Правление Великого князя Владимира до его обращения

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Поход Владимира на печенегов Поход Владимира на печенегов

Предыдущие фрагменты:

Владимир был сыном князя Святослава и его наложницы Малуши – ключницы Ольги, занимавшей начальственное положение в дворцовом хозяйстве княгини, но все-таки ее рабыни. Из источников точное время его рождения неизвестно, но косвенным образом, на том основании, что его отец Святослав родился в 942-м г., а его собственный старший сын Всеслав – в 977-м, можно поместить дату рождения князя Владимира в узкий коридор от 959 до 961 г. Согласно поздним летописям, Никоновской и Устюжской, он родился в деревне Будутине, куда княгиня Ольга отослала свою ключницу, возможно, в наказание за то, что та дерзнула вступить в связь с ее сыном. Местом рождения князя Владимира могла быть и расположенная близ Пскова деревня Будник. Воспитание Владимира было возложено на его дядю по матери воеводу Добрыню. Он находился рядом с ним и в Киеве, и в Новгороде, куда еще отроком направил княжить своего младшего сына Святослав. Из скандинавских саг известно, что в Новгород к конунгу Вальдемару, в дружине которого служил варяг Сигурд, бежала после убийства мужа Трюгви Олафсона его сестра Астрид со своим сыном Олафом, будущим королем Норвегии. По дороге, в Эстонии, Астрид вместе с сыном были схвачены разбойниками. Собирая позже дань в этой стране, Сигурд случайно встретил там своего племянника, выкупил его из неволи и привез в Новгород, где тот вырос, а позже, возмужав, был принят в дружину Владимира.

Узнав об убийстве своего брата Олега, Владимир бежал из Новгорода за море, откуда возвратился в свой удел с набранной там варяжской дружиной и, присоединив к ней новгородцев, отправился в поход против Ярополка на Киев. По примеру отца, он предупредил противника о задуманном нападении:

«Рече посадником Ярополъчим: ‟Идете к брату моему и речете ему: Володимир идеть на тя, пристраивайся противу битсяˮ»[1].

Путь в Киев лежал через Полоцк, где правил плативший дань Великому Киевскому князю Рогволод, который «пришел из заморья»[2]. И вот, юный, но уже вышедший из отроческого возраста Владимир надумал взять в жены дочь Рогволода Рогнеду, о чем он и известил ее отца, передав через посланца: «Хощю пояти дщерь твою жене».

«Он же рече дъщери своей: ‟Хощеши ли за Володимира?ˮ Она же рече: ‟Не хощю розути робичича, но Ярополка хочюˮ»[3].

Рогнеда уже была просватана за Ярополка – «в се же время хотяху вести Рогънедь за Ярополка»[4], а поскольку у Ярополка к тому времени уже была жена гречанка, в прошлом монахиня, то предположение о его возможном Крещении, что было бы несовместимо с многобрачием, становится менее обоснованным. «Розути», снять сапог с ноги мужа, значило выйти замуж – этот древний славянский обряд замужества в некоторых местах России дожил до ХХ века. Дочь выходца из-за моря, носившая, как и отец, норманнское имя, Рогнеда усвоила и славянский язык, и славянские обычаи. Она отвергла предложение, потому что дочь князя, хотя бы и удельного, считала себя по рождению выше Владимира, сына Великого князя, но «робичича», то есть сына рабыни.

Высокомерный отказ Рогнеды разгневал властного и пылкого юношу, и он жестоко отомстил

Высокомерный отказ Рогнеды разгневал властного и пылкого юношу, и он жестоко отомстил за нанесенное ему оскорбление:

«И приидоша отроци Володимири и поведаша ему всю речь Рогнедину, дщери Рогъволоже, князя полотьского. Володимир же събра вои многы, варягы и словены, и чюдь и кривичи, и поиде на Рогъволода… И приде Володимир на Полотеск, и уби Рогъволода и сына его два, и дщерь его Рогънедь поя жене»[5].

Захватив Киев, отнятый у убитого старшего брата Ярополка, «Володимиръ… залеже жену братьню грекиню»[6]. При этом она не стала его законной женою хотя бы и по языческому чину: «Володимир залеже ю не по браку»[7]. И, к умножению беззакония, она была уже «непраздна, от нея же роди Святополка»[8]. По мысли летописца, Святополк Окаянный явился на свет «злым плодом» прелюбодеяния, тем более что мать его была монахиней. «Отець его не любяше, бе бо от двою отцю – от Ярополка и от Володимира»[9] – за этим своеобразным выражением едва ли стоит превратное представление летописца о деторождении. Другое дело – чьим именно сыном был Святополк, в точности неизвестно. Утверждение о том, что вдова Ярополка, которую взял себе в наложницы Владимир, к тому времени была беременна, основано лишь на слухах, которые столетие спустя дошли до летописца.

В самом начале правления князь Владимир столкнулся с шантажом со стороны варягов, которые помогли ему овладеть Русской державой:

«Посем реша варязи Володимеру: ‟Се град нашь… да хощем имати откуп на них по 2 гривне от человекаˮ. И рече им Володимир: ‟Пожьдете, даже вы куны сберут за месяцьˮ. И жьдаша за месяць, и не дасть им. И реша варязи: ‟Съльстил еси нами, да покажи ны путь в грекыˮ. Он же рече: ‟Идетеˮ. Изъбра от них мужа добры и смыслены и храбъры и раздая им грады; прочии же идоша Цесарюграду. И посла пред ними слы, глаголя сице цесареви: ‟Се идуть к тебе варязи, не мози их держати в городе, или то створят ти в граде, яко зде, но расточи я раздно, а семо не пущай ни единогоˮ»[10].

Итак, самых дельных варягов Владимир назначил посадниками в разные города своего княжества, а остальных отпустил, чтобы те поступили наемниками на службу к ромеям, предупредив Императора об опасностях, которые они могут нести с собой, посоветовав разместить их по разным городам вне столицы и особенно настаивая на том, чтобы им не было позволено возвратиться в пределы Руси. Посадником в Новгород, важнейший город государства после Киева, Великий князь отправил своего дядю Добрыню.

Уже в самом начале единодержавного правления Владимир обнаружил здравый и трезвый государственный ум

Так, уже в самом начале единодержавного правления Владимир обнаружил здравый и трезвый государственный ум, но в своей личной жизни он, пока был язычником, по суду летописца, мудрости не обнаружил, ибо «бе побежен похотью женьскою»[11]. В «Повести временных лет» аккуратно перечислены законные по языческому обряду жены Владимира – «водимые», правда, по имени из них названа одна только Рогнеда, а другие обозначены как «грекиня», «чехыня», «болгарыня»[12] (вероятно, не из волжских, но балканских болгар), а кроме того, он, если верить летописцу, держал непомерное число наложниц в своих загородных поместьях: «300 в Вышегороде, 300 в Белегороде, а 200 на Берестовем в сельци» [13]. Правда, некоторые историки считают, что это не были княжеские наложницы в собственном смысле слова, потому что их колоссальное число представляет очевидный избыток, но скорее, пленницы, которых отправляли на невольничьи рынки. И мало того, Владимир «бе несыт блуда, и приводя к себе мужьскыя жены и девици растляя. Бе бо женолюбець, яко и Соломон: бе бо у Соломона, рече, женъ 700, а наложьниць 300»[14].

Как и его отец, Владимир много воевал, но, в отличие от Святослава, по преимуществу не вдали от своего государства, а по его окраинам. Племена радимичей и особенно вятичей, в свое время покоренные князем Олегом, как только у них появлялась возможность, прекращали платить дань в Киев, и Владимиру пришлось воевать с ними, чтобы привести их к покорности: походы против вятичей он совершил дважды: в 981-м и затем еще в 982-м г.; в 984-м г. он воевал с радимичами. В 981-м г. «иде Володимир к ляхомъ и зая грады их: Перемышль, Червен и ины городы»[15]. Завоеванная Русью земля была отнята у Польши, но на ней проживали по преимуществу не поляки, а восточные славяне из племени белых хорватов. В 983-м г. Владимир покорил балтское племя ятвягов, которое обитало в тесном соседстве со славянским племенем дреговичей на территории современной Белоруссии.

В 985-м г. Русь в союзе с торками воевала против волжских, или серебряных булгар. Русские воины двигались на судах вверх по Днепру, затем после перехода волоком вниз по Волге, а торки на конях по суше. Рядом с Владимиром находился его дядя по матери Добрыня. Болгары были побеждены, и с ними Русь заключила выгодный мир, но Добрыня дал тогда своему племяннику своеобразный и, наверно, разумный совет: он заметил, что взятые в плен болгарские воины обуты в сапоги, и посоветовал впредь не воевать с ними, сказав: «Поидеве искать лапотника»[16]. И все-таки в том же 985-м г. Владимир возглавил победоносный поход против хазар, которые, несмотря на то, что Святослав нанес едва ли не смертельную рану по их каганату, в лапти не переобулись. Став великой державой, Русь заняла в Восточной Европе доминирующее положение, которое ранее принадлежало расположенному к югу от нее Хазарскому каганату. Символом своеобразного преемства стало усвоение Великому князю Руси святому Владимиру в Слове Митрополита Илариона «О законе и благодати» высшего у кочевых народов Востока титула кагана, в дипломатическом протоколе той эпохи равного императорскому.

Начало правления князя Владимира было омрачено преследованием христиан

Начало правления князя Владимира было омрачено преследованием христиан, которые со времен князя Игоря жили в условиях веротерпимости со стороны правителей, тем более что святая Ольга сама была христианкой. Судя по тому, как недолго продолжался опыт учреждения официального языческого культа и как основательно приступил затем Владимир к выбору одной из монотеистических религий, он не был фанатичным идолопоклонником, но, навязывая своей многоплеменной стране единую религию, он действовал в интересах государственного строительства, которое при нем, но уже только с принятием христианства, завершилось трансформацией протогосударства, основы которого были заложены его предками, в полноценное государство. Славянские и финноязычные племена, включенные в состав Русской державы, почитали разных богов и кумиров; различия, хотя и незначительные, как в верованиях, так и в религиозных обрядах, имелись и между отдельными восточнославянскими племенами.

В самом начале княжения в Киеве Владимир «постави кумиры на холъму вне двора теремнаго: Перуна деревяна, а голова его серебряна, а ус золот, и Хоръса, и Дажьбога, и Стрибога и Семарьгла, и Мокошь»[17]. Культ Симаргла, мало распространенный среди славян, возможно, заимствован у ираноязычных народов, у которых имелось почитание похожей на грифа мифической птицы Симург, охраняющей мировое древо, на котором находятся семена всех существующих растений. Единственным женским божеством в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница прядения и ткачества, а также стрижки овец, защитница рожениц. Этимологически слово «мокошь» однокоренное словам «мокрый» и «мокнуть» и обозначает влагу. Не было в этом святилище болванов ни Тора, ни Одина, ни каких-либо других северных божеств. Значит, верования новых находников из-за моря, варягов, игнорировались ввиду их малочисленности и невлиятельности, а потомки старинных выходцев из Скандинавии, как и правившие на Руси Рюриковичи, к тому времени окончательно ославянились и не отличались верованиями от природных славян. По указанию Владимира, его дядя Добрыня пришел в Новгород и там «постави Перуна кумир над рекою Волховом»[18]. В религиозной реформе имелись кардинальные новшества: установление четко очерченного пантеона шести высших божеств; площадь, на которой воздвигнуты были их скульптурные изображения – болваны, стала местом поклонения, своего рода государственным святилищем; учреждение официального культа, включающего, помимо молений, жертвоприношения, в том числе человеческие:

«И жряхут им, наричуще богы, и привожаху сыны своя, и жряху бесом, и оскверняху землю требами своими. И осквернися требами земля Русская и холм тъ»[19].

В «Повести временных лет» содержится рассказ об одном из таких человеческих жертвоприношений: после успешного похода на ятвягов, в 983-м г., Владимир

«приде к Киеву и творяше требу кумиром с людми своими. И ркоша старци и бояре: ‟Мечем жребий на отрока и девицю, на негоже падеть, того зарежемы богомˮ. И бяше варяг один… Бе же варяг тъй пришел от Грек и держаше веру в тайне крестьяньскую. И бе у него сын красен лицем и душею, и на сего паде жребий по зависти дьяволи… И реша, пришедъша, послании к нему, яко: ‟Паде жребий на сын твой, изволиша бо ̀и бози себе, да створим требу богомˮ. И рече варяг: ‟Не суть то бози, но древо; днесь есть, а утро изъгнило есть, не ядять бо, ни пьють, ни молвять, но суть делани руками в древе секирою и ножем. А Бог един есть, емуже служать греци и кланяются, иже створил небо, и землю, и человека, и зъвезды, и солнце, и луну, и дал есть жити на земли. И си бози что сделаша? Сами делани суть. Не дам сына своего бесомˮ… Они же, вземъше оружье, поидоша на нь и разъяша дворъ около его… И секоша сени под ними, и тако побиша я»[20].

Впоследствии церковное предание усвоило погибшим от рук идолопоклонников христианам, которые почитаются первыми на Руси мучениками за Христа, имена Феодора и Иоанна.

Их гибель, вероятно, произвела сильное и тяжелое впечатление на главного виновника их смерти – Владимира, по воле которого в Киеве стали совершаться человеческие жертвоприношения. В городе, и помимо убиенных мучеников, было немало христиан, которые в свое время пользовались покровительством со стороны княгини Ольги. Но и для язычников из местных полян, у которых не практиковалось культового заклания животных, пролитие человеческой крови ради угождения богам едва ли было желательным новшеством. Князь, обладая характером пылким и увлекающимся, но также и трезвым здравомыслием, способен был всерьез задуматься и усомниться в правильности проводимой им религиозной политики.

[1] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С. 90.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Повесть временных лет, цит. изд., с. 92.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Повесть временных лет, цит. изд., с. 93.

[10] Повесть временных лет, цит. изд., с. 92.

[11] Повесть временных лет, цит. изд., с. 94.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Повесть временных лет, цит. изд., с. 96.

[16] Повесть временных лет, цит. изд., с. 98.

[17] Повесть временных лет, цит. изд., с. 94.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Повесть временных лет, цит. изд., с. 96.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Завещание князя Владимира Завещание князя Владимира
Протодиакон Владимир Василик
Завещание князя Владимира Завещание князя Владимира
Протодиакон Владимир Василик
Русский характер родился в водах Днепровского крещения, и первый наш духовный отец и учитель – святой равноапостольный князь Владимир.
«Это был исторический путь, уготованный России Богом» «Это был исторический путь, уготованный России Богом»
Епископ Пахомий (Брусков) о выборе князя Владимира
«Это был исторический путь, уготованный России Богом» «Это был исторический путь, уготованный России Богом»
Епископ Пахомий (Брусков) о выборе князя Владимира
Марина Шмелева
Христианство появилось на Руси не росчерком пера одного правителя.
Обрел еси безценный бисер – Христа Обрел еси безценный бисер – Христа
Лариса Маршева, Константин Цырельчук
Обрел еси безценный бисер – Христа Обрел еси безценный бисер – Христа
Комментарий к тропарю и кондаку праздника равноапостольного князя Владимира
Лариса Маршева, Константин Цырельчук
Равноапостольный Владимир некогда сделал свой выбор и изменил ход истории. Так и мы, сделав верный выбор, можем изменить и свою жизнь, и мир вокруг себя.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×