Почему страдают невинные?

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Скриншот с youtube.com Скриншот с youtube.com
    

Размышляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы, чтобы не разбивались самолеты. Но тем не менее страданий и скорби никому не миновать. Они есть в жизни. Как к ним относиться?

Недавно ко мне пришел один человек — очень хороший, очень верующий. Он рассказал, что не может больше молиться, не может заходить в храм. С ним произошла страшная история. У него была знакомая двадцати лет, которую он знал с детства. У этой бедной девушки были долгие периоды депрессий, она была психически тяжело больна. Они с мамой были некрещеные, неверующие. Однажды эта девушка пропала. Ее долго не могли найти. Но по телефону смогли определить, что она пошла в лес, туда, где были вышки, с которых летом можно прыгать вниз на резиновом канате — такой аттракцион. Когда мой друг искал ее, он очень горячо молился. Ему казалось, что Бог его слышит и что она обязательно останется жива. Но он сам ее нашел. Она была мертва. Девушка покончила собой, спрыгнув с вышки. Это было страшно. И он не смог принять то, что Бог допустил смерть этой девочки. Ясно, что мир несовершенен. Но как всесильный Бог, который сотворил этот мир, как Он мог это допустить? И как можно верить в Бога, когда такое происходит на земле?

Заслуженное страдание легче принять

Ван Гог, «У врат вечности» (1890). Изображение с сайта wikipedia.org Ван Гог, «У врат вечности» (1890). Изображение с сайта wikipedia.org
    

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога — всякий грешник получает прощение от Бога, если он искренне кается в своих грехах (среди святых есть один, убивший 400 человек). Но уже получив прощение, он все равно решил сдаться властям, и был казнен. Хотя никто его из монастыря не выгонял, никто не требовал, чтобы он сдался, — священник, которому он покаялся, не мог бы его выдать, иначе бы он нарушил тайну исповеди. Но сам этот разбойник, подходя к Чаше, видел одного из убитых им младенцев и сильно мучился. Пробудившаяся совесть не давала ему спокойно жить, он хотел понести наказание.

Если человек знает, что терпит за свои грехи, то он это страдание принимает. Благоразумный разбойник, который был распят со Христом, сказал: мы принимаем достойное по нашим грехам. Недавно я прочитал рассказ об одной женщине, которая взяла на себя грех сына. Муж сильно издевался над ней, и взрослый сын, не выдержав, убил его, а эта женщина взяла вину сына на себя и села вместо него в тюрьму. Она говорила своим сокамерницам: «Я знаю, за что сижу, и каждый день радуюсь, что отбываю срок за сына, а он живет на воле». Так бывает, если человек понимает, за что он страдает. Но если он не понимает?

Человечество — единый организм

    

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит. Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить. Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет — такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы — они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом. Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает. А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество — это единый организм, созданный Богом по Своему образу — образу Пресвятой Троицы, единой в Любви. То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, — мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других. Поскольку Адам — наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Почему Бог не наводит порядок?

Фото: artvolkoff.livejournal.com Фото: artvolkoff.livejournal.com
    

Но тогда можно сказать: «А почему Бог, в конце концов, не наведет порядок? Ведь он знает, кто больше грешит, а кто меньше. Среди нас, возможно, находятся будущие преступники, которые совершат тяжкие преступления. Так может быть, лучше сразу их ликвидировать, чтобы они не мешали другим?» Мы этого не знаем, но Бог-то знает. Почему же Он допускает этим людям жить?

Дело в том, что мы с вами живем во времени, которое является путем в Вечность. Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом. В этот мир, где мы с вами находимся, мы были изгнаны из рая после совершения греха. И наше пребывание здесь временно. Это не то место, где мы можем хорошо устроиться, купить себе красивую мебель, дачу, машину, найти замечательную жену или мужа, устроиться навечно и пользоваться всеми этими благами.

Жизнь — это дорога, где нам нельзя собирать много вещей, это дорога, которая однажды кончится. Бог ждет конца истории, чтобы подвести некую черту. Ведь если прямо сейчас начинать разбираться, кто прав, кто виноват, боюсь, всем нам не поздоровится. У каждого из нас есть грехи, и я далеко не святой. Если человек священник или ходит в церковь, это не значит, что он святой, как некоторые думают. Чтобы совершить суд, нужно закончить с этим миром вовсе, остановить время и разбираться с каждым, кто жил и кто еще живет. И это произойдет обязательно, но Бог ждет, когда покаются люди, которые пока еще не пришли в сознание греха.

Некоторые даже думают, что Бог как бы завел некие часы, и мы теперь тикаем здесь сами по себе, а Он сверху смотрит и не вмешивается. Но как Он терпит столько зла? Почему он не вмешивается? Какой-то жестокий получается Бог, скажете вы. Куда же Он смотрит? Где Он? И тут мы подходим к самому главному.

Бог на кресте

Распятие Христа. Фрагмент современной иконы Распятие Христа. Фрагмент современной иконы
    

Один мудрый батюшка, когда его спросили, где же Бог, очень просто сказал: Бог на Кресте. Бог приходит на землю, становится человеком и проживает человеческую жизнь со всеми ее трудностями, приняв на себя даже последствия первородного греха, хотя Он чище и безгрешнее, чем новорожденный младенец. Безгрешному человеку жить среди нас, грешных, очень тяжело. Вы читали «Идиота» Достоевского? Это была попытка показать образ святого человека в нашем грешном мире. И чем кончилось? Герой просто сошел с ума.

Когда Господь был на земле, Он так уставал, что спал на корме лодки, которая буквально тонула в волнах. Перед тем как принять на Себя грехи всего мира, перед крестным страданием, Господь так горячо молился в Гефсиманском саду, что пот его был, как капли крови.

Он принял на себя страшную мучительную смерть. Пережил многие унижения. Люди, которых Он исцелял — а ни один человек не отходил от Него без помощи, — кричали: «Распни, распни Его!» Хотя эти люди могли Его освободить, но они освободили разбойника.

Смерть на кресте — страшная смерть, смерть-пытка. Когда человека прибивают гвоздями ко кресту, он вынужден опираться на раны на руках или на прибитые гвоздями ноги. Распятый человек умирает от удушья. Это страшное истязание, страшное мучение. Проводили даже такой эксперимент: люди долго стояли просто с поднятыми руками — они начинали задыхаться от того, что грудная клетка поднята вверх. А у креста стояла толпа людей, они смеялись и кричали: «Спаси себя, если ты — Бог». Как известно по современным исследованиям плащаницы, Христа секли страшными бичами со свинцовыми наконечниками, сдирающими кожу. На плащанице видно, что вся спина Его была исполосована ими.

Он был так избит, что Сам не мог нести крест, Ему помогал Симон Киринейский. Когда Он нес верхнюю перекладину, которая была привязана к Его рукам, и когда, обессиленный, спотыкался по пути на Голгофу — Он падал лицом в пыль, частички этой пыли были найдены на плащанице. На главу Его надели терновый венец с острыми шипами, они впивались в кожу, и струи крови текли по Его лицу.

Физическое страдание усугублялось еще и нравственным, духовным страданием, которое непостижимо для нас — Он произнес на кресте фразу, которая всегда приводит меня лично в состояние внутреннего содрогания, на кресте Бог-Сын обращается к Богу-Отцу: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?»

Что-то похожее переживает и мой друг, который думает, что Бог оставил эту девочку. Это невыносимо тяжкое страдание, и оно было пережито самим Богом. Это страдание и есть то, что сделал Бог, чтобы победить зло, чтобы уничтожить само страдание. Вот путь избавления от страдания. Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью. Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу. Теперь каждый, кто страдает, может обратиться ко Христу, и быть с Ним, и получить от Него помощь. Такая помощь приходит. Потому что теперь страдание не имеет такой силы, которая была до Христа. Теперь страдание имеет смысл. И каждый страдающий теперь приносит себя в жертву и страдает со Христом.

Нельзя смиряться со злом

Бомбежка. 1941 год. Фото Б. Ярославцева Бомбежка. 1941 год. Фото Б. Ярославцева
    

Когда мы столкнемся с несправедливостью, со старостью, со смертью, мы можем обратиться с молитвой ко Христу, вспомнить Его страдание за нас, и помощь придет, хотя, может быть, и не сразу.

Это не значит, что страдание мгновенно кончится. Оно попущено Богом, чтобы очистить нас от греха. Наша душа, оскверненная грехом, иначе очиститься не может. Как нельзя без щетки вычистить въевшуюся грязь, так и страдание очищает въевшуюся в душу грязь греха, оно имеет для нас очистительный смысл, оно делает человека совершенным. Ведь когда человек страдает, он являет свою любовь, и это еще один смысл страдания.

Я закончу рассказом об одной книге, которая раскрывает тайну страдания. Это книга Иова: в ней рассказывается о том, как жил на земле один праведник, он был богат и у него было много детей — его звали Иов. И дьявол сказал Богу: «Иов Тебя любит, потому что у него все есть, отними у него богатство, посмотрим, как он будет Тебя любить». И вот у Иова все рушится, гибнут дети. Жена говорит ему: «Похули Бога!» А Иов отвечает ей: «Бог дал, Бог взял». Потом он заболел тяжелой болезнью. Жена ему говорит: «Похули Бога и умри». А он говорит: «Надо все принимать от Бога, хорошее и плохое». Пришли к Иову его друзья и говорят: «Это тебе все за грехи, ты покайся, и все пройдет». Но Иов не знал за собой греха. Он принял свою судьбу, свое страдание, и в конце Бог явил ему Себя и открыл некую тайну. Тайна примирения с Богом открывается человеку непостижимым образом.

Нельзя смиряться со злом, нужно обязательно стараться, чтобы в мире было меньше страдания, нельзя отойти в сторону, нужно помогать людям. У нас молодые люди — добровольцы ходят помогать в областную детскую больницу. Там есть дети из детских домов, и их никто не навещает. Добровольцы ходят к ним каждый день, играют, берут на руки, заботятся о них.

Если человек не соглашается с тем, что в мире есть страдание, то он должен стараться, чтобы страдания в мире стало меньше, а любви стало больше. Нужно не просто размышлять, а самому начать над этим трудиться, молиться и состраданием, помощью другим умножать в мире любовь. В этом делании и в молитве ко Христу, распятому и воскресшему, и открывается тайна страдания.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов)
Подготовила Екатерина Загуляева

Источник: Милосердие.Ru

26 декабря 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Искандер 3 января 2019, 21:08
Жалко детей и людей погибших при взрыве газа в магнитогорске.... Магнитогорск скорбит.
Господи Иисусе помилуй нас грешных
Наталья 1 сентября 2018, 02:42
Читая новости наткнулась на то, что в гости к одинокой мамаше пришел мужчина, ребенок кричал и помешал парочке осуществлять желаемое, мужчина кинул ребенка на пол и пнул ногой. Мать отреагировала только через неделю, когда ребенку стало совсем плохо...ПОЧЕМУ ЭТОТ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН СТРАДАТЬ? Не могу спат, рыдаю...Что случилось с этим миром? В чем смысл страдания этого ребенка. Я не понимаю
Егорий18 декабря 2017, 07:19
Кто-то не увидел ответа на вопрос... Мне кажется, что лейтмотивом может служить эта строка:
"Жизнь, которой мы сейчас живем, это не та настоящая жизнь, для которой мы созданы Богом".
Кому на земле хорошо, кто здесь устроился и сроднился с землёй, того нужно жалеть. А не того, кто отмучившись ушёл к Свету.
Ольга 1 ноября 2017, 10:46
Всё понятно до этого места: "Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью. Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу." Как это? Разве страдание исцелилось и смерть умерла? Она есть. И если страдания для человека спасательны, зачем стараться чтобы их было меньше?

Здесь скорее всего священник говорит о Христе, о его жертве.Что Господь пострадав и умерев,а потом Воскрес - победил смерть.Сейчас , конечно, нет смерти для верующих во Христа.Конец земной жизни - это всего лишь дверь в вечную жизнь. А раньше до смерти и воскресения Христова, все шли в ад, даже праведники - не было возможности соединения с Богом.В этом и смысл пришествия Христа на землю.
Валерий Бунтов 2 января 2017, 12:42
Бог дал человеку Разум, чтобы воплотить Его Волю волею каждого из нас.Если каждый не будет причинять страданий другим, если каждый га своём месте будет предупреждать страдания другим, страданий будет меньше.
Yekaterina Kartasheva 2 января 2017, 00:42
Почему так часто уходят добрые, хорошие, светлые люди? Ведь они как свечи, от которых зажигается множество других свечей. Как может мир наполниться добром, когда забираются люди, несущие добро, мир, свет? Или эта земля есть преддверье ада, из которого пока есть выход в Царствие Света через покаяние?
31 декабря 2016, 23:51
Господи,помилуй нас грешных.Слава Богу за всё.
Нелли Вишнякова31 декабря 2016, 16:51
Слава Богу, в моей жизни не было сильных страданий. Но всегда считала, что наша жизнь - не санаторий. От смерти никуда и никуда не деться и не скрыться.
Фёдор30 декабря 2016, 00:21
Максим Богатов.
Так получается, что читая, мы часто следуем не логике автора, а своей. Так уж мы устроены, и читать, как и писать, надо учиться.
Мне, в свою очередь, кажется, что автор говорит, что чем больше Любви мы приносим людям, тем лучше.
Екатерина29 декабря 2016, 20:33
Очень тяжело смириться со смертью дочери. Но буду говорить. Прости меня Боже за мои грехи. Слава Богу за все, что он мне дал.
Ekaterina Zimina28 декабря 2016, 21:26
А я ответа не получила
Виолетта Витальевна28 декабря 2016, 21:24
Спаси нас Иисусе Господи Грешных
Елена28 декабря 2016, 17:07
Вчера похоронила мужа. Молилась и дома и по святы м местам и родственники и друзья. У мужа да осталась дочка от первого брака,которую он очень любил. Лучшего мужа и отца я не видела. очень мучалась вопросом почему Господь не помог. Прочитала статью, стало немного легче,пойду в церковь.Господи помоги
Владислава28 декабря 2016, 15:49
Статья интересная, но теперь возникло еще больше вопросов. Почему то,что страдание приобрело смысл, сделало его оправданным? От этого оно не легче. И то, что мы страдаем вместе со Христом, тоже не делает его более оправданным и не таким болезненным.
Алла27 декабря 2016, 22:29
К сожалению грех не требует особых усилий.грешить легко.Добро требует трудов и самоотречения.Да мы один организм.И это многое объясняет.Страдание это колокол-напоминание.Что то с нашим организмом не то.Вечная память всем погибшим в авиакатастрофе...Господи помилуй нас.
Константин Зиновьев27 декабря 2016, 21:09
Поэтому,исправим свою жизнь и принесем Богу покаяние-сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.(за отдельные мысли в комментарии благодарность проф.Алексею Ильичу Осипову)
Андрей27 декабря 2016, 15:27
Да, правильно - не придерёшься. Хорошо обоснованная точка зрения-Истина. Но получается в итоге на практике истязание и самоистязание, страдание, дискомфорт и безбрачие. Неудовлетворённость. Безработица и оправдание разорения страны. Практический результат - уменьшение народа и границ государства.
Николай Вешняков27 декабря 2016, 12:27
Искал ответ на вопрос,а почему же доктор Лиза погибла? Задавал вопросы знакомым. Такого услышал! Ответ-получил здесь!
Сергей Ч27 декабря 2016, 12:15
Очень хорошая статья. Спасибо автору.
Елена27 декабря 2016, 11:03
Спасибо, Господи за все! И прости нам грехи наши вольные и невольные!!!
Юрий27 декабря 2016, 09:58

И мысли разные о смерти и судьбе
Приводят нас в смятенье и сомненье.
А ты попробуй доказать себе,
Что это Не случайность – проведенье!

Что это так должно и быть
Что Ангелов на небе не хватает.
И всё-таки становится темней, когда таких Людей
К себе Господь на Небо забирает.
Юрий27 декабря 2016, 09:56
Когда уходят лучшие из нас,
Внезапно, неожиданно и разом,
Становится нам всем не по себе,
И мечется, ища причины разум.

Теорий много, могут объяснить
Всё что угодно. Только сердце ноет.
И классика вопроса: быть – не быть?
Наш разум снова беспокоит.


Ольга27 декабря 2016, 09:41
Спаси Христос! Как хорошо, что мы можем найти ответы на свои примитивные вопросы!
Господи, спаси нас грешных рабов Твоих!
ТаняСем27 декабря 2016, 09:11
Боже,вразуми нас,грешных и помоги понять и исправить нашу "кривизну"!Для меня это такое откровение,что мы все единый организм и в то же время страшно,ведь получается в людских страданиях и я виновата своими грехами,...Прости,Господи и помилуй,нас всех!
Игорь 27 декабря 2016, 09:02
Всё понятно до этого места: "Страдание исцеляется страданием. Смерть убивается смертью. Умирая на кресте, претерпевая страдание, Он уничтожает его силу." Как это? Разве страдание исцелилось и смерть умерла? Она есть. И если страдания для человека спасательны, зачем стараться чтобы их было меньше?
геннадий27 декабря 2016, 08:24
Замечательная проповедь.Убедительно,гениально,просто.
Максим Богатов27 декабря 2016, 08:19
Получается следуя логике автора что чем больше ты приносишь страданий людям тем лучше! Пусть очистятся!
Елена27 декабря 2016, 07:11
"И каждый страдающий теперь приносит себя в жертву и страдает со Христом" - кому приносит себя в жертву страдающий? Зачем? .

Елена26 декабря 2016, 22:38
Слава Богу за все. И прости нас Боже за грехи наши.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×