Чем страшен грех злословия?

Отвечают пастыри

Злословие – грех, от которого, пожалуй, труднее всего удержаться. Да мы и не особо стараемся: там кого-то попрекнули, тут «такое!» узнали и рассказали другим, «посклоняли» на кухни власти… А между тем злословие – грех серьезный, укоренение которого может привести к весьма пагубным последствиям.

Чем же опасно злословие для злословящего? И как быть тому, кого сгоряча, а порой и намеренно осудили? «Воевать за правду»? Ответить тем же – злословием, по принципу «око за око»? И чем может обернуться эта «война за правду»? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Протоиерей Олег Стеняев:

– Злословие – это проклятие другого человека. Сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4: 29); и еще: «Не ходи переносчиком (то есть разносчиком слухов и сплетен. – прот. О.С.) в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего» (Лев. 19: 16).

Противоположность злословию – молитва за человека. Причем мы призываемся молиться не только за своих, но и за чужих. А у нас некоторые умудрились так, что не считают возможным не только общаться с заблудшими еретиками и язычниками, но и молиться за них. Возможно, это как-то связано с весенним обострением…

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет. Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках, потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их. Это и по другой причине достойно одобрения – по той, что мы с ними одной природы. Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу» (Иоанн Златоуст, святитель. Гомилии на 1-е послание к Тимофею, 2: 4).

«Злословя, мы лишаем себя благодати Божией»

Протоиерей Павел Гумеров:

Он услышал голос Христа: «Изриньте вон этого человека, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда»

– Я приведу пример из древности, очень вразумляющий, о том, как человек лишается благодати Божией, когда кого-то злословит и осуждает. Преподобный Иоанн Савваитский, современник Иоанна Лествичника и сподвижник его, рассказывал такой случай. К нему пришел один брат, инок из соседнего монастыря. И преподобный Иоанн Савваитский поинтересовался, как живут там отцы, и особенно об одном иноке, о котором было известно, что он ленивый и грешный. «Нисколько он не переменился, отче», – отвечал гость. И, услышав эти слова, преподобный Иоанн осудил того брата. И было ему видение: крест с распятым Спасителем. В восторге устремился он к нему, чтобы поклониться Спасителю, как вдруг услышал голос Христа, обратившегося к двум ангелам: «Изриньте вон этого человека! Это есть Антихрист, ибо осудил он брата своего прежде Моего суда». И очнулся он в страхе и понял, что совершил страшный грех. А еще вспомнил, что в сонном видении лишился мантии, – и догадался: эта мантия – покров Благодати Божией, которой он лишен. После этого преподобный Иоанн семь лет молился, строго постился, чтобы обрести вновь благодать, которую потерял. Вот так ответственно люди в древности относились к каждому слову.

Осуждение – это предвосхищение суда Божиего. А ведь мы почти ничего не знаем о человеке, разве что немного о его прошлом. Но мы не знаем, что у него сейчас в душе. Может быть, он в будущем изменится, покается, станет подвижником, ведь и такое бывает. А мы сразу – судить его. Один Господь, зная прошлое и будущее человека, зная все его болезни, всю его родню до Адама, все его заслуги и грехи, может об этом человеке сказать Свой суд. Но не говорит, пока этот человек не умер, потому что «в чем застану, в том и сужу». Это огромная гордость – впадать в злословие.

О грехе осуждения очень много говорится в Евангелии. Вспомним: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). За каждое сказанное слово человек даст ответ в день Страшного суда (ср.: Мф. 12: 36). А тот, кто сказал брату своему: «безумен», повинен геенне огненной (ср.: Мф. 5: 22).

И не будем забывать также и того, что человек, осуждающий другого за что-то, сам вскоре впадает в те же грехи, за которые осуждает.

«Принимать клевету на себя надо как некую епитимию»

Священник Валерий Духанин:

Тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам

– Злословие и клевета – это грехи диавола. Собственно имя «диавол» и переводится как «клеветник». Поэтому тот, кто злословит другого, становится по духу близок демонам.

Наше слово исходит из сердца. Злое, лукавое и коварное слово – выражение испорченного сердца, изворотливого и ядовитого, как змея. Такой человек не может быть счастлив, он неспокоен от блага ближнего, ищет способы уязвить его, злословит и клевещет, но в конечном итоге страдает сам.

Злословие обрушивалось на многих святых. Например, самые выдающиеся святители, занимавшие Константинопольскую кафедру, – святые Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – были изгнаны по злословию и клевете. Святителя Григория обвинили в том, что он незаконно занял Константинопольскую кафедру, хотя именно Григорий Богослов своей проповедью вернул город, находившийся в руках ариан, православным христианам. А на святителя Иоанна Златоуста возвели целый ряд обвинений. Особенно ненавидела его Евдоксия, супруга императора Аркадия. Но как только святитель, не желая смуты, удалился из города, случилось землетрясение, пострадали покои Евдоксии, и она в страхе просила скорее вернуть святителя. После вторичного изгнания Иоанна Златоуста Евдоксия умерла во время родов.

А каково было преподобному Макарию Великому, которого оговорили, что якобы он причинил насилие девице и она зачала? Преподобный Макарий понес это поношение, был подвергнут избиению, в селе прошла о нем нехорошая молва. Он вынужден был содержать девицу до самых родов, когда она испытала страшные муки и призналась, что святой Макарий не виноват.

Клеветник и злословец всегда бывают наказаны. Грех злословия страшен прежде всего для самого злословящего, его душа не может быть со Христом, она противоположна Царству Христову, как тьма противоположна свету, болезнь – здоровью, злоба – смирению.

Но все же святые отцы рекомендуют воспринимать клевету и злословие как лекарство от грехов, как некую епитимию, которую надо понести во искупление каких-то своих грехов. Поэтому мы не имеем права таить обид или ответной злобы на наших клеветников.

От клеветы пострадал Сам Господь Иисус Христос. Клевета и злословие – это оружие сатаны, направленное в евангельские времена против Спасителя, а потом и против каждого Его служителя. Значит, каждый из нас должен тоже страдать от этого. Христос не отвечал на злословие, не входил в разбор клеветы, и ни одно такое искушение не зацепило Его душу даже малым помыслом возмущения.

Мне очень нравится наставление преподобного Максима Исповедника, который советовал не унывать, а лучше молиться. Преподобный Максим говорил: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе». Это значит, что злословие и клевета рано или поздно обнаруживают свою пустоту и несостоятельность, пострадавший от клеветы воспринимает одну участь со Христом, становится духовно крепким и принимает венец от Господа.

«Злословие – поругание дара слова, данного нам Господом»

Священник Димитрий Шишкин:

– Да тем и страшен грех злословия, что мы своей свободной волей сочетаемся злу и становимся его участниками. Являем миру омрачение своего ума помыслами осуждения, вражды и злобы. А какое может быть «общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14). Так что если мы злословим, то сами лишаем себя благодати Божией, потому что дар слова свидетельствует о нашем призвании к благовествованию, но никак не к осуждению, клевете и злословию. Не будем забывать, что Сам Господь наш есть Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, и дар слова в нас – это дар Божественный, который мы должны хранить и умножать с великим вниманием и благоговением.

Сквернословие и злословие – это противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности»

К сожалению, и пустословие между нами случается, но сквернословие и злословие – это уже явное противление самому замыслу Божиему о нашей «словесности». Поругание этого великого дара свидетельствует о действии бесовских сил, хотящих извратить и осквернить всё святое и чистое, что заложено в человеке Богом. Понятно, что трудно совершенно удержать свой язык от всякого осуждения и злословия, но саму необходимость этого надо всё время держать в уме как требование, обязательное к исполнению. Блюдение чистоты ума, а как следствие и чистоты речи – это одно из обязательных требований христианской жизни. Будем об этом помнить и стараться быть добрыми служителями Слова.

«Клевета на власть приводит к катастрофам»

Священник Игорь Сильченков:

– Увы, тому, как страшен бывает грех злословия, исторических примеров много. Вспомним хотя бы, как клеветали на семью Романовых…

Грехи злословия и клеветы страшны тем, что приводят к ненависти и уводят от Любви. А ненависть – это мучительнейшее страдание, болезнь души. Она разрушает и личность, и семью, и работу, и целые народы. Так, если будешь злословить мужа, жену или детей, то скоро они будут казаться тебе в абсолютно черном цвете, рядом с ними невозможно будет находиться, так как будешь их ненавидеть, осуждать, ругаться с теми, кого злословишь. И в конечном счете семья распадется. Спасение от этого одно – постоянное покаяние, частая исповедь в грехах своих против ближних и причастие Тела и Крови Христовой для уврачевания души от ненависти и для стяжания Любви. То же самое относится, если такие нестроения возникают на работе или в ином месте.

К чему приводит злословие страны своей, властей своих, народа своего и других народов, мы хорошо знаем из истории. К сожалению, иногда плохо помним эти уроки.

В истории нашей Родины было много таких трагических моментов, когда народ поддавался и верил клевете на своих правителей, и это приводило к страшной смуте, к гражданской войне. А как следствие этой ненависти к властям своим и междоусобицы – приходили иноплеменники и разоряли Русь Святую. Так было во времена Смуты, Октябрьского переворота и еще во многих других случаях.

Злословие на власть выгодно врагам: это разделяет народ и как следствие – ослабляет страну

Хорошо знают те, кто враждует против любого народа и страны: не стоит воевать с помощью своей армии, теряя солдат, а лучше разделить народ и столкнуть людей между собой, усиливая острые моменты и разжигая недовольство властями. А когда люди достаточно друг друга поуничтожают и страна ослабеет, станет бессильной, тогда можно приходить ее грабить. Так сказано и в Евангелии: «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12: 25). Поэтому мы должны всячески избегать злословия властей и не слушать клевету на них, не осуждать. Не будем забывать, что «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 1–2). И еще: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет. 2: 13–14).

Мы должны объединяться в служении Богу, Церкви и Родине своей, каждый хорошо стараться делать именно свое дело, весь суд предоставлять Богу, и тогда у нас будет намного меньше нестроений, споров, раздоров. И намного больше сил для совершения трудов по спасению своей души и для стяжания благодати Святого Духа и вечной жизни в Царствии Небесном. Аминь.

«Тот, кто привык злословить, не способен на доброе»

Священник Максим Горожанкин:

– Сказано: «Человек добрый из сердца своего выносит доброе, а человек злой из сердца своего выносит злое» (ср.: Мф. 12: 35). Так что когда мы осуждаем кого-то, когда мы сплетничаем, мы как раз показываем, что душа наша заражена пороком. Да и сами мы не идеальны.

Современное общество всячески провоцирует грех осуждения и злословия. Ток-шоу на телевидении – это такие упражнения в злословии. И огромная опасность в том, что человек привыкает злословить. А тот, кто привык только лишь злословить и осуждать, не способен уже на добрый импульс. Когда человек всегда обо всех говорит и думает плохо, ему очень сложно перестроиться на иное, очень сложно увидеть вокруг себя добро и добрых людей.

Святитель Николай Сербский приводил такую притчу: «Чем отличается человек праведный от человека грешного? Человек праведный, если видит людей, идущих куда-то, в сердце своем мыслит: добрые христиане идут, наверное, в храм Божий помолиться. А человек, привыкший злословить, при виде тех же людей думает: это, наверное, бандиты идут кого-то обворовать». Яркий пример того, как мы очень часто злословим тех, о ком совсем ничего не знаем.

В истории масса подтверждений тому, чем оборачивалась клевета. Все мы помним трагические события начала XX века. Тогда многие злословили и царскую семью, и вообще правительство. Да, эти люди были небезупречны, но когда произошла революция, это стало катастрофой, положение в стране стало еще более тягостным, чем было до этого. А 1930-е годы, а ГУЛАГ, а расстрелы людей за веру?! Много мирян и духовенства пострадало. Это чудовищно, когда человека расстреливают за то, что он верит в Бога, или за то, что у него дома литература не та, которую нужно читать. А началось все с осуждения царя. Но никто не идеален, и государь-император тоже. Видя его плохие стороны, не замечали хороших. Уходя от монархического государственного устроения, которое кому-то казалось несовершенным, а кому-то и совсем негодным, к чему пришли? К большевизму, который обернулся массой трагедий. Вот об этом необходимо всегда помнить, когда мы злословим правителей какого бы ни было уровня. А сидя на диване, легко управлять государством.

Мы должны пытаться не злословить ближних и дальних наших, но за них молиться. И тогда всё будет по-христиански. Просить, чтобы Господь сил подал и нам, и тем, о ком мы плохо подумали. Лучше помолимся, чтобы Господь исправил и нас, и их. Тогда всё будет хорошо.

Подготовил послушник Никита Попов

28 апреля 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Змеиная справедливость Змеиная справедливость
Петр Давыдов
Змеиная справедливость Змеиная справедливость
Петр Давыдов
Тащим мы этот сундучище вниз по лестнице, спускаемся по крыльцу к машине — слышим сзади змеиный такой шепоток: «Ну, ссовссем тссерковники ссстыд потеряли: имущщество народное рассспродают-разбазаривают. Наверняка потом себе иномарок напокупают. Нет справедливости!»
Когда язык говорит без ума Когда язык говорит без ума
Адриана Михалча
Наши дурные слова о других не исчезают, как может показаться, – они бросают семя, пускают корни, и так мир наполняется ими. «Слова наши – это семена репейника. Как нельзя собрать семян, однажды посеяв их, спустя год, когда все поле зарастет репейником, так не сможем мы собрать то зло и грех, что посеяли языком своим. Потому нужно тщательно следить за языком. Соломон говорил: “Кто не хранит уст своих и языка, тот не может спастись”», – объяснял духовник монастыря Сихастрия старец Клеопа.
«Клевета - единственное оружие, против которого нет защиты ни у мирянина, ни у Архиерея, ни у Патриарха, от клеветы невозможно очиститься и оправдаться» «Клевета - единственное оружие, против которого нет защиты ни у мирянина, ни у Архиерея, ни у Патриарха, от клеветы невозможно очиститься и оправдаться»
Руководитель информационной службы Псковской епархии протоиерей Андрей Таскаев прокомментировал ситуацию, сложившуюся в Псковской епархии и связанную с именем протоиерея Павла Адельгейма, настоятеля псковского храма Жен Мироносиц.
Комментарии
валерий звёздкин19 сентября 2020, 02:22
Спасибо.
Галина15 сентября 2018, 16:42
Все мы в большей или меньшей степени грешим и в статье сказано, что каяться в грехах ведомых и неведомых. Сразу от этого не избавиться, а искренним покаянием постепенно будем уменьшать эти грехи. Во Славу Божью. Аминь
Cветлая 2 мая 2017, 18:07
Господь,разрушь во мне всякий дух злословия и сплетен.Очисти мой язык.Дай мне новые уста,которые говорят только Твои слова,чтобы каждое слово мое было помазано Тобой.А если мне захочется сказать,что-то злое,то дай мне сразу остановиться.Дай мне быть медленным,чтобы говорить,но быстрым,чтобы слушать.Дай мне мудрости не говорить глупых слов,и всегда следить за своей речью.Если мне кто-то говорит злое слово,помоги не реагировать на это,а уметь отсеивать ненужные слова и не принимать их.Научи,Господь,закрывать свою душу от злых и грязных слов.Научи,Господь,контролировать свой язык и не допускать,чтобы язык управлял мной.Господь,помоги мне больше молчать,говорить только с мудростью. Аминь.
Валерия 1 апреля 2017, 22:21
Душит длинный и злобный язык. Каждый раз обещаю себе не точить зубы ни о кого, но спохватываюсь - уже поздно... Тошно мне то этого, сама себе противна. И как молиться, чтобы справиться с этим? Что делать? Только силу воли отращивать?
Любовь 7 ноября 2016, 23:31
Спасибо этому порталу Православие.ру! Спасибо за эту статью, как правильно написано все. Сохраню ее и буду перечитывать. Очень хочу избавиться от греха осуждения. Господи, помоги!
Светлана Мамина-И-Папина-Дочь18 мая 2016, 16:27
Как мы живем? Господи, помоги моему неверию
Anatoliy Anatoliy 7 мая 2016, 10:25
Да,телек это монстр.Спаси Господи нас всех.
Вячеслав Камальдинов 4 мая 2016, 20:34
Вывод: вместо телевизора, смотри и читай pravoslavie.ru!
30 апреля 2016, 23:43
Дорогие миряне,ведь действительно,не будем забывать то что мысль материальна и мы являемся теми,о чем думаем и что говорим. Вспомним слова "Грехи других судить вы так усердно рветесь,начните со своих и до чужих не доберетесь".Да прибудет Милость и Благодать Господня со всеми нами.с уважением Дмитрий
Павел З.29 апреля 2016, 20:49
От злословия в свой адрес лучше не прятаться. Вся проблема болезненности злословия - от тех, кто прячет от других свои недостатки. А мы, люди, этим стали грешны почти все. Не противься злому, так как он уменьшает наше наказание за грехи.
Тамара Белова29 апреля 2016, 09:20
ПРОСТИ ГОСПОДИ ЗА МОИ ГРЕХИ!!! НЕ НАКАЗЫВАЙ МОИХ ДЕТЕЙ... ПРОСТ ИХ ГРЕХИ... вольные и невольные..
Татьяна29 апреля 2016, 00:42
Просим Господа о помощи заградить наши злые уста и очистить помыслы, и творим милостыню духовную, т.к. прощение - это милостыня. "Все мы согрешили, Боже, пред Тобой. Все мы люди грешные, Ты один Святой." Прости нас, грешных, милосердный Господи!
Евгений28 апреля 2016, 23:17
Все правильно отцы сказали - все так.
Но как же столкновение святителя Николая с Арием, когда святитель его резко обличил (хочется верить, что только словесно)?
Получается не всякое осуждение - проявление греховной злобы?

Скажите, что святитель не человека осудил, а его учение? Но и осуждающие, допустим, власть тоже ведь не личность осуждают, а отношение чиновника к своим обязанностям...
Геннадий28 апреля 2016, 15:41
Интересная статья, я в ней себя увидел ,прости Господи мя грешного
Ирина28 апреля 2016, 14:36
Всё правильно,осуждение,клевета,злословие это тяжёлый грех.Вот только для меня так и остаётся непонятным,как не осуждая никого,всё же видеть истину,ведь в реальной жизни много чего видишь и не только позитивное.Нельзя же на всё закрывать глаза,не видеть негативных явлений.В Ветхом Завете сказано,что не называйте зло добром.А если видишь явление,вольно или невольно видишь и его носителей.Вот здесь и начинается проблема,и людей не хочешь осудить,и проблему не можешь не замечать.
ТаняСем28 апреля 2016, 13:07
Господи спаси и помилуй от этого страшного греха и тех кого осудили,и самих осуждающих!А меня,рабу грешную,Татьяну еще и за грех осуждения мысленнаго!Ведь вроде "языком" стараюсь не судить,а вот мысленно....Боже мой что в моей голове происходит!!!!Помоги,Господи,преодолеть это состояние и закрой мои уши и уста от этого греха!Аминь!
Lyudmila Toll28 апреля 2016, 02:03
Господи помоги святым отцам найти ту золотую царскую середину и истину и воцари мир ТВОЙ между ними
я уверена что многие вспомнят как мучительно бывало начиная с самого детства от несправедливости
и клеветы от лжи в лицо и за глаза
Господи прости меня грешную и помоги нам всем мученикам на земле у ТЕБЯ ЕДИНОГО найти защиту и спасение
Lyudmila Toll28 апреля 2016, 01:52
Господи помилуй прости и спаси, истинная правда-- постоянно
кого то из правительства осуждаем дома без внимания ...просто сказали что то
не лестное про чиновника и забыли о нём ....можно сказать виноват телевизор
а то что мы сами находимся постоянно под взглядом Бога об этом надо помнить
теперь будем осторожны.....я сама абсолютно безразлична к телевизору
нет даже минуты для простого безделия,но муж не может без него
и я просто в другие комнаты ухожу-- телевизор не может быть причиной раздора
но для меня лично--лучше бы телика совсем не было
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×