Преподобномученик Корнилий Преподобномученик Корнилий (1501–1570) был игуменом Свято-Успенской Псково-Печерской обители с 1529 по 1570 гг. Став игуменом небольшого монастыря с несколькими деревянными постройками и братией числом около 15-ти человек, 28-летний игумен Корнилий начал усиленно трудиться, вознося молитвы к Богу. За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек, также при нем в обители были построены первые каменные храмы, а с 1558 по 1565 гг. вокруг монастыря была возведена неприступная крепость, почти на два века ставшая преткновением для множества врагов, посягавших на Святую Русь[1].
Игумен Корнилий расширил и украсил обитель, создал в ней обширную библиотеку, иконописную мастерскую. Во Пскове преподобный основал подворье монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрия»[2].
За время его настоятельства число братии увеличилось до 200 человек
Помимо благоустройства Псково-Печерского монастыря, преподобный Корнилий занимался и просветительской деятельностью. Он привел к вере и крестил множество язычников, проживавших в окрестных землях. Его деятельность распространилась далеко за пределы обители. Так, во время морового поветрия, бывшего на Псковщине, монахи обители по благословению своего игумена выходили к людям, лечили их, кормили и утешали. Во время Ливонской войны преподобный проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил храмы, выхаживал раненых[3].
Много и славно потрудился игумен Корнилий на благо обители и Церкви Христовой. За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины. Когда он вышел с крестом навстречу царю Иоанну Грозному, прибывшему в обитель, тот, разгневанный ложным наветом, выхватил из ножен меч и отсек голову игумена прямо перед воротами монастыря на глазах у всей братии. После убийства царь раскаялся в содеянном, но память о страшном злодеянии преследовала его всю жизнь[4].
За свою самоотверженную жизнь преподобный сподобился мученической кончины
Игумен Корнилий был погребен в пещерах в 1570 году, а в 1690-м его мощи были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы. К этому событию была составлена служба преподобномученику.
В настоящей статье мы рассмотрим тропарь преподобномученику Корнилию.
Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесы иконы Богоматерни, многия иноки Богови воспита, тамо и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноки и многия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая. Тамо и мученичества венец по многих летех пастырства своего доблестне прият. Темже воспоим, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, яко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна»[5].
Приводим русский перевод:
Тропарь, глас 6: «Псково-Печерская обитель, с давних пор славящаяся чудесами иконы Божией Матери, многих иноков для Господа воспитавшая, в ней же и преподобный Корнилий, в подвиге богоугодном подвижнически живя, чудесную Богоматерь прославляя, иноверных просвещая, иноков и многих людей спасая, обитель же свою удивительно украшая и ограждая. Там же и мученический венец спустя много лет своего пастырства доблестно принял. Итак, воспоем Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, ведь даровали нам преподобномученика славного и молитвенника о душах наших, достойного восхваления».
Преподобный Корнилий и Псково-Печерский монастырь
Начало тропаря сообщает о месте служения преподобномученика. «Псково-Печерская обитель, издревле», то есть с давних пор, а точнее, с момента появления в ней в 1521 году иконы Успения Божией Матери, от которой исходили многие чудеса, стала известна по всей Руси и за ее пределами.
Продолжается тропарь восхвалением подвигов игумена: «подвигом добрым подвизася». Слово «добрый» имеет множество исконных значений, сейчас мы чаще всего понимаем его как благожелательный, отзывчивый, выражающий расположение и в основном применяем его к манере поведения. Здесь же это слово употреблено в значении «исполненный достоинств, добродетелей»[6].
Обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних
Подвиги преподобного Корнилия коснулись множества людей. В том числе и иноверных, приверженцев иных религий, которых привел к вере и крестил игумен. Игумен Корнилий распространил Православие среди эстов и сету, бывших ранее язычниками, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землей и защищал от врагов[7].
«Украшая и ограждая» родную обитель, игумен Корнилий построил в ней несколько каменных храмов и обнес ее мощнейшей каменной крепостью, впоследствии выдержавшей осаду более 20-ти раз.
Помимо надежного, грозного ограждения монастыря, он создал и неприступную духовную крепость, так что обитель ни разу не закрылась с момента своего основания, невзирая на все нападки врагов – внешних и внутренних[8].
Мученический венец
«Венец», который получил игумен Корнилий, – не что иное, как образ тернового венца, который был надет на Христа Его мучителями накануне Крестных страданий. Венец в Новом Завете является одновременно и синонимом более общего понятия «награда» и одним из ее видов. Так, апостол Павел использует венец как синоним награды: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1 Кор. 9: 25).
Иными словами, ужасающее событие, которым завершилась жизнь преподобного, в духовном смысле стало его наградой.
Благодарим Бога и Пречистую Матерь
«Преподобномученик» – в таком лике прославлен святой игумен Корнилий за подвижническую жизнь. Преподобный значит «весьма подобный», то есть достигший подобия Христу. Он соединился с Господом через собственное преображение, возрождение в себе образа Божия. Мученик же (греч. μάρτυς – «свидетель») значит то, что человек своей кровью засвидетельствовал свою веру во Христа. В подвиге мучеников наиболее полно выражено следование Христу, поэтому они занимают особое место среди других ликов святости.
«Достоблаженным» мы называем игумена Корнилия потому, что своей святой жизнью он заслужил блаженства с прочими святыми и восхваления его в молитвах, стал нашим заступником перед Богом и до сих пор хранит святую обитель и всех, кто обращается к нему.