Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

«Молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти»

Комментарий к церковнославянскому тропарю страстотерпцев Бориса и Глеба

6 августа / 24 июля Русская Православная Церковь празднует память святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю этого праздника.

Святые Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью. Это произошло в XI столетии. С тех пор они стали небесными покровителями русских князей и всей Русской земли.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9), – говорит Господь в Нагорной проповеди. Жизнь святых братьев пришлась на время междоусобной войны начала XI века.

Святополк – один из сыновей князя Владимира – после смерти отца занял киевский престол. Борис и Глеб не имели намерения оспаривать права старшего брата на княжение в столице – им была чужда мысль о междоусобной войне. Однако Святополк боялся потерять власть и поэтому принял решение устранить потенциальных соперников. Святые, зная о готовящихся покушениях, отказались начинать войну и безропотно приняли смерть от рук убийц.

Борис и Глеб – первые святые, которые были канонизированы Русской Православной Церковью

Молодая Русская Церковь в то время уже просияла ликом святых, однако первой самостоятельной общецерковной канонизаций в ней стало прославление святых Бориса и Глеба. Произошло это по причине явления множества чудес, связанных с честными останками князей. Тогда же, в XI веке, начало формироваться богослужебное последование братьям-страстотерпцам[1].

На церковнославянском языке основной тропарь святым звучит так:

Правдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя, целомудренный Романе, с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же, радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися[2].

На русский язык богослужебный текст можно перевести следующим образом:

Истинные страстотерпцы и твердые последователи Евангелия Христова, целомудренный Роман с кротким Давидом, не восстали против своего врага, бывшего вам братом, убивающего тела ваши, но не могущего прикоснуться к душам. Пусть плачет злой властолюбец, вы же, радуясь с сонмом ангельским, предстоя Святой Троице, молитесь о державе сродников ваших, чтобы ему быть угодным Богу и сынам Российским спастись.

Истинные служители слова Божия

Примечательны церковнославянские формы слов, которые используются с самого начала тропаря.

В русском языке существует две привычные нам категории числа: единственное и множественное. В церковнославянском же, помимо них, есть еще и двойственное число. Оно было и в русском языке, но утратилось в XIII–XIV веках[3]. Двойственное число, как и два других, охватывает все самостоятельные, изменяемые части речи. Применяется эта категория к парным предметам, двум объектам или лицам.

Естественно, что в гимнографическом тексте, обращенном к двум святым братьям, формы двойственно числа встречаются часто.

Так, существительные страстотерпца и послушателя и связанные с ними прилагательные правдивая и истинная представлены именно им[4].

Выступая здесь в роли обращения, эти слова стоят в звательной форме, которая в двойственном числе совпадает с именительным падежом. На русский язык они должны быть переданы именительным падежом множественного числа[5].

Стремление Бориса и Глеба не допустить братоубийственной войны – исполнение заповеди Христовой: «Блаженны миротворцы…»

Тропарь прославляет святых страстотерпцев за их верность евангельскому слову, которое есть Божие слово. Их стремление не допустить братоубийственной войны – исполнение заповеди Христовой: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9). Добровольная кончина братьев предотвратила кровопролитие, спасла жизни людей, что уподобляет их Спасителю, который так говорил о Своей Смерти за человечество: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Жертва Христа – пример для всех христиан.

В тропаре святые Борис и Глеб названы Романом и Давидом, поскольску Роман и Давид – имена, которые братья получили во Святом Крещении[6]. Однако, как и в случае с их отцом, наиболее употребительными остались имена, данные им при рождении.

Жизнь вечная важнее временной

После обращения к святым автор тропаря переходит к описанию действия, ими совершенного. Здесь мы встречаемся с двойственным числом глагола.

Стаста – аорист от стати, стоящий во 2 лице двойственного числа[7].

В церковнославянском языке четыре прошедших времени. Аорист обозначает «быстрое, неповторяющееся действие в прошлом»[8], что лишь подчеркивает решительность святых страстотерпцев в нежелании становиться против брата.

Сопротив значит «против кого-то или чего-то; наперекор»[9].

Брат – Святополк – назван здесь врагом. Этим утверждается следование Борисом и Глебом слову Святого Евангелия, которое заповедует любовь к врагам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Именно так и поступили святые братья.

Автор тропаря уподобляет князя Святополка тем, кого христианам не следует бояться: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10: 28). То есть война за престол могла бы привести ко греху, а значит, и к гибели души и тела в геенне.

Молитвенники за землю Русскую

В конце тропаря в отношении Святополка, который назван злым властолюбцем, употреблено желательное наклонение: да плачется[10] – на него указывает формообразующая частица да.

Глагол плакати имеет различные значения: 1. горевать, сетовать; 2. оплакивать; 3. просить с плачем; 4. горько жаловаться; 5. оплакивать свои грехи[11]. Сложно сказать, какое значение в настоящем контексте вкладывал в слово автор. Можно предположить, что речь идет либо об оплакивании грехов, либо о горести, вызванной посмертной участью.

Еще со времени прославления страстотерпцев они стали почитаться русскими правителями как покровители княжеского рода и всей Отчизны

Святые князья же пребывают в радости и единстве с Господом. Молящиеся словами тропаря просят их не оставлять попечения о земле Русской и людях, ее населяющих. Еще со времени прославления страстотерпцев они стали почитаться русскими правителями как покровители княжеского рода и всей Отчизны.

Показательно, что в конце тропаря при обращении к святым используется не двойственное число, как ранее, а множественное: молитеся[12], однако в старопечатных изданиях используется форма двойственного числа молитася[13].

Святые братья Борис и Глеб вместе с их отцом князем Владимиром, княгиней Ольгой и подвижниками благочестия первых времен христианства на Руси являются начатком великого множества русских святых. Наша земля переживала немало потрясений, но вера во Христа и подвиг святых всегда укрепляли ее и спасали от всех нестроений. Евангелие – то основание, на котором стояли наши предки, тот путеводитель, истинами которого они руководствовались.

Святые Борис и Глеб, предстоя Престолу Господа, возносят свои молитвы о том, чтобы данное основание было неизменным для нашего земного Отечества.

Рейтинг: 10 Голосов: 169 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Назаренко А. В. Борис и Глеб // Православная Энциклопедия. Т. 6. М., 2009. С. 44–60.

[2] Минея. Июль. Ч. 2. М., 2002. С. 56.

[3] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Имя существительное. Теоретический очерк. Упражнения. М., 2014. С. 19.

[4] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Имя существительное. Теоретический очерк. Упражнения. С. 36–38; Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Имя прилагательное. Теоретический очерк. Упражнения. М., 2016. С. 34.

[5] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Имя существительное. Теоретический очерк. Упражнения. С. 19, 24.

[6] Назаренко А. В. Борис и Глеб. С. 44–60.

[7] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Глагол. Теоретический очерк. Упражнения. Печоры, 2020. С. 44.

[8] Там же. С. 42.

[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 26. М., 2002. С. 48.

[10] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Глагол. Теоретический очерк. Упражнения. С. 73.

[11] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1989. С. 70–71.

[12] Маршева Л. И. Церковнославянский язык. Глагол. Теоретический очерк. Упражнения. С. 64.

[13] Минея служебная. Июль. М., 1646.

Смотри также
«Кирилле и Мефодие богомудрии, словенских стран учителие» «Кирилле и Мефодие богомудрии, словенских стран учителие»
Лариса Маршева, Иван Беляев
«Кирилле и Мефодие богомудрии, словенских стран учителие» «Кирилле и Мефодие богомудрии, словенских стран учителие»
Комментарий к тропарю и кондаку равноапостольным Кириллу и Мефодию
Лариса Маршева, Иван Беляев
В этот день мы вспоминаем жизнь солунских братьев, их труды на благо распространения православной веры.
«Яко дарова нам преподобномученика славна» «Яко дарова нам преподобномученика славна»
Комментарий к тропарю прмч. Корнилию Псково-Печерскому
«Яко дарова нам преподобномученика славна» «Яко дарова нам преподобномученика славна»
Комментарий к тропарю преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому
Лариса Маршева, священник Андрей Кичайкин
Святой Корнилий привел к вере и крестил множество язычников, проживавших в окрестных землях.
Последование Императору Никифору, или Об одном источнике службы свв. Борису и Глебу Последование Императору Никифору, или Об одном источнике службы свв. Борису и Глебу
Протодиакон Владимир Василик
Последование Императору Никифору, или Об одном источнике службы свв. Борису и Глебу Последование Императору Никифору,
или Об одном источнике службы свв. Борису и Глебу

Протодиакон Владимир Василик
Между службой св. Императору Никифору и службой св. Борису и Глебу существуют многочисленные параллели. Во-первых, подчеркиваются добродетели святых, во-вторых, говорится об отвержении ими мира и мирских радостей.
Комментарии
Галина 6 августа 2024, 10:23
Благодарю за эту страничку ,это такая находка для меня .Храни Господь Вас !!!
Вера 7 августа 2022, 00:34
Просто благодарю за эту рубрику! Спаси Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Память святых страстотерпцев Бориса и Глеба Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×