Святой Комгалл, почитаемый как один из величайших отцов-основателей ирландского монашества, родился около 516 (по другим сведениям – 517) года в провинции Ольстер на месте нынешнего графства Антрим Северной Ирландии. Предполагают, что его родиной могла быть деревушка Магераморне или ее окрестности. Его отца, пиктского солдата, звали Сетна, а мать носила имя Брига. В молодости будущий святой служил в армии, но потом бросил военное дело.
После обучения у святого Финтана Клоненахского, где он был рукоположен во пресвитера и совершил свое первое чудо (исцелил слепого человека), Комгалл поселился на островке двойного озера Лох-Эрн на территории нынешнего графства Фермана. Здесь он жил как настоящий пустынник в крайне суровых условиях, посвящая все время молитве Богу. Сначала вместе со святым Комгаллом подвизалось несколько других молодых аскетов, но они не смогли долго прожить в таких тяжелых условиях и оставили его.
Вероятно, святой Комгалл также некоторое время служил в прославленном монастыре Клонард под духовным руководством преподобного Финиана и в обители Клонмакнойс под руководством святого Киарана.
Этот период аскезы и созерцания приготовил святого к исполнению главного дела его жизни – основанию в 558 (по другой версии – 552) году великого монастыря Бангор, располагавшегося к востоку от Белфаста. Бангор в древности также назывался «Долина ангелов», так как, по преданию, до святого Комгалла это место посещал святой Патрик, которому было здесь видение долины со множеством ангелов. Этот монастырь, ставший едва ли не самым знаменитым в Ирландии, находился на южном берегу Белфастского залива в графстве Даун Северной Ирландии. Святой Комгалл ввел в нем очень строгий устав. Но, несмотря на всю строгость, на протяжении нескольких столетий примерно 30 000 монахов и последователей Комгалла подвизались таким образом.
Община жила надеждою на спасение и совершенствовалась в любви. Правило святого Комгалла обращало особое внимание на любовь ко Христу-Спасителю и презрение к любым материальным богатствам. В обители практиковались непрестанная молитва и продолжительные посты. Скудная пища братии, принимавшаяся один раз в день, в основном состояла из зелени, хлеба и воды, молоко же считалось роскошью. В обители была принята публичная исповедь в присутствии всей общины, часто накладывались строгие епитимии. Поощрялась тишина, особенно во время трапезы, а разговоры разрешались только по крайней необходимости. Насельники занимались ручным трудом, различными ремеслами.
Псалмопение в обители не прекращалось ни на единую минуту
В монастыре Бангор каждый день служилась Божественная Литургия, совместная молитва продолжалась семь часов, днем совершалось два богослужения, а ночью – три. Церковные службы занимали центральное место в жизни общины. Кроме того, группы монахов, хором певшие псалмы, сменяли друг друга несколько раз в день, так что псалмопение в обители не прекращалось ни на единую минуту. По преданию, эта традиция продолжалась до конца существования обители Бангор. Позднее, в VII веке, миссионеры привезли эту практику псалмопения в континентальную Европу, а на основе этих гимнов и псалмов в Бангоре в том же столетии был написан «Антифонарий Бангора», который сохранился до наших дней в Амвросианской библиотеке Милана (Италия).
Писали, что ко времени преставления святого Комгалла в Бангоре подвизалось 8000 монахов, приехавших из разных стран Европы.
Бангор стал крупнейшим и одним из самых влиятельных монастырей в Ирландии, центром монашества, миссионерства и учености. В основанной святым Комгаллом Бангорской школе обучались Священному Писанию, богословию, латинскому и греческому языкам, древнегреческой и древнеримской литературе, логике, музыке, арифметике и геометрии. Здесь была создана одна из самых ранних исторических хроник на ирландской земле.
Благодаря влиянию Бангора в Европе в средние века даже существовала поговорка: «Если человек прекрасно знает греческий язык, то он или она точно из Ирландии». На таком высочайшем уровне было образование в Бангорской школе! Обитель Бангор нередко упоминается и в средневековой европейской литературе.
Святого игумена Комгалла почитали чудотворцем, он исцелял людей от слепоты и других болезней. По заступничеству святого Комгалла воры, укравшие однажды овощи из монастыря, сначала были наказаны слепотой, но после искреннего покаяния были не только прощены, но и приняты в общину. В другой раз некий жадный фермер, отказавшийся продать часть своего зерна братии из Бангора, был наказан нашествием мышей, которые съели все его зерно. Еще одна история гласит, что монахи Бангора однажды ждали гостей на праздник, но у них не было еды. Святой отец Комгалл помолился – и тут же к берегу подплыл целый косяк рыб, так что все насельники и их гости насытились.
Святого Комгалла считали своим духовным отцом многие святые современники, в том числе святой Колумбан – великий основатель монастырей в Галлии и Италии. Именно из монастыря Бангор святые Колумбан и Галл отправились в знаменитую и успешную миссионерскую поездку в Галлию, Швейцарию и центральную Европу; отсюда и святой Молуог уехал в Шотландию основывать великий монастырь на острове Лисмор, а святой Маэлруба – учреждать известный центр кельтского монашества в Эпплкроссе (Шотландия). Из учеников святого Комгалла можно также упомянуть святых Блана, Дейколу, Картаха (известного также под именем Мохуда) и Мохоемока.
Преподобный Комгалл, по преданию, однажды посетил великого святого Колумбу на шотландском острове Иона, сопроводил его в поездке к королю пиктов Бруде и проповедовал Евангелие в этой стране, возможно, основав монастырь и на шотландской земле. Среди друзей святого Комгалла были такие угодники Божии и аскеты, как Кеннет (Канис), Брендан Мореплаватель, Финиан Мовильский и Кормак.
Святой Комгалл говорил: «Человек без духовного наставника подобен телу без головы»
Известно замечательное высказывание святого Комгалла по случаю смерти его духовного руководителя, «друга души», как любили говорить кельтские подвижники: «Теперь я, как и все вы, лишен головы, ибо человек без духовного наставника подобен телу без головы».
Бангор был не единственным основанным Комгаллом в Ирландии монастырем, среди других был Келл-Комгейл. Предположительно, святой Комгалл жил некоторое время в Уэльсе, где основал монашескую общину, а также в Корнуолле и Шотландии, подвизаясь в святости и обучая многочисленных монахов. По мнению некоторых ученых, Комгалл также служил епископом.
Святой Комгалл, игумен Бангорский, преставился ко Господу после долгой мучительной болезни около 601 (по другой версии – 602) года 85 лет от роду. Перед смертью его причастил святой по имени Фиакр, которого ангел в видении предупредил о скорой кончине угодника.
Святой Комгалл считается одним из величайших духовников, духовных отцов и монахов-подвижников своего времени. Иона из Боббио, биограф святого Колумбана, писал о святом Комгалле следующее: «Он (Комгалл) был великим отцом монахов в Ирландии, прославившимся своим усердием в наставлении и поддержании строгой дисциплины». Его почитание распространилось на всю Ирландию.
Благодаря своему монастырю Бангор в числе еще трех ирландских городов был упомянут на знаменитой «Карте мира» (Mappa mundi), составленной в Херефорде (город на западе Англии) около 1300 года. Эта уникальная карта, одна из самых ранних средневековых карт мира, хранится в кафедральном соборе Херефорда по сей день как великая святыня.
Несмотря на частые набеги викингов, монастырь Бангор продолжал отправлять миссионеров в европейские страны. Бангор называли одним из главных светочей кельтского христианства – «светом миру» – наряду с монастырями Айона в Шотландии, Меневия в Уэльсе и некоторыми другими.
В музее Бангора хранится редкая святыня: ручной колокол Бангорского монастыря
Бангор в Ирландии следует отличать от двух монастырей с тем же названием, существовавших с VI века на севере Уэльса и тоже стяжавших известность.
Сегодня Бангор – красивый городок в графстве Даун. От древнего монастыря святого Комгалла здесь осталось совсем немного. После разорения викингами в IX веке обитель возродили в XII столетии католики. В разное время он принадлежал орденам августинцев и францисканцев. Монастырь распустили в начале XVII века. Сегодня бывшая монастырская церковь Бангора используется как приходской храм, принадлежащий Англиканской церкви Ирландии. В храме висит изображение Христа, возносящегося на Небеса вместе со святыми Комгаллом, Колумбаном и Галлом. От древних монастырских построек здесь мало что сохранилось, за исключением стены бывшей трапезной. Названия некоторых улиц Бангора содержат в себе слово «аббат» (то есть настоятель) и другие слова на церковную тему, напоминая о великом христианском прошлом некогда прославленного монастыря.
В музее Северного Дауна в Бангоре хранится редкая святыня: ручной колокол Бангорского монастыря, датируемый началом IX века. Он был найден в земле на территории аббатства в 1780-е годы. Предполагают, что монахи Бангора спрятали его во время очередного датского нашествия 900 годами ранее.
очень жаль, что Вы не прочитали мой ответ к Вашему первому комментарию на статью от 18 марта о святых Киаране и Сенане. В научном сообществе среди русскоговорящих православных принято писать имена этих угодников так, чтобы это максимально соответствовало первоначальным латинским (древнеанглийским, древнеирландским) формам их имен. Например: первоначальная форма имени святого - Ciaran, значит - по-русски пишется "Киаран" - именно такая форма имени угодника написана в синаксаре Сурожской епархии РПЦ! Киеран - это современная англицизированная форма, а Киран - современная ирландская форма произношения. Так же со многими английскими святыми: мы пишем "Кутберт" (его первоначальное латинское имя - Cuthbertus) вместо "Катберт" (так было бы в соответствии с современным английским произношением), "Кедд" вместо "Седд" (по той же причине), "Айдан" вместо "Эйдан", "Колумба" вместо "Коламба", "Беда" вместо "Бид", "Фридесвида" вместо "Фрайдсвайд" и т.д. Хотя в православном научном сообществе тоже имеют место разночтения по поводу имен некоторых угодников, но в любом случае современное произношение точно не берется в расчет.
Посзволю себе уточнение. Я плотно контактировал с ирландцами по работе и не только. Многие имена произносятся совсем не так как пишутся. В частности, имя Kieran произносится как Киран. Это я пишу по поводу такой цитаты в статье: "под руководством святого Киарана".
Простите!
Светлана, г. Ростов-на-Дону