Крещение Руси

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Крещение киевлян митрополитом Михаилом I, Лицевой хронограф Фёдора III, 1682 Крещение киевлян митрополитом Михаилом I, Лицевой хронограф Фёдора III, 1682 По возвращении из Херсонеса в Киев святой Владимир приступил к сокрушению сооруженного по его приказанию языческого пантеона. Он действовал решительно, не только по велению своей новой религиозной совести, но и потому, что не предвидел сколь бы то ни было опасных протестов со стороны киевлян. Не только христианами, которых немало было в городе, но и приверженцами традиционных обрядов негативно воспринимался установленный князем Владимиром новый культ, к тому же сопровождаемый человеческими жертвоприношениями, чего не знали в прошлом поляне. Искренне, всем сердцем уверовав во Христа, Владимир

«повеле кумиры испроврещи, овы исещи, а другыя огньви предати. Перуна же повеле привязати к коневи хвосту и влещи с горы по Боричеву на Ручай, и 12 мужа пристави бити жезлием. Се же не яко древу чюющю, но на поругание бесу, иже прильщаше сим образом человекы, да возместье прииметь от человек… И привлекше, и вринуша ̀и въ Днепр»[1].

После расправы с воздвигнутыми им ранее болванами Владимир распорядился звать горожан, тех из них, кто не был крещен, на берег Днепра для совершения над ними таинства. Принуждения к принятию христианской веры не было, но оказано было давление на колеблющихся, особенно из числа его дружинников, предупреждением князя:

«Аще не обрящеться кто заутра на реце, богат ли, убог, или нищь, или работен — противен мне да будеть»[2].

Принуждения к принятию христианской веры не было, но оказано было давление на колеблющихся

Городской люд успел уже полюбить князя и доверял ему:

«Се слышавше, людье с радостью идяху, радующеся и глаголаху: ‟Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри приялиˮ»[3].

В «Повести временных лет» помещено картинное изображение Крещения киевлян в днепровской воде, но, по версии жития князя Владимира, крещальной купелью киевлян стал не сам Днепр, а его приток Почайна, вероятно, близ ее впадения в Днепр.

«Наутрея же, — пишет летописец, — изииде Володимер с попы цесарицины и корсуньскыми на Днепр, и снидеся бе-щисла людий. И влезоша вь воду и стояху ови до шее, а другии до персий, младеи же по перси от берега, друзии же младенци держаще, свершении же бродяху, попове же, стояще, молитвы творяху. И бяше видити: радость велика на небеси и на земли, толико душь спасаемых»[4].

Равноапостольный Владимир, возблагодарив Бога за Крещение своего народа,

«повеле рубити церькви и поставляти по местом, идеже стояше кумиры. И постави церковь Святаго Василья на холме, идеже стояше кумири — Перун и прочии, идеже требы творяху князь и людье»[5].

Авраамий Ростовский сокрушает идол Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь, фреска XVII века Авраамий Ростовский сокрушает идол Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь, фреска XVII века

Эти события, начиная от похода на Корсунь и до Крещения киевлян, согласно разноязычным источникам, происходили в промежуток от 987 по 990 г. Традиционная датировка Крещения самого князя Владимира и затем Крещения киевлян 988-м годом не противоречит хронологическому резюме несовпадающих дат, которые содержатся в разных документах.

Так свершилось событие, важнейшее в истории нашей страны и нашего народа

Так свершилось событие, важнейшее в истории нашей страны и нашего народа. Крещением киевлян, символически названным Крещением Руси, положено было начало массовой христианизации русского народа. Крещение всей Руси, понимаемое буквально, не могло, конечно, совершиться ни в один год, ни в продолжение одного десятилетия. Славянское племя вятичей оставалось языческим еще и в XII веке, когда там принял мученическую смерть святой Кукша. Конец XI столетия можно считать эпохой, когда значительное большинство горожан на Руси и не менее половины сельского населения стали христианами, отринув языческие культы, но не до конца расставшись с суеверными представлениями и бытовыми обрядами, восходящими к языческой древности — шлейф так называемого «двоеверия» дотянулся от древности до наших дней. В земле древних вятичей, в окрестностях Мценска (Амченска), еще и в XV столетии существовали деревни, жители которых не были крещены. За свои верования крепче держались племена финноязычные (мещера, мурома, меря, весь, водь) и балтоязычные (ятвяги и голинды), включенные в состав Русского государства. И все же ко времени нашествия на Русь полчищ Батыя Русь стала уже страной монолитно христианской и православной.

Ко времени нашествия на Русь полчищ Батыя Русь стала уже страной монолитно христианской и православной

Самым драгоценным последствием Крещения Руси является тот очевидный для христианского сознания факт, что благодаря ему открыт был путь к спасению в вечной жизни тем, кто вошел в лоно Церкви в правление святого Владимира, и их потомкам. Сонм святых, в земле Российской просиявших, служит верным свидетельством того, что семя евангельской проповеди, посеянное на нашей земле по воле ее равноапостольного правителя, принесло обильный плод. Приняв вместе с православной верой во Христа византийский обряд, Русь вошла в лоно высшей по всем важным параметрам цивилизации, а после падения Константинополя — Нового Рима — наша страна с периферии восточно-христианского мира переместилась в его центр, взяв на себя миссию Третьего Рима. Православная вера стала духовным оплотом Русского государства, идейным стержнем его существования, его крепости и могущества.

Православная вера стала духовным оплотом Русского государства, идейным стержнем его крепости и могущества

Принятие христианства неизбежным образом повлекло за собой внедрение славянской письменности, созданной за сотню лет до Крещения Руси, но укоренившейся и распространившейся у нас уже потому только, что без нее не могла обходиться Церковь; и, в отличие от Запада, эта письменность была не на чужом, но на родном языке, так что уже элементарная грамотность приобщала с тех пор русского человека к высокой духовной и отчасти также светской культуре. Что касается государства, то без письменности оно полноценно существовать не может, без канцелярии нет и регулярно действующего государственного аппарата. Поэтому до Крещения Руси наше Отечество с точки зрения публичного права представляло собой своего рода протогосударство, и обрело черты полноценного государства при святом Владимире и его сыне Ярославе Мудром. И это государство стало в ряду с великими державами Западной Европы. Славянские и инородческие племена, вошедшие в состав Руси, обретая религиозное единство, постепенно сплачивались в единую политическую нацию, хотя процесс этот продолжался веками. Художественное творчество языческой Руси оставалось в рамках фольклора. Высокое искусство, церковное зодчество и иконопись, историография и агиография и другие литературные жанры появились у нас после утверждения и распространения на Руси христианской веры.

Крещение Руси, по характеристике классика русской церковной историографии митрополита Макария (Булгакова), стало

«событием…без сомнения, важнейшим из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской… С воцарением у нас христианства при Великом князе Владимире начался новый период нашего бытия во всех отношениях: новый период нашего просвещения, и наших обычаев, и нашего законодательства, нашего гражданского благоустройства, и — что всего драгоценнее и выше в жизни народов — новый период наших религиозных верований, наших святых надежд, нашей нравственности»[6].

[1] Повесть временных лет. – Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. М.,1978. С. 130–132.

[2] Там же, с. 132.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Т. 1. С. 226.

Смотри также
Завещание князя Владимира Завещание князя Владимира
Протодиакон Владимир Василик
Завещание князя Владимира Завещание князя Владимира
Протодиакон Владимир Василик
Русский характер родился в водах Днепровского крещения, и первый наш духовный отец и учитель – святой равноапостольный князь Владимир.
«Это был исторический путь, уготованный России Богом» «Это был исторический путь, уготованный России Богом»
Епископ Пахомий (Брусков) о выборе князя Владимира
«Это был исторический путь, уготованный России Богом» «Это был исторический путь, уготованный России Богом»
Епископ Пахомий (Брусков) о выборе князя Владимира
Марина Шмелева
Христианство появилось на Руси не росчерком пера одного правителя.
«Нельзя рядом с образом святого князя Владимира устанавливать идолов земных интересов» «Нельзя рядом с образом святого князя Владимира устанавливать идолов земных интересов»
Епископ Иов (Смакоуз)
«Нельзя рядом с образом святого князя Владимира устанавливать идолов земных интересов» «Нельзя рядом с образом святого князя Владимира устанавливать идолов земных интересов»
Беседа с епископом Иовом (Смакоузом)
Годовщина Крещения нашего народа – это повод задуматься о том, какие мы христиане, насколько верны Христу. Этот праздник должен приближать нас к Богу. И нам всем следует учиться у князя Владимира и покаянию, и благочестию.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×