Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

«Яко дарова нам преподобномученика славна»

Комментарий к тропарю преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому

Преподобномученик Корнилий Преподобномученик Корнилий Преподобномученик Корнилий (1501–1570) был игуменом Свято-Успенской Псково-Печерской обители с 1529 по 1570 гг. Став игуменом небольшого монастыря с несколькими деревянными постройками и братией числом около 15-ти человек, 28-летний игумен Корнилий начал усиленно трудиться, вознося молитвы к Богу. За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек, также при нем в обители были построены первые каменные храмы, а с 1558 по 1565 гг. вокруг монастыря была возведена неприступная крепость, почти на два века ставшая преткновением для множества врагов, посягавших на Святую Русь[1].

Игумен Корнилий расширил и украсил обитель, создал в ней обширную библиотеку, иконописную мастерскую. Во Пскове преподобный основал подворье монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»[2].

За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек

Помимо благоустройства Псково-Печерского монастыря, преподобный Корнилий занимался и просветительской деятельностью. Он привел к вере и крестил множество язычников, проживавших в окрестных землях. Его деятельность распространилась далеко за пределы обители. Так, во время морового поветрия, бывшего на Псковщине, монахи обители по благословению своего игумена выходили к людям, лечили их, кормили и утешали. Во время Ливонской войны преподобный проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил храмы, выхаживал раненых[3].

Много и славно потрудился игумен Корнилий на благо обители и Церкви Христовой. За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины. Когда он вышел с крестом навстречу царю Иоанну Грозному, прибывшему в обитель, тот, разгневанный ложным наветом, выхватил из ножен меч и отсек голову игумена прямо перед воротами монастыря на глазах у всей братии. После убийства царь раскаялся в содеянном, но память о страшном злодеянии преследовала его всю жизнь[4].

За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины

Игумен Корнилий был погребен в пещерах в 1570 году, а в 1690-м его мощи были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. К этому событию была составлена служба преподобномученику.

В настоящей статье мы рассмотрим тропарь преподобномученику Корнилию.

Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесы иконы Богоматерни, многия иноки Богови воспита, тамо и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноки и многия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая. Тамо и мученичества венец по многих летех пастырства своего доблестне прият. Темже воспоим, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна»[5].

Приводим русский перевод:

Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, с давних пор славящаяся чудесами иконы Божией Матери, многих иноков для Господа воспитавшая, в ней же и преподобный Корнилий, в подвиге богоугодном подвижнически живя, чудесную Богоматерь прославляя, иноверных просвещая, иноков и многих людей спасая, обитель же свою удивительно украшая и ограждая. Там же и мученический венец спустя много лет своего пастырства доблестно принял. Итак, воспоем Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, ведь даровали нам преподобномученика славного и молитвенника о душах наших, достойного восхваления».

Преподобный Корнилий и Псково-Печерский монастырь

Начало тропаря сообщает о месте служения преподобномученика. «Псково-Печерская обитель, издревле», то есть с давних пор, а точнее, с момента появления в ней в 1521 году иконы Успения Божией Матери, от которой исходили многие чудеса, стала известна по всей Руси и за ее пределами.

Продолжается тропарь восхвалением подвигов игумена: «подвигом добрым подвизася». Слово «добрый» имеет множество исконных значений, сейчас мы чаще всего понимаем его как благожелательный, отзывчивый, выражающий расположение и в основном применяем его к манере поведения. Здесь же это слово употреблено в значении «исполненный достоинств, добродетелей»[6].

Обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних

Подвиги преподобного Корнилия коснулись множества людей. В том числе и иноверных, приверженцев иных религий, которых привел к вере и крестил игумен. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, бывших ранее язычниками, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов[7].

«Украшая и ограждая» родную обитель, игумен Корнилий построил в ней несколько каменных храмов и обнес ее мощнейшей каменной крепостью, впоследствии выдержавшей осаду более 20-ти раз.

Помимо надежного, грозного ограждения монастыря, он создал и неприступную духовную крепость, так что обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних[8].

Мученический венец

«Венец», который получил игумен Корнилий, – не что иное, как образ тернового венца, который был надет на Христа Его мучителями накануне Крестных страданий. Венец в Новом Завете является одновременно и синонимом более общего понятия «награда» и одним из ее видов. Так, апостол Павел использует венец как синоним награды: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1 Кор. 9: 25).

Иными словами, ужасающее событие, которым завершилась жизнь преподобного, в духовном смысле стало его наградой.

Благодарим Бога и Пречистую Матерь

«Преподобномученик» – в таком лике прославлен святой игумен Корнилий за подвижническую жизнь. Преподобный значит «весьма подобный», то есть достигший подобия Христу. Он соединился с Господом через собственное преображение, возрождение в себе образа Божия. Мученик же (греч. μάρτυς – «свидетель») значит то, что человек своей кровью засвидетельствовал свою веру во Христа. В подвиге мучеников наиболее полно выражено следование Христу, поэтому они занимают особое место среди других ликов святости.

«Достоблаженным» мы называем игумена Корнилия потому, что своей святой жизнью он заслужил блаженства с прочими святыми и восхваления его в молитвах, стал нашим заступником перед Богом и до сих пор хранит святую обитель и всех, кто обращается к нему.

Рейтинг: 10 Голосов: 210 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Псково-Печерский патерик. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2002. С. 37.

[2] Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. История и современность. Печоры, 2020. С. 22.

[3] Псково-Печерский патерик. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2002. С. 38.

[4] Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. История и современность. Печоры, 2020. С. 22.

[5] Минея. Февраль. М., 2018. С. 633.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 4. М., 1977. С. 270.

[7] Преподобномученик Корнилий (1529–1570) // https://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/o-monastyre/igumeny/9-prepodobnomuchenik-kornilij/

[8] Псково-Печерский патерик. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2002. С. 142.

Смотри также
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Комментарий к воскресным тропарю и кондаку 1-го гласа Воскресный тропарь и кондак первого гласа: богословско-филологический комментарий
Лариса Маршева, Иоанн Старунов
Род человеческий искуплен святой Кровию Сына и прощен. Преграда, которая существовала между людьми и Творцом, полностью исчезла.
Муж святой и во преподобии мног и славен Муж святой и во преподобии мног и славен
Памяти преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского
Муж святой и во преподобии мног и славен Муж святой и во преподобии мног и славен
Памяти преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского
Архимандрит Алипий (Воронов)
В монастыре каждый камень напоминает о славном игумене, не только как о создателе и украсителе обители, но и как о ее летописце.
Проповедь в день памяти прпмч. Корнилия Проповедь в день памяти прпмч. Корнилия
Митрополит Тихон (Шевкунов)
Проповедь в день памяти прпмч. Корнилия Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского
Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов)
Старший домоуправитель Псково-Печерского монастыря — преподобномученик Корнилий. А мы, монахи, — лишь служители. И беда, если мы об этом забываем.
Комментарии
Евгений 4 марта 2024, 14:08
Преподобнемучениче Корнилие,моли Бога о нас
Галина И. 6 марта 2022, 14:16
Все-таки, при всех организаторских и деловых качествах прмч. Корнилия, перечисленных в статье, главным его качеством являлась христианская любовь, отличающая вообще все монастырские общины- церкви Русской земли от иных "учителей христианства", имеющих чистоту веры лишь в догматическом смысле./ "После убийства царь раскаялся в содеянном, но память о страшном злодеянии преследовала его всю жизнь".//Буквально накануне читала древнерусские тексты молитв (канонов, стихир, тропарей) царя Ивана IV Грозного. При жизни "царя Иоанна, деспота Российского" часть из них выходила под псевдонимом "Парфения Уродливого" (Юродивого), а почти все молитвы наполнены покаянным плачем и смирением. Вот и "Грозный".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×