Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий
- Христианский север Испании на рубеже I и II тысячелетий
- Латиноязычная христианская литература Италии и Франции X столетия
- Латиноязычная христианская литература Германии рубежа I–II тысячелетий
- Богослов и философ IX века Иоанн Скот Эриугена
Гробница с мощами апостола Иакова
После завоевания Испании мусульманами под их властью оказались все 5 митрополичьих престолов, и на ее христианском севере не было единого церковного центра, но гробница с мощами апостола Иакова в названном его именем галисийском городе Сантьяго-де-Компостела стала местом притяжения паломников, в том числе мосарабов и пилигримов из-за Пиренеев, и даже из далеко отстоящих от Испании стран, которые, чтобы поклониться святыне и испросить небесной помощи у апостола, пересекали горные хребты по занесенным снегом перевалам, рискуя умереть от холода и голода или стать жертвой разбойничьих банд. Галисия входила в состав Астурийского королевства.
Статус митрополита в Астурии принадлежал епископу Браги, но в «Хронике Альбельды», составленной около 880 г., на первом месте в списке епископов поставлено имя Эрменегильда, занимавшего кафедру в Овьедо, где находилась резиденция короля, и уже только вслед за ним значилось имя Флавиана, митрополита Браги, пребывавшего в крепости Луго. В начале X столетия выросло значение кафедры Леона, ставшего новой столицей королевства. В Астурии восстанавливались кафедры, существовавшие в прошлом в государстве вестготов. В середине X была возрождена епархия с центром в Асторгеи. Новые кафедры, по почину королей, учреждались в отвоеванном у мавров пограничье: в Сасамоне, Вальпуэсте, Осме. В Кастилии, включенной в состав Астурийского королевства в середине XI века, одним из центром притяжения для паломников служил монастырь Св. Севастиана.
Миниатюра из Вигиланского (Альбельденского) кодекса, X век
Новые кафедры, по почину королей, учреждались в отвоеванном у мавров пограничье
Важным событием в церковной жизни королевства Астурии, Леона и Кастилии явился Собор, созванный в 1055-м г. в Коянсе. На Собор призваны были, по восходящей к вестготской эпохе традиции, как епископы, так и светские магнаты. Влияние христианских монархов и знати на церковные дела оставалось на севере Испании не менее значительным, чем это было до разрушения маврами королевства вестготов. Монархи предлагали кандидатов на кафедры и утверждали избранных епископов. Они сохранили за собой право учреждать новые епархии, определять и изменять их границы, созывать Соборы. Со своей стороны, и епископат участвовал в законодательной регламентации государственных дел. Собор в Коянсе подтвердил «Законы государства Леон», изданные королем Альфонсом, причем соборные постановления касались как церковных, так и светских тем. Так, этот Собор установил вассальный статус исламских данников королевства – эмиров Толедо, Сарагосы и Бадахоса.
Принято считать, что в Памплоне епископское преемство сохранилось после исчезновения Вестготского королевства, но имена епископов, занимавших эту кафедру до середины IX века, неизвестны. В 937-м г. был основан монастырь Сан-Кристофор-де-Салиновес. Одним из центров монашеского подвижничества Северной Испании был монастырь Сан-Сальвадор-де-Лейре, первые упоминания о котором относятся к середине IX столетия. В Ла-Риохе, входившей в состав королевства Памплоны в X веке, появились монастыри Сан-Мартин-де-Альбельда и Сан-Пруденсио на горе Латурсе. Особым покровительством короля Памплоны Гарсии Санчеса I, правившего в середине X века, пользовался монастырь Сан-Мильян-де-ла-Коголья.
На земле соседнего с Памплоной Арагона, епархиальная кафедра которого находилась в Уэске, остававшейся до 1096 г. под властью мусульман, в то время как резиденцией епископа служил город Хаке, существовали такие известные на христианском севере Испании монастыри, как Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса.
На территории Испанской марки находилось 5 епархий с кафедрами в Барселоне, Жироне, Эльне, Урхеле и Вико. Вассальная зависимость от королей западных франков, с некоторых пор ставшая обременительной для графов Барселоны, благоприятно сказывалась на положении Церкви в этой стране. Покровительство Церкви со стороны королевского дома франков выражалось и в предоставлении средств на строительство храмов, на содержание местных монастырей.
Боррель II, граф Барселоны В 970-м г. граф Барселоны Боррель II совершил паломничество в Рим в сопровождении епископа Вико Атона и монаха Герберта, будущего Папы Сильвестра. На встрече с Папой Иоанном XIII Боррель испросил у него благословения на восстановление древнего архиепископства Таррагоны, упраздненного после завоевания этого города маврами, с тем чтобы диоцезы Испанской марки, в ту пору состоявшие в юрисдикции архиепископа Нарбонны, были переподчинены Нарбоннской кафедре. Папа издал буллы, санкционирующие задуманную Боррелем реорганизацию. Архиепископом на восстанавливаемую Таррагонскую кафедру был поставлен спутник Борреля Атон, с тем чтобы до освобождения Таррагоны от мавров его резиденция находилась в Осоне, расположенном во владениях графа Барселоны, но 22 августа 971 г. Атон был убит, так и не заняв кафедру Таррагоны. Его преемники до второй половины XI в. не поднимали уже вопрос об архиепископском титуле для себя.
В ноябре 1010 г. в Урхеле состоялся Собор под председательством архиепископа Нарбонны – города, находившегося в пределах королевства западных франков. На нем, по предложению епископа Урхеля Эрменгола, была восстановлена община каноников его кафедрального собора Санта-Мария-де-Урхель. В Соборе, как это заведено было еще в эпоху вестготских правителей Испании, кроме епископов, участвовали князья, и среди них – граф Урхеля Эрменгол II и Гислаберт I, граф Руссильона, расположенного за Пиренеями. Поскольку старый церковный центр Испанской марки – Таррагона – все еще оставался под властью мусульман, епархии Каталонии были переподчинены архиепископу Нарбонны, но по мере ослабления вассальных уз, связывавших Испанскую марку с королевством западных франков, на нет сходило и влияние Нарбоннской архиепископии на церковную жизнь страны, которую впоследствии назовут Каталонией.
Собор Санта-Мария-де-Урхель в наши дни
Одна из особенностей церковной жизни христианских государств Испании заключалась в значительном влиянии на нее сеньоров и даже мелких феодалов: нередко храмы принадлежали им по праву частной собственности, в стране имелось много семейных монастырей, в которых не только молились за живых и усопших членов семьи ктитора или патрона, где их погребали, но и патроны участвовали в распоряжении монастырскими делами, особенно хозяйственными, либо солидарно с правящим епископом, либо нередко конкурируя или даже враждуя с ним.
В монастырских и соборных библиотеках хранились рукописи с сочинениями христианских и античных писателей разных жанров. Многие из них были роскошно иллюстрированы. В 927-м г. епископ Леона Сихила составил завещание, в котором упомянуты были принадлежавшие ему творения преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина, преподобного Иоанна Кассиана, святых Проспера Аквитанского, Евхерия Лионского, Авита Вьеннского, Исидора Гиспальского, Ильдефонса, жития Эмеритских отцов, а также сочинения древнеримских писателей Вергилия, Ювенала, Катона, грамматиков Доната, Клавдия, Мавра, Сервия, Гонората.
В завещании архиепископа Сихилы упомянуты богослужебные книги: Псалтири, Антифонарии, Лекционарии, из которых видно, что в церквах Астуро-Леонского королевства в X столетии богослужение совершалось по мосарабскому, а не римскому обряду, который к тому времени утвердился в Испанской марке, ввиду ее вассальной связи с королевством западных франков, где этот обряд вытеснил прежнее галликанское богослужение.
В монастырские книгохранилища севера Испании попадали и арабские рукописи, содержавшие не только исламские тексты религиозного содержания, но и сочинения по медицине, математике, астрономии, юриспруденции, переводы античных писателей на арабский язык, который был знаком многим ученым монахам, а также переводы с арабского оригинала на латинский язык. В монастыре, расположенном в Риполи, в 951-м г. был создан скрипторий. За три десятилетия в нем было изготовлено 65 кодексов, один из которых содержал трактат по геометрии и астрономии, с которым, как и с другими текстами, там ознакомился Герберт Арильякский, позже Папа Сильвестр II.
«Благодаря ему арабские цифры, лучше приспособленные для счета, чем латинские, стали широко известны к северу от Пиренеев»[1].
Марка, позже названная Каталонией, представляла собой мост, соединявший две ветви христианской культуры: западных франков и испанцев
Монастыри, расположенные в пограничье Испанской марки и Халифата, служили очагами контактов двух цивилизаций: христианской и мусульманской. В то же время марка, позже названная Каталонией, представляла собой своего рода мост, соединявший две ветви христианской культуры: западных франков и испанцев, которые называли себя готами. В монастыри Испанской марки в XI веке проникает влияние Клюнийской реформы.
Тексты, хранившиеся в монастырях марки, содержат слова и выражения, свидетельствующие о зарождении местного каталонского языка, а в соседней Кастилии в X веке местный вариант вульгарной латыни трансформируется в кастильский, или, что то же, испанский язык. Эта метаморфоза, в частности, отражена в глоссах, созданных в монастырях Сан Милан и Силос.
В базилике Сан Сальвадор в Вал-де-Диос На севере Испании строились церкви, архитектурное совершенство которых ценится современными знатоками средневекового зодчества выше, чем историками архитектуры недавнего прошлого, когда в этих храмах находили лишь своего рода подготовительную ступень к формированию романского стиля. Своеобразие храмостроительного стиля Испании связано с особенностями мосарабского обряда: в церквах Астурии и Леона алтарь отделялся от нефа трехпролетной аркой. Примером подобной конструкции может служить трехнефная базилика Сан Сальвадор в Вал-де-Диос, построенная около 893 г. Ее подковообразные арки поставлены не на колонны, а на прямоугольные опоры. Как и в других храмах Астурии, снаружи апсида завершена плоской стеной. Шедевр астурийского зодчества начала X века – храм Санта Кристина де Лена, расположенный близ Овьедо. Его «цилиндрические своды снабжены подпружными арками, а стены – мощными контрфорсами»[2]. Алтарная часть церкви отделена от нефа трехпролетной аркой, ввиду особенностей мосарабской мессы. В столичном Леоне в 913-м г. было завершено строительство монастырской церкви Сан Михель д, Эскалада, которая «по благородству своих изящных пропорций несравнима с тем, что создавалось в Астурии в предшествующее столетие»[3].
Базилика Сан Сальвадор в Вал-де-Диос
В XI столетии замечательных успехов достигло храмовое зодчество Испанской марки. Перекрестное влияние архитектурных стилей – мавританского, носителями которого были зодчие из числа мосарабов, провансальского и ломбардского – привело не к бездумной и безвкусной эклектике, а к органическому синтезу, придающему монастырским комплексам Каталонии, композиционно близким романскому зодчеству Франции, своеобразные черты.
«В мосарабских церквах Каталонии, в отличие от одновременных церквей Леона и в соответствии с ломбардской практикой, только апсида и прилегающий к ней отрезок нефа снабжены каменным перекрытием. Наружные стены имеют обычный для Ломбардии декор. Сплошь сводчатые перекрытия, и притом в сравнительно крупных сооружениях, возникли в Каталонии уже в середине X в. как результат сотрудничества мосарабской и ломбардской школ строительного искусства… Мосарабская техника заметна в кладке углов и опор, а также в монолитном характере конструкций»[4].
Монастырь Санта-Сесилия-де-Монтсеррат
Приходские церкви и монастырские ансамбли Каталонии гармонично вписаны в окружающие их горные ландшафты. Так, монументальная, подобная крепости церковь Святой Сесилии в Монтсерратском монастыре, строительство которой было завершено в 957-м г., выглядит величественно на фоне расположенных близ нее скал. Церковь монастыря Святого Мартина дю Каннигу, воздвигнутая в 1001–1025-м гг., расположена на скале.
Шедевром каталонской архитетуры XI века стала построенная в Рипольском монастыре по почину и под присмотром его аббата пятинефная базилика, посвященная Пречистой Деве Марии. Этот храм
«суммирует творческое развитите каталонской архитектуры и является… ее наивысшим достижением. Взаимодействие мосарабского и ломбардского строительного искусства сделало возможным не только перекрыть обширное пространство тяжелыми цилиндрическими сводами римского типа, но и придать всему зданию чрезвычайно ритмичную объемную композицию и суровый, но выразительный фасад. Над средостением появилась акцентирующая его восьмигранная башня»[5].