Слово Патриарха

Седмица 2-я Великого поста

Осмыслить явление терроризма

Мы не понаслышке знаем, что такое террор, и не понаслышке знаем, что такое страдания людей, которых убивают во имя очень странного понимания того, как нужно бороться ради достижения своих земных целей. Думаю, нам предстоит очень серьезно, и в том числе богословски, осмыслить явление терроризма.

Все те объяснения, которые сегодня присутствуют в политическом дискурсе, идут по поверхности. Меня не покидает чувство, что никто по-настоящему не касается онтологических глубин проблемы. Откуда возникает такой радикализм? Что его питает? Какие внешние факторы влияют на возникновение мотивации к террористической деятельности?

Думаю, терроризм нельзя отрывать от общего цивилизационного развития на нынешнем этапе исторического пути человечества. Что-то неправильно у нас идет, и терроризм – часть этой неправильности. А если рассматривать терроризм только как некое локальное явление или даже глобальное, но связанное с весьма ограниченным идейным пространством, то это будет большой ошибкой. Думаю, необходимо и с богословской, и с культурологической точки зрения осмыслить это страшное явление и выявить его, как я уже сказал, онтологические причины.

<…>

Но что касается Церкви, мы должны делать свое самое главное дело – молиться, просить у Господа прощения за наши грехи, призывать Его милость, молиться о поддержке всех тех, кто уязвлен этими террористическими ранами. Но одновременно мы должны очень серьезно размышлять. А поскольку размышления в Церкви всегда связаны с молитвой, то это дает надежду на то, что мы сможем понять подлинные причины этого страшного явления и выработать свой ответ на вызовы терроризма. Как всегда, с этим ответом кто-то согласится, кто-то нет, кто-то будет приветствовать, кто-то – иронизировать. Но реакция на наши слова – это не наша ответственность. Наша ответственность – думать, молиться и делать все для того, чтобы мир становился лучше. Потому что забота об окружающем нас мире является частью нашей общей заботы о спасении рода человеческого.

Из слова при открытии заседания
Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
в храме Христа Спасителя в Москве 23 марта 2016 года

Источником благодати является Бог

Мы знаем, что со светом всегда связана радость. Сегодня прекрасный солнечный день, и у людей хорошо на душе. То же происходит, когда благодать Божия воздействует на человеческую природу: человек просветляется, общение с ним приносит радость, и не требуется никаких дополнительных усилий для счастья. Оно уже не зависит от материального достатка, от места проживания, от занимаемой должности, потому что источником счастья и мира становятся не внешние факторы, которые могут вдохновлять нас только отчасти, но внутреннее состояние души.

И как же стяжать эту благодать? Как обрести этот Фаворский свет? Симеон Новый Богослов сказал замечательные слова: «Врачуют человека от физических недугов не буквы, которыми прописываются лекарства, а сила полезного вещества. Вот так же и духовное врачевание происходит не от букв Божественного слова, а от силы Христовой, Коим это слово было обращено к людям». Источником благодати является Бог. А как мы для себя открываем Бога? Мы не можем обойтись без Его слова. Это в древности, когда многие не владели грамотой, перед ними была закрыта возможность читать Божественное слово. Сейчас каждый может это делать. Когда мы открываем Евангелие – верующие или неверующие, воцерковленные или те, кто вообще ничего не знает о христианстве, – то для того, чтобы понять смысл Божественного слова, нам нужно на мгновение представить, что это не слова человеческие, это не обычная книга, изданная в типографии, – это Сам Бог обращается к нам Своими словами, это Божественное слово. И если эта мысль посетит нас хотя бы на мгновение, она изменит наше отношение к тексту.

Читай и помни, что Бог с тобой говорит

Хорошо известно, что многие люди, особенно далекие от Церкви, открывают Евангелие просто как один из старинных древних источников, читают его так же, как читают другие древние тексты. Евангелие критикуют, задают вопросы, с чем-то соглашаются, с чем-то нет, словно дискутируя с автором, предполагая, что это просто человек, как бы его ни звали: Матфей, Марк, Лука, Иоанн, – или, как многие считают, за этими именами скрывается кто-то другой. Евангелие воспринимается не как слово Божие, а как один из источников информации – в таком случае никакого врачевства души от чтения Божественных писаний не будет. Но для того, чтобы нам через слово явился Автор, чтобы через слово евангельское мы встретились со Христом, нам нужно понять хотя бы на мгновение, что с нами говорит Бог и что слова эти имеют конкретное отношение к каждому, кто их читает. Не просто ко всем и ни к кому конкретно, а лично к тебе, человеку, открывшему эту книгу. Читай и помни, что Бог с тобой говорит. И как только это сознание становится достаточно отчетливым, то первое, что возникает в душе, – это желание обратиться к Автору этих слов и сказать Ему нечто очень важное о себе, о своей жизни, о своих проблемах. Нередко человек, которого вдруг охватывает непреодолимое желание сказать что-то Автору, откладывает текст, и в этот момент происходит то, что мы называем молитвой. А молитва устанавливает живую связь между человеком и Богом.

В этом смысле Симеон Новый Богослов и учит нас, что Божественные словеса как буквы, то есть как обычный текст, к которому люди относятся как к любому другому, не могут спасти человека, не могут уврачевать душу, не могут стать реальной помощью. А вот живой Христос, Который через эти буквы, через эти тексты, через эти слова вдруг входит в нашу жизнь и с Которым мы устанавливаем молитвенную связь, – Он-то и является источником преображающей нас Божественной благодати.

И если наш разговор с Автором евангельского текста продолжается, то в нас рождается молитва – может быть, неосознанная, самая простая, самая короткая: «Господи, помоги мне. Ты ведь обратился с этими словами к миру и ко мне. Помоги мне ответить на эти слова». Тогда последует очень существенный этап: мы поймем, что не можем так просто обращаться к Богу из-за множества грехов, больших и малых преступлений, которые мы совершаем в мыслях, в словах, в действиях. Из живого общения с Богом возникает потребность сказать Ему о наших грехах, попросить помощи и прощения.

Вот так через соприкосновение со священным текстом рождается молитва, через молитву – покаяние, и человек, хотя бы на какие-то мгновения, обретает опыт, которым он никогда ранее не обладал, – опыт общения с Богом, Который произнес Свое слово для нашего спасения. И всякий раз, открывая Евангелие, Новый Завет, мы должны понимать, с Кем мы вступаем в беседу. Получая письмо от большого начальника, мы понимаем, что за этим текстом – государственная власть, высокий авторитет. Но что может сравниться с Божественным авторитетом, с Божественной властью над всем мирозданием и над каждым из нас? Святитель Григорий учил о том, что через внутренний духовный опыт человек обретает удивительную возможность принимать Божественную благодать, ту самую силу, которая преобразует нашу жизнь, которая и совершает дело нашего спасения.

Из проповеди после Литургии
в храме Всемилостивого Спаса в Митино г. Москвы
27 марта 2016 года, в Неделю 2-ю Великого поста,
день памяти святителя Григория Паламы,
архиепископа Фессалонитского

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
АлександрГ.30 марта 2016, 15:04
На мой взгляд, говоря о терроризме, как явлении мы прежде всего не должны бояться взглянуть правде в глаза. А правда состоит в том, что СМИ называющие "повстанцами", "борцами за демократию" различного рода садистов, отрезающих головы людям и сами по себе террористы это все явления одного порядка. У них просто разные функции. Одни в массовом порядке убивают людей, другие в таком же массовом порядке их оправдывают и делают им рекламу, а третьи обеспечивают им различного рода политическую поддержку. И вопрос, даже не в том, кто именно стоит за ними, важен ответ на вопрос: ЧТО именно стоит за этим? Что стоит за тем, чтобы черное называть белым, а белое называть черным? Но правда состоит и в том, что питательной средой терроризма является НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ общественного устроения, формирующаяся зачастую умышленно. И деньги, являясь катализаторами многих негативных процессов, далеко не всегда играют в этой ситуации ведущую роль. А что нового в этой части нам принес век двадцатый? А новое то, что впервые в истории человечества с помощью СМИ и средств коммуникации, в головы людей в массовом порядке стал "вбрасываться" совершенно абстрактный идейный "конструкт", подкрепляющийся материальной и идеологической поддержкой извне. И вот именно этот абстрактный идейный "конструкт", овладев массовым сознанием формируя заданную поведенческую доминанту, обретал вполне осязаемые очертания, заставляя массы людей разносить "в хлам" свои собственные страны. Может ли противостоять этому человек, обладающий сугубо материалистическим сознанием? Наверное нет. Во всяком случае, двадцатый век нам таких примеров не дает. На что мы расчитываем, загоняя в школах "ниже плинтуса" собственное гуманитарное образование мне также не понятно, ибо совершенно очевидно, что нам предстоит "бег на длинную дистанцию", а значит разовой мобилизацией с лозунгом "Отечество в опасности", обойтись будет крайне сложно. И аболютно верно, наш Святейший Патриарх ставит вопрос о связи терроризма с современным развитием цивилизации. Заметили мы или нет, но самые кровопролитные войны человечества произошли именно в 20-м веке, и именно там где общественные отношения были атеизированы в максимальной степени.
Вероника28 марта 2016, 22:47
Тамара 28 марта 2016,13:00.Католики считают,что Папа Римский с кафедры вещает" устами Бога ".
Наш Патриарх,слава Богу,просто ЧЕЛОВЕК.
Евгений28 марта 2016, 22:41
Господи помилуй и спаси Патриарха Кирилла! Наполни его разум Своей мудростью, а сердце добром!
Натали28 марта 2016, 19:24
Как замечательно сказано это Слово о благодати и Евангелии. Переслала своей унывающей и маловерующей подруге и надеюсь, что ей станет легче жить и понятнее как читать Евангелие и как стать счастливее. Спасибо за проповедь и помоги Вам Господь,ваше Святейшество, в наше непростое время.
Дмитрий28 марта 2016, 17:35
Вы что, Тамара? Бог говорил устами пророков. Читайте святых отцов лучше.
тамара28 марта 2016, 13:59
МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА НАШЕМУ ПАТРИАРХУ КИРИЛЛУ.ЕГО УСТАМИ С НАМИ ГОВОРИТ САМ ГОСПОДЬ.БОЖИЕЙ ВАМ ПОМОЩИ И БЛАГОДАТИ,ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×