О духовном смысле праздника Вознесения Господня, о том, что он предвозвещает для всех нас, а также о мирском его аспекте – о том, как провести этот праздник, – рассуждает протоиерей Артемий Владимиров.
Завершился праздник Пасхи – таинственной, красной, великой, двери райские нам отворившей, но не завершилось домостроительство нашего спасения. Господь, победив смерть воскресением, восходит от земли на Небо. Он, Богочеловек, восседает отныне одесную (справа) от Отца, имеет с Ним единую честь и славу, принадлежащую Сыну от вечности. Являет нам всю красоту и величие человеческого естества, во всём подобного нам, кроме греха. Отныне, как Царь Небу и земли, простирает Свои руки и благословляет со словами: «Я с вами во все дни до скончания века» – и больших и малых, и знаемых миру и незнаемых, тайных подвижников, учеников Своих, даруя нам обетование, обещание, что через малое время благодать Духа Святого снизойдет с небес и осенит нас Своей живительной силой.
Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо
Бывали ли вы, друзья, в Святой земле? Я, очень давно посетив Елеонскую гору, вспоминаю то самое место, где отпечатлелась стопа Спасителя нашего Иисуса Христа. Христиане, падая ниц, прикасаются к этому отпечатку и долго стоят на том месте, где апостолы созерцали, как явилось светлое облако. Спаситель стал медленно восходить на Небо, произнеся уже воспомянутые мною слова: «Я с вами есть во все дни до скончания века». Слова, которые наполнили радостью и торжеством осиротевшие было сердца учеников. Вознесение Господне указывает нам наш собственный путь. Ведь отныне отечеством нашим уже будет не земля, но Небо.
Для чего восходит Христос в небесные обители? Чтобы приготовить место нам. «Лучше будет для вас, – увещевал Спаситель учеников, – чтобы Я взошел ко Отцу, ибо, если Я не взойду туда, Дух Утешитель не придет к вам».
Сегодня, дорогие друзья, никто да не обольщается, взирая на свое бренное, слабое, подверженное болезням и недугам тело; никто да не повторяет за известным персонажем тургеневских «Отцов и детей» Евгением Базаровым бессмысленную фразу: «Умру я, и боле ничего. Лопух вырастет на моей могиле». Нет, друзья мои, Христос, восстав из мертвых и посадив наше естество на Престоле Своем, свидетельствует, что душа, которая по природе иностранка – она не от земных, не от нижних, а от вышних, – некогда вновь облечется в дарованное ей тело. Тело, которое будет восставлено из праха, силой Божией воскреснет при последней трубе архистратига Божиего Михаила, когда, по слову русского поэта,
Пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных,
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них.
Праздник Вознесения всегда собирает в наших храмах сотни, даже тысячи людей. В этот день так хочется участвовать в Божественной Литургии и, заблаговременно очистив совесть тщательной исповедью, быть причастниками Пречистых Тела и Крови Спасителя нашего Иисуса Христа. Потому что не внешним взорам, но сердечным чувством, шестым мистическим чувством, духом нашим мы можем осознать и восчувствовать то, что не подлежит нашим внешним чувствам, интересам, способностям. Вознесение Господне прокладывает и нам маршрут – не правда ли, знакомое слово? – от земли на Небо. «Христианин рожден не ползать, но летать», – писал апостол Павел в одном из своих посланий. Он радостно сообщает о том, что и ученикам Спасителя должно будет устремиться клинышком, журавлиной стаей вслед за своим Вожаком – первенцем из мертвых воскресшим Господом Иисусом Христом.
Вознесение Господне побуждает нас чаять того мига, о котором мы поем в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых»
«В тот день не все мы умрем, но все изменимся», – говорит апостол в Послании к Фессалоникийцам о тех учениках, которые живыми будут застигнуты безвестным для человечества часом, минутой, мигом Второго славного пришествия Христова. При последней трубе мы будем восхищены, восторгнуты, подняты в сретение (для встречи) Господа на воздусех между небом и землей. Христиане тогда будут напоминать собою горных орлов, внезапно обретя крылья – содействующую нам благодать Святого Духа; мы, как из кокона, из мест наших погребений взойдем не душой только, но в теле к Божиему Престолу, на котором воссел Судия и Спаситель наш. Иисус Христос разделит народы, поставив одесную Себя покаявшихся верных учеников, а ошуюю (слева) – тех, кто сопротивлялся Любви и Истине, тех, кто добровольно перешел на сторону Богом отверженного диавола. Вознесение Господне побуждает нас чаять этого мига, о котором мы поем в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых».
Заметим, что до Христа путь на Небо был закрыт для человеческой души. Даже ветхозаветные праведники, во всём угодившие Богу, наподобие Авраама, не имели крыльев восхождения в обители света. Да, мы помним о седьмом от Адама Енохе, который был преложен и взят на Небо, но это не было Царство Небесное. Енох, равно как и пророк Илия-ревнитель, не увидели телесной смерти лишь до времени. Во времена антихриста, который выдаст себя посредством Евровидения и других всемирных сомнительных форумов за президента Соединенных штатов Вселенной, Илия и Енох, два праведника Ветхого Завета, спустятся с небес из тех духовных хранилищ, где они вместе с телом пребывают, и, обличив преступления сына погибели, примут от него мученическую смерть, прежде чем воскреснут и вместе с нами всеми взойдут к Божиему Престолу.
На Руси праздник Вознесения всегда свершался с особенной торжественностью и радостью, потому что Господь, как вы видите, уготовав нам обители во Царствии Своем, духовному взору христиан являет красоту горнего Иерусалима. Нужно иметь только глаза, чтобы видеть этот город, описанный в Книге Откровения святым апостолом Иоанном Богословом. Его площади и улицы как будто из чистого прозрачного золота и стекла. В этом городе нет ночи. Ничто скверное, нечистое: ни блудники, ни прелюбодеи, ни матерщинники-ругатели, ни воры, ни лихоимцы – не войдут вратами в этот Иерусалим. В нем нет храма, потому что его светильником и храмом является Агнец, закланный и воскресший. И праздник Вознесения, когда мы входим во дворы Господни, преклоняем наши главы, переступаем церковный порог, и раскрывает нам красоту этого райского чертога, преддверием которого является даже простой деревенский храм.
Не забудем, дорогие друзья, по Божественной Литургии, причащении Святых Христовых Таин, как это издревле было принято на Руси, пригласить в этот праздничный четверг, на который всегда падает праздник Вознесения, наших друзей, добрых соседей, единомышленников за русскую трапезу. Известные всему миру щедрость, хлебосольство, гостеприимство суть свойства русской православной души, которая наслаждается истиной Божественной благодати, ощущая в себе хотя бы начатки смирения, кротости, чистоты и любви, стремится – чем богаты, тем и рады – поделиться и с простецами, и с мудрецами радостью о Духе Святом. Но эта радость бывает овеществлена на семейном домашнем обеде, вечери. Эта радость как будто материализована в земной трапезе.
Вкусив нечто от благ вещественных, как хорошо на праздник Вознесения утешиться духовной беседой; особенно приятно, если нас посетит батюшка и пообщается с нами так, чтобы души обрели крылья надежды и назидание духовное напитало наши сердца. Я говорю без намеков, но если кому-то из вас, дорогие мои телеприхожане, не придет в голову, кого же именно пригласить, пригласите меня. Не потому, что я голоден или нуждаюсь в пропитании, но, как говорил А. Сент-Экзюпери, «роскошь человеческого общения является для нас самой настоящей потребностью». Так что до скорых встреч, жду ваших предложений.
Помощи от Бога Вам, отец Артемий.