Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Церковь в христианских государствах Испании на рубеже I и II тысячелетий
- Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий
- Христианский север Испании на рубеже I и II тысячелетий
- Латиноязычная христианская литература Италии и Франции X столетия
- Латиноязычная христианская литература Германии рубежа I–II тысячелетий
В англосаксонскую эпоху, закончившуюся проигранной в 1066-м г. битвой при Гастингсе, королевская власть получала поддержку со стороны церковной иерархии – епископы совершали коронацию монарха, в церквях возносилась молитва о короле, о благополучии лиц, принадлежащих к правящей династии, о победе королевского войска в войнах с противником, а с другой стороны, англосаксонские монархи обладали значительно большим влиянием на ход церковных дел, на поставление епископов и аббатов, чем это было на континенте, где Римская курия действовала с гораздо большей властностью и независимостью от светских государей, особенно с конца X столетия, когда осталась позади эпоха римской порнократии. В церковно-государственных отношениях в Англии сохранялись еще начала симфонии, которые попраны были епископами Рима, стремившимися, опираясь на авторитет Церкви в народе, поставить себя выше всех мирских правителей и в конце концов преуспевшими в этом – на время, конечно, но это время продолжалось несколько столетий.
В церковно-государственных отношениях в Англии сохранялись еще начала симфонии, которые попраны были епископами Рима
Территориально Англия была разделена на две церковные провинции: Кентерберийскую и Йоркскую. Архиепископ Йорка занимал второе место в диптихе, но не состоял в юрисдикции своего Кентерберийского собрата. После кончины Архиепископа Этельхарда, последовавшей в 805-м г., Кентерберийский престол занял Вульфред, почивший в 832-м г. Его преемником стал Кеолнот, служение которого продолжалось без малого 4 десятилетия, до кончины в 870-м г.
Король Альфред Великий. Витраж 1905 года. Бристольский собор В правление короля Альфреда Великого Церковь англосаксов возглавляли Архиепископы Этельред (по 888 г.) и после него святой Плегмунд, ученый муж, служивший ранее писарем короля Альфреда и переживший своего покровителя короля на 15 лет. По происхождению он был мерсийцем из Чешира. Время его рождения известно лишь приблизительно и относится к середине IX века. Он получил основательное образование в одном из монастырей Западной Мерсии, где сохранилась хорошая библиотека. До начала святительского служения Плегмунд подвизался в уединении на одном из островов в Чешире. Весть о его благочестии, подвижническом житии и учености дошла до короля Альфреда, и он приблизил его к себе; и, согласно «Англосаксонской хронике», в 890-м г. Плегмунд занял Кентерберийскую кафедру, «избранный самим Богом и своим народом»[1], при этом он «сразу из простого священника стал Архипастырем»[2]. Возглавляя Церковь Британии, Архиепископ Плегмунд продолжал литературное сотрудничество с Альфредом Великим. Вместе с королем и еще несколькими учеными мужами он перевел на староанглийский, или англосаксонский, язык книгу святителя Григория Великого «О пастырском попечении». 8 июля 900 г. он возглавил в Кингстоне-на-Темзе коронацию Эдуарда на королевский престол. В 908-м г. он посетил Рим, где общался с Папой Сергием III и откуда привез в Кентербери мощи священномученика Власия Севастийского. Плегмунд Кентерберийский, почитаемый в Католической церкви как святой, скончался 2 августа 914 г.
Святой Дунстан. Витраж. Монастырь Святого Креста, 1920, Вест-Парк, Нью-Йорк. Монастырская часовня В X веке Кентерберийскую кафедру последовательно занимали 10 Архиепископов: от Плегмунда до Эльфрика, который взошел на нее в 995-м г. и скончался 10 лет спустя. Его преемником стал Эльфхеах Годвин, а после него до середины XI столетия титул Архиепископа Кентерберийского носили еще 3 иерарха. Затем в течение одного года Архиепископом был Роберт Жюмьежский, смещенный с кафедры в 1052-м г. Его преемник Стиганд также был низложен, но уже только в 1070-м г., при короле Вильгельме Завоевателе, победителе в битве при Гастингсе. Несколько Архиепископов X-го и первой половины XI столетия – Ода, Дунстан, Эльфрик, Эльфхеах – были канонизованы и почитаются в Католической церкви в сонме святых.
Несколько Архиепископов X-го и первой половины XI столетия были канонизованы и почитаются в Католической церкви в сонме святых
Самый знаменитый из них – Дунстан – занимал Кентерберийскую кафедру с 959 по 988 г. Он родился в 909-м г. близ Гластонбери, в знатной семье. В отроческие годы и в юности Дунстан получил основательное латинское образование и научился популярной в ту эпоху игре на арфе. Его дядя Ательм также был ранее Архиепископом Кентерберийским, и юный Дунстан приехал к нему и поселился в его резиденции, а потом был представлен к королевскому двору, где обнаружил разнообразные таланты: музыкальный, поэтический и живописный, а еще усвоил технику литья и искусство изготовления гобеленов. Оклеветанный недоброжелателями, Дунстан оставил двор и затем в Винчестере тесно общался с еще одним своим родственником, принадлежавшим к церковной иерархии, – епископом столицы Уэссекса Винчестера Альфеджем, который, как и Дунстан, впоследствии был канонизован. Под влиянием Альфеджа у него созрело решение стать монахом. В 936-м г. он принял постриг в Гластонберийском монастыре, а затем и священный сан. В 30 лет по указанию короля Эдмунда, оценившего молитвенный дар и духовную мудрость Дунстана, он был поставлен аббатом этой обители. Вскоре он стал самым доверенным советником Эдмунда, помогая ему вводить в монастырях, находившихся в королевских владениях, Бенедиктинский устав.
Эдред. Миниатюра XIX века Преемник Эдмунда, Эдред, возложил на Гластонберийского аббата управление финансами государства. Но в правление его преемника – короля Эдвига, не отличавшегося строгостью нрава, Дунстан, бескомпромиссный проповедник христианской морали, оказался не ко двору и даже вынужден был покинуть Англию, проведя более года в одном из монастырей Фландрии, в Генте. Но когда на королевский престол взошел 14-летний подросток Эдгар, в Католической церкви причисленный к лику святых, Дунстан возвратился на родину и снова был приближен ко двору. Став ближайшим советником юного короля, он оказывал влияние на государственную политику. Со своей стороны, возмужав, Эдгар содействовал Дунстану в восстановлении разоренных викингами и основании новых монастырей, в которых вводился Бенедиктинский устав – за время царствования Эдгара в стране учреждено было около 40 монастырей.
В 957-м г. Дунстан был хиротонисан в епископа Вустерского, 2 года спустя его перевели на кафедру самого большого города Англии – Лондона, а 21 октября 960 он стал первым Архипастырем Английской церкви с титулом Архиепископа Кентерберийского. Он
«проповедовал, наставлял, увещевая не отступать от веры, а по ночам тайно вставал на долгую молитву, строго соблюдая все монашеские предписания… Рассказывают, как однажды ночью Дунстан услышал победную песнь святых, чьи мощи покоились рядом. В этой песни прославлялся Христос, и святой Дунстан заплакал от красоты дивного пения»[3].
Послушный воле римской курии, он заботился об утверждении в Английской церкви обязательного целибата, чему местное приходское духовенство не без успеха сопротивлялось.
Мученичество Эдмунда. Миниатюра из жития святого Эдмунда XII века (библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) После кончины Эдгара на королевский престол взошел Эдмунд, духовный сын Дунстана, которому он, как и его предшественнику, помогал в делах государственного правления. Монарх был предательски убит в юном возрасте, и когда престол отошел к его единоутробному брату Этельреду, ради воцарения которого и было совершено преступление, Дунстан «предсказал, что… неисчислимые бедствия посыплются на королевский дом и на всю Англию как наказание за грех цареубийства»[4]. С этих пор Первоиерарх Англии избегал контактов с монархом и царедворцами, лишь изредка покидая свою резиденцию в Кентербери для неизбежного по его сану участия в официальных дворцовых церемониях. Архиепископ Кентерберийский Дунстан мирно преставился в своей келлии после Причащения 19 мая 988 г,. не дожив одного года до 80-летия.
Канонизованный в Риме, Дунстан стал одним из самых почитаемых святых в Англии
Канонизованный в Риме, Дунстан стал одним из самых почитаемых святых в Англии. Его первое житие составлено было вскоре после его кончины, в начале XI века, Аделардом Гентским. В житиях Дунстана, помимо достоверных событий, встречаются и популярные в Средневековье легенды. Согласно одной из них,
«Дунстан однажды прищемил сатане нос раскаленными докрасна клещами. Согласно другой… Дунстан… связал явившегося к нему в кузницу сатану и не отпускал до тех пор, пока нечистый дух не пообещал, что никогда не будет посещать те дома, где висит подкова»[5].
Из таких рассказов видно, что кузнецы почитали его покровителем своей профессии.
Явление дьявола святому Дунстану Благодаря подвижническим трудам Дунстана и его предшественников в Англии с ее полуторамиллионным населением насчитывалось около 10 тысяч церквей, а ко времени национальной катастрофы на Гастингском поле, в 1066-м г., в одном только Кентербери богослужение совершалось в 400 храмах. На рубеже тысячелетий в Кентерберийской провинции имелось 15 епархиальных кафедр, помимо той, которую занимал Архиепископ, а именно столичной в Винчестере, но также в таких городах как Лондон, Дорчестер, Рочестер, Рамсбери, Шерборн, Селси, Личфилд, Херефорд, Вустер, Кредитон, Корнуолл, Элмхэм, Линдси и одна кафедра в Уэллсе. В Йоркской провинции на севере страны имелось две епархии: одну из них возглавлял Архиепископ Йоркский, другую – епископ Дарема. В Англии епископами чаще, чем в других странах Запада, ставили монахов. Ближайшими помощниками Архипастырей в управлении епархиями являлись архидиаконы. Коллегиальным органом епархиальной власти служил созываемый ежегодно епископом синод, в состав которого входили как приходские священники, так и аббаты. Капитул кафедрального собора составляли священники, которых называли семьей епископа. По его поручению они совершали мессы и другие богослужения, проповедовали, но также разъезжали по отдаленным углам епархии, наблюдая за местной приходской деятельностью, давая советы и консультации приходскому духовенству. Приходские храмы по большей части состояли в частном владении лордов и других землевладельцев, и такие ктиторы сами подбирали кандидатов священства, предлагая их для ординации правящему епископу.
Приходские пастыри жили в основном за счет десятины, которую платили прихожане. В X столетии она стала обязательной
Приходские пастыри жили в основном за счет десятины, которую платили прихожане. В X столетии она стала обязательной. При бедности местного населения и недостаточности десятины священник, особенно если он был женат и имел много детей (обязательный целибат не был повсеместно введен в церквях Британии), и сам мог заниматься сельским трудом: пахать землю и ухаживать за скотом, не всегда нанимая для этого работников.
Эдуард Исповедник Очагами христианского подвижничества в Англии, как и в других странах, служили монастыри. В X веке
«вместе с военным и политическим возрождением резко оживилась монастырская жизнь и возродилась ученость… Работы Дунстана, Архиепископа Кентерберийского, и его младших современников – Освальда, епископа Вустерского, и Этельвольда, епископа Винчестерского – способствовали возрождению строгих религиозных норм в монастырях»[6].
В 959-м г. в Англии существовал единственный монастырь с Бенедиктинским уставом – Гластонберийский, а к концу столетия этот устав был введен в большинстве аббатств.
Король Эдуард Исповедник, желая, чтобы его похоронили в лондонском Вестминстерском аббатстве, а не в соборе столичного Винчестера, позаботился о его капитальной перестройке, взяв за образец церковь Жюмьежского монастыря в Нормандии.
Вестминстерский храм стал самым грандиозным по размерам и самым великолепным храмом средневековой Англии
Вестминстерский храм стал самым грандиозным по размерам и самым великолепным храмом средневековой Англии. Он немало способствовал возвышению Лондона, где он расположен и куда потом была перенесена столица королевства. В Англии в X столетии были сооружены сохранившиеся в частично перестроенном виде до наших дней такие церкви в предроманском стиле, как храм Апостола Петра в Бартон-апон-Хамбере с его квадратной башней. Характерный элемент храмового зодчества англосаксонской эпохи – церковные башни.
Драгоценность Альфреда. конец IX века «Первоначально это были ступенчатые деревянные надстройки… Только такие каркасные надстройки были возможны в англосаксонский период, поскольку остатки зданий этого времени указывают на тонкие стены… Имелись в Англии и каменные башни, например, колокольня церкви Сент-Мэри-ин-Кастро в Дувре»[7].
От IX века до нас дошло несколько уникальных образцов прикладного искусства, и среди них реликварии. Ряд изделий представляет образцы резьбы по моржовому клыку, изделия из китового уса, иллюстрированные как библейскими сюжетами, так и темами из скандинавской мифологии. Материалом для англо-саксонских ювелиров служили золото, гранаты, эмаль, стекло. Настоящий шедевр прикладного искусства представляет так называемая «драгоценность Альфреда», хранящаяся в Эшмольском музее. Она представляет собой навершие книжной закладки. Начало расцвету искусства миниатюры положено было культурной политикой короля Альфреда и его ближайшего окружения.
Начало расцвету искусства миниатюры положено было культурной политикой короля Альфреда и его ближайшего окружения
Волны грабительской агрессии северных варваров, следовавшие одна за другой на протяжении IX века, привели к уничтожению многих созданных в эту эпоху шедевров церковного искусства. Особенно большой урон понесла, ввиду своей хрупкости, книжная миниатюра – уцелели лишь редкие экземпляры иллюминированных манускриптов. Об особенностях их стилистики на более представительном материале можно судить по каролингским иллюминациям, которые выдают следы влияния островной живописной школы. Возрождение книжной иллюминации в Британии приходится уже только на следующее – X – столетие, оказавшееся более мирным и безопасным, чем предшествующий век.
Фрагмент высеченного из камня в IX веке креста из глостерского монастыря Святого Освальда Лучше сохранились образцы монументальной скульптуры. Одним из шедевров этого искусства может служить фрагмент высеченного из камня в IX веке креста из глостерского монастыря Святого Освальда. Доминирующим декоративным мотивом англосаксонских крестов служит переплетение виноградных лоз. На монументальных крестах высекались надписи на латинском и англосаксонском языках. В отдельных случаях орнаменты крестов включали и элементы, заимствованные у скандинавов – многочисленное присутствие обосновавшихся на северо-востоке острова викингов не могло не влиять на все стороны жизни англосаксов, включая и церковное искусство. Примером своего рода синтеза англосаксонского и скандинавского стиля могут служить надгробия в виде дома с двускатной крышей – так называемые горбачи (hogback).
X век – эпоха, когда епископы и клирики, особенно те, что подвизались в монастырях, уделяли внимание ученым трудам, а также искусству книжной миниатюры. Король Этельстан подарил монастырю Святого Кутберта книгу, в которой были помещены самые ранние из прижизненных портретов англосаксонских королей. Иллюминированные кодексы, изготовленные в Англии, ценились на континенте, где их, когда они поступали в тамошние монастырские или королевские коллекции, хранили как драгоценное сокровище. Характерная особенность раннесредневековой письменной культуры Британских островов, включая и Англию, – несравненно более заметное, чем на континенте, присутствие в ней текстов на национальных языках – англосаксонском и кельтских.