Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Крещение святого князя Владимира
- Обращение Великого князя Владимира
- Правление Великого князя Владимира до его обращения
- Княжение и смерть Ярополка
- Военные походы Великого князя Святослава
Крещение киевлян митрополитом Михаилом I, Лицевой хронограф Фёдора III, 1682 По возвращении из Херсонеса в Киев святой Владимир приступил к сокрушению сооруженного по его приказанию языческого пантеона. Он действовал решительно, не только по велению своей новой религиозной совести, но и потому, что не предвидел сколь бы то ни было опасных протестов со стороны киевлян. Не только христианами, которых немало было в городе, но и приверженцами традиционных обрядов негативно воспринимался установленный князем Владимиром новый культ, к тому же сопровождаемый человеческими жертвоприношениями, чего не знали в прошлом поляне. Искренне, всем сердцем уверовав во Христа, Владимир
«повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другыя огньви предати. Перуна же повеле привязати к коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлием. Се же не яко древу чюющю, но на поругание бесу, иже прильщаше сим образом человекы, да возместье прииметь от человек… И привлекше, и вринуша ̀и въ Днепр»[1].
После расправы с воздвигнутыми им ранее болванами Владимир распорядился звать горожан, тех из них, кто не был крещен, на берег Днепра для совершения над ними таинства. Принуждения к принятию христианской веры не было, но оказано было давление на колеблющихся, особенно из числа его дружинников, предупреждением князя:
«Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, убог, или нищь, или работен — противен мне да будеть»[2].
Принуждения к принятию христианской веры не было, но оказано было давление на колеблющихся
Городской люд успел уже полюбить князя и доверял ему:
«Се слышавше, людье с радостью идяху, радующеся и глаголаху: ‟Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри приялиˮ»[3].
В «Повести временных лет» помещено картинное изображение Крещения киевлян в днепровской воде, но, по версии жития князя Владимира, крещальной купелью киевлян стал не сам Днепр, а его приток Почайна, вероятно, близ ее впадения в Днепр.
«Наутрея же, — пишет летописец, — изииде Володимер с попы цесарицины и корсуньскыми на Днепр, и снидеся бе-щисла людий. И влезоша вь воду и стояху ови до шее, а другии до персий, младеи же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свершении же бродяху, попове же, стояще, молитвы творяху. И бяше видити: радость велика на небеси и на земли, толико душь спасаемых»[4].
Равноапостольный Владимир, возблагодарив Бога за Крещение своего народа,
«повеле рубити церькви и поставляти по местом, идеже стояше кумиры. И постави церковь Святаго Василья на холме, идеже стояше кумири — Перун и прочии, идеже требы творяху князь и людье»[5].
Авраамий Ростовский сокрушает идол Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь, фреска XVII века
Эти события, начиная от похода на Корсунь и до Крещения киевлян, согласно разноязычным источникам, происходили в промежуток от 987 по 990 г. Традиционная датировка Крещения самого князя Владимира и затем Крещения киевлян 988-м годом не противоречит хронологическому резюме несовпадающих дат, которые содержатся в разных документах.
Так свершилось событие, важнейшее в истории нашей страны и нашего народа
Так свершилось событие, важнейшее в истории нашей страны и нашего народа. Крещением киевлян, символически названным Крещением Руси, положено было начало массовой христианизации русского народа. Крещение всей Руси, понимаемое буквально, не могло, конечно, совершиться ни в один год, ни в продолжение одного десятилетия. Славянское племя вятичей оставалось языческим еще и в XII веке, когда там принял мученическую смерть святой Кукша. Конец XI столетия можно считать эпохой, когда значительное большинство горожан на Руси и не менее половины сельского населения стали христианами, отринув языческие культы, но не до конца расставшись с суеверными представлениями и бытовыми обрядами, восходящими к языческой древности — шлейф так называемого «двоеверия» дотянулся от древности до наших дней. В земле древних вятичей, в окрестностях Мценска (Амченска), еще и в XV столетии существовали деревни, жители которых не были крещены. За свои верования крепче держались племена финноязычные (мещера, мурома, меря, весь, водь) и балтоязычные (ятвяги и голинды), включенные в состав Русского государства. И все же ко времени нашествия на Русь полчищ Батыя Русь стала уже страной монолитно христианской и православной.
Ко времени нашествия на Русь полчищ Батыя Русь стала уже страной монолитно христианской и православной
Самым драгоценным последствием Крещения Руси является тот очевидный для христианского сознания факт, что благодаря ему открыт был путь к спасению в вечной жизни тем, кто вошел в лоно Церкви в правление святого Владимира, и их потомкам. Сонм святых, в земле Российской просиявших, служит верным свидетельством того, что семя евангельской проповеди, посеянное на нашей земле по воле ее равноапостольного правителя, принесло обильный плод. Приняв вместе с православной верой во Христа византийский обряд, Русь вошла в лоно высшей по всем важным параметрам цивилизации, а после падения Константинополя — Нового Рима — наша страна с периферии восточно-христианского мира переместилась в его центр, взяв на себя миссию Третьего Рима. Православная вера стала духовным оплотом Русского государства, идейным стержнем его существования, его крепости и могущества.
Православная вера стала духовным оплотом Русского государства, идейным стержнем его крепости и могущества
Принятие христианства неизбежным образом повлекло за собой внедрение славянской письменности, созданной за сотню лет до Крещения Руси, но укоренившейся и распространившейся у нас уже потому только, что без нее не могла обходиться Церковь; и, в отличие от Запада, эта письменность была не на чужом, но на родном языке, так что уже элементарная грамотность приобщала с тех пор русского человека к высокой духовной и отчасти также светской культуре. Что касается государства, то без письменности оно полноценно существовать не может, без канцелярии нет и регулярно действующего государственного аппарата. Поэтому до Крещения Руси наше Отечество с точки зрения публичного права представляло собой своего рода протогосударство, и обрело черты полноценного государства при святом Владимире и его сыне Ярославе Мудром. И это государство стало в ряду с великими державами Западной Европы. Славянские и инородческие племена, вошедшие в состав Руси, обретая религиозное единство, постепенно сплачивались в единую политическую нацию, хотя процесс этот продолжался веками. Художественное творчество языческой Руси оставалось в рамках фольклора. Высокое искусство, церковное зодчество и иконопись, историография и агиография и другие литературные жанры появились у нас после утверждения и распространения на Руси христианской веры.
Крещение Руси, по характеристике классика русской церковной историографии митрополита Макария (Булгакова), стало
«событием…без сомнения, важнейшим из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской… С воцарением у нас христианства при Великом князе Владимире начался новый период нашего бытия во всех отношениях: новый период нашего просвещения, и наших обычаев, и нашего законодательства, нашего гражданского благоустройства, и — что всего драгоценнее и выше в жизни народов — новый период наших религиозных верований, наших святых надежд, нашей нравственности»[6].