Православный календарьПравославный календарь
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

Церковь в христианских государствах Испании на рубеже I и II тысячелетий

История Европы дохристианской и христианской

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».

Предыдущие фрагменты:

Гробница с мощами апостола Иакова Гробница с мощами апостола Иакова

После завоевания Испании мусульманами под их властью оказались все 5 митрополичьих престолов, и на ее христианском севере не было единого церковного центра, но гробница с мощами апостола Иакова в названном его именем галисийском городе Сантьяго-де-Компостела стала местом притяжения паломников, в том числе мосарабов и пилигримов из-за Пиренеев, и даже из далеко отстоящих от Испании стран, которые, чтобы поклониться святыне и испросить небесной помощи у апостола, пересекали горные хребты по занесенным снегом перевалам, рискуя умереть от холода и голода или стать жертвой разбойничьих банд. Галисия входила в состав Астурийского королевства.

Статус митрополита в Астурии принадлежал епископу Браги, но в «Хронике Альбельды», составленной около 880 г., на первом месте в списке епископов поставлено имя Эрменегильда, занимавшего кафедру в Овьедо, где находилась резиденция короля, и уже только вслед за ним значилось имя Флавиана, митрополита Браги, пребывавшего в крепости Луго. В начале X столетия выросло значение кафедры Леона, ставшего новой столицей королевства. В Астурии восстанавливались кафедры, существовавшие в прошлом в государстве вестготов. В середине X была возрождена епархия с центром в Асторгеи. Новые кафедры, по почину королей, учреждались в отвоеванном у мавров пограничье: в Сасамоне, Вальпуэсте, Осме. В Кастилии, включенной в состав Астурийского королевства в середине XI века, одним из центром притяжения для паломников служил монастырь Св. Севастиана.

Миниатюра из Вигиланского (Альбельденского) кодекса, X век Миниатюра из Вигиланского (Альбельденского) кодекса, X век

Новые кафедры, по почину королей, учреждались в отвоеванном у мавров пограничье

Важным событием в церковной жизни королевства Астурии, Леона и Кастилии явился Собор, созванный в 1055-м г. в Коянсе. На Собор призваны были, по восходящей к вестготской эпохе традиции, как епископы, так и светские магнаты. Влияние христианских монархов и знати на церковные дела оставалось на севере Испании не менее значительным, чем это было до разрушения маврами королевства вестготов. Монархи предлагали кандидатов на кафедры и утверждали избранных епископов. Они сохранили за собой право учреждать новые епархии, определять и изменять их границы, созывать Соборы. Со своей стороны, и епископат участвовал в законодательной регламентации государственных дел. Собор в Коянсе подтвердил «Законы государства Леон», изданные королем Альфонсом, причем соборные постановления касались как церковных, так и светских тем. Так, этот Собор установил вассальный статус исламских данников королевства – эмиров Толедо, Сарагосы и Бадахоса.

Принято считать, что в Памплоне епископское преемство сохранилось после исчезновения Вестготского королевства, но имена епископов, занимавших эту кафедру до середины IX века, неизвестны. В 937-м г. был основан монастырь Сан-Кристофор-де-Салиновес. Одним из центров монашеского подвижничества Северной Испании был монастырь Сан-Сальвадор-де-Лейре, первые упоминания о котором относятся к середине IX столетия. В Ла-Риохе, входившей в состав королевства Памплоны в X веке, появились монастыри Сан-Мартин-де-Альбельда и Сан-Пруденсио на горе Латурсе. Особым покровительством короля Памплоны Гарсии Санчеса I, правившего в середине X века, пользовался монастырь Сан-Мильян-де-ла-Коголья.

На земле соседнего с Памплоной Арагона, епархиальная кафедра которого находилась в Уэске, остававшейся до 1096 г. под властью мусульман, в то время как резиденцией епископа служил город Хаке, существовали такие известные на христианском севере Испании монастыри, как Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Сан-Педро-де-Сиреса.

На территории Испанской марки находилось 5 епархий с кафедрами в Барселоне, Жироне, Эльне, Урхеле и Вико. Вассальная зависимость от королей западных франков, с некоторых пор ставшая обременительной для графов Барселоны, благоприятно сказывалась на положении Церкви в этой стране. Покровительство Церкви со стороны королевского дома франков выражалось и в предоставлении средств на строительство храмов, на содержание местных монастырей.

Боррель II, граф Барселоны Боррель II, граф Барселоны В 970-м г. граф Барселоны Боррель II совершил паломничество в Рим в сопровождении епископа Вико Атона и монаха Герберта, будущего Папы Сильвестра. На встрече с Папой Иоанном XIII Боррель испросил у него благословения на восстановление древнего архиепископства Таррагоны, упраздненного после завоевания этого города маврами, с тем чтобы диоцезы Испанской марки, в ту пору состоявшие в юрисдикции архиепископа Нарбонны, были переподчинены Нарбоннской кафедре. Папа издал буллы, санкционирующие задуманную Боррелем реорганизацию. Архиепископом на восстанавливаемую Таррагонскую кафедру был поставлен спутник Борреля Атон, с тем чтобы до освобождения Таррагоны от мавров его резиденция находилась в Осоне, расположенном во владениях графа Барселоны, но 22 августа 971 г. Атон был убит, так и не заняв кафедру Таррагоны. Его преемники до второй половины XI в. не поднимали уже вопрос об архиепископском титуле для себя.

В ноябре 1010 г. в Урхеле состоялся Собор под председательством архиепископа Нарбонны – города, находившегося в пределах королевства западных франков. На нем, по предложению епископа Урхеля Эрменгола, была восстановлена община каноников его кафедрального собора Санта-Мария-де-Урхель. В Соборе, как это заведено было еще в эпоху вестготских правителей Испании, кроме епископов, участвовали князья, и среди них – граф Урхеля Эрменгол II и Гислаберт I, граф Руссильона, расположенного за Пиренеями. Поскольку старый церковный центр Испанской марки – Таррагона – все еще оставался под властью мусульман, епархии Каталонии были переподчинены архиепископу Нарбонны, но по мере ослабления вассальных уз, связывавших Испанскую марку с королевством западных франков, на нет сходило и влияние Нарбоннской архиепископии на церковную жизнь страны, которую впоследствии назовут Каталонией.

Собор Санта-Мария-де-Урхель в наши дни Собор Санта-Мария-де-Урхель в наши дни

Одна из особенностей церковной жизни христианских государств Испании заключалась в значительном влиянии на нее сеньоров и даже мелких феодалов: нередко храмы принадлежали им по праву частной собственности, в стране имелось много семейных монастырей, в которых не только молились за живых и усопших членов семьи ктитора или патрона, где их погребали, но и патроны участвовали в распоряжении монастырскими делами, особенно хозяйственными, либо солидарно с правящим епископом, либо нередко конкурируя или даже враждуя с ним.

В монастырских и соборных библиотеках хранились рукописи с сочинениями христианских и античных писателей разных жанров. Многие из них были роскошно иллюстрированы. В 927-м г. епископ Леона Сихила составил завещание, в котором упомянуты были принадлежавшие ему творения преподобного Ефрема Сирина, святителя Иоанна Златоуста, Блаженного Августина, преподобного Иоанна Кассиана, святых Проспера Аквитанского, Евхерия Лионского, Авита Вьеннского, Исидора Гиспальского, Ильдефонса, жития Эмеритских отцов, а также сочинения древнеримских писателей Вергилия, Ювенала, Катона, грамматиков Доната, Клавдия, Мавра, Сервия, Гонората.

В завещании архиепископа Сихилы упомянуты богослужебные книги: Псалтири, Антифонарии, Лекционарии, из которых видно, что в церквах Астуро-Леонского королевства в X столетии богослужение совершалось по мосарабскому, а не римскому обряду, который к тому времени утвердился в Испанской марке, ввиду ее вассальной связи с королевством западных франков, где этот обряд вытеснил прежнее галликанское богослужение.

В монастырские книгохранилища севера Испании попадали и арабские рукописи, содержавшие не только исламские тексты религиозного содержания, но и сочинения по медицине, математике, астрономии, юриспруденции, переводы античных писателей на арабский язык, который был знаком многим ученым монахам, а также переводы с арабского оригинала на латинский язык. В монастыре, расположенном в Риполи, в 951-м г. был создан скрипторий. За три десятилетия в нем было изготовлено 65 кодексов, один из которых содержал трактат по геометрии и астрономии, с которым, как и с другими текстами, там ознакомился Герберт Арильякский, позже Папа Сильвестр II.

«Благодаря ему арабские цифры, лучше приспособленные для счета, чем латинские, стали широко известны к северу от Пиренеев»[1].

Марка, позже названная Каталонией, представляла собой мост, соединявший две ветви христианской культуры: западных франков и испанцев

Монастыри, расположенные в пограничье Испанской марки и Халифата, служили очагами контактов двух цивилизаций: христианской и мусульманской. В то же время марка, позже названная Каталонией, представляла собой своего рода мост, соединявший две ветви христианской культуры: западных франков и испанцев, которые называли себя готами. В монастыри Испанской марки в XI веке проникает влияние Клюнийской реформы.

Тексты, хранившиеся в монастырях марки, содержат слова и выражения, свидетельствующие о зарождении местного каталонского языка, а в соседней Кастилии в X веке местный вариант вульгарной латыни трансформируется в кастильский, или, что то же, испанский язык. Эта метаморфоза, в частности, отражена в глоссах, созданных в монастырях Сан Милан и Силос.

В базилике Сан Сальвадор в Вал-де-Диос В базилике Сан Сальвадор в Вал-де-Диос На севере Испании строились церкви, архитектурное совершенство которых ценится современными знатоками средневекового зодчества выше, чем историками архитектуры недавнего прошлого, когда в этих храмах находили лишь своего рода подготовительную ступень к формированию романского стиля. Своеобразие храмостроительного стиля Испании связано с особенностями мосарабского обряда: в церквах Астурии и Леона алтарь отделялся от нефа трехпролетной аркой. Примером подобной конструкции может служить трехнефная базилика Сан Сальвадор в Вал-де-Диос, построенная около 893 г. Ее подковообразные арки поставлены не на колонны, а на прямоугольные опоры. Как и в других храмах Астурии, снаружи апсида завершена плоской стеной. Шедевр астурийского зодчества начала X века – храм Санта Кристина де Лена, расположенный близ Овьедо. Его «цилиндрические своды снабжены подпружными арками, а стены – мощными контрфорсами»[2]. Алтарная часть церкви отделена от нефа трехпролетной аркой, ввиду особенностей мосарабской мессы. В столичном Леоне в 913-м г. было завершено строительство монастырской церкви Сан Михель д, Эскалада, которая «по благородству своих изящных пропорций несравнима с тем, что создавалось в Астурии в предшествующее столетие»[3].

Базилика Сан Сальвадор в Вал-де-Диос Базилика Сан Сальвадор в Вал-де-Диос

В XI столетии замечательных успехов достигло храмовое зодчество Испанской марки. Перекрестное влияние архитектурных стилей – мавританского, носителями которого были зодчие из числа мосарабов, провансальского и ломбардского – привело не к бездумной и безвкусной эклектике, а к органическому синтезу, придающему монастырским комплексам Каталонии, композиционно близким романскому зодчеству Франции, своеобразные черты.

«В мосарабских церквах Каталонии, в отличие от одновременных церквей Леона и в соответствии с ломбардской практикой, только апсида и прилегающий к ней отрезок нефа снабжены каменным перекрытием. Наружные стены имеют обычный для Ломбардии декор. Сплошь сводчатые перекрытия, и притом в сравнительно крупных сооружениях, возникли в Каталонии уже в середине X в. как результат сотрудничества мосарабской и ломбардской школ строительного искусства… Мосарабская техника заметна в кладке углов и опор, а также в монолитном характере конструкций»[4].

Монастырь Санта-Сесилия-де-Монтсеррат Монастырь Санта-Сесилия-де-Монтсеррат

Приходские церкви и монастырские ансамбли Каталонии гармонично вписаны в окружающие их горные ландшафты. Так, монументальная, подобная крепости церковь Святой Сесилии в Монтсерратском монастыре, строительство которой было завершено в 957-м г., выглядит величественно на фоне расположенных близ нее скал. Церковь монастыря Святого Мартина дю Каннигу, воздвигнутая в 1001–1025-м гг., расположена на скале.

Шедевром каталонской архитетуры XI века стала построенная в Рипольском монастыре по почину и под присмотром его аббата пятинефная базилика, посвященная Пречистой Деве Марии. Этот храм

«суммирует творческое развитите каталонской архитектуры и является… ее наивысшим достижением. Взаимодействие мосарабского и ломбардского строительного искусства сделало возможным не только перекрыть обширное пространство тяжелыми цилиндрическими сводами римского типа, но и придать всему зданию чрезвычайно ритмичную объемную композицию и суровый, но выразительный фасад. Над средостением появилась акцентирующая его восьмигранная башня»[5].

Рейтинг: 10 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Klaus Herbers. Geschichte Spaniens im Mittelalter. Stutgart, 2006, S. 129.

[2] Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 4. Лг. – М., 1966. С. 69.

[3] Цит. изд., с. 71.

[4] Там же, с. 76–77.

[5] Там же, с. 81.

Смотри также
Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий
Прот. Владислав Цыпин
Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Благосостоянию Испанской марки немало способствовал проходивший через ее территорию паломнический маршрут к мощам апостола Иакова.
Христиане Аль-Андалуса в IX веке Христиане Аль-Андалуса в IX веке
Прот. Владислав Цыпин
Христиане Аль-Андалуса в IX веке Христиане Аль-Андалуса в IX веке
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Гонения на христиан приняли массовый характер в разгар Реконкисты, в середине IX века, когда за Христа пострадали кордовские мученики.
Христианские государства на севере Испании в IX столетии Христианские государства на севере Испании в IX столетии
Прот. Владислав Цыпин
Христианские государства на севере Испании в IX столетии Христианские государства на севере Испании в IX столетии
История Европы дохристианской и христианской
Протоиерей Владислав Цыпин
Противоборство на Пиренейском полуострове с конца 850-х гг. пошло строго по линии межрелигиозного соперничества, и Реконкиста приобрела черты религиозной войны.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владислав Цыпин

Новые материалы

Выбор читателей

×