Слово Патриарха

Неделя 14-я по Пятидесятнице

  

Чтобы храм через красоту призывал человека к Богу

Москва является не только административным центром России, но и городом-символом нашей государственности, крупнейшим мировым центром Православия. Поэтому сегодня на нас возложена серьезная ответственность. Реставрируя древние памятники церковного зодчества, приумножая духовное наследие России, следует серьезное внимание уделить и современному храмостроительству. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый построенный нами храм был произведением искусства и через красоту внешнюю призывал человека к Богу и красоте души.

Из слова на VI заседании Попечительского совета
Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы
20 сентября 2016 года

    

Святая Гора аккумулировала богатства православного мира

Святая Гора аккумулировала духовные, интеллектуальные и культурные богатства всего православного мира. Главным богатством Афона всегда были монашеские традиции. Начиная с первых времен после Крещения Руси русские иноки обращались к Святой Горе как к сокровищнице благодати, черпая вдохновение в ее благодатной жизни и заимствуя лучшие черты монашеского жительства. Подвигами и трудами преподобного Антония Киево-Печерского, преподобного Паисия Величковского, преподобного Силуана Афонского и сонма других святых угодников святогорские традиции воплотились в богослужениях, молитвенном делании, общем строе внутренней жизни русских обителей.

Из слова после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
21 сентября 2016 года,
в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

    

Афон – мощный центр православной цивилизации

В самом деле, Афон – это не только место уединенной молитвы и незримых миру подвигов, но и мощный центр православной цивилизации, православной культуры, православной духовности. И, может быть, особенно значим тот факт, что с самого начала своего существования Афон был многонациональной монашеской общиной. Мы уже можем точно сказать, что и 1000 лет назад русские были на Афоне, причем один из русских был игуменом монастыря и поставил свою подпись под важным юридическим документом, назвав себя игуменом и пресвитером монастыря россов.

Из слова на открытии историко-документальной выставки
«Русь и Афон. К 1000-летию присутствия
русских монахов на Святой Горе»,
Москва, 21 сентября 2016 года

Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха

Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха, и все остальные труды находятся в зависимости от богослужения, а не наоборот. Благодаря этому монах не утрачивает духовной ориентации и сохраняет видение подлинного смысла и цели своей жизни.

В храме время изменяет свое течение

Богослужение оказывает особое воздействие на человеческое сердце. В храме время изменяет свое течение, и мы созерцаем великие библейские образы, мы приобщаемся к духовной традиции двух тысячелетий. Думаю, невозможно быть каждый день в храме, питаться божественной службой и не гореть при этом духом, не желать служить Богу. Как в архитектуре монастыря храм находится в его центре, так и в повседневной жизни монаха служение Богу, полная отдача себя Господу занимает центральное место. И духовный подвиг монаха состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в богослужении суточного круга, а не оправдывать свое отсутствие другими делами, имеющими для инока второстепенное значение. Если инок эти второстепенные дела считает более важными, чем молитву, что-то неправильное происходит в его сознании и его сердце. Если каждодневные заботы ставятся над богослужением, если они становятся приоритетом в монашеской жизни, то, несомненно, в жизнь монаха, может быть, не очень заметно для него, войдет мирской дух, потому что служение суете будет вытеснять общение с Богом.

    

Цель аскезы – очистить сердце

Современный человек, который привык пользоваться телефоном, компьютером, переступает порог монастыря и приносит хорошо известные обеты. А потом оказывается, что обеты соблюдать он может, а вот устраниться от мира, не используя мобильный телефон, – никак. Зависимость от Интернета такая, что никаких сил не хватает от него отказаться. Так что древние отцы имели свои искушения и соблазны и преодолевали их, а у нас с вами свои искушения и соблазны. Не иметь в личном пользовании сотовый телефон, не блуждать по миру с помощью Интернета и тому подобное – это нелегкая аскеза для современного человека. Но ведь она проникнута не пессимизмом, а оптимизмом, она исполнена света и надежды, она совершается ради раскрытия и возрастания личности, а не ради ее подавления. Цель такой аскезы – очистить сердце, чтобы оно соделалось обителью Божией.

Вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта

Нам нужно трудиться, молиться и дерзать. Помните, что вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта, вы впереди всего воинства Христова и вы принимаете, может быть, самые тяжелые удары, но со всеми нами Божия Матерь, Игумения всех обителей. Каждый монастырь, пусть даже он находится за тысячу километров от Святой Горы, – это тоже удел Божией Матери. Пресвятая Богородица с равной материнской заботой следит за жизнью каждой святой обители. Просите Ее помощи в устроении монашеской жизни и помощи в вашем иноческом делании.

Из выступления на открытии
Собрания игуменов и игумений
Русской Православной Церкви,
Москва, 22 сентября 2016 года

Проповедь премудрости Божией

Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. Она их не отрицает, она их приветствует, она поддерживает подвиг людей, изучающих мир и человека, но она не имеет никакого права от Бога эти знания проповедовать. Более того, когда и в прошлом было вот так – и это, к счастью, не в Православной Церкви, – когда церковь восхищала право не просто проповедовать научные знания, но включать научные знания в вероучение, то это кончалось катастрофой. Потому что в какой-то момент знания, которые христиане считали богооткровенными, совсем таковыми не являлись. И появлялись новые знания, опровергающие старые знания. И тогда носители нового знания вступали в конфликт, в том числе и с христианскими авторитетами Запада. Всем известна эта страшная история инквизиции на Западе. Она в том числе была связана именно с тем, что западные христиане восхитили право проповедовать то, что принадлежало мирскому знанию.

А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь, и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Как же можно проповедовать то, чего не знаешь? Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно – это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания – ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке. И когда эту величайшую истину и ценность первые люди не удержали и предали, и произошел переворот во всей человеческой истории. И Божественная тайна, от века сокрытая, стала закрываться и для сынов и дочерей человеческих.

Общение с Богом

Именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего творения, всего космоса, всего того, что мы имеем, что видят глаза наши и что осязают руки наши. В основе всего – величайшая истина: бытие зависит от Бога. И если люди желают поддерживать бытие мира сего, свою собственную жизнь, жизнь всего рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом.

Это дано святым людям

Назовите мне еще сейчас какого-нибудь выдающегося человека, поклониться останкам которого пришло бы в нашей стране за короткий период более 300 тысяч человек. Никому это не дано – ни великим политикам, ни великим ученым, ни культурным деятелям, ни писателям, ни поэтам. Это дано святым людям. И наша любовь к святым ведь не является просто эмоциональным переживанием – какое может быть эмоциональное переживание, когда прикладываешься к главе давно умершего человека! Это не эмоциональное переживание – это благодать Божия, проистекающая от святых останков, от мощей. Мы соприкасаемся через поклонение святым угодникам к той самой премудрости Божией, в тайне сокровенной, которую Бог явил в конце веков для славы нашей. И эта премудрость славой Божественной воссияла в жизни святых людей.

Из слова после Литургии
в Троицком соборе Данилова монастыря
г. Москвы, 24 сентября 2016 года,
в субботу пред Воздвижением,
день памяти преподобного Силуана Афонского

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×