Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин чувствует какую-то омертвелость души? Как пастырю не уподобиться священнику из притчи о добром самаритянине? И как соединить отзывчивость души, ее способность сопереживать и сорадоваться с равнодушным отношением к благам мира и самому миру? За ответами на эти вопросы мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).
– Отец Илий, здравствуйте! Огромное спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о равнодушии. Нас равнодушие просто захлестывает, и нет человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этим. Откуда равнодушие в людях?
– Таково наше время. Это переходный период: поменялся наш образ жизни, поменялась политическая платформа. От советского понятия жизни мы развернулись к нынешнему, когда Россия стала в какой-то мере ориентироваться на духовный план. А вот школа хотя и перестала быть советской, но не перестроилась, не перешла на тот уровень, который должна была занять. Мы повернулись к Богу, а школа?..
Вопрос стоит в основном о молодежи. А люди более взрослые, более серьезные, те, кто обратился к вере, к Богу, у них, как правило, равнодушия нет. Они искренне к Богу повернулись, искренне поняли смысл жизни, суть жизни, как строить свою жизнь. И о них нельзя сказать, что это люди равнодушные, безразличные. А вот молодежь в нынешнее время, к сожалению, такова.
Наш преподавательский состав уже так крепко напитан прошлым, советским воспитанием. И если они не слишком и преподают по-советски, то все же абсолютно не дают того, что нужно было бы давать сегодня молодежи, когда мы повернулись к нашим духовным ценностям. Сегодня такой момент, когда очень большая ответственность лежит на преподавателях. А они не хотят повернуться к духовному поведению, к воспитанию, преподать ученикам духовные ценности. Они это совершенно игнорируют. Что в вузах, что в школах… И это, конечно страшно.
– Батюшка, вы заговорили об образовании, и не могу не спросить вас вот о какой проблеме. Сегодня можно столкнуться с тем, что из школьной программы по литературе убираются какие-то произведения классиков и замещаются на современные – аргументируется это тем, что они посвящены одной и той же проблеме. Скажем, вместо Ф.М. Достоевского можно выбрать какого-нибудь современного автора…
– Мы в основном сегодня, к сожалению, делаем ответственными за многое наш преподавательский состав. А большинство из них если и преподают что-то новое, иное, чем в советский период, но совершенно не дают понятий молодежи, что человек должен выбрать для себя то, что для него ценно. К сожалению, нет этого. Советского уже не дают, но и другого тоже. Но преподаватели в большинстве своем в этом и не виноваты – они сами не знают этого, их самих надо на повышение образования отправлять и давать им правильные понятия. Они не знают, о чем другом говорить, кроме советского. А сейчас нет моды на советское. Поэтому получается, что сама молодежь выбирает – и выбирает то, что ей понравится. Вот такая ситуация, сейчас, к сожалению.
Надо преподавать Закон Божий, чтобы молодежь знала истинные духовные ценности
Я не знаю, какие сейчас программы, не могу судить о том, что преподают университеты, вузы. Конечно, они сейчас не заставляют расписываться в марксизме, но они не дают того, что действительно нужно. А нужен, конечно, Закон Божий. Потому что рано или поздно, но человек должен в этой жизни получить настоящие понятия, истинные духовные ценности, приобщиться к Церкви, приобщиться к Православию, настоящим знаниям духовным, а люди остаются как бы вне этого, за бортом настоящей духовности. Вот и получается равнодушие. К глубокому сожалению.
– Хотелось бы вспомнить притчу о добром самарянине. Как современному духовенству не уподобиться тому левиту, который прошел мимо нуждающегося человека? Как не оставить кого-то не утешенным? О чем должно помнить современное духовенство?
– Добрый самарянин позаботился о человеке, впавшем в разбойники, попавшем в беду. Конечно, в притче обличается пастырь, который первым должен был позаботиться о несчастном. Но и священник, и левит прошли мимо больного. Тут обличаются фарисеи, саддукеи, которые знали Закон Божий. Господь такого священника обличает. Он думал, что он превыше, он идет на свои священнические обязанности и не обязательно заботиться об этом избитом разбойниками. И Господь не только здесь, но и в других местах обличает фарисеев, саддукеев. Вместе с тем, и священство. Но явился же отцу Иоанна Крестителя, тоже пастырю, архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении у него сына, что оценивается как то, что этот пастырь исполнял свое служение, хоть и ветхозаветное, как должно. Потому и явился ему архангел Гавриил возвестить о рождении Иоанна Крестителя.
– А о чем сегодняшние пастыри должны помнить, чтобы не уподобиться тем ветхозаветным героям? Как им себя правильно поставить, как общаться со своей паствой?
– Конечно, должна быть ответственность. Это ясно. Всегда Евангелие обличает безразличие, косность. «Горе вам, книжники, фарисеи и саддукеи!» – обличает их Господь. Это касается и современных безразличных пастырей.
– Батюшка, не очень ловко цитировать в вашем присутствии Священное Писание, но, чтобы задать вопрос, я приведу цитату. Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть, умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4: 11–12). Как воспитать в себе равнодушие к тем вещам, которые приносят удовольствие? Как отказаться от тех благ, которые приводят ко греху?
– Сейчас у нас в Церкви пост, воздержание. И в каждую среду и пятницу положена воздержанность от скоромного. А в нашей истории сколько мы имеем великих подвижников, святителей, мучеников! Всё это надо знать, понимать, об этом помнить. Помнить, как жили наши святые, предки. А как жили, можно судить по старообрядцам, которые очень строго держатся прежнего. Мы сейчас делаем по 16 поклонов сколько раз. Так вот у старообрядцев все поклоны – земные. Так раньше делали, а они и сейчас делают. А у нас сейчас только 4 земных, а остальные 12 – поясные поклоны. А как было строго прежде!
– Батюшка, а можно ли назвать людей, которые не интересуются духовной и религиозной жизнью, равнодушными?
– Да, конечно. К глубокому сожалению. Потому что люди не хотят задуматься, в чем сущность нашей жизни, ее цель. И это равнодушие, безразличие, увлеченность чем-то.
А что нам говорить о вере, если столько свидетельств! Любой человек, если задумается, может понять, что есть Бог, есть душа в человеке, есть вечная жизнь. Он подходит к этому вплотную. Конечно, многое зависит от семьи, которая не дала к этому направления как в культурном, как в любознательном плане. Но можно задуматься и самому человеку. Есть ведь примеры ревности к истине духовной, к жизни церковной. А это ведь вечность. Сказано: «Идут в муку вечную». И объясняется, почему в муку вечную: потому что отказались, не захотели по доброй воле знать, что составляет суть жизни нашей. Не приняли любви истинной.
– Батюшка, к вам приходит очень много людей, вы знаете их судьбы. Среди них много равнодушных?
– Здесь, конечно, больше встречаются люди, которые тянутся к вере, люди с духовными настроениями. Но бывает, что встречаешь и тех, которые с насмешками над верой. Это в советский период много было таких, которые ничем не аргументировали свои убеждения, кроме насмешки над верой. Чтобы посмеяться над верой, сейчас таких людей нет или они просто молчат. Безразличны. Конечно, сейчас больше людей, которые приходят к вере, стараются.
Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.
А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.
– Батюшка, а как победить равнодушие, как справиться с ним?
Как победить равнодушие в себе? Верой крепкой, жизнью духовной
– Как победить? Верой крепкой, жизнью духовной. Если человек имеет тягу к Богу, он всегда справится.
– Вы сказали о благодати. А как не потерять благодать? Как сохранить в себе этот мирный настрой, придя домой со службы?
– У нас какая противоположность? Вера и неверие. Есть Бог. Есть Бог и всё святое. Бог дал нам жизнь. Но существуют темные силы, диавол существует. И некоторые богословы говорят, что существует разделение между добром и злом. Добро культивируется Богом, зло – диаволом. Он старается как можно больше людей увлечь от Бога и искушать, чтобы сделать ссору, сделать неприятность человеку. Поэтому человек зачастую отпадает от нормы, впадает в равнодушие, грех. Получается, допустим, раздражение, он теряет мирность души своей. И, конечно, теряет благодать. Поэтому душа его скорбит. Но человеку нужно понимать, откуда возникла в душе эта неприятность, скорбь. Почему у нас в Церкви и установлено покаяние, почему мы и причащаемся в Православной Церкви.
Вот возникла ссора или в семье с детьми, или с товарищами на работе, и человек чувствует, что он потерял эту мирность души. Душа его напоминает, что это грех, ненормальность. Для того у нас в Церкви и установлено покаяние, причащение. Человек говеет. А Великий пост хранить – обязательно.
– 18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни было совершено страшное убийство трех иноков. Оно потрясло многих. В связи с этим хотелось бы у вас спросить, батюшка, как, по учению Церкви, надо относиться к смерти? И как нам жить так, чтобы быть готовым в любой момент встретить смерть?
– Для человека смерть естественна. Ясно, что он здесь, в этом мире временно. Даже если это спокойная жизнь.
А некоторые просто с радостью, с улыбкой умирают. Другие умирают очень страшно, в агонии. Кто-то умирает насильственной смертью, от убийства и подобного. А у нас немало было войн, и много людей тогда погибло.
Очень безразличный, конечно, отход из этого мира в мир вечности.
Да, наши братия иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт… Трофим и Ферапонт звонили в колокола, а отец Василий шел в скит… Конечно, убийце было задание, это не такое стихийное убийство было. Задание, чтобы напугать тех, кто приходит. Чтобы ослабилась Оптина пустынь. Не хотели, чтобы Оптина возродилась. Наш комсомол… Надо было напугать людей, напугать малодушных…
– Батюшка, благодарим вас от лица читателей, зрителей, редакции портала «Православие.ру» за то, что вы посвятили нам ваше драгоценное время.
Спаси Бог Вас батюшка Илие за молитвы о нас грешных.