В предыдущей статье[1] мы рассмотрели богословские основания для признания технических копий икон полноценными моленными образами наряду с рукописными иконами-оригиналами. Однако в тот раз мы отложили на будущее рассмотрение такого важного аргумента нашего оппонента – философа и иконописца В.С. Куткового[2], как отсутствие (по его мнению) церковного почитания репродукций икон. Напомним и восполним приведенные ранее аргументы сторон.
«Экклезиологические» аргументы против поклонения репродукциям икон
В.С. Кутковой настаивает на том, что только написанный иконописцем образ подлинно свят
В.С. Кутковой настаивает на том, что только написанный иконописцем образ подлинно свят, а любые его технические копии достойны лишь почитания (τῖμή), но никак не почитательного поклонения (τιμητική προσκὺνησις), определенного Седьмым Вселенским Собором. А это означает, что им, по собственному выражению В.С. Куткового, «экзистенциально не додается чести», как в свое время предлагали делать и иконоборцы в отношении любых образов (т.е. почитание без поклонения)[3].
В.С. Кутковой пишет, что, наставая на том, что икона является святыней как предмет, он не призывает «к сакрализации материала доски и красок. <…> Но и действие Святого Духа через икону Церковь не считает обыденным явлением. Потому образ для нее всегда – святыня…»[4]. При этом он замечает:
«Зачем сегодня привозить в российские храмы святыни с Афона? В таком случае разве недостаточно было бы привезти лишь их фотографии? Зачем прикреплять к иконам мощи изображенных на них святых? Стоит ли бережно хранить святыни, в том числе и иконы? Ответы очевидны…»[5].
В.С. Кутковой ссылается на авторитет Л.А. Успенского, который выступал «против типографского и фотографического производства сакральных образов»[6]. Л.А. Успенский писал:
«Грань между допустимым и недопустимым в веществе пролегает там, где материя теряет свою подлинность и характер, начиная выдавать себя за нечто иное, чем она есть, то есть также создавая иллюзию»[7].
По мысли В.С. Куткового это означает, что техническая копия иконы «включает в себя обман», поскольку «иллюзия есть ложь», а это недопустимо для святого образа.
Автор приводит также важную для него цитату из статьи супругов Успенских:
«Цветная фотография есть подделка под живопись, под подлинные краски <...> она есть обман»[8]. «И лишь в крайнем случае, когда нет никакой возможности иметь настоящую икону, Успенские считали допустимым применять в молитвенной практике репродукцию, это лучше, нежели обходиться вообще без образа», – резюмирует В.С. Кутковой позицию названных богословов[9].
На самом деле Л.А. Успенский шел еще дальше и объявлял допустимым в иконописи только один художественный язык, сообщающий иконе благодатность. Н.К. Гаврюшин[10], критикуя в своем очерке такую позицию, приводит замечание иконописца и иконоведа К. Шахбазяна:
«Отождествив язык иконы со способом изображения обоженного человечества, Успенский вынужден искать объяснение факту изображения тем же иконным языком и не обоженных людей… Фактически же различие иногда можно провести только по наличию или отсутствию нимба»[11].
Н.К. Гаврюшин от себя добавляет[12]:
«…Ближайший продолжатель дела Л.А. Успенского профессор протоиерей Николай Озолин без каких-либо сомнений воспроизводит точку зрения, защищающую “единственный” язык “боговдохновенного иконописного Предания”, позволяющий “зрительно и опытно познать, что Первообраз – Божественное Лицо Воплощенного Слова – и рукотворная Его икона обладают запечатленной единоимянностью и физическим сходством, ипостасной тождественностью со всеми отсюда вытекающими благодатными последствиями”[13]».
Канонизация единственного стиля, обеспечивающего “благодатность” изображения, грозит перерождением иконопочитания в иконолатрию
На это Н.К. Гаврюшин возражает, что приведенные слова прот. Николая Озолина «не соответствуют историческому опыту церковной жизни, в которой почитаются и признаются благодатными иконы, написанные в иной иконописной манере, а то и напечатанные на простой бумаге… Канонизация единственного стиля, обеспечивающего “благодатность” изображения, грозит перерождением иконопочитания в иконолатрию, сакрализацию “доски” и левкаса, каковой не без причин опасались иконоборцы и каковую отчасти предвидел преп. Максим Грек»[14].
В.С. Кутковой в своей статье (вероятно, именно на процитированное замечание Н.К. Гаврюшина) приводит «экклезиологический аргумент»:
«…Подобные критики просто обязаны привести в качестве примера “реальный опыт” почитательного поклонения бумажным иконам: по меньшей мере, назвать праздники, отмечаемые всей полнотой Церкви в честь типографских икон. Мы же подобных праздников пока не знаем»[15].
А потому, заключает он, «икона в случае тиража делается обычной иллюстрацией из альбома о средневековой иконописи». Первообразы на репродукциях требуют лишь почитания (τῖμή), «но не τiμητiκή πρoσκὺνησiς [почитательного поклонения. – В.Н.]… которое в философском аспекте остается для открыток весьма проблематично»[16].
Это означает, что, по мнению В.С. Куткового, любая техническая копия священного изображения имеет в Церкви профанный, а не сакральный статус. Богословское опровержение этого тезиса было дано в предыдущей статье[17], поэтому здесь рассмотрим только «экклезиологические» аргументы.
Опыт Церкви
В комментариях читателей к статье В.С. Куткового, опубликованной в 2014 г. на сайте «Русская народная линия»[18], прозвучала серьезная богословская критика его взглядов со стороны читателей. А на процитированные слова о праздниках в честь «бумажных икон» один из комментаторов остроумно ответил:
«У нас так же отсутствуют праздники в честь деревянных и фарфоровых, золотых и серебряных икон. Не в ту сторону заглянул автор, потому и увидел вещество и материалы, в то время как следовало видеть изображенную Личность. Или почитательное поклонение следует признать лишь отданное писанным иконам?»[19]
Тот же читатель приводит и конкретные примеры из церковной жизни о чудотворении «технических копий» икон:
«Вторгающиеся в пределы действия Благодати… вторгаются в пределы действия Духа Святаго, со всеми вытекающими из этого последствиями. В 2003 году я фотографировал три кровоточащие иконы в подмосковном г. Клин. Напечатанные фотографические копии замироточили и закровоточили в тех же местах, что и первообразы, т.е. сфотографированные иконы. В 2004 году по случаю прибытия кровоточивой иконы Спасителя из Оренбургской епархии напечатаны в типографии литографии на офсетной бумаге, которые были (малая часть) приложены к первообразу. Одна из этих копий закровоточила, дублируя первообраз. В 2003 году в церковной лавке был приобретен крест деревянный с наклеенным изображением (метод шелкографии) Распятия Иисуса Христа. В 2004 году Крест замироточил, а на Изнесение Честных Древ кровь пошла из мест, где были раны у Самого Господа, буквально из-под тернового венца, из ребра, в местах пригвождения. Из трех клинских икон-копий выбрали одну, к ней присоединили копию Оренбургской и Распятие и с благословения правящего Тираспольского [архиерея – В.Н.] Юстиниана отданы на исследование в Главный экспертно-криминалистический центр МВД России. Результаты: кровь настоящая, человеческая, резус, группа, генотип крови и полная цепочка ДНК»[20].
Однако нам могут возразить, что это свидетельство анонимного читателя, которые требуют проверки и подтверждения, к тому же он ничего не говорит о почитательном поклонении иконам-копиям.
Но вот свидетельство архиерея Русской Церкви, епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева) (ныне митрополита Волоколамского)[21], из его доклада на международной конференции в 2005 г. (т.е. почти в то же время):
«В последние годы в России получило распространение явление, которому многие придают особый мистический смысл: речь идет о мироточении икон. В наши дни иконы мироточат повсюду – в монастырях, храмах и частных домах… Мироточат как древние иконы, так и современные; мироточат даже репродукции с икон и открытки, на которых изображены иконы». Причем «мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению»[22].
Печатные копии священных изображений мироточат так же, как и писанные иконы
Таким образом, в своем докладе, прочитанном перед зарубежной аудиторией, владыка Иларион своим архиерейским и научным авторитетом подтвердил современный опыт Русской Православной Церкви: печатные копии священных изображений [включая открытки (!)] мироточат так же, как и писанные иконы. Феномен мироточения он истолковывает как «явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых»[23].
Из сказанного следует, что как на писанных иконах, так и на их репродукциях образ реально (точнее мистически, таинственно) связан с первообразом вследствие внешнего подобия и единства ипостаси – независимо от способа изготовления образа (рукописный он или техническая копия) и материала (доска, бумага, картон и т.д.). Тот, Кто «реально присутствует в Церкви» видимым образом через мироточение Своего образа являет милость Божию верующим в Него.
Владыка замечает, что «чудотворными, мироточивыми и явлeнными могут быть не только иконы канонического письма, но и иконы, написанные в живописном, академическом стиле, а также вообще далекие от иконописного канона изображения на религиозные темы». При этом владыка Иларион солидаризируется с позицией Л. Успенского[24] в том, что названные «феномены сами по себе не превращают живопись в иконопись. В отношении иконописания Церковь всегда выдвигала в качестве основного критерий каноничности, а не критерий чудотворения»[25].
В отношении художественного языка («иконного стиля») это верно, а в отношении почитания и поклонения образу всё иначе. Многие наши храмы (особенно поздние) расписаны в стиле «живописания», т.е. академической живописи XVIII–XIX вв. (в том числе Храм Христа Спасителя в Москве, Владимирский собор в Киеве и др.). Иконы в названных и других храмах тоже нередко написаны в том же стиле, однако им воздается почитательное поклонение: каждение ладаном, возжигание свеч, лобзание, служение перед ними молебнов, чтение акафистов. Причем перед такими иконами молились величайшие святые Руси.
Напомним, что прп. Серафим Саровской молился перед иконой «Умиление» (отсюда иное название иконы – «Серафимово Умиление»), которая ныне находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха в Москве. Эта известная икона написана в стиле академической живописи, а не русской или греческой иконописи. О ее современной чудотворной копии необходимо рассказать особо.
Локотская икона Божией Матери “Умиление”
Икона Божией Матери «Умиление» Локотская. Слева – типографская печать на бумаге, справа – нерукотворный образ на обратной стороне. Оклад сделан на обе стороны иконы.
В начале эпидемии коронавируса в марте 2020 г. центральные православные информационные ресурсы сообщили о том, что в Москву будет принесена необычная икона Божией Матери. Официальный сайт Московской городской епархии писал:
«14 марта 2020 года в 15.00 в храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Гольянове будет принесена чудотворная мироточивая Локотская икона Божией Матери “Умиление”. <…> В дни пребывания святыни в храме в Гольянове доступ к ней будет открыт с 8.00 до 20.00. Молебны с акафистом у чудотворного образа будут совершаться ежедневно в 10.00, 14.00 и в 18.30. Икона будет пребывать в церкви до 21 апреля.
“Икона Божией Матери “Умиление” Локотская – единственная в мире двусторонняя мироточивая икона. Чудотворная икона явилась в одной благочестивой семье поселка Локоть Брянской области. Это бывшее имение великого князя Михаила Романова, брата царя Николая II. 2 ноября 1999 года икона замироточила”, – рассказал настоятель храма сщмч. Ермогена иерей Алексий Довгополый.
По словам священнослужителя, милость Божией Матери через этот образ проявляется во множестве чудес.
«На обратной стороне иконы проявился нерукотворный образ Божией Матери, на котором еще просматривается изображение Спасителя на Туринской плащанице. Икона обильно мироточит с разным благоуханием, а также уже несколько раз кровоточила и слезоточила, – отметил о. Алексий. – По молитвам перед этим образом во множестве получают исцеление и благодатную помощь, находят без вести пропавших. С радостью приглашаем москвичей и гостей столицы на совместную молитву и поклонению этому чудотворному образу”»[26].
На сайте «Седмица» аналогичное объявление сопровождается уточнением: «По благословению Святейшего Патриарха Кирилла»[27], что естественно (Патриарх – правящий архиерей Москвы) и важно для нашей темы, поскольку указывает на одобрение выше названных действий с этой иконой Предстоятелем Русской Церкви.
Ю.И. Шишков, много лет сопровождающий икону в поездках, рассказал в интервью самарскому журналисту:
«Попасть в Москву со святыней оказалось непросто. Понадобилось благословение нескольких архипастырей, среди которых был и известный самарцам епископ Павлово-Посадский Фома (Мосолов). Он председатель комиссии Московской Патриархии по перенесению святынь. Все дали свое благословение на наше прибытие в первопрестольную, но последнее слово осталось за Святейшим Патриархом Кириллом. Он лично благословил прибытие Локотской иконы в Москву. И мы приехали в Москву как раз в тот день, когда было объявлено о начале эпидемии»[28].
Описанная чудотворная икона – ни что иное как репродукция на бумаге иконы «Серафимово Умиление»
Заметим, что авторы заметки на сайте Московской городской епархии почему-то опустили принципиальную деталь: описанная чудотворная икона – ни что иное как репродукция на бумаге иконы «Серафимово Умиление». То есть это та самая уничижаемая В.С. Кутковым и его единомышленниками «техническая копия», причем не древней русской или византийской иконы, а живописной. Более того, на обратной стороне этой репродукции чудесным образом зеркально отобразился образ Богородицы с угадываемым (перевернутым в ее утробе) ликом Спасителя, которого, естественно, нет ни на лицевой стороне, ни на оригинале. Ныне обе стороны бумажной иконы украшены окладами (см. фото).
Нерукотворный образ Богородицы на обратной стороне бумажной печатной Локотской иконы. В нижней части просматривается перевернутый по отношению к Божией Матери лик человека, подобный лику Спасителя на Туринской плащанице.
Нерукотворный лик Спасителя с Локотской иконы «Умиление»
Вероятно, лик Христа с Туринской плащаницы чудесно изобразился на репродукции из календаря для вящего убеждения скептиков, пренебрегающих печатными иконами. Напомним, что согласно Деяниям Седьмого Вселенского Собора изображения Христа «берут начало от созданного самим Иисусом Своего “нерукотворного образа”, посланного Им эдесскому правителю Авгарю (Mansi XII, 693)»[29]. А большинство специалистов, считают, что плат с этим образом и есть Туринская плащаница.
3D реконструкция лика на Туринской плащанице
Лик Спасителя на Туринской плащанице. Позитив и негатив
История Локотской иконы
Об этой чудотворной иконе написаны десятки статей, книга, сняты и показаны по телевидению видеосюжеты[30]. Икона эта настолько удивительна, что необходимо хотя бы кратко рассказать о том, как она появилась.
Ю.И. Шишков, помощник епископа Железногорского и Льговского Вениамина из Курской митрополии, рассказывает, что он собирал материалы к жизнеописанию исповедника – старца Мелетия, в миру Матвея Ивановича Демина (1880–1982), который был духовным чадом прав. Иоанна Кронштадского и последние годы поживал в поселке Локоть Брянской области. «Заниматься хозяйством к старцу приходили Евгения Федоровна с дочерью Наташей». Старец предсказал: «Скоро в нашем Локте будет второе солнце». И добавил, что тысячи людей приедут в Локоть из разных мест России и даже из-за границы. А Наталье сказал: «Ты должна будешь понести крест. Когда придет это время, ты узнаешь»[31].
Приведем дословно рассказ о явлении иконы – «второго солнца»:
«Однажды в 1994 году Наталья Николаевна в магазине “Детский мир” обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери “Умиление” – любимого образа прп. Серафима Саровского. Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но сердце сжималось из-за того, что так одиноко смотрелся в магазине среди толп равнодушных людей этот образ – “просроченный”, который никто не приобретал. Она вернулась и купила два оставшихся календаря. Дома вырезала образы и повесила на стену.
Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери “Умиление”. И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. <…> Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист – икона замироточила…
Лицевая сторона бумажной иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу
Мироточение продолжается по сей день. Лицевая сторона бумажной иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Происходят и другие удивительные события, как считает Наталья Николаевна, по молитвам старца Мелетия и милости Пресвятой Богородицы»[32].
В 2019 г. в интервью телеканалу «Союз» Ю.И. Шишков рассказал об отношении к Локотской иконе старцев наших дней:
«Батюшка Николай (Гурьянов): “Эта икона еще всем дивам диво будет в России”. Схиархимандрит Кирилл (Павлов) благословил всероссийские и международные крестные ходы с участием этой иконы, которые были организованы при поддержке православной газеты “Русь Державная”. Отец Иона Одесский, когда мы совершали крестный ход, посвященный 60-летию Победы, говорил: “Я этот крестный ход ждал 60 лет”… Когда мы попали к отцу Власию [схиархимандрит Боровского монастыря близ Калуги. – В.Н.], батюшка про эту икону сказал так: “А ведь эта икона – это прообраз Дивеевской Канавки. Чем больше вы с этой иконой успеете обойти стран и народов, тем больше она успеет спасти людей” <…> И, конечно, мы опираемся на мнение авторитетного старца схиархимандрита Илия, духовника Святейшего Патриарха, по благословению которого написана книга об этой иконе»[33].
Добавим, что «в 2003–2005 годах по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II редакция газеты “Русь Державная” организовывала крестные ходы с Локотской иконой Божией Матери “Умиление”. В газете опубликованы многочисленные статьи об этих крестных ходах и о самой иконе»[34].
Ю.И. Шишков рассказал, что икона получила всероссийскую известность в 2003 г. во время торжеств в честь 100-летия прославления прп. Серафима Саровского. Вначале она участвовала в крестном ходе из Курской епархии в Дивеево, а потом по благословению Святейшего Патриарха Алексия II возглавляла крестный ход из Сарова в Дивеево – ее несли впереди мощей[35].
«Нам неизвестно, какое было ему откровение, – говорит Ю.И. Шишков, – ведь для этого исторического крестного хода он мог бы взять оригинал иконы из Москвы, перед которой и молился преподобный Серафим Саровский, а мог бы взять Дивеевский список, он тоже почитается как чудотворный. Но Святейший выбрал доселе никому не известную литографию, которая пришла в Дивеево Курским крестным ходом…»[36].
Желающие могут найти в интернете материалы о многочисленных чудесах и исцелениях, совершаемых Богом по ходатайству Божией Матери и молитвам верующих перед ее святым Локотским образом, напечатанным типографским способом на бумаге. Как здесь не вспомнить знаменитые слова: «Бог идеже хощет побеждается естества чин: творит бо, елика хощет»[37]. Господь побеждает не только законы природы, Им же установленные, но и философские схемы, пытающиеся ограничить действие Его благодати некими человеческими правилами, определяющими «правильные» и «неправильные» иконы.
Заключение
История Локотской иконы и другие приведенные факты опровергают многие, хотя и не все доводы В.С. Куткового и Л.А. Успенского.
Итак:
- По свидетельству митрополита Илариона (Алфеева) мироточат даже открытки с репродукциями икон, почитательное поклонение которым, по В.С. Кутковому, проблематично «в философском аспекте». Представляется, что проблема может быть решена на практике каждым верующим самостоятельно по чувству личного благочестия и благоговения, без погружения в философские размышления.
- Локотская икона Богородицы, будучи бумажной тиражной копией, является святыней Церкви, на что указывают следующие факты:
– икона (на самом деле цветная фотография на бумаге образа «Серафимово Умиление») именуется чудотворной на официальных информационных ресурсах Русской Церкви;
– по благословению священноначалия икона приносится в разные епархии для поклонения ей верующими;
– принесение иконы согласовывается в Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь[38];
– по благословению священноначалия икона участвует в крестных ходах;
– к иконе обращаются многочисленные верующие, в том числе специально приезжающие паломники;
– через молитву перед иконой Господь совершает чудеса, что и просит В.С. Кутковой в качестве опровержения его мнения («действие Святого Духа через икону»).
- Бумажной тиражной иконе Божией Матери «Умиление» по благословению предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, а также других архиереев, многократно и в разных епархиях воздавалось и продолжает воздаваться почитательное поклонение в православных храмах, включая служение молебнов с пением акафиста.
- На оборотной стороне Локотской иконы кроме образа Богородицы отобразился лик Спасителя с Туринской плащаницы – исходного образа для икон Спасителя согласно мнению отцов Седьмого Вселенского Собора и современных синдологов и искусствоведов. Очевидно, это произошло для убеждения сомневающихся в сакральном статусе печатных икон.
- Русская Церковь знает несколько праздников Богородичным иконам «Умиление», в том числе Серафимо-Дивеевской (28 июля ст. ст.). Праздника Локотской иконе «Умиление» в церковном календаре нет. Пожалуй, это единственный довод, почему наш многоуважаемый оппонент В.С. Кутковой может оставаться при своем мнении. Впрочем, это не мешает верующим по-прежнему полноценно поклоняться этой «бумажной иконе» как святой и чудотворной, а не просто почитать её «по соображениям морали» как репродукцию в календаре (на чем настаивает В.С. Кутковой[39]).
Феномен Локотской иконы опровергает мнение о том, что только писанные иконы (а не их технические копии) имеют статус священных изображений
Феномен Локотской иконы Богородицы «Умиление» и иных чудотворных тиражных икон опровергает мнение экспертов, утверждающих, что только написанные иконописцем оригиналы, а не их технические копии имеют статус священных изображений, которым полагается почитательное поклонение. На самом деле: «Дух дышет, где хочет» (Ин. 3:8). А освящающая благодать Божия подается от Первообраза человеку, молящемуся перед святым образом, по Божию Промыслу, а не по выкладкам того или иного иконописца, богослова или философа.
Автору могут возразить (и действительно возражали): «Зачем же тогда выступать против размещения репродукций икон в календарях, на обложках журналов и книг, на газетах… Может кто-то тоже вырежет репродукцию, сделает себе иконку, будет молиться. И даже если она не замироточит, то всё равно будет помогать человеку в его мысленном предстоянии и сердечном сокрушении пред Богом!»
Ответ на такие возражения прост.
Во-первых, сейчас нет недостатка в готовых и доступных печатных иконах (по крайней мере, в крупных городах). Нет той крайней необходимости, какая была в глухие советские годы, когда верующие вырезали репродукции из журналов и книг, чтобы иметь хотя бы «бумажную икону» дома или даже в храме[40]. Кроме того, нынешние воспроизведения священных изображений где угодно (о чем мы писали уже неоднократно) отнюдь не предназначены специально для изготовления из них икон для домашнего пользования. Напротив, многие из них невозможно благочестиво использовать. Например, репродукции икон на упаковке, полиэтиленовых пакетах, бытовых предметах (открывалка для бутылок, брелок для ключей и т.п.).
Во-вторых, вспомним обстоятельства обретения будущего чудотворного образа: у женщины «сердце сжалось» от того, что два просроченных календаря с иконой Богородицы вероятнее всего будут еще какое-то время валяться в магазине, а потом их выбросят. И она не только спасла эти образы от забвения («равнодушия») и поругания, но и оказала должное почитание «бумажному образу» как святой иконе. Ведь образ действительно свят в силу святости изображенной ипостаси – Божией Матери, независимо от технологического способа его создания и материала. Все последующие события с этим образом – неисповедимые пути Промысла Божия.
В-третьих, много ли вы знаете случаев, когда ко всем (!) техническим копиям священных изображений на любом предмете (!) отнеслись так же, как в описанном случае? Именно ко всем, потому что все (а не какие-то избранные из них) заслуживают почитательного поклонения согласно догмату иконопочитания и тем богословским основаниям, которые были рассмотрены в первой нашей статье. К сожалению, в нашей жизни большинство технических копий священных изображений на непредназначенных для молитвы предметах находится если и не в прямом поругании, то в пренебрежительном забвении.
Подводим итог.
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям
Все знамения от «бумажных икон» (технических копий) указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям, включая ставшие привычными и часто пренебрегаемые нами иллюстрации в полиграфической продукции и их воспроизведения на прочих предметах.
И неслучайно в рассказах о чудотворных «бумажных иконах» говорится о том, что перед ними молились, т.е. оказывали им должное почитательное поклонение как святым образам. Именно в ответ на это поклонение и мольбу Господь и являет Свою благодать (исполнение прошений, мироточение и др.).
Но эти же знамения милости Божией призывают нас к разумной умеренности и сдержанности в тиражировании святых образов и к следованию догмату иконопочитания при выборе материала, из которого изготавливаются священные изображения, и предметов, на которых они помещаются по воле «технолога» (издателя, изготовителя упаковки и других «товаров для православных»).
О том, что проблема регулирования обращения священных изображений в публичном нелитургическом пространстве требует внимания со стороны священноначалия и принятия общецерковного документа, мы неоднократно уже писали ранее[41]. Поэтому пока верующие терпеливо и с надеждой ждут введения в действие такого регламентирующего документа, нам остается только еще раз призвать читателей и всех православных к соблюдению правил благочестия.
Актуализацию этих правил для современных условий мы сделали в публикации соответствующих рекомендаций, подготовленных в соавторстве со священником Алексием Кнутовым[42]. Ознакомиться с ними и применять в своей повседневной жизни и призываем читателей.
Виктор Семенович Кутковой - прекрасный иконописец, яркий мыслитель, защитник православной веры. Есть ли смысл так гневно "обличать" его за его особое рвение к благочестию, убежденность в особом статусе иконописного образа??