Чтобы душа не остывала

Всем нам хорошо знакомы слова апостола Павла, обращенные к современным ему членам Церкви: Духа не угашайте (1 Фес. 5: 19). Практически каждый человек, придя к вере, переживает совершенно особенный период горения духа — время, когда жизнь ощущается им по-настоящему полной, когда он с удивлением и радостью узнаёт о том, что такое быть учеником Христовым. Однако проходит время, и уже постоянный прихожанин храма начинает жаловаться на апатию и утрату ревности духовной. Явление это, в общем-то, известное, но каков его внутренний механизм? И каким должен быть образ действий, образ мыслей, чтобы вновь свою душу согреть? Об этом рассуждает в беседе с прихожанами игумен Нектарий (Морозов).

Как-то стало принято сейчас относиться к утрате «неофитской» ревности как к некой данности. Есть краткий период новизны, узнавания — а дальше нужно просто жить христианской жизнью, с ощущением ее необходимости и по чувству долга. На мой взгляд, это совершенно неправильно, потому что каким бы делом мы ни занимались, сколько бы времени ни проходило, мы должны год за годом открывать в нем всё новые глубины, познавать новые тайны.

Горение и радость, которые мы переживаем вначале, — это дело благодати

Почему же этот процесс угасания происходит? Прежде всего — по нашему нерадению, в том числе потому, что мы просто-напросто не берем на себя труда узнать, как и отчего это горение возникает и почему заканчивается. То горение и та радость, которые мы переживаем вначале, — это дело не нашего труда, не нашего усердия, не нашего подвига, а исключительно дело благодати. Господь показывает нам, какой может быть жизнь с Ним. Вначале от человека, пришедшего к Богу, не требуется практически ничего, как от новорожденного младенца, но со временем Господь начинает спрашивать с него — чуть больше, еще больше и еще… Так происходит не потому, что Господь нам не хочет чего-то дать даром, а потому, что только то, ради чего мы потрудились, действительно становится нашим. Если благодать дается нам просто так, мы легко ее утрачиваем; если же мы трудимся ради стяжания благодати, то у нас появляется способность ее вмещать, усваивать — если можно так об этом сказать.

Окружающая нас жизнь отнюдь не способствует тому, чтобы наш дух горел

Однако есть один ключевой момент, и он заключается в том, что вся окружающая нас жизнь отнюдь не способствует тому, чтобы наш дух горел. Погружаясь в житейские дела, которые подобны морю, которых не избежать и все не переделать, мы, как правило, становимся холоднее, жестче. И это совершенно естественно: вот есть у человека определенная температура тела, погрузите его на длительное время в холодную воду — и он там окоченеет и в конце концов погибнет. То же самое происходит и с нашей душой. Когда мы находимся среди людей единомысленных, среди людей верующих, нам тепло и спокойно, но стоит нам столкнуться с обычной средой того мира, в котором мы живем, — мира, не помнящего о Боге, мира, подчас жестокого, — и наши ощущения меняются на противоположные; его дух извне постепенно начинает на нас воздействовать.

Пострадавшие от переохлаждения

Что необходимо для того, чтобы душа не остывала? Думаю, тут стоит вернуться к аналогии с человеком в холодной воде. Что делают, чтобы привести в чувство пострадавшего, который подвергся переохлаждению? Во-первых, его приводят в помещение, и в этом помещении должно быть тепло, даже жарко. Ему дают горячее питье, усаживают поближе к источнику тепла. Зачастую ему еще предлагают раздеться и растирают всё тело — спиртом или просто руками. Вот примерно то же самое должны делать мы со своей собственной душой. Сами — никто за нас этого не сделает. За нас это может сделать только Господь, но, повторюсь, приходит пора, чтобы мы делали это сами, — иначе как нам вырасти, как не остаться бестолковыми, ни к чему не пригодными недорослями на всю жизнь? И потому мы должны свою душу и в тепло приводить, и растирать, и у огня сажать.

Что под этим подразумевается? В принципе, вещи для христианина обычные. Прежде всего, ни в коем случае нельзя допускать такую мысль: раз уж я в таком замерзшем состоянии нахожусь, буду ли я что-то делать или не буду — ровным счетом ничего не изменится, поэтому буду просто выполнять некий внешний долг христианской жизни и авось как-нибудь проживу. Это то же самое, что, переохладившись и рискуя серьезно простудиться, оставаться, тем не менее, в том же состоянии и в тех же уличных условиях, которые нас к этому привели.

Что можно назвать тем жарко натопленным помещением, где душа отогревается? Конечно же, храм, приходскую общину, где человек пребывает и молится среди единомышленников. Из этого следует закономерный вывод: нужно стараться бывать в храме как можно чаще. Очень мало кому рабочие и домашние обязанности позволяют быть на Литургии каждый день, но несколько раз в неделю зайти на утреннюю или вечернюю службу на 10–15 минут или на полчаса — вполне возможно для большинства людей, в том числе и работающих. Нет ничего страшного в том, чтобы прийти на богослужение не к началу или уйти до его конца, если единственная альтернатива этому — вообще не приходить. Самое главное — не забыть, ради чего мы пришли: для того, чтобы постараться унести с собой тот огонек, который в храме каждый раз в нашем сердце загорается.

Стоит пропустить молитвы хотя бы раз, и за ним следует другой, третий

Мы знаем, что в нашей жизни должны быть обязательно две некие константы — утренние и вечерние молитвы. Стоит пропустить их хотя бы раз, и за ним следует другой, третий, начинаешь чувствовать омертвение душевное, а потом в какой-то момент забываешь, зачем нужно молиться в принципе. С этим люди приходят на исповедь постоянно, и это тоже с угасанием духа очень тесно связано. Когда мы молимся утром и вечером, то есть пребываем в состоянии пусть очень несовершенного, но богообщения, наша душа в это время живет, и это способствует тому, чтобы мы чаще вспоминали о Боге. А уже от этого можно стремиться к другому состоянию — к тому, чтобы о Боге помнить так или иначе всё время.

Когда человек по малодушию уступает желанию не думать о Боге, его душа становится холодной

Почему человеку помнить о Боге всё время оказывается трудно? Потому что он подвержен суете, потому что его постоянно что-то от этой памяти о Боге отвлекает. Но бывает тому и другая причина, гораздо более серьезная и на самом деле страшная. Иногда человек собирается совершить какое-то действие, вспоминает о Боге — и понимает, что стоит ему о Нем хоть немного подумать, и он уже этого делать не будет. Но такая страсть в этот момент человеком овладевает, что он эту память о Боге изгоняет вон, лишь бы ничто не мешало ему делать то, что он в данный момент хочет. Причем речь далеко не всегда идет о каком-то смертном грехе: бывает, что память о Боге изгоняется из сердца, чтобы просто пребывать в суетных размышлениях о чем-то, что и одной минуты размышлений едва ли стоит. И когда человек по малодушию уступает этому желанию не думать о Боге, его душа становится совершенно холодной. Самонадеянно было бы полагать, что мы, борясь с этим, сразу можем прийти к тому, чтобы жить в ощущении присутствия Божия, как это было у святых отцов,— но помнить о том, что Господь есть, что Он всё видит и всё знает о нас, что Он готов всегда прийти нам на помощь, каждому из нас под силу. И эту память нужно постоянно в себе возгревать. Для разных людей здесь подходят разные способы. Для кого-то это молитва Иисусова, для кого-то — приведение себе на память кратких отрывков из псалмов, для кого-то — иные молитвы, может быть даже своими словами составленные. Только очень важно, приобретя навык к такому повторению молитвословий, не повторять их машинально. Чтобы сохраниться от этого, важно на какие-то мгновения молитву оставлять и просто размышлять: вспоминать о том, что Господь присутствует здесь и судит помышления, стремления и желания нашего сердца.

У огня духовного

Большую роль в нашей жизни играет не только пребывание с единомысленными людьми в храме, но и собеседование с людьми духовной жизни, могущими нас поддержать, предостеречь, утешить. Слава Богу, если такие люди в нашей жизни есть, но бывает, что и нет такого общения. Однако каждый из нас может обратиться к людям, которые уже прошли путем земной жизни и ныне о нас молятся. Я имею в виду, конечно же, святых. И, безусловно, среди тех средств, которыми мы свою душу, как спиртом, растираем, важное место занимает не только чтение Священного Писания, но и чтение творений, написанных святыми, и житийной литературы. Причем очень полезно перечитывать такие святоотеческие тексты, которые именно на нашу душу действуют оживляюще, возбуждают в ней ревность к жизни христианской.

Разумеется, следует как можно чаще прибегать к исповеди и причащению Святых Христовых Тайн — быть как можно ближе к Источнику огня духовного. И здесь опять же очень важно, чтобы человек к Причастию готовился — не только постом, чтением последования по молитвослову, но и памятованием о том, к какому великому таинству он приступает. Потому что случается порой парадоксальная вещь: человек накануне Причастия может молиться целый день, но ни разу не помыслить о том, что в момент причащения происходит. И потом получается так, что человек причащается, но душа его не готова, и потому он очень быстро лишается той радости, которую в причащении получает. И если это происходит с нами, то мы обязательно должны встрепенуться, я бы даже сказал — испугаться, и начать свою душу, замерзшую, лишающуюся жизни, тереть и согревать всеми возможными способами.

В завершение хотелось бы вернуться к тому, с чего я начал: к какому бы делу ни приступал человек, очень важно, чтобы его подход к нему был творческим. Это предполагает, что человек не просто что-то делает руками, ногами, головой, но и анализирует, знакомится с чьим-то опытом, размышляет над ним, ищет способы, как применить его в своей жизни. Всё то же самое должно иметь место и в жизни христианской: мы должны заниматься и исследованием, и изучением, и анализом, и самоиспытанием, и самоназиданием. И эта внутренняя деятельность поможет душе не остывать. Или, по крайней мере, не пребывать в состоянии охлаждения долго, но вскоре выходить из него. И двигаться дальше.

Игумен Нектарий (Морозов)

19 октября 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Епископ Душанбинский Питирим
«Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО) «Мы должны быть стойкими воинами Христовыми» (+ВИДЕО)
Встреча епископа Душанбинского и Таджикистанского Питирима с редакцией сайта «Православие.ру»
Кто такой воин Христов? Как следовать обетам нестяжания, послушания и целомудрия в мирской жизни? Что делать женщинам, в унынии переживающим грех аборта? Как не увлечься теми, кто прельщен?
«Обрести живую связь со Христом – самое главное в жизни» «Обрести живую связь со Христом – самое главное в жизни»
Мон. Феонилла (Харченко)
«Обрести живую связь со Христом – самое главное в жизни» «Обрести живую связь со Христом – самое главное в жизни»
Беседа с монахиней Феониллой (Харченко) о духовном пути и святынях Иоанно-Предтеченской обители
О том, что важнее – послушание или молитва, когда уходят в монастырь, что врачует обруч Иоанна Предтечи и кому его обитель открывается.
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Архим. Мелхиседек (Артюхин)
«Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО) «Главная победа – это победа над собой» (+ВИДЕО)
Беседа о подвиге с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Никита Филатов
Так что такое подвиг с христианской точки зрения? Когда обычная жизнь становится подвижничеством? Как совместить духовную жизнь и житейские заботы?
Комментарии
Георгий28 февраля 2023, 14:45
И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.
Анна Резе25 августа 2019, 05:28
Сохраню. Слава Богу за всё.
Феликс23 августа 2019, 12:05
Дух обычно гаснет когда не видишь в жизни ничего хорошего и стараешься не сопротивляться чтобы все плохое само исчезло бывает исчезает а бывает и нет. Бог ведь тоже не все время требует усилий знает меру силы человека но унывать не стоит никогда но этому надо научиться.
Наталия Левченко21 августа 2018, 17:56
Спаси Боже Вас о.Нектарий!
Игумен Нектарий24 октября 2016, 20:25
Для И.
Бывает и так. Иногда - для того, чтобы мы могли разделить, где вера и Господь и где человек и наше расположение к нему... Ведь одно не должно смешиваться с другим и наше отношение к Богу не может зависеть от отношения к человеку. Одно могу точно сказать: в этой потере, как и в любой другой, никто не утешит, кроме Господа, поэтому, как бы ни было Вам сейчас непросто, постарайтесь быть ближе к Нему...
Софья Кононова22 октября 2016, 19:51
Спасибо
И.21 октября 2016, 08:19
Батюшка, а что делать, если ушел дорогой человек, с которым было связано многое в духовной жизни? Тот, кто вел к духовному. Ушел к другой (по моей вине). А теперь ощущение полной бездуховности, в Церковь идти не хочется. Спаси Господь.
Лидия20 октября 2016, 13:33
Спаси Господи , отец Нектарий ! Замечательная статья ! :)
Лидия20 октября 2016, 13:25
Да мне кажется что Сам Господь не даёт духу ослабевать. Посылает события , скорби , при которых начинаешь усиленно молиться ,чувствуешь Его поддержку и сново понимаешь что Господь рядом , таким образом и вера крепчает.
Елена20 октября 2016, 10:47
Очень хорошая статья, полезная. Только... мне все это напоминает, если мягко, вытягивание себя за волосы из болота. Возможно ли обойтись без полноценного христианского общения? Ведь общение так или иначе человеку все равно необходимо, все равно какое-то будет. И вот вопрос - что это будет за общение? С православными христианами или же с мирскими "друзьями"? Может, в этом и причина охлаждения - что в храмах постоянная тема: "Как бы нам привлечь молодежь?" - а люди постарше ходят неприкаянные, придумывают, через какое плечо свечку передавать да как благодати побольше получить. И никто их не вразумит, никто не поговорит, только статьями суеверия громят. Ну, это уж я о своем, о наболевшем. В целом статья понравилась, преодоление и предупреждение теплохладности - вещь необходимая. Только сомнения меня берут по поводу достаточности методик. Молитва, исповедь, Причастие, чтение Писания и святоотеческой литературы - все так. А как же живое христианское общение? Может, это просто с учетом нынешних реалий - ну не с кем общаться, что делать? "Остался я один, и моей души ищут..." - так жаловался Илия. Однако ж - о чудо! - Господь знал еще семь тысяч мужей верных.
Тамара20 октября 2016, 09:13
Спасибо огромное-преогромное, дорогой отец Нектарий! Всё очень точно сказано в вашей беседе и для меня - очень своевременно. Читаю ваши проповеди, беседы, ответы на вопросы много лет. Вы для меня - любимый "маяк". Божьей помощи вам во всех ваших делах и начинаниях!
Анастасия20 октября 2016, 08:32
Спаси Вас Господи, батюшка. Статей Ваших всегда жду и искренне радуюсь, увидев их анонс на сайте. Всегда такие светлые, искренние, чистые, без фальши и надуманности тексты. Очень душеполезны Ваши статьи и тот личный опыт,которым Вы делитесь с читателями! Спаси Вас Бог! Низкий Вам поклон!
Евгений19 октября 2016, 20:01
«И оправдана премудрость чадами ее…» Мф 11.19

"...Один из основных законов познания, вообще всякого познания (и духовного, и материального мира) : подобие познающего познаваемому...Иначе познание невозможно..." Митрополит Вениамин (Федченков)
Никакой схоластики.Все непосредственно привязано к реальной жизни,основано на конкретных рассуждениях и весьма полезно в практическом духовном опыте.Премного благодарен о. Нектарию и за эту статью, и за множество книг, и, отдельно, за рекомендацию к прочтению творений владыки Вениамина.
Марина19 октября 2016, 12:04
Спасибо большое, о. Нектарий, за добрый слова! Очень легко в этом мире замёрзнуть душой, поэтому нужно постоянно напоминать себе о более важном, чем жизненная суета. И 10-15 минут в храме могут помочь унести с собой огонёк в душе, даже если нет возможности быть на всей службе. Спасибо за понимание!
Наталия19 октября 2016, 11:45
Спаси Господи за статью, отче, все правильно. Но как же трудно всё это исполнять: нести бремя повседневных дел, различных болезней и иных скорбей и при этом все время быть в духовном напряжении. И все это одновременно, день за днем.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×