Стеснение собственного «я»

Основой книги митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая «Человек на границе миров» послужили его беседы в онкологическом отделении детской больницы. Пастырь Элладской Православной Церкви размышляет о сокровенном мире личности, о смысле боли и страданий, о встречах с Богом и насущных проблемах современного человека, не давая готовых ответов, а предлагая задуматься над смыслом происходящего в нашей жизни.

    

Жития святых мы читаем не для того, чтобы полностью подражать их примеру, — невозможно воплотить в нашей жизни то, о чем мы читаем. Мы не можем, к примеру, подражать святому Алипию Столпнику, прожившему на столпе 53 года, когда у нас не хватает мужества простоять в церкви и одного часа. Однако, читая его житие, мы говорим: «Боже! Какая благодать была дарована этому человеку! Какая выдержка, какое терпение, какое горение! Какой любовью должна была пламенеть его душа!» И тогда мы обращаемся с молитвой ко святому: Святый угодниче Божий, моли Бога о нас, а также молимся Господу: Господи Иисусе Христе, помилуй нас. И молитва эта идет с необыкновенной легкостью благодаря такому великому примеру — благодатному человеку, стяжавшему Христа.

Итак, читая о духовных подвигах или о жизни мучеников, о высоких проявлениях любви ко Господу, мы мерим себя этой мерой. Мы легко смиряемся, и это привлекает благодать Божию. Исчезает дерзость мнимого разумения таинств Божиих или лжеощущение благодатного состояния.

Иной раз, читая аскетические произведения и встречая в них мудрое изречение: «Все спасаются, я же один погибаю», мы тут же возвышаем других и смиряем себя. В своем сердце и в мыслях мы считаем, что другие нас превосходят. Они спасаются, в то время как мы потеряны, мы погибаем по своей же собственной вине. Разве могут при таком воззрении появиться в душе человека осуждение, гордость и жестокосердие?

Если мы ослеплены эгоизмом, то мы не слышим нашего ближнего, а значит, не слышим и гласа Божия

Внутреннее смирение можно возделывать и другим способом. Наш эгоизм проявляется через нашу волю в виде притязаний, либо через наши чувства в виде самооправдания и излишней восприимчивости, либо через наш разум в виде упрямого и непреклонного мнения. Если мы ослеплены эгоизмом, то мы не слышим нашего ближнего, а значит, не слышим и гласа Божия. Мы не желаем признать и понять волю другого человека, а потому нам трудно принять и волю Божию. Наши ближние даны и служат нам видимым образом Божиим в нашей жизни. Если мы позволим совершаться их воле в нашей жизни, то мы с легкостью примем и Божию волю. Если мы будем думать об их правах, а не о своих собственных, то сможем распознать в нашей жизни и Божии права. Прислушиваясь с уважением к их мнению, мы позволим действовать в нас Божию просвещению. Итак, тот, кто отсекает свою собственную волю, не доверяется своему собственному суждению и отказывается от своих собственных прав, является защищенным от всего вышеперечисленного и начинает стеснять свое собственное «я». Это нас смиряет и одновременно соделывает свободными.

Не существует такого врага, который мог бы помешать нам в духовной жизни. Есть только один враг — это мы сами. Только одна болезнь — это эгоизм. Если мы боремся со своим эгоизмом, то постепенно создаем в самих себе атмосферу смирения.

Эгоизм же иногда проявляется как тщеславие, а иногда как самовосхваление, очень часто как самолюбие или себялюбие; порой в очень открытой форме, как, к примеру, гнев или зависть, а порой в более скрытой и тонкой форме, как чрезмерная восприимчивость, недовольство, обидчивость и т.п.

Небольшого примера достаточно, чтобы понять глубину скрытого в нас эгоизма и нашей невидимой от него зависимости. Например, мы смотрим фотографию, на которой запечатлены пять человек, между которыми находимся и мы. На кого мы посмотрим прежде всего? Чье лицо мы будем пытаться найти и узнать первым? Конечно же, свое собственное. И если так получится, что задний фон на фотографии вышел очень хорошо, и цвета на фотографии удачные, и все лица имеют выразительность, только наше лицо вышло с полузакрытыми глазами — согласитесь, явление не столь редкое, — то и фотография уже нам не по душе, хотя всем остальным она нравится. В этом и обнаруживается действие нашего скрытого эгоизма.

Очень велико в нас стремление к самооправданию. Мы не можем терпеть, когда с нами поступают несправедливо. И более того, мы не терпим тех людей, которые имеют несовместимый с нами характер или, так сказать, трудны для нас. Мы не понимаем, что хотя хорошие люди (добродетельные, или, как мы считаем, «легкие») и являются нашими братьями, однако трудные люди (так называемые грешники, которые, пожалуй, лишены добродетелей и раздражают нас) могут быть на самом деле еще лучше, поскольку они возлюбленные братья Христовы. Мы противимся этой действительности и таким образом отказываемся быть ближними, друзьями и братьями Самому страдающему Христу.

Все это происходит с нами ежедневно в каких-то конкретных жизненных ситуациях или когда мы сами ощущаем свое собственное «я» как некий туман, покрывающий нас и препятствующий явлению Бога. Как мы уже говорили выше, наш эгоизм явным образом проявляется в основном либо через наше настойчивое мнение, либо чувственно как самооправдание, либо через нашу волю как удовлетворение только собственных желаний. С ними мы и должны вести брань: пойти к своему духовнику, проявить послушание, сопротивляться, насколько это возможно, чтобы таким образом возделывать в себе разум любомудрый. И даже более того, нам нужно приобрести разум духовный.

Обычно мы очень умны (профессора, так сказать!), когда дело касается выявления слабостей и страстей других, но абсолютно слепы, когда это касается наших собственных страстей. А потому мы поступаем несправедливо как по отношению к самим себе, так и в наших отношениях с Богом. Мы ущемляем Господа в Его праве действовать в нас и преображать нас, возводя нас от образа Божия к Его подобию.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Я, снова я и любовь Я, снова я и любовь
Владимир Легойда
Что может помешать спасению человека? Только собственное «я», если оно раздуется до таких размеров, что заслонит собою Христа.Так когда-то ответил на этот вопрос один замечательный священник. Полагаю, здесь речь идет не только о явно нехороших поступках.
Великий экзамен Великий экзамен
Иером. Арсений (Бока)
Великий экзамен Великий экзамен
Иеромонах Арсений (Бока)
Мы обещаем следовать Христу – и Божественный Промысл осуществляет это наше желание. Так мы подходим к первому вступительному экзамену – экзамену креста.
Можно ли потерять себя в Церкви,
или Несколько слов об отношении к себе
Можно ли потерять себя в Церкви,
или Несколько слов об отношении к себе

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
В нашем обществе с советских атеистических времён сохраняются некие стереотипы. Один из них провозглашает свободу личности вершиной человеческой культуры; второй указывает на Церковь как на институт подавления человеческой личности, всех её свободных проявлений. К сожалению, стереотипы страшно живучи.
Комментарии
Катя24 сентября 2017, 18:23
"Итак, тот, кто отсекает свою собственную волю, не доверяется своему собственному суждению и отказывается от своих собственных прав, является защищенным от всего вышеперечисленного и начинает стеснять свое собственное «я». Это нас смиряет и одновременно соделывает свободными."

У меня при попытках подавить свою волю начинается психические поползновения. Я становлюсь жестокой, не слышу ни себя, ни окружение, ни Бога. Вы можете сказать, что отсечение своей воли не повредит психике?
София 8 февраля 2017, 17:15
Спасибо, статья хорошая!
Валентина 2 февраля 2017, 05:38
Спасибо, на сколько всё просто и понятно. Я только не давно начала понимать, что винить нужно всегда только себя, но только БЕЗ ОБИД и вот нашла этому точное подтверждение! Храни Вас Господи!
Любовь Н. 1 февраля 2017, 18:59
Ларисе Ром. Есть хороший принцип: внешне давать отпор обидчику, но внутри должна быть любовь и гармония. Надо сказать человеку, что конкретно тебя не устраивает, не нравится в ситуации, в его отношении. Но при этом внутри любить его и желать ему только добра. Это очень трудно, и достигается многолетней душевной работой над собой. Но начините хотя бы с того, что постоянно, и особенно в момент ссоры - внутри себя желайте ему добра. Тем более, что это ваш близкий человек. Спросите Господа, что в вас не так, что он дал вам такие мучения, за что и для чего? А сквернословить - это уж совсем плохо. В тот момент, когда вы ругаетесь, вы нисколько не лучше своего обидчика.
Андрей 1 февраля 2017, 18:00
Анне. Разделяю точку зрения вашу!
Марина 1 февраля 2017, 14:16
Спасибо за пример про фотографию!
Павел31 января 2017, 21:13
Ларисе Ром.Если человек склонен к пьянству,то ему следует удаляться от посещения баров дабы не впасть в грех.Возможно и Вам в Вашей ситуации стоит с сердечной молитвой о близком родственнике хотя бы на какое то время удалиться от общения с ним,но при этом честно укорять себя,увидеть в себе страсть из-за которой Вы теряете христианский облик,впадая в сквернословие.И еще,искренне молитесь за своего родственника как за благодетеля:через него Господь указывает Вам на Ваши страсти.Если бы мы были святы то с искренней радостью благодарили таких обидчиков,а пока вынуждены бежать от искушения, искренне в молитве оплакивая свою духовную нищету и проказу.У нас нет смирения,остается плакать пред Богом
Татьяна31 января 2017, 14:59
Виктор,вы не представляете,как я вам благодарна за статью.Меня,как повернуло что-то,вдруг многое стало ясным,хотя раньше относилась к подобным обьяснениям небрежно.Благодарю!
30 января 2017, 11:54
Тоже ищу ответ на подобный вопрос. Когда родительница всеми способами толкает на грех, настраивает взрослую дочь, чтобы не слушала мать свою, то есть меня. Если сопротивляешься родительнице, настаивает в жестко-агрессивной форме на своей правоте, посылает проклятия и не хорошие пожелания. В глубине души мне хочется, чтобы она пришла к покаянию, обрела Бога и всей душой обратилась к нему. Но не в глубине души у меня иногда возникает желание ее ........, особенно когда она поливает меня грязью в глазах дочери, учит ее сквернословию и не хорошему образу жизни и я ничего не могу сделать, она ведь бабушка. Из-за этого не хожу на причастие, ибо не могу примириться с меня опечалившим.
Ирина30 января 2017, 03:46
Хороший заголовок у статьи! Очень ёмкий. Но, наверное, и о своём "я" нужно помнить, иначе вообще можно до нуля стесниться и в минус уйти. Спровоцировать близкого на грех вседозволенности.
Наталья Богоявленская29 января 2017, 20:16
С фотографией прекрасный пример, очень точный. Искать свой эгоизм, свою гордыню надо в, казалось бы, ничтожных, ничего не значащих вещах. Замечательная статья: мало слов, а столько сказано. Спаси Господи.
Анна29 января 2017, 12:55
Лариса Ром, ойойой, Божией помощи Вам.
У меня дочь-подросток, стала чудить, тяжело.
Анна29 января 2017, 12:53
Виктор, попробую про свой опыт написать. Слугой другому не надо пытаться становиться. Надо прислушиваться к другому и делать для него, что можешь и чуточку больше. Стараться в этом направлении. И одновременно, что очень важно, "работать над собой", стараться самому стать цельным человеком, интересным себе и внутренне не зависящим от другого. Вот эти два направления одновременно.
Стать слугой другого без работы над своим внутренним состоянием, имхо, имеет большие шансы на провал.
И еще важно не врать себе, если от чего-то корежит, анализировпть, почему, в чем дело, не отговариваясь просто своей греховностью.
Анна29 января 2017, 08:15
Виктор, тоже испытывала на себе не раз. Это не верный путь, потому что приводит в пустоту и разочарование в своих же поступках. Да и в отношении к близким сплошная провокация их дурных поступков. Видимо начинать нужно не с внешней покорности и согласия с любой волей ближнего, а с внутреннего внимания к своим чувствам и работы с ними. Обидели? Не обижайся. камень кинули? Увернись. Сбегать велели? Подумай почему не хочешь сбегать, что мешает и нужна ли тебе эта помеха. Служить ближнему нужно ради чего-то, ради какой-то цели. Видимо в этой Цели и есть всё дело.
Виктор28 января 2017, 14:11
Реальность... Живут вместе два эгоиста... И вдруг один из них это осознает и решает быть "слугой другому". А другой только рад этому - сбегай туда; принеси то... Проходит какое-то время, и, живя в условиях постоянных издевательств, человек просто звереет; все теории смирения вылетают из его головы напрочь... Революция!
Похоже, что механическим отказом индивида от греха /эгоизма/, много не добьешься... Так, на время...
Если бы все одновременно, тогда ДА... Но на поле не только пшеница, но и сорняки... Верно?
* По-моему, в этой плоскости данная задача не имеет общего решения... Нет? Жизнь веками доказывает... Кроме череды революций-затишья... Или конца... Ошибаюсь?
Василий28 января 2017, 11:54
Очень хорошая статья, очень яркие и понятные примеры как увидеть свой эгоизм. Помоги Господи и дай силы победить и искоренить эгоизм и самолюбие во мне.
Василий.
Наталья Былкова28 января 2017, 09:34
Да, вот и обличил Господь (это обо мне). И гневливость и обидчивость...считаешь себя альтруистом, а на самом деле - эгоизм. Вот и мечусь между приходом и монастырем. Может кто помолится, чтобы Господь меня вразумил. Очень полезная статья, благодарю.
Лариса Ром28 января 2017, 07:32
Если родственик своим нелепым поведением толкает человека во грех сквернословия , грубой защитной реакции ,наперекор его воли , тогда что делать?Не лучше ли молиться за родственника , отдалившись от него, пока тот не образуется? Я в подобной ситуации , мне больно до слез за одного самого близкого кровного человека. Мне надо жить ради другого сына, не могу я вверзнуть в пучину разборок опять, что посоветуете отцы? Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×