перебороти. И твори мир с братом своим”… И рече Ярополк: “Тако буди”. И посла Блуд къ Володимеру, глаголя, яко “събыся мысль твоя, яко приведу Ярополка к тебе, и пристрой убити ̀и”… И рече Блуд Ярополку: “Поиди къ брату своему и рьци ему: что ми ни вдаси, то яз прииму”… И приде Ярополкъ къ Володимиру, и яко полезе въ двери, подъяста и́ два варяга мечема подъ пазусе. Блуд же затвори двери и не дасть по нем внити своим. И тако убьен бысть Ярополк»[8].

Убийство Ярополка по приказанию Владимира Убийство Ярополка по приказанию Владимира

Ярополк пал жертвой братоубийственной вражды и предательства 11 июня 978 года, как это известно из «Памяти и похвалы князю Владимиру» монаха Иакова Черноризца. В написанной позже «Повести временных лет» приводится другая и, вероятно, ошибочная дата – 6488 (980) год[9].

[1] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С.168.

[2] Повесть временных лет, цит. изд. С. 88.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Повесть временных лет, цит. изд. С. 90.

[7] Там же.

[8] Повесть временных лет, цит. изд. С. 90–92.

[9] См.: Повесть временных лет, цит. изд. С. 90.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×