Свято-Успенская Почаевская лавра, 1977 г. Фото: pastvu.com
В середине 1980-х годов в одной из командировок на львовский телевизионный завод «Электрон» у меня и моего коллеги Владимира Чекунова выдался свободный день. Одна пара молодоженов предложила нам обкатать их новые «жигули» и съездить с ними в этот день в Почаевскую лавру, в которой они, как и мы, никогда не были. Путь неблизкий, около 150 километров, но на «жигулях» мы благополучно добрались до цели.
День был будничный, летний, жаркий. Приехали поздно. Все службы завершились. Храмы закрыты. Во дворе ни монаха, ни паломника. Мы бродили, знакомились с архитектурой, были расстроены, что не удалось посетить церкви, присутствовать на службе. И вдруг увидели монаха с небольшой свитой, состоящей из элегантно одетых мужчин, которые направлялись к Троицкому собору. Несмотря на жару, мужчины были в темных костюмах, в белых рубашках, в галстуках. По всей вероятности – власти. Монах стал отпирать двери собора, мы подошли и попросили разрешения войти с ними в храм. Монах кивнул в сторону сопровождавших:
– Как товарищи скажут.
– Что вы, что вы, – ответил один из них, вероятно главный. – Вам решать.
– Заходите, греха нет, – пригласил монах.
Троицкий собор построен по проекту архитектора Алексея Щусева, ряд росписей выполнен по его же эскизам
В храме монах стал рассказывать историю храма, подчеркнув, что собор построен по проекту архитектора Алексея Щусева и ряд росписей выполнен по его же эскизам.
Один из сопровождавших спросил:
– Не тот ли это Щусев, который построил Казанский вокзал в Москве?
– Тот, – ответил монах.
– Странно, вокзал и церковь – казалось бы, несовместимые проекты, – удивился товарищ.
Алексей Викторович Щусев с проектными чертежами Казанского вокзала. Фото П. К. Остроумова, 1914 год И тут мой коллега толканул меня: «Встрянь».
– Также он построил гостиницу «Москва», кольцевую станцию метро «Комсомольская», – встрял я.
– Совсем разные проекты, – еще раз удивился собеседник.
– Еще он построил церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле, – не унимался я.
– Это было до революции? – спросил сопровождавший.
– Конечно. До революции он еще построил в Москве небольшую Марфо-Мариинскую обитель для сестры царицы, – разошелся я.
– Какой царицы?
– Жены Николая II.
– Правда? – обратился главный к монаху.
– Правда.
– Невероятно! При царе – монастырь для царской свояченицы, а при советской власти – гостиница «Москва» и метро «Комсомольская».
– Но главная его постройка не гостиница и не монастырь, – не останавливался я.
– А какая?
– Мавзолей Ленина.
– Да вы что? Это так? – обратился удивленный товарищ к монаху.
Монах кивнул.
– При царе – царю, а при Ленине – Ленину! – изумился вопрошающий.
– И он не сидел? – спросил один из товарищей.
– В 1937-м преследования были, но удалось отстоять, – ответил я.
– Кстати, музей архитектуры в Москве имени Щусева носит его имя? – поинтересовался у меня один из свиты.
– Да.
– Удивительно. Вернемся – надо будет обязательно прочитать биографию Щусева, – подвел итог старший. – Спасибо. Любопытно.
Поблагодарив монаха, товарищи пошли к выходу, обсуждая услышанное.
Монах, проводив их до выхода из храма, пояснил, что это была комиссия из Тернополя по охране памятников архитектуры.
– Они хорошо знают архитектуру Украины и не очень – России. Но, думаю, теперь они проштудируют биографию и труды Щусева.
– Вы архитектор? – обратился монах ко мне.
– Нет, просто любознательный.
– Замечательно! – подытожил монах, запирая дверь.
А я, решившись, объяснил ему, что мы из Москвы, должны скоро уезжать, и спросил, не может ли он открыть нам Успенский собор (главных храм лавры), чтобы мы смогли его посетить.
– Подождите немного. Сейчас у братии трапеза, после которой вам проведут экскурсию. – И он ушел.
Вскоре к нам подошел высокий элегантный монах, провел по монастырю, рассказал о его истории, о святых, прославивших монастырь. Затем повел в подземный храм преподобного Иова Почаевского.
Мощи прп. Иова Почаевского чудесным образом покоятся в храме нетленными
Рака с мощами преподобного стояла в центре храма перпендикулярно солее. Для нас это было непривычно. В русских церквях рака с мощами обычно размещается у стены храма. Реже на солее. Например, в Богоявленском соборе в Москве. Наш гид рассказал о житии святого, об обретении его чудотворных мощей, которые чудесным образом покоятся в храме нетленными. Наша попутчица неожиданно усомнилась в чуде нетления мощей.
– Может быть, в храме воздух имеет те же свойства, что и в пещерах Киево-Печерской лавры, предотвращающие тление?
В то время атеистическая пропаганда старалась опровергнуть чудо нетления мощей в пещерах свойством воздуха в них.
– Положите здесь покойника, зайдите через сутки – и сразу же получите опровержение вашей версии, – ответил монах.
– А может быть, вы забальзамировали тело? – не унималась попутчица.
– Тогда это фальсификация. На этот счет есть статья Уголовного кодекса, – объяснил монах и назвал статью.
Я увидел лаз в южной стене храма и поинтересовался, куда он ведет.
– Это пещера, которую преподобный Иов выкопал собственноручно и в которую удалялся для сугубой молитвы.
– А можно в ней побывать? – поинтересовался я.
– Конечно. Наши бабушки на каждой службе ныряют в нее, – ответил монах.
Пещера оказалась довольно глубоким колодцем. И я провалился вниз на камни. Спасибо преподобному Иову – остался невредим.
Перекрестившись и испросив помощи у преподобного, я выбрался из пещеры, и монах повел нас в Успенский храм. В первую очередь в храме он подвел нас к закрытой прозрачным стеклом стопе Божией Матери, омываемой проточной водой.
После рассказа об истории появления стопы на Почаевской горе монах поведал нам о других святынях храма, в частности – рассказал историю почитаемой Почаевской иконы Божией Матери. Также упомянул о том, что в лавру приезжал помолиться после своей отставки товарищ Маленков (говоря это, он выделил слово «товарищ»). Для справки: Георгий Максимилианович Маленков после смерти И. В. Сталина возглавлял правительство СССР. В конце своей жизни (умер в 1988 году) обратился к православной вере. Старшее поколение помнит ходивший после ареста Л. П. Берии стишок: «Берия, Берия потерял доверие, а товарищ Маленков надавал ему пинков».
Выйдя, мы зашли в уже открытую иконную лавку. Приобрели иконки, другие святыни. Стали благодарить монаха и прощаться с ним. Поинтересовались, какое у него имя. Роман – так звали нашего гида. Поинтересовались, кто тот монах, которого мы встретили. Отец Роман сказал, что это наместник монастыря, и очень удивился тому, что мы незнакомы. Он был уверен в нашем родстве с ним. На недоуменный вопрос, откуда у него такая уверенность, получили ответ: «Я впервые проводил экскурсию без согласования с местной радой». К сожалению, мы не спросили имя наместника.
Симпатия с наместником оказалась взаимной.
На прощение отец Роман порекомендовал посетить архиерейское кладбище. Что мы, конечно, и сделали.
Господь превратил нашу поездку в паломническую.
Сейчас у монахов лавры, как и у всех православных Украины, тяжелые времена.
Помоги, Господи, насельникам пережить их.
Больше в Почаевской лавре я не был.
И в заключение. В московском храме, прихожанином которого я являюсь, в мощевике есть ковчежцы с частицами мощей Виктора Никомидийского (моего святого) и преподобного Иова Почаевского. Ковчежцы рядом – один над другим.