Православный календарьПравославный календарь
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Княжение и смерть Ярополка

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Великий князь Ярополк. Художник: В. П. Верещагин Великий князь Ярополк. Художник: В. П. Верещагин

Предыдущие фрагменты:

В 973 году, после гибели великого князя Святослава, в Киеве начал княжить его старший сын Ярополк. Ни точная дата, ни место его рождения не известны. Его мать, вероятно, была дочерью одного из князей, подвластных великому Киевскому князю; судя по его славянскому имени, скорее славянского происхождения, чем из выходцев из Скандинавии. Поскольку она не упомянута в «Повести временных лет» там, где говорится об осаде печенегами Киева, в котором святая Ольга затворилась со своими внуками, к тому времени, к 968 году, она умерла.

Весьма вероятно, что после своего крещения Ольга позаботилась о начатках христианского воспитания внуков, но документальных свидетельств об их крещении нет, за исключением одного загадочного деяния, предпринятого в правление Ярослава Мудрого в 1044 году, когда, как пишет летописец,

«…выгребена быста 2 князя, Ярополка и Ольга, сына Святославля, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви святыя Богородицы»[1] – Десятинной церкви.

Весьма вероятно, что Ольга позаботилась о начатках христианского воспитания внуков, но документальных свидетельств об их крещении нет

Чина крещения мертвых костей не существует и существовать не может. Славянское и русское слово «крестить» употребляется как перевод греческого «баптизо», что буквально значит «погружать в воду, омывать». Может быть, в «Повести» говорится о перенесении останков князей и погребении их в церкви, чему предшествовало их омовение. В таком случае предположение о том, что они были крещены, приобретает вес – все же под спудом в церкви едва ли могли поместить прах язычников.

Женат Ярополк был в отроческом возрасте на пленнице-гречанке, она «бяше была черницею»[2], привезенной отцом из его первого похода на Балканы. Святослав «въда ю за Ярополка, красы деля лица ея»[3]. Лишь самым косвенным образом его брак с христианкой, правда, в прошлом монахиней, может служить в пользу гипотезы о том, что он и сам был крещен. В 973 году русские послы были гостями в Кведлинбурге на пасхальной встрече императора Оттона Великого с высшей знатью. Участие посольства из Киева в пасхальных торжествах состоялось по причинам дипломатического характера, но оно говорит и об уважении, которое выказывали киевские власти, и возможно, лично Ярополк, к христианской вере.

За исключением того обстоятельства, что археологами обнаружены первые серебряные монеты киевской чеканки, изготовленные в его правление и названные «псевдодирхемами Ярополка», потому что образцом для них служили арабские дирхемы, о правительственных делах юного князя ничего неизвестно.

Близких отношений между братьями не сложилось – все трое родились от разных матерей

Зато известно о братоубийственной ссоре между ним и Олегом, который княжил в земле древлян, вероятно, как и их младший брат Владимир, признавая верховенство Ярополка. Неизвестно, в каком городе был у него престол, но, возможно, это был упоминаемый в Летописи Вручий (Овруч). Близких отношений между братьями не сложилось – все трое родились от разных матерей. Для предположения о том, что матерью Олега была княжна скандинавского происхождения, слабым основанием может служить его имя: Олег – Хельги. Ввиду ранней юности обоих князей, реальное управление находилось в руках назначенных Святославом регентов – посадников. Имя того из них, кто состоял при Олеге, неизвестно, а рядом с Ярополком в Киеве находился Свенельд, а затем Блуд. Очень может быть, что за кровавой развязкой вражды между юными братьями стояли интриги посадников.

Как бы там ни было, началом вражды послужил трагический эпизод, случившийся, согласно Начальной Летописи, в 975 году, когда сын Свенельда по имени Лют отправился на охоту и в погоне за зверем забрался в леса, входившие в удел князя Олега, который и сам в тот момент там охотился, вероятно, тот и другой в сопровождении дружинников. Возможно, это была сознательная провокация, устроенная по замыслу Свенельда, смысл которой заключался в игнорировании автономной власти Олега в земле древлян, покоренной киевлянами в самом начале правления княгини Ольги. И, как пишет летописец, Олег, узнав о чужих охотниках в его лесах, спросил:

«“Кто се есть?”. И ркоша ему: “Свенгелдиць”. И, заехавъ, уби ̀и… И о том бысть межи има ненависть, Ярополку на Ольга, и молвяше всегда Ярополку Свенгелдъ: “Поиди на брата своего и приимеши власть един его”, хотя отмьстити сыну своему»[4].

Оплакивание и погребение Олега Святославича у города Овруча Оплакивание и погребение Олега Святославича у города Овруча

Два года Ярополк уклонялся от мести за сына Свенельда, но в 977 году он отправился во главе дружины в поход в землю древлян, которой владел его брат. У этой войны были, конечно, не только и не столько мотивы личной мести, сколько политические цели – укрепление единовластия на Руси. Сражение с дружиной древлян закончилось победой киевлян. Кратко сообщив о войне и ее исходе, летописец останавливается на трагической истории гибели Олега, его погребения и оплакивания:

«Побегъшю же Олгови с вои своими в город, рекомый Вручий, и бяше мост чрес гроблю (крепостной ров. – В. Ц.) к воротам городным, и, теснячися друг друга, спехнуша Олга с моста въ дебрь. И падаху людье мнози с моста, и удавиша и кони и человеци. И вшед Ярополк в город Олгов, прия волость его, и посла искати брата своего, и искавше его, не обретоша. И рече один древлянин: “Аз видех вчера, яко съпехънуша ̀и с моста”. И посла Ярополкъ искатъ, и волочиша трупье изъ гробли от утра и до полудни, и налезоша исподи Олга под трупьем, и внесъше, положиша ̀и на ковре. И приде Ярополкъ над он и плакася, и рече Свеньгелду: “Вижь, иже ты сего хотяше”. И погребоша Ольга на месте у города Вручего»[5].

Владимир, княживший в Новгороде, услышав об убийстве Олега, бежал вместе со своим дядей Добрыней за море – решение об этом бегстве, ввиду малолетства князя, принял, вероятно, Добрыня, опасаясь за жизнь племянника, а Ярополк назначил своего посадника в Новгород, тем самым восстановив политическое единство Русской земли:

«Слышав же се Володимир в Новегороде, яко Ярополк уби Олга, убоявся, бежа за море. А Ярополк посади посадник свой въ Новегороде, и бе володея единъ в Руси»[6].

В 978 году Владимир вернулся в Новгород с дружиной, набранной в Швеции. Это были варяги. Хотя в источниках X века люди этой профессии еще не упоминаются, но имеющееся в Начальной летописи упоминание варягов уже не было анахронизмом применительно к концу X столетия. Захватив город, Владимир присоединил к варяжской дружине новгородское ополчение, а также воинов из кривичей и чуди, и вскоре затем овладел Полоцком. Наконец, его войско подступило к Киеву.

Отъезд Ярополка из Киева в город Родню Отъезд Ярополка из Киева в город Родню

Под рукой у Ярополка не было сил, достаточных для того, чтобы снять осаду. Тем временем Владимир вступил в тайные переговоры с воеводой Ярополка Блудом, велев передать ему:

«“Поприяй ми! Аще убью брата своего, имети тя начну в отца место своего, и многу честь возмеши от мене: не я бо почал братью бити, но он. Аз же того убояхъся и придох на нь”. И рече Блуд къ посланым Володимиром: “Аз буду ти в приязнь”»[7].

Ярополк пал жертвой братоубийственной вражды и предательства

Блуд дал неопытному князю коварный совет оставить Киев и запереться в Родне – маленьком городке на берегу Роси, на границе со степью. Ярополк послушался Блуда. Взяв Киев, Владимир двинулся на Родню и взял ее в осаду.

«И рече Блуд Ярополку: “Видиши ли, колко вой у брата твоего? Нам их не перебороти. И твори мир с братом своим”… И рече Ярополк: “Тако буди”. И посла Блуд къ Володимеру, глаголя, яко “събыся мысль твоя, яко приведу Ярополка к тебе, и пристрой убити ̀и”… И рече Блуд Ярополку: “Поиди къ брату своему и рьци ему: что ми ни вдаси, то яз прииму”… И приде Ярополкъ къ Володимиру, и яко полезе въ двери, подъяста и́ два варяга мечема подъ пазусе. Блуд же затвори двери и не дасть по нем внити своим. И тако убьен бысть Ярополк»[8].

Убийство Ярополка по приказанию Владимира Убийство Ярополка по приказанию Владимира

Ярополк пал жертвой братоубийственной вражды и предательства 11 июня 978 года, как это известно из «Памяти и похвалы князю Владимиру» монаха Иакова Черноризца. В написанной позже «Повести временных лет» приводится другая и, вероятно, ошибочная дата – 6488 (980) год[9].

Рейтинг: 10 Голосов: 110 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С.168.

[2] Повесть временных лет, цит. изд. С. 88.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Повесть временных лет, цит. изд. С. 90.

[7] Там же.

[8] Повесть временных лет, цит. изд. С. 90–92.

[9] См.: Повесть временных лет, цит. изд. С. 90.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×