В книге протоиерея Павла Гумерова «Крещение и воцерковление. Подготовка к таинству Крещения и первые шаги в Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, в доступной форме даются первоначальные знания, необходимые для тех, кто готовится к Таинству Крещения или только начинает жить православной жизнью. В книге представлены основные положения нашей веры, рассказано о Таинствах, заповедях Божиих и о молитве.
Когда мне приходится крестить взрослого человека, то чаще всего таинство Крещения я совершаю без крестных. Потому что крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу. Конечно, хорошо, когда рядом с взрослым крещаемым есть православный церковный человек, который может стать его восприемником и помочь ему делать первые шаги в храме, будет учить его основам веры. Но повторяю, для взрослого наличие крестных не обязательно.
Зачем вообще нужны восприемники? Крестные — это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры. Большинство людей мы крестим в младенчестве, то есть в том возрасте, когда ребенок еще не имеет сознательной веры, не может ответить, как он верует. За него это делают крестные. Мы крестим детей по вере восприемников и по вере родителей как самых близких людей. Поэтому на тех и на других лежит огромная ответственность. Крестные — это не просто друзья семьи, это не какие-то «свадебные генералы», стоящие при совершении таинства с лентой «Почетный свидетель», как это бывает на свадьбах. Нет, крестные — лица очень ответственные, они становятся поручителями пред Богом за души своих крестников. Они в момент крещения вместе с родителями, перед Крестом и Евангелием, лежащими на аналое, дают обещание Самому Богу. Какое обещание? Что они приложат все усилия, чтобы новокрещеный младенец вырос верующим, православным человеком. Их обязанность теперь — молиться за своих духовных детей, учить их молитвам, наставлять в православной вере и водить в храм причащаться, а потом, после семи лет, и исповедоваться. Чтобы когда их крестник войдет в совершенные года, он уже знал, как молиться Богу, знал, во что мы верим и зачем ходим в храм. Конечно, самая большая ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях, но и крестные могут очень сильно повлиять на своих крестников, стать их духовными учителями, наставниками.
Многие родители совершенно формально подходят к Крещению своих детей и так же формально выбирают крестных
Теперь немного о грустном. Большинство современных крестных очень плохо подготовлены. К величайшему сожалению, многие родители совершенно формально подходят к таинству Крещения своих детей и так же формально выбирают крестных. Ведь крестный должен быть не просто хорошим человеком, общение с которым нам приятно, нашим другом или родственником — он должен быть человеком православным, воцерковленным и знающим свою веру. Как мы можем научить кого-то основам веры, если мы сами не знаем даже самых азов, не читали Евангелия, не знаем молитв? Ведь в любой сфере, если человек хорошо знает какое-то дело, например, умеет водить машину, работать на компьютере, решать математические задачи, делать ремонт, он может научить этому других, передать свои знания. А если он сам ничего не знает в этой области, кого он может научить?
Если вы являетесь крестными и чувствуете в себе недостаток знаний в духовной области (а никто из нас не может сказать, что он до конца изучил православную веру, ибо это неисчерпаемый кладезь духовной мудрости), необходимо восполнить этот пробел. Нужно заняться самообразованием. Поверьте, ничего сложного в этом нет, особенно сейчас, когда никто нам не запрещает читать любую духовную литературу и когда книги, брошюры, диски, рассказывающие о вере православной, продаются во всех храмах и книжных лавках. Господь открывается каждому обращающемуся к Нему, в любом возрасте. Мой дедушка принял Крещение в 70 лет и потом так хорошо освоил основы православной веры, что мог даже учить и наставлять других.
Начинать духовное образование нужно с самых начальных, основных книг, таких как «Закон Божий», «Первые шаги в православном храме» и других. Обязательно нужно прочесть Евангелие; начать можно с «Евангелия от Марка», оно самое краткое, всего 16 глав, и написано специально для новоначальных христиан из язычников.
Крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться
Восприемник обязан знать Символ веры и читать его при крещении, в этом молитвословии в краткой форме изложено православное вероучение, и крестный должен знать, во что он верит. И конечно, крестный должен жить по заповедям Божиим, молиться Богу и причащаться. По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников — мужчину и женщину. Они не должны состоять между собой в браке. Крестные потом не могут выходить замуж за своих крестников или жениться на них. Отец и мать ребенка не могут быть у него крестными, но другие родственники: бабушки, дедушки, дяди и тети, братья и сестры — вполне могут стать крестными. Восприемники, готовясь к таинству Крещения, должны исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Еще раз прочитайте мои комментарии. И спасибо Вам за помощь. Приступил к процессу вспоминания...
Уважаемая Наталия! Это Ваше новое утверждение или, снова, предположение? Если - первое, то не могли бы Вы указать его источник(и)? Уверен, это было бы полезно всем, а не только мне. А то у читателя, не ознакомившегося с ранее опубликованными комментариями, может, после прочтения этих Ваших слов, сложиться ОДНОЗНАЧНОЕ впечатление, что так оно и есть на самом деле.
Уважаемая Наталия! Традиционно в РПЦ крестные несут ЛИЧНУЮ (и почему-то главную) ответственность за духовное воспитание своего крестника(цу) пред Богом. От СВОЕГО имени, и ни от какого другого...
Итак, вопрос о первопричине(ах) необходимости наличия крестных у их крестников (крестниц), при наличии родителей у последних, остается открытым. Другими словами, ЧТО ИМЕННО сподвигло святых отцов принять на этот счет категорическое правило, мне пока неизвестно. Было бы здорово, если бы дорогая редакция сайта нашла бы способ опубликовать на своих страницах ответ на этот ВАЖНЫЙ вопрос.
Александр, нам и в голову не приходило, что мы делаем что-то особенное, побуждаем кого-то на нарушение чего-то. Эти два крещения совершались в двух разных храмах и двумя разными священниками. Перед крещениями мы объясняли батюшкам, что у нас нет воцерковленных близких семье кандидатов в крестные. И все. Никто из батюшек нам не отказывал, наверное, поэтому ни у меня, ни у мужа не было мыслей, что мы совершаем что-то уж очень экстраординарное.
Ну молиться, понятно, обязанность восприемника. А если родители воцерковленные люди, сами ведут духовную жизнь, регулярно исповедуются, причащаются, почему крестные должны наставлять детей в православной вере, учить исповедоваться?..
Иногда мне кажется, что родители хотят свои обязанности переложить на крестных...
По поводу "самой большой ответственности", "подстраховки", "в случае" и пр. В который раз у меня создается впечатление, что, когда рассматриваются некоторые важные вопросы, получается, что читатели и авторы многочисленных назидательных книжечек и брошюр, посвященных вопросам и основам православной веры, живут на разных планетах. Вот Вы пишете о САМОЙ БОЛЬШОЙ ответственности применительно к родителям, а какую книжицу о крещении ни открой, в КАЖДОЙ этот вопрос рассматривается исключительно применительно к крестному. "Такая вот загогулина, панимашь!" )
Ну, какая же это необходимость? А если крестный умрет, что тогда? Конец света что ли? Родители в этом случае сами возьмутся (может быть) за то, что и ОБЯЗАНЫ делать, если им не наплевать на посмертную участь души своего ребенка и своей собственной: "водить ребёнка в храм, учить его вере христианской, причащать Святых Христовых Таин".
Интересно, как вам это удалось? Неужели Вы нашли в наше время батюшку, пошедшего на явное нарушение сложившейся традиции? Странно это. Не верится.
Проходила как-то со знакомым мимо Храма, выяснилось, что он стал крёстным отцом своей племяннице. При этом ничего о вере не знает и в Храме бывает только тогда, когда гостит у бабушки. Спрашиваю: "А зачем крестил?" - "Чтобы не обижать (брата)". И зачем же крёстными становятся те, кто не верит? И как батюшки на это смотрят?.. Мне пришла такая идея: батюшка может вместо предложенного родителями крёстного выдвинуть своего, примерного прихожанина. А что? Пусть будет настоящим крёстным отцом/матерью, хоть и не другом семьи. А там глядишь - и подружатся!)
Поэтому давайте будем стараться продолжать делать всё, что в наших силах, чтобы помогать нашим крестникам, с помощью Божией, духовно крепнуть и возрастать.
Для меня это тоже до сих пор большой вопрос. Несколько лет назад я задал его отцу батюшки Павла иеромонаху Сретенского монастыря Иову (Гумерову). Он ответил, что на этот счет есть запрет согласно такому-то (не помню сейчас, какому) Апостольскому правилу. Лично я полагаю, что в основе данного запрета (запрета родителям быть крестными своих детей) лежит некая сокровенная тайна, хотя, думаю, более-менее адекватные аргументы в пользу этого когда-то введенного запрета всё же есть, но о них не то что бы умалчивают, а… и далее не могу ничего добавить. Алексадр: "институт "крестного" фактически отжил себя" Думаю, Вы ошибаетесь. Хотя логически Ваше мнение можно обосновать в том числе теми аргументами, которые представлены в откликах форумчан, и даже воспользоваться словами автора - батюшки Павла: "САМАЯ БОЛЬШАЯ ответственность по христианскому воспитанию детей лежит на родителях". Логическая необходимость апостольского запрета родителям быть восприемниками/крестными своих детей НЕОЧЕВИДНА. По-видимому, она была продиктована опытом. Многолетним и многообразным. Который неумолимо и, по-видимому, в те времена нередко свидетельствовал о крайней насущности введения подобного запрета. Сегодня же, хотя времена иные, но опыт (и сохраняющаяся верность традициям) свидетельствует, хотя и неочевидным для многих образом о НЕОБХОДИМОСТИ данного запрета. С этим трудно, да и попросту говоря, НИКАК НЕ ХОЧЕТСЯ согласиться и смириться, но придется... Ради общего блага. Да вразумит всех нас Господь на все доброе.