Чтобы храм через красоту призывал человека к Богу
Москва является не только административным центром России, но и городом-символом нашей государственности, крупнейшим мировым центром Православия. Поэтому сегодня на нас возложена серьезная ответственность. Реставрируя древние памятники церковного зодчества, приумножая духовное наследие России, следует серьезное внимание уделить и современному храмостроительству. Мы должны стремиться к тому, чтобы каждый построенный нами храм был произведением искусства и через красоту внешнюю призывал человека к Богу и красоте души.
Из слова
на VI заседании Попечительского совета
Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы
20 сентября 2016 года
Святая Гора аккумулировала богатства православного мира
Святая Гора аккумулировала духовные, интеллектуальные и культурные богатства всего православного мира. Главным богатством Афона всегда были монашеские традиции. Начиная с первых времен после Крещения Руси русские иноки обращались к Святой Горе как к сокровищнице благодати, черпая вдохновение в ее благодатной жизни и заимствуя лучшие черты монашеского жительства. Подвигами и трудами преподобного Антония Киево-Печерского, преподобного Паисия Величковского, преподобного Силуана Афонского и сонма других святых угодников святогорские традиции воплотились в богослужениях, молитвенном делании, общем строе внутренней жизни русских обителей.
Из слова
после Литургии
в храме Христа Спасителя г. Москвы
21 сентября 2016 года,
в праздник Рождества Пресвятой Богородицы
Афон – мощный центр православной цивилизации
В самом деле, Афон – это не только место уединенной молитвы и незримых миру подвигов, но и мощный центр православной цивилизации, православной культуры, православной духовности. И, может быть, особенно значим тот факт, что с самого начала своего существования Афон был многонациональной монашеской общиной. Мы уже можем точно сказать, что и 1000 лет назад русские были на Афоне, причем один из русских был игуменом монастыря и поставил свою подпись под важным юридическим документом, назвав себя игуменом и пресвитером монастыря россов.
Из слова
на открытии историко-документальной выставки
«Русь и Афон. К 1000-летию присутствия
русских монахов на Святой Горе»,
Москва, 21 сентября 2016 года
Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха
Богослужение определяет ритм дня и ночи монаха, и все остальные труды находятся в зависимости от богослужения, а не наоборот. Благодаря этому монах не утрачивает духовной ориентации и сохраняет видение подлинного смысла и цели своей жизни.
В храме время изменяет свое течение
Богослужение оказывает особое воздействие на человеческое сердце. В храме время изменяет свое течение, и мы созерцаем великие библейские образы, мы приобщаемся к духовной традиции двух тысячелетий. Думаю, невозможно быть каждый день в храме, питаться божественной службой и не гореть при этом духом, не желать служить Богу. Как в архитектуре монастыря храм находится в его центре, так и в повседневной жизни монаха служение Богу, полная отдача себя Господу занимает центральное место. И духовный подвиг монаха состоит в том, чтобы ежедневно участвовать в богослужении суточного круга, а не оправдывать свое отсутствие другими делами, имеющими для инока второстепенное значение. Если инок эти второстепенные дела считает более важными, чем молитву, что-то неправильное происходит в его сознании и его сердце. Если каждодневные заботы ставятся над богослужением, если они становятся приоритетом в монашеской жизни, то, несомненно, в жизнь монаха, может быть, не очень заметно для него, войдет мирской дух, потому что служение суете будет вытеснять общение с Богом.
Цель аскезы – очистить сердце
Современный человек, который привык пользоваться телефоном, компьютером, переступает порог монастыря и приносит хорошо известные обеты. А потом оказывается, что обеты соблюдать он может, а вот устраниться от мира, не используя мобильный телефон, – никак. Зависимость от Интернета такая, что никаких сил не хватает от него отказаться. Так что древние отцы имели свои искушения и соблазны и преодолевали их, а у нас с вами свои искушения и соблазны. Не иметь в личном пользовании сотовый телефон, не блуждать по миру с помощью Интернета и тому подобное – это нелегкая аскеза для современного человека. Но ведь она проникнута не пессимизмом, а оптимизмом, она исполнена света и надежды, она совершается ради раскрытия и возрастания личности, а не ради ее подавления. Цель такой аскезы – очистить сердце, чтобы оно соделалось обителью Божией.
Вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта
Нам нужно трудиться, молиться и дерзать. Помните, что вы сражаетесь на передовой линии духовного фронта, вы впереди всего воинства Христова и вы принимаете, может быть, самые тяжелые удары, но со всеми нами Божия Матерь, Игумения всех обителей. Каждый монастырь, пусть даже он находится за тысячу километров от Святой Горы, – это тоже удел Божией Матери. Пресвятая Богородица с равной материнской заботой следит за жизнью каждой святой обители. Просите Ее помощи в устроении монашеской жизни и помощи в вашем иноческом делании.
Из выступления
на открытии
Собрания игуменов и игумений
Русской Православной Церкви,
Москва, 22 сентября 2016 года
Проповедь премудрости Божией
Церковь в своих проповедях научных знаний не проповедует. Она их не отрицает, она их приветствует, она поддерживает подвиг людей, изучающих мир и человека, но она не имеет никакого права от Бога эти знания проповедовать. Более того, когда и в прошлом было вот так – и это, к счастью, не в Православной Церкви, – когда церковь восхищала право не просто проповедовать научные знания, но включать научные знания в вероучение, то это кончалось катастрофой. Потому что в какой-то момент знания, которые христиане считали богооткровенными, совсем таковыми не являлись. И появлялись новые знания, опровергающие старые знания. И тогда носители нового знания вступали в конфликт, в том числе и с христианскими авторитетами Запада. Всем известна эта страшная история инквизиции на Западе. Она в том числе была связана именно с тем, что западные христиане восхитили право проповедовать то, что принадлежало мирскому знанию.
А мы проповедуем, по слову апостола, премудрость Божию, в тайне сокровенную, которую Бог предназначил в конце века для славы нашей. О какой тайне идет речь, и как можно проповедовать тайну? Ведь тайна сокрыта. Как же можно проповедовать то, чего не знаешь? Тайна Божия была сокрыта, но через творение мира и человека эта тайна была открыта людям. И эту от века сокрытую тайну в недрах Божественной жизни узнали первые люди Адам и Ева. Они узнали, что главным в жизни мира, Вселенной, всего творения, в жизни человека является только одно – это общение с Творцом. Все остальное вторично. Любая высота человеческого знания – ничто перед этой открытой Богом тайной Своего замысла о мире и человеке. И когда эту величайшую истину и ценность первые люди не удержали и предали, и произошел переворот во всей человеческой истории. И Божественная тайна, от века сокрытая, стала закрываться и для сынов и дочерей человеческих.
Общение с Богом
Именно общение с Богом есть условие жизни личности, всего творения, всего космоса, всего того, что мы имеем, что видят глаза наши и что осязают руки наши. В основе всего – величайшая истина: бытие зависит от Бога. И если люди желают поддерживать бытие мира сего, свою собственную жизнь, жизнь всего рода человеческого, они должны во главу угла поставить свое общение с Богом.
Это дано святым людям
Назовите мне еще сейчас какого-нибудь выдающегося человека, поклониться останкам которого пришло бы в нашей стране за короткий период более 300 тысяч человек. Никому это не дано – ни великим политикам, ни великим ученым, ни культурным деятелям, ни писателям, ни поэтам. Это дано святым людям. И наша любовь к святым ведь не является просто эмоциональным переживанием – какое может быть эмоциональное переживание, когда прикладываешься к главе давно умершего человека! Это не эмоциональное переживание – это благодать Божия, проистекающая от святых останков, от мощей. Мы соприкасаемся через поклонение святым угодникам к той самой премудрости Божией, в тайне сокровенной, которую Бог явил в конце веков для славы нашей. И эта премудрость славой Божественной воссияла в жизни святых людей.
Из слова
после Литургии
в Троицком соборе Данилова монастыря
г. Москвы, 24 сентября 2016 года,
в субботу пред Воздвижением,
день памяти преподобного Силуана Афонского