«Известие учительное», или в полном своем наименовании «Известие учительное о том, как нужно иерею и диакону совершать служение в Святой Церкви и приготовляться к священнодейству, наиболее же всего к Божественной литургии, и какие вскоре при этом могут произойти бедственные и недоуменные случаи и как в них исправляться», – это документ XVII–XVIII вв., происхождение которого связывают со старцем Чудова монастыря Евфимием, а также с Требником Киевского митрополита Петра Могилы. По своему содержанию оно напоминает некое наставление по разрешению недоуменных вопросов, в основном касающихся совершения литургии. Достаточно детально в нем описывается подготовительная (проскомидийная), а также непосредственно совершительная часть литургии. Во что должен быть облачен священнослужитель, какими должны быть хлеб и вино для Таинства, какие существуют препятствия для служения и Причастия и многие другие вопросы озвучены в этом труде.
«Известие учительное» – это некое наставление по разрешению недоуменных вопросов, касающихся совершения литургии
Для тех, кто знаком с «Известием учительным», наименование данной статьи может показаться подозрительным. «При чем тут миряне?» – могут спросить знатоки. И отчасти будут правы, так как даже по самому полному названию «Известия» можно понять, что предназначено оно для священнослужителей, почему и помещено в Служебнике. Но при внимательном его прочтении мы обнаружим в нем немало смежных с общехристианскими, а подчас и прямо обращенных к мирянам положений. Именно о них и будет разговор.
В одном из первых пунктов указываются условия для совершения литургии. Этими условиями названо наличие освященного архиереем храма, священнического облачения, вина, а также правильно приготовленных просфор. Просфоры должны быть выполнены только из чистой пшеничной муки, замешаны на простой воде, хорошо пропечены, не пересолены, без добавления масла, молока и яиц. Тесто должно быть обязательно квасным (дрожжевым). В противном случае, сказано, Таинство не совершится. В связи с этим священнику предписывается не только следить за правильностью выпечки просфор, но и проверять качество просфор перед проскомидией. Для этого просфорникам заповедуется в комплект богослужебных просфор добавлять лишнюю просфору. Именно ее иерей должен разломить и проверить степень пригодности. Вино же должно быть исключительно виноградным и не прокисшим.
Что касается храма, то при его отсутствии разрешается служить на благословленном архиереем антиминсе, о чем также упоминает «Известие».
Данные наставления могут быть полезны просфорникам и просфорницам, а также тем, кто недоумевает по поводу служения вне храма – на улице (на паперти) и в других местах. Служба в таких случаях проводится на вынесенном престоле с антиминсом.
В главе о подготовке к служению мы встречаем строгое предупреждение: если миряне или клирики, диаконы, иподиаконы, – все, кроме законного иерея, – дерзнут служить литургию, то «Тайна Святой Евхаристии никогда не освятится», а дерзнувший впадет в грех святотатства.
Наставление может показаться странным, ибо кто может дерзнуть служить без иерея? Однако история знает немало случаев, когда литургию служили люди без законной хиротонии. В частности, автору данной работы довелось принимать участие в служении, в котором один из сослуживших, как оказалось впоследствии, не был священником. Копируя действия предстоятеля, этот ряженый персонаж всю литургию обращал на себя внимание. Масштаб трагедии бывает гораздо больше, когда такие люди (например, схизматики) самостоятельно служат и «причащают» свою паству.
Не менее строгое предостережение читаем далее. Если кто из мирских, будучи одержим какой-нибудь страстью и имея запрещение к Причастию от архиерея или духовника, будет прибегать к другому духовнику за разрешением и дерзнет причащаться, то осуждается с неверными иудеями-богоубийцами. Примечательно здесь то, что это положение «Известия» обращено именно к «мирским человекам». Подобное же осуждение ждет запрещенного или отлученного иерея, решившего служить.
Далее читателю предлагается ознакомиться с пунктами, указывающими на условия достойного причащения. В частности, говорится, что не только иерей, но и всякий готовящийся к Причастию христианин должен блюстись от следующих вещей: брожения помыслов, тоски, уныния и лени, а также смущения от ночного осквернения. Кроме того, заповедуется примириться со всеми, накануне Причастия принимать пищу и питие с воздержанием и после полуночи ничего не вкушать, а также соблюдать пост в супружеском общении.
«Известие» называет «смертно согрешившими» тех, кто, собираясь приступать к служению или Причастию, по лени не исполнит всего правила ко Причастию или «некую часть оставит». При этом иерею, который по благовидной причине не выполнил всего правила перед литургией, это не вменяется в грех. Однако предписывается совершить оставленное правило после литургии. При этом «Молитвы ко Святому Причащению» в обязательном порядке должны быть прочитаны накануне.
Упоминает «Известие» и о деталях личной гигиены накануне Причастия. Так, например, похваляется тот причастник, который с вечера почистит зубы и вымоет полость рта, дабы утром не подвергаться риску проглотить воду перед причастием. Однако не возбраняется приступать к причастию (служению) и тем, кто сможет это аккуратно выполнить с утра.
Если святой престол и вообще церковь подверглись осквернению, например, окроплением человеческой крови или какой телесной нечистоты, то священнику запрещается служить до проведения соответственных контрмер (очищение, освящение). При этом если пролитие крови или какое осквернение произошло во время литургии до великого входа, то иерею предписывается остановить службу. Но если это произойдет после великого входа, тогда священник может закончить начатую литургию, однако совершать новую да не дерзает до очищения (освящения). Это правило полезно знать и всем верующим, чтобы не допускать подобных ситуаций и чтобы по чьей-нибудь вине священнику не пришлось останавливать службу.
Если во время службы священнику срочно потребуется причастить или крестить умирающего на дому, то до великого входа он может это сделать
Относительно остановки богослужения в «Известии» имеется и другое положение. Если во время службы священнику срочно потребуется причастить или крестить умирающего на дому, то до великого входа он может это сделать. Т.е. священник, будучи позван к умирающему, останавливает службу и спешно уходит причащать, заповедуя при этом читать людям поучения, чтобы не скучали. Однако если это случится после входа, то литургия не должна останавливаться. В этом случае священник возлагает болящего на волю Божию и продолжает богослужение. Это предписание нужно знать верующим, так как ситуации с причастием умирающих могут быть у всех. И в случае отказа священника или незнания им, как поступить, можно напомнить ему это положение.
Во время службы священнику предписывается иметь прислужника (пономаря). Самому же иерею выполнять пономарские обязанности строго запрещается. «Известие» называет такие действия священника «уничижением Святых Таин и Самаго Христа в них Сущего».
Вообще для пономаря «Известие» предлагает немало наставлений. Пономарь должен быть мужского пола и отличаться благоговением и страхом Божиим. Ему заповедуется по возможности часто исповедаться и причащаться и пребывать в добродетелях. Это справедливо, так как к алтарному служению обычно привлекают отличающихся благочестием. При этом священник должен учить алтарников благоговению и страху Божию. «Известие» дает подробные инструкции пономарям, как и что они должны убирать в алтаре. Им строго запрещается прикасаться к священным предметам, таким как престол, жертвенник, священные сосуды и прочее. Даже проходя мимо жертвенника и престола или приближаясь к ним, когда на них стоят Святые Дары, пономарям и всем клирикам предписывается соблюдать благоговение и творить благолепные поклоны. Поклоны также заповедуется полагать при входе в храм, а также проходя мимо царских врат.
«Ради чести Божественных Таин» «Известие» запрещает вход в алтарь не только женщинам, но вообще всем неосвященным (практически это означает – кому не благословлено).
В главе о форс-мажорных случаях «Известие» предлагает множество различных ситуаций, могущих произойти во время совершения литургии. Это в принципе не относилось бы к мирянам, если бы с ними тоже не происходили различные недоразумения. Автору данной работы известен случай, когда человек обнаружил часть Святых Даров у себя под одеждой. Одна из частиц, вероятно, слетела с уст во время причастия и застряла между складками одежды. Вместо того, чтобы тотчас рассказать о происшествии священнику, человек отнес частицу домой и впоследствии причастился сам.
Любой предмет, на который попадет Кровь и который не будет в дальнейшем использоваться для священнодействия, подлежит сожжению
Для предотвращения подобных случаев следует заметить, что так делать категорически запрещено. Мало того, что мирянин не может сам себя причастить, но и одежда после соприкосновения с Кровью Христовой подлежит утилизации. К таким случаям «Известие» тоже дает подробные инструкции. Если Святая Кровь попадет на престольные или священнические облачения, то все должно быть хорошо оттерто, несколько раз вымыто и высушено (использованная вода выливается в ямку под престол), после чего облачения вновь подлежат эксплуатации. Но если Кровь капнет на пол, ковер или сукно, то после тщательного вытирания и обмывания кусок сукна с Кровью сжигается на камне. Оставшийся пепел высыпается либо под престол, либо в пономарский непопираемый колодец или в проточную воду. Не только палас, но и любой другой предмет (доска, земля и т.п.), на который попадет Кровь и который не будет в дальнейшем использоваться для священнодействия, подлежит сожжению. Это вполне касается и одежды причастников. Такие ситуации лучше вовсе не допускать.
То же самое указание дается человеку, которого стошнило после причастия. Вся изверженная субстанция должна быть тщательно собрана с земли в ткань и высушена. После чего ее необходимо высыпать в реку (проточную воду), либо сжечь на чистом камне, а пепел закопать под престолом или высыпать в реку.
«Известие» также описывает нестандартную ситуацию, на которую хотелось бы обратить внимание. Если во время литургии после освящения Даров священник вместо хлеба увидел плоть или младенца, а вместо вина – кровь, при этом видение не исчезает, но остается неизменно, то человек не должен причащаться, так как чудо явлено ради его неверия либо другой вины. Но если плоть и кровь вскоре снова предстали под видом хлеба и вина, в таком случае может причащаться. В «Известии» это указание дано священнику, однако такое может произойти с любым сомневающимся христианином. Также это положение предлагает хорошую пищу для размышления всем охотникам за чудесами.
«Известие» предлагает и другую ситуацию с непосредственным участием мирян. Если вдруг под конец литургии, после освящения Даров, служащий священник тяжко заболеет, а другого священнослужителя рядом не окажется, чтобы закончить службу и потребить Дары, то предписывается кому-либо из благоговейных и чистых мужей, взяв покровец и не касаясь голой рукою, хорошо покрыть Дары, чтобы ничего не попало на дискос или в Святую Чашу, пока не придет другой священник.
Т.е. кто-либо из благочестивых прихожан мужского пола должен, совершив три земных поклона, зайти в алтарь и, взяв, например, плат (платок, которым обтирают уста причастников – он обычно лежит на престоле) или возду́х (большой покровец, который к этому времени уже перенесен на жертвенник), аккуратно покрыть чашу с дискосом, при этом не прикасаясь к ним рукой. Страшно? Да, это очень страшно, но это необходимо сделать во избежание попадания в Святые Дары чего-нибудь постороннего, что может создать для другого священника определенные затруднения, да и просто чтобы сберечь святыню от случайного осквернения. При отсутствии диакона предпочтительнее это сделать кому-либо из клира (алтарники, певцы, чтецы).
Несмотря на то, что такое предписание в «Известии» имеется, оно имеет вынужденный характер. Поэтому непосвященному человеку, который прикоснется к святыне, все равно нужно упомянуть об этом на исповеди.
Относительно переноса Святых Даров для причастия больного «Известие» напоминает всем христианам, что когда кто увидит Божественные Тайны, несомые священником для причастия больного, то непременно должны почтить Их благолепным поклоном. Несмотря на повседневность и обыденность обстановки в таких случаях, этот момент действительно высок. Рядом незримо проносится Христос. Поясной поклон в этом случае – самое малое, что мы можем сделать. При этом пусть верующего не смущает поведение самого священника. Оно может быть разным. Главное – помнить о величии момента.
Если служащего священника захотят убить, то он не должен оставлять службу, но должен принять смерть по-христиански
Важное наставление дает «Известие» на случай нападения на церковь врагов, еретиков или убийц. Это наставление может быть актуально для нехристианских стран и мест, где регулярно притесняются христиане. Если произойдет подобное нападение на церковь во время богослужения, то священнику предписывается потребить Святые Дары, дабы не оставить их на поругание, а самому разрешается убежать. При этом сказано, что если останется, то поступит лучше, так как примет честь с мучениками. При этом если служащего священника захотят убить, то он не должен оставлять службу, но должен принять смерть по-христиански. Можно допустить, что все эти советы вполне приличны и для верующих, участвующих в том же богослужении.
Выйдя из церкви после служения, иерею заповедуется не тотчас приступать к делам, но пребывать в молитвах и размышлениях. То же можно отнести к любому причастнику. В день причастия человеку рекомендуется воздерживать от пресыщения, многопития и лишнего сна, а женатым – и от телесного совокупления «ради любве и чести Небеснаго Царя, Егоже в храм и обиталище души своея прият».
Упоминает «Известие» и о причащении умалишенных. В частности, оно говорит, что лишенным рассудка (изумленным) или обмершим Божественные Тайны подавать нельзя. Только если они пребывают в сознании и могут с сокрушением исповедаться, а также посещают храм.
На практике же все немного сложнее, а часто бывает ровно наоборот. Священники могут рассказать десятки случаев, когда после Причастия полумертвого, почти бессознательного больного он вдруг приходит в себя и чудесно обретает ясный ум.
Заканчивается «Известие учительное» наставлениями священнику относительно недостойных Причастия Святых Даров. Среди тех, кто не должен сподобляться принятия Святых Тайн, перечисляются отлученные от Церкви или Причастия, находящиеся под запрещением от епископа или духовника, а также все категории явных нераскаянных грешников: блудники и блудницы, имеющие наложниц и сами наложницы, прелюбодеи, лихоимцы, чародеи, ворожеи, святотатцы, картежники, игроки в кости, хульники, сквернословы и все, бесчинства творящие. Очевидно, что список азартных игр в XVII веке был значительно меньше, чем в наше время.
Наконец, всем благочестивым и желающим жить богоугодно, в чистоте и по церковному преданию преподается благословение и благопожелание на временную жизнь и обещание вечных благ.
Как видим, «Известие» предлагает много полезной пищи для размышлений не только священнослужителям, но и всем верующим. И тем, и другим, особенно церковнослужителям (клирикам), было бы весьма полезно ознакомиться с данным документом. Несмотря на неоднозначное отношение к нему современных священнослужителей, польза, которую могут принести его наставления, бесспорна. Уже само наличие его в современных Служебниках говорит не только о том, что оно вполне православно, но и то, что необходимость в таком подспорье, как «Известие учительное», до сих пор актуальна. Благо, экстраординарные ситуации случаются не столь часто, но в любом случае наш долг – встретить их во всеоружии, без паники и со всей богоугодной рассудительностью.