Вот совершенно удивительный случай. 7 сентября 2010 года с самолетом Ту-154, летевшим из Якутии в Москву, случилась поломка: полностью отказала система электроснабжения, и самолет стал стремительно снижаться. Спасти людей представлялось возможным, лишь приземлившись в самое ближайшее время. Но как это сделать в местах, не приспособленных для посадки? Неожиданно перед летчиками появилась свободная, чистая полоса. Самолет удалось благополучно посадить. Летчиков потом много чествовали. Но мало кто знает, что этот вертолетный аэродром в селении Ижма, на посадочной полосе которого удалось приземлиться, давно закрыли, и лишь один человек, Сергей Сотников, двенадцать лет ходил и поддерживал полосу в чистоте и порядке. Ему говорили: «Ты что, безумец?» В других местах заброшенные аэродромы превращались в мусорки и заставлялись складами. А он, бывший начальник вертолетной площадки, ходил, поддерживал порядок, вырубал прораставший ивняк, не позволял захламлять территорию, и через двенадцать лет чистая полоса дождалась своего самолета. Вот так удалось спасти жизни многих людей благодаря тому, что один человек не проявил равнодушия.
В семье близких произошел иной случай. Сын отправился днем в гараж чинить автомобиль. Вечером почему-то задержался. Родители, заволновавшись, стали одеваться, чтобы пойти удостовериться, не случилась ли с ним неприятность. Дочь же стала их отговаривать: «Да ладно вам, он отправился к своей подруге. Чего вы ходить-то будете». Видно, сердце родителей чувствовало неладное, но они уступили совету. А утром, уже явно поняв беду, поспешили в гараж. Сын лежал недалеко от дверей. Когда он чинил автомобиль, то в какой-то момент включил мотор. Угарные газы отравили его. Причем он собирался уже уходить, надел шарф. Если бы родители пришли вечером, то спасли бы сына.
Не будем упоминать, как все раскаивались – бесплодно и безнадежно – после трагедии. Но давайте задумаемся, не случалось ли и нам беспечно отнестись к ближнему, отмахнуться от него, отказать, не помочь, положиться на авось: «Само обойдется».
В средствах массовой информации время от времени встречаются сведения о самоубийствах людей, о том, как человек доходил до такой степени отчаяния и разочарования в жизни, что порой не только убивал самого себя, но перед этим даже собственного маленького ребенка. Все эти люди считали, что выхода из сложившегося жизненного тупика уже нет, что вместо скорбного, отчаянного существования лучше всего прервать саму жизнь, как бы сбросить с себя этот лишний, ненужный и тягостный груз, а заодно освободить и своего ребенка от безрадостного, исполненного лишений существования. Причина жизненной катастрофы в том, что эти люди чувствовали себя полностью изолированными от общества, ощущали себя за чертой, и между ними и окружающим обществом в их собственных душах была воздвигнута непреодолимо прочная стена. И действительно, как можно жить среди людей, в человечности которых ты разубедился, разуверился?
Заповедь «Не убивай» запрещает убивать не только прямо, но и косвенно: не убивать чужой надежды, веры в добро
В этом есть вина каждого из нас, потому что все мы бываем жестки, холодны и черствы к окружающим. Когда мы слышим шестую заповедь «Не убивай», то важно понять, что Бог запрещает нам убивать не только прямо, но и косвенно, то есть не убивать чужой надежды, веры в добро, прекрасных порывов в душе человека – не убивать своим равнодушием, леностью, безразличием. Этот грех совершается, когда мы лишаем другого человека радости бытия, не хотим и в малом войти в его ситуацию.
Обычно мы оправдываем себя тем, что у нас самих множество проблем – как нам участвовать еще и в бедах другого человека? Если рассуждать с духовных позиций, то, уходя от проблем ближних, мы готовим себе новые неприятности. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Тот, кто боится ради любви Христовой пожертвовать своим телесным здоровьем и комфортом, не может найти духовного покоя ни в этой жизни, ни в будущей». Почему же равнодушный не обретет покоя души?
Равнодушие происходит из замыкания на себе и нежелания в чем-то потревожить себя. Такой человек словно спрятан в капсулу, из которой смотрит холодно и отстраненно. Его сердце пребывает в каком-то забвении, замерло и потому не рождает никаких живых чувств. Но в итоге и сам он испытывает пустоту и одиночество. Равнодушие к ближним непременно оборачивается самоизоляцией и внутренним опустошением. Равнодушный не может быть счастлив. Это лишение подлинной жизни, шаг к смерти души. И действительно, когда мы равнодушны к ближним, то уподобляемся мертвым, ведь на кладбище мертвые не замечают друг друга. Жизнь есть активность, она выражается в действии. И потому равнодушие можно преодолеть лишь активным деланием добра.
Пройти мимо страдающего ближнего и наспех прочитать молитву – явления одного порядка
Молитва равнодушного человека слаба, не доходит до Бога. Ведь такой человек весь повернут на себя, он не привык выходить навстречу кому-либо, в том числе и навстречу Богу. Поэтому молитвы равнодушных людей, как правило, очень формальные и сухие. Не чувствуя чьей-то боли, не включаясь душой в беды тех, кто находится рядом, равнодушный оказывается выключен из сострадания, сочувствия, сопереживания, то есть он лишен внутренних связей с кем-либо, утрачивает сердечную чуткость, что подрывает в целом его духовную жизнь и обездвиживает молитву. Поэтому вроде бы два разных, никак не связанных друг с другом действия: пройти мимо страдающего ближнего и наспех, без чувства прочитать молитву – на самом деле явления одного порядка. Холодность по отношению к ближнему влечет за собой и холодность по отношению к Богу. И наоборот – чуткость к ближним способствует более крепкой и живой молитве. Поэтому золотое правило таково: если хочешь, чтобы Бог слышал тебя в твоих бедах, старайся и ты слышать ближних в их бедах.
Из древнего Патерика мы узнаем, как братия спросили святого Антония: «Если кто скажет: я ничего не буду брать у братии, и сам ничего не буду им давать – для меня достаточно моего; хорошо ли это?» Святой Антоний ответил: «Дети мои! кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него – душа льва. Его должно считать отчужденным от сообщества всех добрых людей». Но не только от сообщества добрых людей отчужден равнодушный, он отчужден от Христа, и, по большому счету, всё, что говорилось Господом об осуждении грешников на Страшном суде, связано так или иначе с их равнодушием к ближним: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42–43, 45).
В Евангелии, в Нагорной беседе Господа, столь удивительной по своей глубине, основные нравственные истины христианства выражены самыми простыми словами. Там в частности сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Добрые дела христианина названы светом, который должен просвещать нашу мрачную жизнь. Но как же являть этот свет?
Знакомый психолог, Виктор, однажды увидел на улице крайне огорченного пожилого человека, который шел и почти ничего перед собой не замечал. Все, естественно, проходили мимо. Виктор подошел к нему. «Так, я вижу, что у вас какая-то скорбь. Рассказывайте прямо сейчас, что с вами случилось», – по-доброму, но решительно сказал он. Оказалось, что мошенники лишили пожилого человека собственности: доверившись, он сам подписал документ против себя. Но наш психолог оказался тоже непрост – он работает в весьма высоких структурах, при этом не потерял отзывчивого сердца, тут же созвонился со знакомым прокурором, обсудил ситуацию, договорился о встрече и оставил контакты. Потратив два часа на поддержку пострадавшего человека, дома Виктор выслушал упреки жены: «Где ты там ходишь!» Зато на душе у него самого было легко-легко.
Секрет счастья, оказывается, очень прост. Чтобы быть счастливым самому, нужно уметь делать счастливыми других. А сделать счастливым ближнего может только тот, кто умеет отдавать часть себя – своего времени, внимания, заботы. Принимая участие в скорбях ближних, мы перестаем замечать свои собственные беды и горести, они как бы уже не существуют для нас. Делая свои неприятности вторичными, а на первое место поставляя любовь к ближним, мы действительно становимся на путь личного счастья.
Увидев незнакомого огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу?
Созидать добро можно и в малом, не прилагая, так сказать, никаких чрезвычайных усилий. Например, увидев незнакомого печального, огорченного человека, почему бы не помолиться о нем Богу от сердца? Встретив человека, испытавшего скорбь, почему бы не поддержать его хотя бы добрым и теплым словом? Христианин призван не надевать на себя колпак, из-под которого враждебно смотреть на мир, а преображать мир добрым примером и активным проявлением любви.
Часто, вглядываясь в свое прошлое, люди начинают понимать, что можно было относиться к другим более человечно, не отстаивая свои принципы или безжалостно следуя всевозможным формальным законам и ограничениям – должностным, социальным, возрастным и т.д., а проявляя тепло, внимание и заботу. Уходят должности и полномочия, со временем обнаружится тщетность многих наших забот и исканий, а внутреннее содержание человека останется. Добро надо делать своевременно. И нужно спешить делать добро.
Пока есть наши ближние, пока есть люди с их нуждами и скорбями, у нас есть прекрасная возможность спасать свою душу – посредством милосердия, сострадания, добра и любви!
Стоп кадр. Время идет, бежит, несется как эта толпа... Сидит человек и смотрит на эту толпу. Он никуда не бежит, он созерцает мир таким, какой ему он открыт. Я наклонилась, присела на корточки, взглянула ему в глаза и сказала тихо так, спокойно, по родственному, по человечески. Сказала, что вижу его, мне не все равно его внутреннее состояние и что сама еще недавно оказалась слепой в свои 40 лет вдруг.. А вот вдруг ли? Хотите ли вы сами видеть глаза людей, которые вам встречаются на таких переходах? У Михаила Леонидовича, так зовут нашего калеку, глаза цвета неба особенно выделяются ясностью из-за высокого открытого лба. Отношение к алкоголю у него, по всей видимости его глубоких взглядов о жизни, отрицательное. Есть дети, живут с ним. Он выходит посмотреть на людей, на молодых, поздороваться с батюшками из храмов по соседству, вообщем, у него свой ритуал есть и от передвижения по улицам Калуги, размеренная прогулка по родному городу, где учился, работал, мечтал и ... продолжает мечтать, кстати, прочесть свои стихи, пока еще не осмелился перед народом так раскрыться. Стихи глубокие, он мне читал парочку, они о верности и Чести офицеров..
Мимо несчастного или попавшего в белу или обиженного пройти трудно.
А ведь как Господь вознаграждает за дела милосердия!!! Вот моя недавняя история.
В конце сентября 2015 года мы уезжали на три месяца , брали с собой и животных. Ключ, от квартиры был у одного знакомого по собачьей площадке, знал он что уезжаем, а раньше он несколько раз нашу собаку выгуливал, второй ключ сделал.
В день отъезда грузили машину у подъезда, а у соседнего подъезда я увидела плачущую пожилую легко одетую женщину . Хотя мы очень спешили, подошла к ней, ничего не поняла что случилось кроме того что нужны деньги. Спросила, какая сумма выручит- 1500 руб, дала, предложила вещи, но она отказалась и мы уехали до 27 декабря 2015 года. Когда вернулись, оказалось , что тот человек жил в нашей квартире с падшей женщиной, диван , торшеры, посуда- поломано, побито, ценные вещи украдены.
Так вот!!! Единственный свидетель их проживания в нашей квартире--- была эта пожилая женщина, так как она все это время искала меня отблагодарить, оказалось очень её выручила, она по собаке узнавала в какой квартире мы живем, звонила в квартиру , они заспанные ей открывали, они все три месяца ходила , звонила им и ждала нашего возвращения.
А "жировали" они не только в 90-е.Наверное,знаете кто "заработал" на войне 1939-1945г.г.
Я бы не сказала,что у нас люди поголовно равнодушные,это очень чувствуется на Крайнем Севере,приходилось там бывать.Там равнодушные не приживаются.Может,поэтому Господь и спас этот рейс.
И если тебя не любит мама, говорит что любит, а на сама деле вредит, если папа вас "бросил" скорее всего с маминой помощью, то где тебе взять, где ты научишься этому?
Это невозможно.
И будет человек тонуть буквально, в воде, и ты мимо пройдешь, и не подумаешь даже, что может прыгнуть и спасти. Потому что тебе никто так не делал, тебя никто не любил. Вот в чем дело. Сейчас у нас полстраны таких.
А если сам пару раз чудом спасешься из воды, если самого поплющит жизнь, так может и появится у тебя сопереживание и сочувствие.
Попробуйте три дня ничего не есть. Или три дня ночевать на улице или на вокзале. Или три дня пролежать на кровати с берушами в ушах и с завязанными глазами и с прижатыми к туловищу руками.// Олег, во-первых то, что вы советуете уголовно наказуемо. // Но признавать, что за бугром, пусть даже на каким-то чудом сохранившиеся рефлексе, человек человеку брат, а у нас человек человеку бревно, недопустимо! // Во-вторых, в США лихие годы были очень давно. Там уже как-то подзабыли, что лежащий на земле человек может оказаться кем угодно и в руке держать что угодно. Например, в моём городе граждане ни при каких обстоятельствах не подвозят на личном авто незнакомых граждан… Пока Штаты жировали в 1990-е, грабя наше государство, у нас вырабатывались новые привычки. Им очень выгодно, чтоб в странах была территория беспредела, а у них сытый жирный лоснящийся Рим. «И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).
***********************************************************************************************
Хоть один негодяй из тех, которые превратили государство в одну огромную торговую лавку как-то пострадал от нашего правосудия? Именно за то, что закрываются аэродромы, зарастают пашни, пустеют заводы?
PS. Для справки - самое шикарное здание в нашем городе - областной суд. Недавно построен...
Вот так, в любой ситуации можно помочь... Я помню как всех это тронуло, хотя это было лет 6 назад, помоги им Господи!
А второй случай по-моему тоже не совсем к месту. Получается дочь такая бессердечная.
Моя подруга рассказывала, как её дядя умер, замерз в снегу. Собака почувствовала, рвалась с цепи, а жена его не придала этому значения. Правда, этот человек часто пил, где-то "шатался", жена к этому уже привыкла, а родственники потом её винили за глаза.
Вы бы так утешали родных? А я думал, что священник в таких случаях должен плакать вместе с ними, и молиться о так трагически погибшем.
Понимаю равнодушного человека, сам таким стал (надеюсь был) от таких прививок холода и жесткости, которым позавидовал бы главный герой фильма " Уолл Стрит".
Но признавать, что за бугром, пусть даже на каким-то чудом сохранившиеся рефлексе, человек человеку брат, а у нас человек человеку бревно, недопустимо!
Зато, мы такие духовные, что между иконой праздника и амвоном низачто не пройдем.
Статья об этом.
Можно попробовать помогать ухаживать за пациентами в хосписе. Я не пробовал. Но должно помочь.
Или попросите близких на три дня стать Вам чужими. Разговаривать с Вами надменно и сквозь зубы. Кричать и поучать Вас по каждому поводу.
А потом, продержавшись три дня, представить, что многие так живут годами.
Если это не поможет, то Бог может применить к вам метод полного погружения.
Равнодушный человек - я вас прекрасно понимаю, но могу сказать, что равнодушие лечится страданием, сразу начинаешь понимать тех, кто так же страдал. А чтобы не страдать - нужно преодолевать себя, сбрасывать оцепенение чувств, развивать наблюдательность, видеть чужую беду... В этом и заключается духовная работа, она тяжела, но зато свои добрые поступки будут греть сердце еще долго, а вот раскаяние от проявленного равнодушия - не поможет, увы... так и останется тяжестью на сердце, пока не пройдешь этот урок и не преодолеешь равнодушие.
Может я и не прав, простите.
Человек первый раз в храм зашел. А ему: - Ты что?! Совсем?! Между иконой праздника и амвоном проходить?!
После Нагорной Проповеди, тронувшей сердце этого человека, у него вполне справедливо возникает вопрос: - Это точно последователи Того о Ком я прочитал?