Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Церковь Англии на рубеже I и II тысячелетий

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

В англосаксонскую эпоху, закончившуюся проигранной в 1066-м г. битвой при Гастингсе, королевская власть получала поддержку со стороны церковной иерархии – епископы совершали коронацию монарха, в церквях возносилась молитва о короле, о благополучии лиц, принадлежащих к правящей династии, о победе королевского войска в войнах с противником, а с другой стороны, англосаксонские монархи обладали значительно большим влиянием на ход церковных дел, на поставление епископов и аббатов, чем это было на континенте, где Римская курия действовала с гораздо большей властностью и независимостью от светских государей, особенно с конца X столетия, когда осталась позади эпоха римской порнократии. В церковно-государственных отношениях в Англии сохранялись еще начала симфонии, которые попраны были епископами Рима, стремившимися, опираясь на авторитет Церкви в народе, поставить себя выше всех мирских правителей и в конце концов преуспевшими в этом – на время, конечно, но это время продолжалось несколько столетий.

В церковно-государственных отношениях в Англии сохранялись еще начала симфонии, которые попраны были епископами Рима

Территориально Англия была разделена на две церковные провинции: Кентерберийскую и Йоркскую. Архиепископ Йорка занимал второе место в диптихе, но не состоял в юрисдикции своего Кентерберийского собрата. После кончины Архиепископа Этельхарда, последовавшей в 805-м г., Кентерберийский престол занял Вульфред, почивший в 832-м г. Его преемником стал Кеолнот, служение которого продолжалось без малого 4 десятилетия, до кончины в 870-м г.

Король Альфред Великий. Витраж 1905 года. Бристольский собор Король Альфред Великий. Витраж 1905 года. Бристольский собор В правление короля Альфреда Великого Церковь англосаксов возглавляли Архиепископы Этельред (по 888 г.) и после него святой Плегмунд, ученый муж, служивший ранее писарем короля Альфреда и переживший своего покровителя короля на 15 лет. По происхождению он был мерсийцем из Чешира. Время его рождения известно лишь приблизительно и относится к середине IX века. Он получил основательное образование в одном из монастырей Западной Мерсии, где сохранилась хорошая библиотека. До начала святительского служения Плегмунд подвизался в уединении на одном из островов в Чешире. Весть о его благочестии, подвижническом житии и учености дошла до короля Альфреда, и он приблизил его к себе; и, согласно «Англосаксонской хронике», в 890-м г. Плегмунд занял Кентерберийскую кафедру, «избранный самим Богом и своим народом»[1], при этом он «сразу из простого священника стал Архипастырем»[2]. Возглавляя Церковь Британии, Архиепископ Плегмунд продолжал литературное сотрудничество с Альфредом Великим. Вместе с королем и еще несколькими учеными мужами он перевел на староанглийский, или англосаксонский, язык книгу святителя Григория Великого «О пастырском попечении». 8 июля 900 г. он возглавил в Кингстоне-на-Темзе коронацию Эдуарда на королевский престол. В 908-м г. он посетил Рим, где общался с Папой Сергием III и откуда привез в Кентербери мощи священномученика Власия Севастийского. Плегмунд Кентерберийский, почитаемый в Католической церкви как святой, скончался 2 августа 914 г.

Святой Дунстан. Витраж. Монастырь Святого Креста, 1920, Вест-Парк, Нью-Йорк. Монастырская часовня Святой Дунстан. Витраж. Монастырь Святого Креста, 1920, Вест-Парк, Нью-Йорк. Монастырская часовня В X веке Кентерберийскую кафедру последовательно занимали 10 Архиепископов: от Плегмунда до Эльфрика, который взошел на нее в 995-м г. и скончался 10 лет спустя. Его преемником стал Эльфхеах Годвин, а после него до середины XI столетия титул Архиепископа Кентерберийского носили еще 3 иерарха. Затем в течение одного года Архиепископом был Роберт Жюмьежский, смещенный с кафедры в 1052-м г. Его преемник Стиганд также был низложен, но уже только в 1070-м г., при короле Вильгельме Завоевателе, победителе в битве при Гастингсе. Несколько Архиепископов X-го и первой половины XI столетия – Ода, Дунстан, Эльфрик, Эльфхеах – были канонизованы и почитаются в Католической церкви в сонме святых.

Несколько Архиепископов X-го и первой половины XI столетия были канонизованы и почитаются в Католической церкви в сонме святых

Самый знаменитый из них – Дунстан – занимал Кентерберийскую кафедру с 959 по 988 г. Он родился в 909-м г. близ Гластонбери, в знатной семье. В отроческие годы и в юности Дунстан получил основательное латинское образование и научился популярной в ту эпоху игре на арфе. Его дядя Ательм также был ранее Архиепископом Кентерберийским, и юный Дунстан приехал к нему и поселился в его резиденции, а потом был представлен к королевскому двору, где обнаружил разнообразные таланты: музыкальный, поэтический и живописный, а еще усвоил технику литья и искусство изготовления гобеленов. Оклеветанный недоброжелателями, Дунстан оставил двор и затем в Винчестере тесно общался с еще одним своим родственником, принадлежавшим к церковной иерархии, – епископом столицы Уэссекса Винчестера Альфеджем, который, как и Дунстан, впоследствии был канонизован. Под влиянием Альфеджа у него созрело решение стать монахом. В 936-м г. он принял постриг в Гластонберийском монастыре, а затем и священный сан. В 30 лет по указанию короля Эдмунда, оценившего молитвенный дар и духовную мудрость Дунстана, он был поставлен аббатом этой обители. Вскоре он стал самым доверенным советником Эдмунда, помогая ему вводить в монастырях, находившихся в королевских владениях, Бенедиктинский устав.

Эдред. Миниатюра XIX века Эдред. Миниатюра XIX века Преемник Эдмунда, Эдред, возложил на Гластонберийского аббата управление финансами государства. Но в правление его преемника – короля Эдвига, не отличавшегося строгостью нрава, Дунстан, бескомпромиссный проповедник христианской морали, оказался не ко двору и даже вынужден был покинуть Англию, проведя более года в одном из монастырей Фландрии, в Генте. Но когда на королевский престол взошел 14-летний подросток Эдгар, в Католической церкви причисленный к лику святых, Дунстан возвратился на родину и снова был приближен ко двору. Став ближайшим советником юного короля, он оказывал влияние на государственную политику. Со своей стороны, возмужав, Эдгар содействовал Дунстану в восстановлении разоренных викингами и основании новых монастырей, в которых вводился Бенедиктинский устав – за время царствования Эдгара в стране учреждено было около 40 монастырей.

В 957-м г. Дунстан был хиротонисан в епископа Вустерского, 2 года спустя его перевели на кафедру самого большого города Англии – Лондона, а 21 октября 960 он стал первым Архипастырем Английской церкви с титулом Архиепископа Кентерберийского. Он

«проповедовал, наставлял, увещевая не отступать от веры, а по ночам тайно вставал на долгую молитву, строго соблюдая все монашеские предписания… Рассказывают, как однажды ночью Дунстан услышал победную песнь святых, чьи мощи покоились рядом. В этой песни прославлялся Христос, и святой Дунстан заплакал от красоты дивного пения»[3].

Послушный воле римской курии, он заботился об утверждении в Английской церкви обязательного целибата, чему местное приходское духовенство не без успеха сопротивлялось.

Мученичество Эдмунда. Миниатюра из жития святого Эдмунда XII века (библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) Мученичество Эдмунда. Миниатюра из жития святого Эдмунда XII века (библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) После кончины Эдгара на королевский престол взошел Эдмунд, духовный сын Дунстана, которому он, как и его предшественнику, помогал в делах государственного правления. Монарх был предательски убит в юном возрасте, и когда престол отошел к его единоутробному брату Этельреду, ради воцарения которого и было совершено преступление, Дунстан «предсказал, что… неисчислимые бедствия посыплются на королевский дом и на всю Англию как наказание за грех цареубийства»[4]. С этих пор Первоиерарх Англии избегал контактов с монархом и царедворцами, лишь изредка покидая свою резиденцию в Кентербери для неизбежного по его сану участия в официальных дворцовых церемониях. Архиепископ Кентерберийский Дунстан мирно преставился в своей келлии после Причащения 19 мая 988 г,. не дожив одного года до 80-летия.

Канонизованный в Риме, Дунстан стал одним из самых почитаемых святых в Англии

Канонизованный в Риме, Дунстан стал одним из самых почитаемых святых в Англии. Его первое житие составлено было вскоре после его кончины, в начале XI века, Аделардом Гентским. В житиях Дунстана, помимо достоверных событий, встречаются и популярные в Средневековье легенды. Согласно одной из них,

«Дунстан однажды прищемил сатане нос раскаленными докрасна клещами. Согласно другой… Дунстан… связал явившегося к нему в кузницу сатану и не отпускал до тех пор, пока нечистый дух не пообещал, что никогда не будет посещать те дома, где висит подкова»[5].

Из таких рассказов видно, что кузнецы почитали его покровителем своей профессии.

Явление дьявола святому Дунстану Явление дьявола святому Дунстану Благодаря подвижническим трудам Дунстана и его предшественников в Англии с ее полуторамиллионным населением насчитывалось около 10 тысяч церквей, а ко времени национальной катастрофы на Гастингском поле, в 1066-м г., в одном только Кентербери богослужение совершалось в 400 храмах. На рубеже тысячелетий в Кентерберийской провинции имелось 15 епархиальных кафедр, помимо той, которую занимал Архиепископ, а именно столичной в Винчестере, но также в таких городах как Лондон, Дорчестер, Рочестер, Рамсбери, Шерборн, Селси, Личфилд, Херефорд, Вустер, Кредитон, Корнуолл, Элмхэм, Линдси и одна кафедра в Уэллсе. В Йоркской провинции на севере страны имелось две епархии: одну из них возглавлял Архиепископ Йоркский, другую – епископ Дарема. В Англии епископами чаще, чем в других странах Запада, ставили монахов. Ближайшими помощниками Архипастырей в управлении епархиями являлись архидиаконы. Коллегиальным органом епархиальной власти служил созываемый ежегодно епископом синод, в состав которого входили как приходские священники, так и аббаты. Капитул кафедрального собора составляли священники, которых называли семьей епископа. По его поручению они совершали мессы и другие богослужения, проповедовали, но также разъезжали по отдаленным углам епархии, наблюдая за местной приходской деятельностью, давая советы и консультации приходскому духовенству. Приходские храмы по большей части состояли в частном владении лордов и других землевладельцев, и такие ктиторы сами подбирали кандидатов священства, предлагая их для ординации правящему епископу.

Приходские пастыри жили в основном за счет десятины, которую платили прихожане. В X столетии она стала обязательной

Приходские пастыри жили в основном за счет десятины, которую платили прихожане. В X столетии она стала обязательной. При бедности местного населения и недостаточности десятины священник, особенно если он был женат и имел много детей (обязательный целибат не был повсеместно введен в церквях Британии), и сам мог заниматься сельским трудом: пахать землю и ухаживать за скотом, не всегда нанимая для этого работников.

Эдуард Исповедник Эдуард Исповедник Очагами христианского подвижничества в Англии, как и в других странах, служили монастыри. В X веке

«вместе с военным и политическим возрождением резко оживилась монастырская жизнь и возродилась ученость… Работы Дунстана, Архиепископа Кентерберийского, и его младших современников – Освальда, епископа Вустерского, и Этельвольда, епископа Винчестерского – способствовали возрождению строгих религиозных норм в монастырях»[6].

В 959-м г. в Англии существовал единственный монастырь с Бенедиктинским уставом – Гластонберийский, а к концу столетия этот устав был введен в большинстве аббатств.

Король Эдуард Исповедник, желая, чтобы его похоронили в лондонском Вестминстерском аббатстве, а не в соборе столичного Винчестера, позаботился о его капитальной перестройке, взяв за образец церковь Жюмьежского монастыря в Нормандии.

Вестминстерский храм стал самым грандиозным по размерам и самым великолепным храмом средневековой Англии

Вестминстерский храм стал самым грандиозным по размерам и самым великолепным храмом средневековой Англии. Он немало способствовал возвышению Лондона, где он расположен и куда потом была перенесена столица королевства. В Англии в X столетии были сооружены сохранившиеся в частично перестроенном виде до наших дней такие церкви в предроманском стиле, как храм Апостола Петра в Бартон-апон-Хамбере с его квадратной башней. Характерный элемент храмового зодчества англосаксонской эпохи – церковные башни.

Драгоценность Альфреда. конец IX века Драгоценность Альфреда. конец IX века «Первоначально это были ступенчатые деревянные надстройки… Только такие каркасные надстройки были возможны в англосаксонский период, поскольку остатки зданий этого времени указывают на тонкие стены… Имелись в Англии и каменные башни, например, колокольня церкви Сент-Мэри-ин-Кастро в Дувре»[7].

От IX века до нас дошло несколько уникальных образцов прикладного искусства, и среди них реликварии. Ряд изделий представляет образцы резьбы по моржовому клыку, изделия из китового уса, иллюстрированные как библейскими сюжетами, так и темами из скандинавской мифологии. Материалом для англо-саксонских ювелиров служили золото, гранаты, эмаль, стекло. Настоящий шедевр прикладного искусства представляет так называемая «драгоценность Альфреда», хранящаяся в Эшмольском музее. Она представляет собой навершие книжной закладки. Начало расцвету искусства миниатюры положено было культурной политикой короля Альфреда и его ближайшего окружения.

Начало расцвету искусства миниатюры положено было культурной политикой короля Альфреда и его ближайшего окружения

Волны грабительской агрессии северных варваров, следовавшие одна за другой на протяжении IX века, привели к уничтожению многих созданных в эту эпоху шедевров церковного искусства. Особенно большой урон понесла, ввиду своей хрупкости, книжная миниатюра – уцелели лишь редкие экземпляры иллюминированных манускриптов. Об особенностях их стилистики на более представительном материале можно судить по каролингским иллюминациям, которые выдают следы влияния островной живописной школы. Возрождение книжной иллюминации в Британии приходится уже только на следующее – X – столетие, оказавшееся более мирным и безопасным, чем предшествующий век.

Фрагмент высеченного из камня в IX веке креста из глостерского монастыря Святого Освальда Фрагмент высеченного из камня в IX веке креста из глостерского монастыря Святого Освальда Лучше сохранились образцы монументальной скульптуры. Одним из шедевров этого искусства может служить фрагмент высеченного из камня в IX веке креста из глостерского монастыря Святого Освальда. Доминирующим декоративным мотивом англосаксонских крестов служит переплетение виноградных лоз. На монументальных крестах высекались надписи на латинском и англосаксонском языках. В отдельных случаях орнаменты крестов включали и элементы, заимствованные у скандинавов – многочисленное присутствие обосновавшихся на северо-востоке острова викингов не могло не влиять на все стороны жизни англосаксов, включая и церковное искусство. Примером своего рода синтеза англосаксонского и скандинавского стиля могут служить надгробия в виде дома с двускатной крышей – так называемые горбачи (hogback).

X век – эпоха, когда епископы и клирики, особенно те, что подвизались в монастырях, уделяли внимание ученым трудам, а также искусству книжной миниатюры. Король Этельстан подарил монастырю Святого Кутберта книгу, в которой были помещены самые ранние из прижизненных портретов англосаксонских королей. Иллюминированные кодексы, изготовленные в Англии, ценились на континенте, где их, когда они поступали в тамошние монастырские или королевские коллекции, хранили как драгоценное сокровище. Характерная особенность раннесредневековой письменной культуры Британских островов, включая и Англию, – несравненно более заметное, чем на континенте, присутствие в ней текстов на национальных языках – англосаксонском и кельтских.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 59 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Жития святых, в землях Британских и Ирландских просиявших. – Лондон, 2012. – С. 571.

[2] Там же.

[3] Там же, с. 588.

[4] Там же, с. 589.

[5] Там же, с. 590.

[6] Уинстон Черчилль. Рождение Британии. Смоленск, 2007. С. 137.

[7] Всеобщая история архитектуры. Т. 4. –Лг. - М., 1966. С. 175–176.

Смотри также
Церковь в Британии VIII века Церковь в Британии VIII века
Протоиерей Владислав Цыпин
Церковь в Британии VIII века Церковь в Британии VIII века
Протоиерей Владислав Цыпин
К VIII веку восходит начало особого почитания в Пиктавии апостола Андрея, ставшего впоследствии святым покровителем Шотландии.
Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Англо-саксонская церковь Британии в VII веке
Прот. Владислав Цыпин
Англо-саксонская церковь Британии в VII веке Англо-саксонская церковь Британии в VII веке
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Характерная черта благочестия англо-саксонской знати – многочисленные случаи монашеского пострига близких родственников королей и эрлов, а нередко и самих правителей.
Церковь в кельтской Британии VII века Церковь в кельтской Британии VII века
Прот. Владислав Цыпин
Церковь в кельтской Британии VII века Церковь в кельтской Британии VII века
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Эпоха от V до VIII столетия была названа в Уэльсе веком святых.
Комментарии
Владимир Григорьевич28 марта 2025, 09:41
Сердечно благодарю автора за замечательную просветительскую статью! Да хранит Вас и помогает Вам Господь в трудах Ваших! Важность исторической тематики очень велика в жизни человечества. Наша задача: знать свою историю, и по возможности историю других стран. Относительно раннее христианство Англии дало свои плоды в устоях и развитии государственности, позволило сохранить историческое и культурное наследие. Велика сила христианства! Только истинное покаяние может сохранить мир во всём мире!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×