Христианство и патриотизм

Современные светские и церковные либералы и модернисты категорически отказываются от понятия «патриотизм» и воспринимают его только в негативном свете. Между тем это важный аспект мировоззрения русских православных людей. Этому посвящен доклад протоиерея Олега Стеняева, прочитанный им в 2007 году в храме МГУ во имя святой мученицы Татианы, который мы предлагаем вниманию читателей.

Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев | egord.photosight.ru

Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.
(Откр.21:24).

Что само Священное Писание говорит о патриотизме? Совместимы ли эти понятия: христианство и патриотизм?

Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукою Бога. Это: Личность; Семья; Нация; Царство и Церковь. Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание, должно быть православное воцерковление.

Личность создана Богом. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). Человек ответственен пред Создателем за свою душу. Сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Ответственен человек пред Богом и за сохранность своего собственного тела. Сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 17). Грех самоубийства всегда почитался самым страшным преступлением против веры в Божественное Милосердие. Уныние есть один из семи смертных грехов. Вся совокупность человека призывается Творцом к чистоте и святости. Сказано: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие» (1 Фес. 5: 23). И прославлять Бога – то есть быть православными – мы должны не только в духе, но и в теле нашем. Читай: «Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6: 20). Пренебрежительное (полухлыстовское) отношение к целокупности человеческого бытия опасно и недостойно имени православного христианина.

Семья учреждена Богом. Написано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Человек лично ответственен пред Богом за дом свой. Сказано: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Именно семья в наше время подвергается сатанинским нападкам со стороны как неумеренных ревнителей безбрачия (с их хлыстовским призывом: «Женатые разженитесь, а неженатые не женитесь»), так и сторонников так называемого «планирования семьи». Именно к таковым относятся слова из Писания: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…» (1 Тим. 4: 1–3). Семья не может являться препятствием для духовного роста, ибо Само Слово Божие почитает семью быть «домашнею… церковью» (1 Кор. 16: 19). Да и сама первая (по времени ниспослания) заповедь, данная роду человеческому еще в Раю, призывает к браку. Сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1: 27–28). Нации не нужна апология импотенции и извращения «под видом благоговения» (Правило святых Апостол, 5-е). Подлинное монашеское воздержание возможно для немногих: «Кто может вместить, да вместит!» (Мф. 19: 12). Напротив, нужно здоровое библейски выверенное православное учение о браке, емко выраженное в следующих словах из Писания: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» (1 Кор. 7: 27–28).

Нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога

Нация есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека (см.: Быт. 1: 26), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 7). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3: 5). Известно высказывание: «Бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного».

В национальном вопросе мы призваны Словом Божием и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26). «Пределы обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет права самочинно нарушать их. Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских земель.

Эгоистическая сотериология (учение о спасении) не признает ни национальных, ни расовых, ни государственных границ ответственности. Но само библейское учение о спасении никогда не рассматривает человека в отрыве от его семьи, нации и места обитания. Писание учит нас именно соборному домостроительству и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: «Отче мой», а учил нас молиться: «Отче наш» (Мф. 6: 9). Закон Божий не предлагает нам идти путем эгоистической сотериологии, а, напротив, путем соборной сотериологии. Сказано: «…ни сын твой, ни дочь твоя…» (Исх. 20: 10). Да и сам призыв ко спасению отнюдь не индивидуальное значение и назначение имеет, а скорее всего обращен к человеку как соборной единице. Сказано: «Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место» (Быт. 19: 12–13).

Национальное становится религиозным, как религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский – значит и православный»

Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великоросскому пониманию соборности и святости. Преподобный Серафим Саровский учил: «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи». Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии, был «апостолом национализма». Он действительно любил свой народ, и любил его до самозабвения, самоотрицания и даже самоотчуждения во Христе. С чувством национального самосознания он однажды воскликнул о себе: «Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев» (Флп. 3: 4–5). Однажды в порыве патриотических чувств он воскликнул: «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 2–3). Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом. К такой же неэгоистической религиозности он призывает и нас словами: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4: 16). А Сам Христос пришел в этот мир спасти «людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21), призывая апостолов идти «наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10: 6), и некогда на прошение хананеянки сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26). Апостол Павел неоднократно подчеркивал необходимость учитывать национальный фактор. Он говорил: «Для Иудеев я был как иудей, чтобы приобрести Иудеев» (1 Кор. 9: 20). Только та проповедь будет иметь смысл, которая национально обособленна и обозначена. Только то слово принесет благословение нашему народу, которое будет русским и по смыслу, и по духовному содержанию его. Одинаково чуждые коммунистическому интернационализму и масонскому космополитизму, русские православные люди участвуют в Православном Кафолическом (Вселенском) Домостроительстве именно как члены Русской Православной Церкви, и здесь национальное становится религиозным, точно так же как и религиозное у нас глубоко национально. Ф.М. Достоевский писал: «Русский – значит и православный».

Царство есть существенная составляющая в деле Божественного Домостроительства. Сказано: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17); и еще: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит. 8: 15). Самодержавие установлено по Божиему соизволению. Сказано в Законе Божием: «Поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор. 17: 15). Есть границы ответственности по отношению к принципам незыблемости монархической власти. Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим… не делайте зла» (Пс. 104: 15).

Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни

Церковь есть наиболее значимая граница ответственности, очерченная рукою Бога. Церковь, наряду с семьею и личностью, есть тоже Школа Любви – Высшая Школа Любви. Церковь не знает территориальных, социальных и расовых границ: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 26–28). Но свобода бытия, дарованная нам в Церкви, не есть начало космополитизма, социального коммунизма и эмансипации. Церковь призвана Богом освящать и преображать национальные, экономические и внутрисемейные начала жизни для их более активного участия в деле созидания Царства Божия «и на земле, как на Небе» (Мф. 6: 10). Но при всем этом совершенно очевидно, что ради Христа всё можно почесть тщетою, ради превосходства во Христе и со Христом (Флп. 3: 7), ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор. 15: 50). Христианин должен всегда чувствовать и осознавать свою причастность к Церкви. Сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10: 25).

Церковь есть место увещевания, но не потому, что в ней собраны разные мнения. Нет, она именно и «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). В Церкви разрешение всех вопросов – как малозначительных, так и самых острых, злободневных и судьбоносных. Сказано: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви» (1 Кор. 6: 1–4). Церковный суд – вот насущная проблема нашей российской современности. В России существует и раввинский суд, и шариатский суд, и какой угодно, вплоть до «стрелок», где уголовники «разводят по понятиям». Православный не может судиться с православным у людей, «ничего не значащих в церкви». Требовать светского суда – «суда кесарева» (Деян. 25: 11) – мы можем только тогда, когда судимся с неверующими, язычниками или с неверными. И духовенство не имеет никакого права уклоняться от исполнения судебных обязанностей, иначе по отношению к нам могут быть применимы слова: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2: 7–9).

Нам, духовным лицам, давно должно понять, что у нас в России есть границы ответственности и для лиц духовного звания. Сказано: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение» (1 Кор. 9: 16). Церкви нужны добровольцы, а не наемники. Сказано: «Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, – за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я – на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их» (Иез. 34: 8–10). Ничего себе пастыри, «из челюстей» которых надо исторгать овец! Это волки! О проникновении которых в христианскую Церковь говорил еще и апостол Павел: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20: 29–31). «Непрестанно со слезами» молился за пастырей Русской земли преподобный Серафим Саровский, когда Господь сказал ему, что великое искушение ожидает епископов российских.

Мы все должны молиться за единство Церкви. Да будет она точно такой, как сказано в Великом Катехизисе: «Церковь Божия есть собрание всех верных Божиих, иже непоколебимую держат единую православную веру и в любви пребывают».

Как никогда Церковь и ее иерархия нужны русскому народу. Когда израильтяне выходили из Египта, они шли под управлением пророков и судий; период судий длился достаточно долго и окончился установлением теократической монархии. Прийти к возрождению православного самодержавия мы можем только чрез непосредственное церковно-клерикальное управление. Уже сейчас многие ветви российской власти в лице лучших своих представителей осознают, что единственная по-настоящему легитимная власть в России – это власть Патриарха. Но не всё духовенство готово к тому, чтобы встать в авангарде нации. У многих, особенно из числа старой клерикальной номенклатуры, религиозное чувство совмещено с рабским пресмыканием пред сильными мира сего. О подобных им сказано: «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3: 17–19). Их время прошло, и они это знают… Латинский дух, привнесенный малоросским – фактически униатским – духовенством, с его экуменическими соблазнами, жадностью к деньгам и полным отсутствием российского патриотизма, уйдет в прошлое. Русское духовенство и раньше сталкивалось с подобными проблемами и с честью преодолевало их. Судебная и законодательная власть в России должна оказаться под контролем духовных лиц – только это может возродить наше многострадальное Отечество.

Любовь в Библии означает, прежде всего, осознание границ ответственности. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14); и еще: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8).

Плюрализм в жизни Церкви – ересь, в жизни Царства – гражданская война, в жизни нации – геноцид, в жизни семьи – блуд

Итак, Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь есть суть границы ответственности, очерченные рукою Бога. И именно их и стремится нарушить и попрать диавол. Лукавый не является творцом, и зло, следовательно, не бытийно. Диавол, «взяв повод от заповеди», производит в нас «всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» (Рим. 7: 8). Его задача – прежде всего извратить естественные начала жизни. И его оружие – плюрализм. Плюрализм в жизни Церкви – ересь, в жизни Царства – гражданская война, революция и мятеж; в жизни нации – геноцид, в жизни семьи – блуд, а в жизни личности – шизофрения. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия (цельность Личности).

Современные политические соблазны – это идеология коммунизма, национал-социализма и демократического либерализма. Эти три оскала апостасийного времени пытаются расшатать и опрокинуть Россию. Они одинаково чужды православному политическому самосознанию.

Коммунизм: его апокалипсический символ – зверь багряный (Откр. 17: 3). Как идеология безбожия, коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства. Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Атеизм – начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога!”» (Пс. 9: 25).

Национал-социализм – оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ – дракон (Откр. 12:14). Подрывает основы библейского откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ «сверхчеловека» позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. В известном хасидском трактате сказано: «Души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых “клипот”, в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гмара выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия» (Шнеур-Залман, раби из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания) / Под общ. ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1999. С. 45). Как подобные словеса перекликаются с сатанинскими пассажами из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера!

Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации. «Еврей» в библейском понимании – это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого слова. Сказано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2: 28–29). Писание уравнивает в глазах Создателя весь «род человеческий», произошедший «от одной крови» (Деян. 17: 26) праотца нашего Адама. Любое учение о «полулюдях» или «недочеловеках» есть проявление полного духовного невежества и крайне опасных для общества уголовных наклонностей. И не важно, кем и где говорятся или говорились подобные безумные слова – в еврейском Кнессете или немецком Рейхстаге, в московском Кремле или православном храме, мечети или синагоге. Сказано: «Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их» (Пс. 48: 14).

Демократический либерализм есть опасное политическое безволие, подчиненное инстинктам толпы. Его апокалипсический символ – лжепророк (Откр. 16: 13). Писание категорично осуждает безответственных демократов и решительно рекомендует дистанцироваться от них. Сказано: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14). Идеи либерализма в его крайних проявлениях несут полное нравственное и моральное разложение обществу. Опасность демократических предвыборных технологий – приход к власти случайных людей, проходимцев и шарлатанов. Этот строй наиболее способствует росту коррупции, воровства и преступности. Растет число беспризорных детей при живых родителях, растет проституция и наркомания.

Апокалипсис учит, что три ипостаси диавола – коммунизм, национал-социализм и демократизм – объединятся перед последней схваткой между силами добра и зла. Сказано: «И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16: 13–14). Теперь Россию хотят завлечь или в объятия идеологий Мордки Маркса, или идеологий Адика Гитлера с компанией, или идеологий дядюшки Сэма.

Когда мы говорим: «Я буду защищать эти святыни, потому что это святыни моей нации», мы останавливаем врага

Преодолевая чуждые нам соблазны и заблуждения, мы должны идти путем самобытным, исконным, отечественным и трем новомодным соблазнам противостоять, вновь и вновь провозглашая и утверждая принципы Православия, Самодержавия и Национальности. И не думайте, что линия духовной брани проходит между разными движениями, – она проходит по нашим сердцам. И там, где мы говорим: «Я не буду грешить, потому что я русский», и там, где мы говорим: «Я буду защищать эти святыни, потому что это святыни моей нации», мы останавливаем врага в своем сердце, мы останавливаем врага на своей земле, мы действительно осуществляем брань, о которой святой апостол Павел говорил: «…потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме».
В начале XX века священномученик протоиерей Иоанн (Восторгов) взывал к своим соотечественникам: «Для того ли Промысл Божий вызвал к бытию Россию, поставил ее на рубеже двух миров и положив пред ней великое мировое призвание, чтоб она, перестав быть сама собою, исчезла с лица земли и изменила богоданному призванию? Для того ли Господь приобщил ее к Церкви Своей и духовное небо ее украсил сонмом равноангельских подвижников, чтобы все это погибло пред разливом безбожия и иноверия? Для того ли святые русские трудились над духовною нивой нашею, засевали ее пшеницею чистого благочестия, поливали потом, слезами и кровью, обвеяли молитвами, являлись по смерти из-за могил своих, оставили храмы, обители, свои мощи и свои чудеса, – чтобы поздние потомки, изжившие, обезумевшие, поддавшиеся соблазну лукавых слов презренного злата, все это свели в ничто? Жив Господь наш, и жива Церковь Его, и жива Русь святая! Миллионы сынов ее не преклонили и не преклонят колен своих пред Ваалом, их ни запугать, ни закупить, ни обмануть врагам России».

Смотри также
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Свящ. Димитрий Шишкин
Еще раз о любви к земному Отечеству Еще раз о любви к земному Отечеству
Священник Димитрий Шишкин
Если угодно, земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному; заботясь о созидании которого, мы заботимся о созидании в себе христианина.
«Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное» «Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное»
Игум. Нектарий (Морозов)
«Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное» «Какой бы век ни был на дворе, патриотизм — понятие священное»
Сегодня мы беседуем с одним из инициаторов создания «Патриота», настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» игуменом Нектарием (Морозовым) на непростую, но очень важную тему — что такое патриотизм и есть ли для него еще место в жизни нашей страны. Беседуем, поскольку именно сейчас эта тема представляется нам особенно актуальной.
Валентин Распутин: Прощания c Россией не будет Валентин Распутин: Прощания c Россией не будет Валентин Распутин: Прощания c Россией не будет Валентин Распутин: Прощания c Россией не будет
Я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли.
Комментарии
Александр 5 мая 2017, 08:27
Если честно то ничего патриотичного, во всех цитатах я не увидел. Я увидел лишь то что человек трактовал цитаты так как он сам их увидел, сквозь призму своих собственных предрассудков. Ведь в них ничего конкретного нет. все эти цитаты можно трактовать точно так же, говоря о роде человеческом как о всём человечестве в целом. А пределы обитания можно трактовать не как границы государств а как среда обитания. к примеру суша, русла рек и тому подобное. Везде где раньше произростали селения. Патриотизм, и национализм это основные причины всех войн на земле, и это сухой факт! Нет ничего хорошего в том что люди тратят баснословные деньги на оружие массового поражения, вместо того что бы вложить их в полезную науку и в медицину. К тому же вопрос встречный, о милитаризме который как не крути связан с патриотизмом, разве есть в Библии список причин благодаря которым, человеку можно без наказанно удивать себе подобных, тоннами!?
olga27 июня 2016, 15:32
Александру 26.06.2016. 16:00 Слава Богу! На этом и закончим. Желаю Вам, от всей души проведение Петрова поста, угодное Богу.
Александр26 июня 2016, 16:48
Ольга, то же самое и думаю, что говорил Бог через ап. Павла.
olga23 июня 2016, 23:38
Александр 23.06.2016 21:00 А сами то Вы , что думаете?
Александр23 июня 2016, 21:13
Я нигде не говорил, что нужно ненавидеть своих соседей по месту жительства или по кровному родству. Я привел только слова апостола Павла "Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере". (Гал. 6. 10. ). Я посмотрел толкования на это место св. Златоуста, еп. Феофана, бл. Феофилакта, прп. Еврема Сирина. Они все равно пишут делать добро всем. Так что причем здесь ненависть??? Но некоторым в первую очередь. Кому же это? Единоплеменникам? Нет. Смотрим, например,слова св. отца Феофилакта: "Конечно, не в одинаковой мере нужно оказывать пособие сим последним и единоверцам, но большую щедрость нужно оказывать верующим. Ибо на это указывает словом наипаче. Но заметь, и в этом случае насколько он удаляет их от иудейской узости: ибо закон открывал сердце в отношении к единоплеменникам, благодать же призывает землю и море к трапезе милосердия, хотя и не в одинаковой мере, как сказано."
olga21 июня 2016, 19:46
Александру 15.06.2016 21:00 Александр! Если Вы писали не от нелюбви к России, а от любви к Богу, простите меня пожалуйста, Христа ради! А если Вы не любите Россию , по каким-то своим личным причинам, очень прошу Вас, полюбите.
Наталья Богоявленская19 июня 2016, 21:23
Ольге: не знаю вашего возраста и соответственно не могу знать, насколько вам известно о коммунизме практически. Мне же при советской власти довелось прожить немалую часть своей жизни. До коммунизма, правда, не дожили (прошёл даже такой анекдот, что вместо коммунизма, обещанного Хрущёвым в 1980 году, состоялись олимпийские игры), был развитой социализм, ну да это всё едино. Так вот, могу вам свидетельствовать: все социалистические идеи насквозь лживы. Приведённые вами в пример прекрасные принципы кодекса коммуниста просто украдены из христианства, начиная с призыва к миру "Перекуём мечи на орала" (см. пророка Исаию) и заканчивая коммунистическим девизом "Кто не работает, тот не ест" (см. послание к Солунянам ап. Павла). И таких примеров можно "нарыть" ещё бесчисленное множество -- недаром из всех магазинов, библиотек и даже церковных лавок Библия в советское время была изъята. Так что не обольщайтесь: христианство и коммунизм -- несовместимы!
Вениамин18 июня 2016, 17:54
Извините, я не специалист по коммунизму, скажу лишь несколько слов. В теории одно, но на практике в конце концов это учение, если не ошибаюсь, привело к несовпадению слов с делами (фильмы "Остановился поезд", " Страсти по Владимиру" и многие другие). Об общей собственности и поговорка есть - "у семи нянек дитя без глазу". По Ильину, человеку свойственно иметь частную собственность (" Путь духовного обновления "). Там же критика идей коммунизма. И люди, как мне кажется, поведением подтверждают эту критику. Например, секта евуссеев времен Христа учила об общей собственности. Приводило к тому, что работать никто не хотел и приходилось жить самым скудным образом. О равенстве тот же Ильин хорошо говорил - справедливо будет давать всем непоровну. Люди-то разные - сильнее-слабее, больнее-здоровее, больше-меньше, дети-старики, муж.-жен. и т.д.. Вообще, насколько я узнал, истоки научного коммунизма из 18 века, от французских гуманистов, Сен-Симона и пр.. 18-ый век, отделение веры от разума, " мы наш, мы новый мир построим..." То есть, без Бога. Понимающему, наверно, уже все ясно. Может, ошибусь, но, наверное, христианам-коммунистам хорошо бы изучить и христианство и коммунизм. Уж больно они разные. А некоторое совпадение идей... Так и самурайский кодекс, как я читал, учил некоторому отречению от себя и многим другим, похожим на христианские, идеям... С уважением.
olga17 июня 2016, 23:18
Александру 15.06.2016 21:00 "... нет в христианстве какого то особого национального патриотизма." Вы заблуждаетесь. Патриотизм есть. Это святая любовь к своему Отечеству, как начальная школа в научении любви к Отечеству Небесному. По слову Господа нашего Иисуса Христа " Если в малом не были верны,то кто же вам даст большее?" Для того, чтобы научить людей выполнять заповеди Божии, Господь Вседержитель благословил некоторые страны и народы ,действительно, особым благословением, чтобы и другие страны и народы ревновали о Славе Божией. Действительно, Духу Христову чужд национализм и все его чудовищные проявления. А чувством патриотизма пропитан весь Завет и Ветхий, и Новый. И ещё, в христианстве есть богомудрая здравость и безумие Христа ради. А вы, когда будете в Америке или в другой стране мира, не доказывайте откровенную глупость, даже при помощи цитат из Святых Отцов, через них особенно видна, ваша ненависть к России.
Ольга17 июня 2016, 10:39
Мне тоже не понятно, на каком основании Автор считает коммунизм апокалипсическим злом. Из словаря В.И. Даля: «Комунизмъ, политическое ученіе о равенствѣ состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество». Здесь уже говорили о коммунистических идеях в учении свт. Иоанна Златоуста. Разве коммунистическая идеология, которая, по мнению Автора, есть атеизм, - «начало безнравственности и крайних форм нечестия»? А «Моральный кодекс строителя коммунизма»? В советское время, когда господствовала коммунистическая идеология, с нравственностью как раз все было в порядке. Она-то и стала той почвой, на которой в 90-е годы стали появляться ростки духовности. И запрет религии на государственном уровне не мешал взращиванию народного патриотизма, который был явлен уже в первые дни Великой Отечественной войны. Любовь к Родине воспитывалась с детства. Согласна с комментатором Сергеем, что можно быть и коммунистом, и христианином. Видимо, Автор, «ополчившись» на коммунизм, имеет в виду только «русский коммунизм» (Н.А. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»), который в годы ленинизма принял гипертрофированную форму – почему и отождествляется с атеизмом. Но история показала, как в советское время, в рамках коммунистической идеологии, менялось отношение государства к Церкви. Есть немало её представителей, которые отнюдь не связывают коммунистические идеи с апокалипсисом, а, напротив, видят истоки их в христианском учении. С уважением к Автору.
александр16 июня 2016, 19:19
Александру. Будет очень патриотично, если помогая людям в любой стране и любой части света, отвечая на вопрос о себе, не постыдитесь представиться православным и русским.
Александр16 июня 2016, 16:58
Батюшка, все таки там именно я и указал, что Златоуст опровергает эти слова «Что же спросишь? ... А когда он молится только ради иудеев, то показывает, что желает отлучения не ради Христа, но из-за близости к ним». И дальше и перед этим. сам этот вопрос, так сказать, затравка для возбуждения интереса. Дальше святой говорит и причину "Павел ... желал быть отлученным, если это было возможно, под тем условием, чтобы спаслись иудеи, - чтобы такое богохульство прекратилось и не казалось бы, что Бог обманул их прародителей, которым обещал дары." и так далее. А в 8 части 19 беседы толкования говорит прямо антипатриотично : "Ведь нет у христиан, нет родства плотского, а есть только близость по Духу. Таким образом и скиф делается сыном Авраама, а сын Авраама становится для него более чуждым, нежели скиф.<...> Плотское родство есть дело природы и необходимости, по нему мы все родные, потому что все родились от Адама, и по отношению к Адаму и Ною и к общей всем матери земле - все мы друг другу родные в одинаковой степени. То родство достойно награды, которое разделяет нас от людей порочных. В этом отношении не все между собою родные, а только те, которые согласны по образу жизни. В этом отношении не того мы называем братом, кто родился от одной с нами матери, но того, кто оказывает одинаковую с нами ревность... " и так далее.
Игорь16 июня 2016, 14:13
Слава Богу за слово ваше!Сражайтесь за любовь отче,да хранит вас Бог наш. Аминь!
Прот. Олег Стеняев16 июня 2016, 12:55
Выстраивая правильную иерархию ценностей, нельзя игнорировать и плотское родство, в этом, обнаруживалась бы, тонкая разновидность монофизитской ереси.
Важно учитывать и контекст обсуждаемых слов: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом…» (Рим.9:1-3).
В словах Златоуста, надо обращать внимание и на следующие: «А когда он молится только ради иудеев, то показывает, что желает отлучения не ради Христа, но из-за близости к ним». – Действительно (!), родство плоти, близость обязывает…
С другой стороны, преимущества евреев по плоти, носят и религиозно значимый характер. Здесь, присутствует и некая двойственность. Читаем: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (т. е. ради Авраама, Исаака и Иакова – О. С.)» (Рим.11:28).
«Хотя тяжко согрешили иудеи, отвергнув дар Божий, и достойны погибели, но, будучи сынами добрых отцов, чьи многочисленные заслуги они получили от Бога, они с радостью будут приняты вновь, когда вернутся к вере, ибо Божия любовь к ним пробуждается памятью их отцов» (Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам).
Память об отцах и означает проявление патриотического чувства…

Отрицание патриотического начала в жизни христианина, оказалось бы вызовом и по отношении к заповеди: «Почитай отца твоего…» (Исх.20:12). «Отец», «отчизна», «отечество» …
А то, что у нас есть отечество не только на Небе, но и на земле, читаем: «от Которого (т. е. от Бога – О. С.) именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:15). «Именуется», значит проистекает по Его воли.
Александр15 июня 2016, 22:18
св. Златоуст иначе чем автор толкует слова ап. Павла "я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 2–3):
"Потому он и сказал: «родных мне по плоти», — чтобы скрыть величие дела.... Что же это, спросишь. Если (Павел) хотел быть отлученным для того, чтобы уверовали другие, то ему надлежало о том же молиться и за язычников, а если он молится только об иудеях, то показывает, что желал отлучения не ради Христа, а ради сродства с иудеями." И дальше св. Златоуст показывает, что это не так, смотрите его толкование полностью.

Что касается слов "Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев" то здесь не чувство национального самосознания, а здесь он доказывает что больше всех мог надеяться на праведность от плотского закона, то есть он не пришлец, почетнейшего рода, вместе упоминает и свое обрезание и свое фарисейство и в конце добавляет "Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою." - смотрите контекст. И смотрите св. Златоуста и святых отцов опять же.

Александр15 июня 2016, 21:48
к Алексею Селиванову:
Вот если ограничить заповедями Господними, то и термина "патриотизм" не надо, остается просто любовь к окружающим, какой бы нации или страны они не были. Ко всем одинаково христианское отношение, правда апостол Павел добавил а "наипаче своим по вере". св. Златоуст толкует его : "Этими словами он особенно предостерегает их от скупости иудейской. У последних все дела человеколюбия ограничивались только единоплеменниками<...Заметьте!>. Всем заповедует подавать, однако же, в надлежащем порядке Какой же это порядок? Чтобы иметь больше попечения о верных.". Т.е. если и выделяется кому помогать в первую очередь, то по духовному родству, а не по плотскому, а помогать все равно всем - нет в христианстве какого то особого национального патриотизма.
Прот. Олег Стеняев15 июня 2016, 19:31
Сергей! Я с Вами совершенно согласен, что понятие "нация" слишком условное.
Но! привычное... Писать "народность", или, "народ" представляется неудобным.
"Язык", - более правильно, хотя и не для всех понятно...
Рад, что статья заинтересовала и вызвала отклики.
Сергей15 июня 2016, 08:23
В статье есть по крайней мере два противоречия. 1. В начале обосновывается понятие "нация" как Богом благословленное, а затем говорится, что "Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации". И это скорее всего так и есть, так как понятие нация появилось в XIX веке. Наверное правильнее говорить о понятие народ - "язык". 2. Клеймится коммунизм, но ни одного довода против него, как учения богопротивного. не приводится. А приводятся доводы против атеизма. А коммунизм это не обязательно атеизм. Может быть христианский коммунизм. Могут быть христиане-коммунисты. А может быть атеистический коммунизм и коммунисты-атеисты. А может быть богоборческий коммунизм и коммунисты-богоборцы. Но это все три разные понятия.
Например святитель Иоанн Златоуст говорил - почему на "агоре" (главная площадь Афин) так хорошо и чувствуешь себя как дома? П.ч. тут все общее. Литургия - это "дело общее". Коммунизм переводится также.
Поэтому прошу Вас, отец Олег - просьба привести примеры где в Апокалипсисе говорится плохо именно о коммунизме. Красный - это не доказательство - может речь о культе Санта-Клауса или Кока-Колы?
Наталья Богоявленская14 июня 2016, 23:49
Александру: А чего уж вы так-то -- в Америку? Поезжайте лучше в Сирию или на Донбасс -- там гораздо больше нуждающихся. А в России их нет, как по-вашему?
Алексей Селиванов14 июня 2016, 22:56
Вопросы отношения к патриотизму среди христиан - вечное качание маятника, а нашему народу вообще свойственно впадать в крайности. Вот и имеем на одном полюсе "уранополитов", отвергающих патриотизм в принципе (при этом они делают для него явное исключение - к любви к родителям, например, они гораздо толерантнее), а на другом - ура-патриотов от православия, делающих себе идола не то из страны, не то из государства (не обязательно из русского, заметьте; знаю и грузинских националистов-православных, и даже украинских националистов-прихожан УПЦ МП). А ведь простая вещь, в сущности: любовь к стране и готовность жертвовать всем ради ближних - это, конечно же, прекрасно и похвально. Но - ровно до тех пор, пока это не вступает в противоречие с любовью к Господу. Остальное уже сводится к вопросам практической икономии...
Александр14 июня 2016, 21:02
А если я перееду в Америку, и буду там помогать окружающим, будет ли это патриотично? Наверное не будет, ведь не для своего отечества я полезен, зато будет по-христиански, если ради Бога.

Мне кажется, "я буду защищать святыни потому что они Божии, не смотря на то какой они нации принадлежат" звучит намного лучше".

Апостол Павел говорил "будем делать добро всем, а наипаче своим по вере."(Гал. 6.9), а про нацию ничего не сказал.

Я к чему это все, а христианское ли это учение выделять нацию?
тамара14 июня 2016, 19:36
О.Олег,в Вашей статье от начала и до конца всё правильно и верно. Русские люди--это православные люди.И мы должны быть патриотами своей страны!!!! И прививать своим детям патриотизм и любовь к своей Родине,Святой Руси!!! И об этом надо говорить и воспитывать в этом наших детей!!!!
olga14 июня 2016, 14:12
Вдумчиво и по существу; это не пафос, а вопль души и сердца. И необъятная глубина Священного писания. Спасибо!!!
Ольга14 июня 2016, 13:36
Замечательная статья, очень сильная! Спасибо,о.Олег! Слова, произнесенные Вами - сказаны по вдохновению, они найдут отклик у многих читателей. Спасибо.
ВЕКШИНА Людмила14 июня 2016, 13:21
Потрясающие мысли и факты, не смотря на пафосность.
Правда жизни, о которой задумываются далеко не все, к сожалению...
Нет ли видео с этой проповедью? Думаю, что "слово изреченное" воспринялось бы с ещё бОльшим интересом и оказалось бы убедительнее даже, чем эта замечательная статья.

Благодарю протоиерея Олега и всех соработников сайта.
С уважением и пожеланиями всего доброго.
Дмитрий14 июня 2016, 12:35
Спаси Вас Господь, за то, что поднимете эту тему. Национальность такое же естественное качество человека, как пол или возраст. Путаться стыдливо избегать национальных вопросов, а, тем более, бороться с самими национальными чувствами - безумие. Как есть различие между мужчинами и женщинами, так есть различия между народами, их нужно учитывать, и все решения нужно принимать с учётом их влияния на национальные интересы. Справедливо учитывать интересы всех народов, а не заменять национальные интересы какими-либо всеобщими ценностями. С автором в большинстве пунктов согласен, кроме возложения политического бремени на Церковь. Если государство захочет стать православным, то пусть оно само и отбирает на должность чиновников и судей благочестивых людей. Церковь может влиять лишь моральным авторитетом, о котором и должна заботиться. Слава Богу, Русская Православная Церковь впервые в истории свободна от политики, не нужно в эту грязь снова лезть.
Прот. Олег Стеняев14 июня 2016, 11:29
Слишком пафосный стиль данной беседы, обусловлен тем, что это была беседа-проповедь, произнесенная на «молодежной секции», в рамках Рождественских чтений РПЦ МП.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×