Правление Киевского князя Игоря

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Миниатюра Игоря Рюриковича из Царского титулярника Миниатюра Игоря Рюриковича из Царского титулярника После смерти князя Олега Вещего править Русью стал сын Рюрика – Игорь. Из «Повести временных лет» видно, что родился он в канун смерти отца, который оставил его младенцем, значит, согласно летописи, около 878 года. При этом распространенная версия, что после Рюрика князем считался Игорь, а Олег был всего лишь регентом, должна быть отвергнута. Напротив, князь Олег, отправившись в поход на Царьград, оставил его на время войны с ромеями как своего наместника править в Киеве. В 903 году, когда Игорю было 25 лет, Олег женил его на 13-летней Ольге. Ввиду точно известной даты рождения их сына Святослава в 942 году, когда Игорю было 64, а Ольге 52 года, под вопрос ставится корректность летописных сведений о датах их рождения и брака.

Среди попыток распутать хронологические парадоксы присутствуют и радикальные гипотезы: о том, например, что сын Рюрика и отец Святослава – это не одно и то же лицо. Так, Г. В. Вернадский писал:

«Согласно летописям, сын Рюрика был тем самым Игорем, ставшим киевским князем после смерти Олега и правившим с 912 по 945 год. Однако вряд ли допустима идентификация двух этих Игорей. В таком случае Игорю Киевскому было бы больше 70 лет ко времени смерти (родился не позднее 873 г., умер в 945 г.). Между тем в летописях нет указаний на то, что князь Игорь был так стар… К тому же его сын Святослав родился в 942 году. Ввиду этих соображений мы можем предположить, что между Рюриком Новгородским и Игорем Киевским было, по меньшей мере, одно промежуточное поколение, а возможно, и два»[1].

Предположить одно промежуточное поколение между сыном Рюрика и отцом Святослава, конечно, можно, тем более что и с рождением сына княгиней Ольгой в 52 года дело обстоит не тривиально, но для такой версии нет никаких данных ни в русских, ни в иноязычных источниках. Может быть, было бы более осторожным и корректным исходить из сбоя в хронологии Начальной летописи и считать указанные в ней даты смерти Рюрика и, соответственно, рождения Игоря опережающими сами эти события, а значит, и править он стал в более раннем возрасте, чем это получается в соответствии с летописной хронологией, и жизнь его была короче, и родители Святослава были при его рождении моложе, чем это можно вычислить из дат, приводимых в «Повести временных лет».

С. Ф. Платонов, возможно, прав, отказывая Игорю в талантах воина и правителя

С. Ф. Платонов, возможно, прав, отказывая Игорю в талантах воина и правителя[2]. Через год после начала княжения Игорь воевал с древлянами, после смерти могущественного князя Олега вышедшими из повиновения, и, как сказано в «Повести», Игорь, победив их, «възложи на ня дань болшю Ольговы»[3]. В 915 году в пределы Киевской Руси вторглись новые пришельцы из Азии – тюркоязычные печенеги, но князь договорился с ними, и кочевники «створивше мир с Игорем, и приидоша к Дунаю»[4]. Но пять лет спустя печенеги вновь появились в пределах Руси, и на этот раз Игорю не удалось избежать войны. В Летописи об этой стычке сказано лаконично; очевидно, дело обошлось без большого кровопролития.

Летописные сведения о Руси и князе Игоре затем прерываются на два десятилетия и возобновляются уже только в 6449 (941) году, когда Игорь, следуя примерам своих предшественников, отправился в поход на ромеев. В канун похода «империя прекратила выплату Руси ежегодной дани, что и обусловило начало войны между соперниками»[5]. Флотилия, отправившаяся вниз по Днепру, насчитывала, согласно летописи, 10 тысяч судов. Если считать по 40 воинов на корабль, получается фантастическое число, приближающееся к полумиллиону, но похоже, что в «Повести временных лет» тут мы сталкиваемся с многократным преувеличением численности русского воинства. Как и в прежних нападениях на империю, в предместьях имперской столицы и соседних фемах совершались грабежи, поджоги и убийства. Летописец без ложного патриотизма пишет о зверствах, учиненных русью,

«…иже и поидоша, и приплыша, и почаша воевати Вифаньскыя страны, и пленоваху по Понту до Ираклия и до Фофлагоньскы земля, и всю страну Никомидийскую пополониша, и Суд всь пожьгоша. Ихъже емъше, овех распинаху, и другия же сторожи поставьляюще, стрелами растреляху и изъламляху опакы руци связавше, и гвозды железны посреде голов въбивахуть има. Мьного же и святых церквий огьневи предаша, и именье немало обою сторону взяша»[6].

Ромейские войска, по приказу императора Романа, выступили под командованием военачальников доместика Панфира, патрикия Фоки и стратилата Феодора с разных сторон против россов и в жестоком сражении одержали победу, после чего воины Игоря, оставшиеся в живых, вернулись на суда и отплыли от берега. Но ромейский флот под командованием Феофана атаковал их на море, употребив для поражения противника «греческий огонь»:

«…нача пущати огнь трубами на лодья рускыя. И бысть видети страшно чюдо. Русь же, видяще пламень, вметахуся в воду морьскую, хотяще убрести, и тако прочии възвратишася въсвояси. Темьже пришедъшим в землю свою, поведаху кождо своим о бывшем и о лядьнемъ огни: «Якоже молонья, – рече, иже на небесих, греци имуть в себе, и сию пущающе, жьжаху нас, и сего ради не одолехом им»[7].

Это поражение Игоря отразилось и в книге Лиутпранда Кремонского «Антаподосис»:

император Роман «узнал, что в его распоряжении есть еще 15 полуразрушенных хеландий… он велел прийти к нему… кораблестроителям, и сказал им: “Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам”. Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь. Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне. Одни, отягощенные кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу. Ведь корабли руссов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки. Чуть позже Игорь с большим позором вернулся на родину. Греки же, одержав победу и уведя с собой множество пленных, радостные вернулись в Константинополь. Роман приказал казнить всех»[8].

Саксон Анналист в своей «Хронике» указал на способ казни: «всех пленных он велел обезглавить»[9].

Вернувшись в Киев, Игорь замыслил новый поход на Царьград, чтобы взять реванш за понесенное поражение

Вернувшись в Киев, Игорь замыслил новый поход на Царьград, чтобы взять реванш за понесенное поражение,

и «в лето 6452 (944)… совокупи воя многы – варягы, и русь, и поляны, и словены, и кривичи, и тиверцы, и печенегы ная и тали в них поем (нанял печенегов, взяв у них заложников. – В. Ц.), поиде на грекы в лодьях и на конех, хотя мьстити себе»[10].

Узнав о приближении русского войска, правительство ромеев по давно сложившемуся обычаю предпочло откупиться от варваров, вместо того чтобы воевать с ними:

«…цесарь посла къ Игореви лутьшии бояры, моля и глаголя: “Не ходи, но возьми дань, юже имал Олег, и придам еще к той дани”. Такоже и печенегом послаша паволокы и золото много. Игорь же, дошед Дуная, съзва дружину, и нача думати и поведа им речь цесареву. Ркоша же дружина Игорева: “Да аще сице глаголеть цесарь, то что хощем боле того: не бившися, имати злато, и серебро, и паволокы? Еда кто весть: кто одолееть, мы ли, они ли? Или с морем кто светен? Се бо не по земли ходим, но по глубине морьстий – и обьча смерть всем”. И послуша их Игорь, и повеле печенегом воевати Болгарьскую землю, а сам, взем у грек злато и паволокы на вся воя, възвратися въспять и приде къ Киеву въсвояси»[11].

А в следующем году состоялись вначале в Киеве, а затем в Константинополе переговоры, в результате которых был заключен новый мирный договор, как и предыдущий, с князем Олегом, записанный по-гречески и по-славянски. Славянская редакция договора сохранилась в составе «Повести временных лет».

В договоре поименно названы послы великого князя Игоря, а также княгини Ольги («Искусеви Олгы княгыня»), малолетнего сына Игоря Святослава «Вуефаст Святославль» и других региональных князей, зависимых от великого князя, носивших имена скандинавского («Прастен, Турдуви») и славянского происхождения: («Улеб Володиславль, Каницир Преславин»)[12]. Присутствие в этом списке славянских имен, включая и имя сына великого князя, служит очевидным свидетельством славянизации того элемента русской знати, который имел скандинавские или готские корни.

Более важный сдвиг в состоянии русского общества отражает то место в преамбуле договора, где предаются проклятию клятвопреступники с русской стороны, которые дерзнут нарушить его статьи:

«Иже помыслить от страны Рускыя разрушити таковую любовь, и елико их крещенье прияли суть, да приимуть месть от Бога Вседержителя, осужение и на погибель и в сий век и в будущий, а елико их не кресщено есть, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечени будут мечи своими, и от стрел и от иного оружья своего, и да будут раби и в сий век и будущий»[13].

Предположение, что и сам Игорь был в то время христианином, в источниках не находит подтверждения и должно считаться ошибочным

В отличие от времен Олега Вещего, в середине X века среди русских были как христиане, поставленные тут на первом месте, из чего еще, конечно, не следует, что они составляли большинство войска, так и язычники. Предположение Е. Голубинского, что и сам Игорь был в то время христианином, в источниках не находит подтверждения и должно считаться ошибочным.

По словам А. Н. Сахарова, этот договор

«…включал не только статьи о “мире и любви” 907 года, но и вобрал в себя “ряд” договора 911 года. Однако содержание нового соглашения усложнилось. Его детально разработанные положения глубоко отражают характер отношений Руси и Византии и полнее соответствуют уровню развития древнерусской государственности… Соглашение… явилось первым развернутым письменным договором о военном союзе двух государств»[14]:

«Аще просит вой от нас князь рускый, дамы ему, елико ему будет требе, и да воюет…. А о сих, иже то приходять черьнии болгаре и воюють въ стране Корсуньстий, и велим князю рускому, да их не пущаеть, и пакостять стороне его… Аще ли хотети начнеть наше царьство от вас вои на противящася нам, да пишют к великому князю вашему, и пошлеть к нам, елико хощем; и оттоле уведять иныя страны, каку любовь имеют греци с русью»[15].

В то же время в договоре имелись положения, воспрещавшие территориальную экспансию Руси в южном направлении:

«О Корсуньсций стороне. Колко же есть город на той части, да не имуть власти князи рускыи, да воюеть на тех сторонах, а та страна не покоряется вам…И да не имеють русь власти зимовати въ устьи Днепра, Белобережии, у святаго Елеуферья, но егда придеть осень, да идуть в домы своя в Русь»[16].

В Киев русские послы возвратились в сопровождении послов ромейских. В их присутствии сам князь со своей дружиной поклялись свято соблюдать заключенный договор:

«…и приде на холъмы, кде стояше Перун, и покладоша оружья своя, и щиты и золото, и ходи Игорь роте и мужи его, и елико поганыя руси, а хрестьяную русь водиша въ церковь святаго Ильи, яже есть над Ручьемъ...се бо бе сборная церки, мнози бо беша варязи хрестеяни»[17].

Упоминание варягов – анахронизм, само это слово появилось позже, и под варягами тут следует понимать русь, которая тогда состояла из славянизированных потомков скандинавов и готов и слившейся с ними в один высший правительственный и военный класс славянской знати. В этой среде христиан было действительно больше, чем в простом народе, хотя и в нем они не составляли большинства.

Договор 945 года главным образом регламентировал порядок торговых операций между Русью и империей ромеев. У Константина Порфиргенета имеется обладающее исключительной информативной ценностью описание знаменитого маршрута «из варяг в греки», по которому везли товары в Константинополь:

«В июне месяце, двигаясь по реке Днепр, они спускаются к Витечеву, которая является крепостью-пактиотом россов, и, собравшись там в течение двух-трех дней, пока соединятся все моноксилы, тогда отправляются в путь и спускаются по названной реке Днепр. Прежде всего они приходят к первому порогу, нарекаемому Эссупи, что означает по-росски и по-славянски “Не спи”».

Игорь берёт дань от древлян. Иллюстрация из Радзивилловской летописи Игорь берёт дань от древлян. Иллюстрация из Радзивилловской летописи

Здесь и далее приводятся славянские и росские (германоязычные) названия порогов, из чего косвенным образом вытекает, что среди занимавшихся торговлей россов одни усвоили язык местного славянского населения и пользовались им как родным, а другие сохранили знание языка своих предков или, может быть, только помнили названия днепровских порогов на языке предков.

«Порог [этот], – продолжает августейший писатель, – столь же узок, как пространство циканистирия, а посередине его имеются обрывистые высокие скалы, торчащие наподобие островков. Поэтому набегающая и приливающая к ним вода, извергаясь оттуда вниз, издает громкий страшный гул. Ввиду этого россы не осмеливаются проходить между скалами, но, причалив поблизости и высадив людей на сушу, а прочие вещи оставив в моноксилах, затем нагие, ощупывая своими ногами дно, волокут их, чтобы не натолкнуться на какой-либо камень. Так они делают, одни у носа, другие посередине, а третьи у кормы, толкая [ее] шестами, и с крайней осторожностью они минуют этот первый порог по изгибу у берега реки. Когда они пройдут этот первый порог, то снова, забрав с суши прочих, отплывают и приходят к другому порогу, называемому по-росски Улворси, а по-славянски Островунипрах, что означает “Островок порога”. Он подобен первому, тяжек и труднопроходим. И вновь, высадив людей, они проводят моноксилы, как и прежде. Подобным же образом минуют они и третий порог, называемый Геландри, что по-славянски означает “Шум порога”, а затем также – четвертый порог, огромный, нарекаемый по-росски Аифор, по-славянски же Неасит, так как в камнях порога гнездятся пеликаны. Итак, у этого порога все причаливают к земле носами вперед, с ними выходят назначенные для несения стражи мужи и удаляются. Они неусыпно несут стражу из-за пачинакитов (печенегов. – В. Ц.). А прочие, взяв вещи, которые были у них в моноксилах, проводят рабов в цепях по суше на протяжении шести миль, пока не минуют порог. Затем также, одни волоком, другие на плечах, переправив свои моноксилы по сю сторону порога, столкнув их в реку и внеся груз, входят сами и снова отплывают. Подступив же к пятому порогу, называемому по-росски Варуфорос, а по-славянски Вулнипрах, ибо он образует большую заводь, и, переправив опять по излучинам реки свои моноксилы, как на первом и на втором пороге, они достигают шестого порога, называемого по-росски Леанди, а по-славянски Веручи, что означает “Кипение воды”, и преодолевают его подобным же образом. От него они отплывают к седьмому порогу. называемому по-росски Струкун, а по-славянски Напрези, что переводится как “Малый порог”. Затем достигают так называемой переправы Крария, через которую переправляются херсониты, [идя] из России, и пачинакиты на пути к Херсону. Эта переправа имеет ширину ипподрома, а длину с низа до того [места], где высовываются подводные скалы – насколько пролетит стрела пустившего ее отсюда дотуда. Ввиду чего к этому месту спускаются пачинакиты и воюют против россов. После того как пройдено это место, они достигают острова, называемого Св. Григорий. На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг [дуба], а другие кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми»[18].

Осенью 945 года, в который был заключен договор Руси с империей ромеев, Игорь был убит

Осенью 945 года, в который был заключен договор Руси с империей ромеев, Игорь был убит. По рассказу летописца, дружина пожаловалась ему на то, что им приходится завидовать «отрокам», дружинникам, его воеводы Свенельда:

«Отроци Свенделжи изоделеся суть оружьемь и порты, а мы нази. И поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудешь и мы»[19].

Вняв совету, Игорь отправился в полюдье со своей дружиной в землю древлян, чтобы взять у них дополнительную дань

«…и насиляше им и мужи его. И возмя дань и поиде в свой город. Идущю же ему въспять, размысли, рече дружине своей: “Идете вы с данью домови, а яз възвращюся и похожю еще”. И пусти дружину свою домови, с малом же дружины възвратися, желая болшая именья. Слышавше же древляне, яко опять идеть, съдумавше древляне с княземъ своимъ Малом и ркоша: “Аще ся въвадить волк в овце, то относить по единой все стадо, аще не убьють его; тако и сий, аще не убьем его, то вси ны погубить”, и послаша к нему, глаголюще: “Почто идеши опять? Поимал еси вьсю дань”. И не послуша ихъ Игорь, и шедше из города Искоростеня противу древляне и убиша Игоря и дружину его, бе бо ихъ мало. И погребен бысть Игорь, и есть могила его у Искоростиня города в Деревех и до сего дни»[20].

Документальные сведения о способе убийства князя Игоря можно почерпнуть из «Истории» Льва Диакона. В ней приводятся слова императора Иоанна Цимисхия, с которыми тот через своих посланников обратился к сыну Игоря Святославу, угрожавшему изгнать ромеев из Европы в Азию. Предостерегая русского князя от такой авантюры, василевс напомнил ему о печальной участи его отца:

«Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (византийские писатели не редко германцами называли без различия всех северных варваров – В. Ц.), он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернешься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, – ты найдешь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи»[21].

Протоиерей Владислав Цыпин

14 сентября 2023 г.

[1] Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Тверь. – М., 1996. С. 367–368.

[2] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 90.

[3] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С. 56.

[4] Повесть временных лет, цит. изд. С. 56.

[5] Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X в. М., 1980. С. 8.

[6] Повесть временных лет, цит. изд. С. 58.

[7] Повесть временных лет, цит. изд. С. 58.

[8] Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. М., 2012. С. 97.

[9] Саксон Анналист. Хроника. М., 2012. С. 138.

[10] Повесть временных лет, цит. изд. С. 58.

[11] Повесть временных лет, цит. изд. С. 58–60.

[12] См.: Повесть временных лет, цит. изд. С. 60.

[13] Повесть временных лет, цит. изд. С. 60.

[14] Сахаров А.Н., цит. изд. С.8.

[15] Повесть временных лет, цит. изд. С. 64–66.

[16] Повесть временных лет, цит. изд. С. 64.

[17] Повесть временных лет, цит. изд. С. 68.

[18] Константин Багрянородный. Об управлении империей. – www.vostlit.info

[19] Повесть временных лет, цит. изд. С. 68.

[20] Повесть временных лет, цит. изд. С. 68.

[21] Лев Диакон. История. М., 1988. С. 57.

Смотри также
Вещий Олег, князь Киевский Вещий Олег, князь Киевский
Прот. Владислав Цыпин
Вещий Олег, князь Киевский Вещий Олег, князь Киевский
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Разноплеменная по присхождению русская дружина князя Олега и его преемников – это уже русь в современном значении этнонима – русь славянская.
К вопросу о происхождении этнонима «русь» К вопросу о происхождении этнонима «русь»
Прот. Владислав Цыпин
К вопросу о происхождении этнонима «русь» К вопросу о происхождении этнонима «русь»
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Этимология слова «варяги» выводится из древнегерманского wara (присяга, клятва), откуда происходит древнескандинавское vár, что значит «верность, обет», и váringr (воин, давший присягу верности).
Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования
Прот. Владислав Цыпин
Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования Восточные славяне в предысторическую эпоху и их верования
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Славяне обожествляли природные стихии и поклонялись предкам.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×