И мы читаем далее:
И поднялся Аврам и продолжал идти к югу (Быт. 12, 9).
Словосочетание: «поднялся… и продолжал идти к югу» указывает, что двинулся в путь с северной части Святой Земли, приближаясь к тому месту, где позже возникнет Иерусалим. Иначе, при любом удалении от Иерусалима, значилось бы: «спустился». То есть это место, где позже и будет распят Сын Божий, представляется как Гора в окружении гор (духовная вершина мира). Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя (Пс.120,1). – То есть в пророческом озарении Аврама и Сару неудержимо влекло восходить к этому месту. В некотором смысле, они и были первыми семейными участниками Крестных ходов (прекрасная практика). Но далее мы уже читаем о нисхождении, схождении:
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет… (Быт. 12, 10).
Здесь «сошел» означает: миновал святое место и начал спускаться к Египту (этому древнему символу преисподней); «сошел» – означает, что и уклонился от правильного пути, допустил некие помыслы, расстроившие духовное равновесие их душ (Аврама и Сары). Но помыслы не привели к неправильному действию, и искушение усилилось.
…потому что усилился голод в земле той (Быт. 12, 10).
Если вначале мы прочитали: «был голод в той земле», то далее мы видим и развитие этого события: «усилился голод в земле той». То есть как бы каскад искушений обрушился на семью Аврама и Сары, как накатывающие волны. Последующая сильнее предыдущей. В чем суть проблемы? Какую ошибку-отклонение допустило семейство Аврама?
Вот в чем ошибка Аврама! – И потом его потомки во дни патриарха Иакова из-за голода тоже сойдут в Египет. Все, что с ними происходило, дано нам в неких прообразах.
Когда Господь призывал Аврама, Он сказал ему: и благословлю тебя (Быт. 12, 1), то есть позабочусь о тебе. Аврам забыл об этом или счел себя недостойным Божественной помощи!
«Благословлю» – буквально означает: «дам тебе все необходимые блага», или: «дам тебе счастливое потомство». – Если бы Аврам последовал этому благословению и не сошел в Египет, то не было бы Египетского пленения для его потомков ("ибо мыслящие о земном часто испытывают голод, не слыша слово Господне"[1]). Не подверглась бы суровому испытанию и его жена!
Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом (Быт. 12, 11).
«Буквальный смысл ясен, духовный же смысл такой. Мудрые в Боге превыше земли, поскольку не принадлежат ей. Итак, в это время был голод, ибо мыслящие о земном часто испытывают голод, не слыша слово Господне; если же они будут достойны слова, то впоследствии оно когда-нибудь опять возвратится к ним (т. е. по преодолении ими искушения – О.С.): Таким образом, и Аврам приходит в Египет пожить, а не поселиться, снисходя к страдающим от голода, но не для того, чтобы жить там – подобно тому, как спутники Даниила оказались в Вавилоне не за грехи, но чтобы помочь тем, кто переселился туда за грехи»[2].
Египтяне были не те египтяне, которые сейчас: современный Египет завоеван арабами, семитскими племенами, сейчас там у людей преимущественно более светлая кожа. А тогда это был Мицраим, хамиты, все темнокожие, бронзового отттенка.
В житии святого апостола и евангелиста Матфея рассказывается о том, что когда он крестил эфиопов и каннибалов (хамитов), – это можно как притчу воспринимать, – они входили в воду крещения губастые, иссиня-черные, а выходили белые, нормальные люди… Вот такое описание существует[3].
Так вот, в Египте в то время жили точно темнокожие хамиты. И более светлая чем они женщина, без сомнения, выглядела красавицей, несмотря на свой возраст в шестьдесят пять лет, без этих отвислых ушей, отвислых губ, отвислого живота.
Фраза, высказанная Аврамом в адрес Сары: «вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом» – представляется, мягко говоря, крайне странной… А что, разве до этого муж не замечал красоту жены?
Скорее всего, речь идет о том, что в опасностях могут раскрываться такие стороны души человека, прекрасные и возвышенные, на которые трудно обратить внимание в обычной ситуации.
Древние предлагали и такой образ: если скляница с духами долго находится в доме, то аромат почти не ощущается от нее. Но стоит ее встряхнуть, как тонкий аромат наполняет все помещение. Подобно: …золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться… (Откр. 3, 18).
И Аврам, опасаясь за целомудрие своей супруги, обращается к ней со словами предостережения:
…ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых (Быт. 12, 11–12).
«Здесь Авраам оказался человеком, подлежащим немощам и как бы сомневающимся в Божией защите. Но сие сомнение и боязнь проявились в нем по Божьему попущению для большего обнаружения попечения Бога о Его рабах и скорого и сильного их защищения»[4].
Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо
Вы видите, как ошибка праотца реально потом оскоминой оказывается на зубах его потомков! Не случайно у древних иудеев была пословица: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иер. 31, 29). Пророки из уважения к отцам осуждали эту пословицу. Но Бог не попускает зла, не имея в виду обратить его во благо (Блаженный Августин).
Так и в этом случае!
Аврам инструктирует Сару: «И когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых». Он боится! Где же упование на Бога?! Он вышел с той территории, которая была территорией Бога и где он мог чувствовать себя совершенно безопасным. Есть опасность, когда семейных людей тянет отдыхать в религиозно чуждом для нас окружении (и они сходят с территории Святой Руси).
Блаженный Иероним настаивает на том, что Сара таким переселением была поставлена в очень опасное положение из-за такой кризисной семейной политики Аврама:
«Оказавшаяся в незнакомых ей чертогах, при попустительстве мужа она не могла сопротивляться…»[5];
«Сара была отведена в дом царя (т. е. фараона – О.С.), чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет»[6].
Одна моя знакомая семья уехала жить в Соединенные Штаты Америки. И они говорят: «Мы не знаем, что происходит с нашими детьми! Их крутит-вертит! Мальчик начал что-то курить, девочка в своем колледже вступила в кружок лесбиянок!» Отец ее спрашивает:
– Дочка, разве ты лесбиянка?
А она отвечает:
– Нет, я не лесбиянка, но в моей учетной карточке будет написано, что я была в таком клубе, и это потом мне поможет сделать карьеру!
Это опасность, огромная опасность – выйти с территории Бога! Вот мы живем в пространстве Святой Руси (принадлежим к церковному миру России), мы должны дорожить этой возможностью, тем, что мы сейчас можем бывать, например, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (Обитель Живоначальной Троицы)!
Аврам продолжает инструктировать свою супругу:
и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя (Быт. 12, 11–13).
То есть египтяне были такие развращенные люди: если они видели мужчину с красивой женой, у них считалось в порядке вещей убить мужа, а ее забрать себе как добычу. Но если этот мужчина был ее братом – ему надо было сделать какой-либо подарок. По отношению к брату насилие над женщиной уже считалось преступлением. Вот такая своеобразная гедонистическая логика.
Красота наших православных жен всегда ставит их в некую группу риска. Поэтому верующие мужья должны оберегать и защищать их от наглых шуток и действий всяких хамитов, черных племен, которых так много обнаруживается на просторах современной Европы, – вот уж точно столько, сколько апокалипсической саранчи из бездны (см. Откр. 9, 3), которая вот-вот «станет на крыло» и начнет поедать нашу землю, нападая на нас самих, наших жен и детей!
«Случился голод, и он сошел в Египет. Он знал, что в Египте – распутные юноши, разврат, разнузданное вожделение, необузданность страстей. Он понимал, что в такой среде скромность его жены будет без защиты и что красота супруги будет для него опасна, поэтому он научил ее говорить, что она его сестра. Тем самым мы научаемся, что не слишком следует искать красоты супруги, которая часто может стать причиной смерти мужа. Ведь не столько красота жены, сколько ее добродетель и серьезность радуют мужа. Тот, кто стремится к счастливому супружеству, пусть не ухаживает за той, которая кичится богатством, которую не сдерживают брачные обязательства, ни за той, которая украшает себя драгоценностями, – но за той, которую украшают добрые нравы. Нередко жена оскорбляет мужа, если знает, что она более знатна. Все это близко к гордыне. Сара не была богаче состоянием, ни блистательней родом. Поэтому она не считала мужа неравным, поэтому она любила его как равного ей достоинством, поэтому ее не удерживали ни состояние, ни родители, ни родственники, но она следовала за своим мужем, куда бы тот ни шел. Она вступила в чужую страну, объявила себя его сестрой, согласившись, раз уж это необходимо, подвергнуть опасности свою честь, а не безопасность мужа, и, чтобы спасти супруга, солгала про родство с ним, чтобы злоумышлявшие против ее чести не убили бы его как соперника и защитника жены. И действительно, едва только египтяне увидали ее, то, пораженные ее необыкновенной красотой, ввели ее к своему царю и хорошо обращались с Авраамом, оказывая ему почести как брату той, которая понравилась их царю»[7].
Но была и другая причина, почему Бог попустил Авраму и Саре сойти со cвятой земли и спуститься в Египет.
«Святой Амвросий говорит, что не только ради голода, но и по повелению Божию Авраам пошел в Египет, дабы и там стало известно имя всесильного Бога и дабы ужаснулись неверные… В это время в Египте стал известен истинный и всесильный Бог, о Котором прежде люди никогда не слыхали, и стало величие Его предметом удивления, как и крепость, ибо таковую грозу Свою явил Он на Фараоне за рабов Своих Авраама и Сарру. Не молчал и святой Авраам пред Фараоном и пред всеми египтянами, исповедуя и проповедуя Бога истинного, единого Творца неба, земли и моря и Вседержителя мира. И Фараон, как повествует иудей Иосиф, причислил Авраама к среде своих египетских мудрецов. С последними у Авраама был великий спор о Боге, и никакого успеха не имело египетское мудрование пред богомудрыми устами Авраама. Однако и богомудрые уста Авраама имели мало успеха в ожесточенных сердцах, иже ушима тяжко слышаша (Ис. 6, 10). Хотя египтяне и не уверовали в проповедуемого Авраамом Бога, однако узнали о Нем к большему своему осуждению, а именно, что они не будут иметь извинения на Страшном Суде Божием, когда будут говорить: мы не слыхали об истинном Боге, а поэтому и не уведали о Нем. Кроме этого, и арифметики (математики) с астрологами от Авраама научились тому, чего прежде не знали»[8].
Меня часто спрашивают (наверно, как и всякого священника):
– Отец Олег, вот ты проповедуешь разным людям, но ты знаешь, что они по-разному относятся к проповеди, кто-то соглашается, а кто-то нет. Не тратишь ли ты время напрасно?
Я отвечаю так:
– Проповедь напрасной не бывает. Одним людям она во спасение: и слышали, и видели, и приняли. А другим – во свидетельство: слышали, видели и сами не приняли. Чтобы в День Суда для них не было бы извинения. Чтобы в День Суда они не сказали бы: «А мы не слышали, а мы не видели».
Проповедь – есть свидетельство, что Господь обращался к вам через слово Свое
Поэтому любая услышанная проповедь – это есть свидетельство для вашей души, что Господь обращался к вам через слово Свое, а приняли вы или нет – каждый решает сам, ибо каждый наделен свободной волею.
И более того, если мы не проповедуем погибающим волю Божию, то часть ответственности за их гибель ложится и на нас самих. Когда Я скажу беззаконнику: смертью умрешь!, а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез. 3, 18-19). Так, например, апостол Павел, завершая цикл бесед в одной местности, сказал: Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию (Деян. 20, 26-27).
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая (Быт. 12, 14).
Я слышал в святой земле предание, что, когда Аврам ввозил Сару в Египет, он ее в сундук спрятал. А таможенники посмотрели и закрыли: «Проезжайте, проезжайте дальше!» – там уже все было решено.
Увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради нее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову (Быт. 12, 15–17).
Неправ был Аврам! Неправа была Сара! Но Авраам и Сарра – это люди Божии, и Господь вступается за них. Как в Новом Завете сказано: Перед своим Господом стоит он (т. е. праведник – О.С.) или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4); и еще: ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Прит. 24, 16).
«В соответствии со всякой неудачей, какая происходит в глазах людей с человеком (т. е. праведным – О.С.), сказано: семь раз упадет·, а о том, что приобретет он ото всех этих несчастий, говорится: встанет»[9].
Опыт совершенных ошибок можно трансформировать в противоположные ошибкам добродетели
Слова: «что приобретет он ото всех этих несчастий» – указывают на то, что опыт совершенных ошибок можно трансформировать в противоположные ошибкам добродетели. Что мы обнаруживаем и в нормативных церковных молитвословиях: «как прежде служили сатане льстивому, наипаче послужим и Тебе, Господи».
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену[10]. И теперь вот жена твоя; возьми ее и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было. И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг. И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом[11] (Быт. 12, 17–20; 13, 1–2).
Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто
«Это место представляет великое свидетельство и доказательство того, что следует блюсти непорочность. Оно каждого побуждает показать себя непорочным: не жаждать чужого ложа, не соблазнять чужую жену надеждой на то, что все останется в тайне и будет совершаемо безнаказанно, и не пользоваться беспечностью и глупостью мужа или его долгим отсутствием. Покровитель брака есть Бог, от Которого ничто не сокрыто. Никто не избежит Его, ни один человек не надсмеется над Ним. Он взирает вместо отсутствующего мужа, стоит на страже, и даже без стражи Он уличает виновника, прежде чем тот совершит, что задумал. В душе каждого, в уме всякого Он распознает преступление. Даже если ты, прелюбодейка, обманула мужа, ты не обманешь Бога; даже если ты избежала мужа, даже если ты одурачила судью на суде, ты не избегнешь Судьи всего мира. Он очень строго карает за обиду бедного, за оскорбление ничего не подозревающего мужа, ведь обида сильнее, когда презрен и оставлен без внимания Создатель брака, а не просто его Страж»[12].
Теперь мы более подробно рассмотрим вопрос, почему за некую оплошность Аврама, при его схождении в Египет, его потомки должны будут оказаться в Египетском пленении (где и пробудут значительное время).
Почему в Писании сказано: …ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5)?
Какой во всем этом смысл?!
Тот биологический факт, что дети генетически наследуют от родителей и целый ряд склонностей и особенностей характера, впервые и был озвучен в Библии (Исх. 20, 5). Но является ли это безусловным и необратимым для человека проклятием?
Епископ Брешии (Италия) Патерий (ум. 606), известный ученик и компилятор трудов Григория Великого, писал: «Что же означает сказанное через Моисея Господу: «Наказывающий вину отцов в детях и внуках»? Обоими этими высказываниями, хотя их смысл разный[13], дух слушателя наставляется к тому, чтобы понемногу отыскивать путь рассуждения. Поскольку от родителей нами наследуется первородный грех, то если не освобождаемся благодатью крещения[14], то несем и грехи родителей, ибо очевидно, что до тех пор мы с ними – одно. Стало быть, Бог будет взыскивать вину отцов с сыновей, ибо по вине родителей из-за первородного греха порче подвергается душа потомков. И, с другой стороны, Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем. Но можно понять это и иначе, ибо тот, кто подражает греху порочного родителя, становится виновником и в его грехе. А кто не подражает греху родителя, никоим образом его грехом не отягощается. Отчего получается, что порочный сын порочного родителя отвечает не только за свои грехи, которые совершил, но также и за отцовские, поскольку он не боится присовокуплять собственное зло к отцовским порокам, которыми, как он знает, Бог разгневан. И справедливо, когда тот, кто пред строгим Судией не боится следовать пути порочного родителя, вынужден уже в этой жизни искупать вину порочного родителя. Почему и сказано: Душа отца ... моя, и душа согрешающая, та умрет (Иез. 18, 4), ибо нередко сыновья по плоти гибнут также и от отцовского греха. А если первородный грех, который от порочности отцов, уничтожен, их душа не связана. И то, что по большей части маленькие дети похищаются демонами, что еще означает, как не то, что плоть сына терпит наказание за вину отца? Ведь порочный отец наказывается в самом себе, но презирает и как будто бы не чувствует силу наказания. Поэтому он наказывается в детях, чтобы жгла его острая скорбь, и страдание отца отзывается в плоти сыновей, пока наказанием сыновей не будет наказана порочная душа отца. А почему не только маленьких, но и подросших детей поражает наказание за вину родителей, – как иначе можно понять, если не так, что они искупают вину тех, чьему пути последовали. Почему и верно говорится: до третьего и четвертого рода. Потому что до третьего и четвертого рода сыновья могут видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и мщение распространяется на тех, кто видит, что следует злу»[15].
Любой грех, просчет и ошибка взрослого может сотворить проблему для его потомства
Однажды мне пришлось посещать медицинский центр для детей-инвалидов. То, что я там увидел, не могло не потрясти меня до глубины души. Дети бессмысленно раскачивались, ползали по полу, пускали слюни, мочились под себя и находились как бы в некоей прострации. Я спросил сопровождавшего меня врача:
– Чьи эти дети?
Глубоко вздохнув, врач ответил:
– Это дети наркоманов, алкоголиков и сифилитиков.
Тогда я вспомнил о сказанном в Писании: …отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина (Иез. 18, 2). – То есть любой грех, просчет и ошибка взрослого может сотворить проблему для его потомства.
Так что есть над чем подумать