Вопрос, который никогда не задают протестанты

    

Когда мы, православные, говорим о вере с протестантом, то с его стороны можем услышать самые разные вопросы. И об иконах, и о крещении младенцев, и о почитании святых и так далее. Но есть один вопрос, который они сами никогда не затронут. Хотя именно он самый важный, в нем кроется коренное различие между нами. Этот вопрос – учение о Церкви.

Что такое Церковь Христова? Любой протестант сразу скажет, что деноминация, к которой он в настоящее время принадлежит, и есть Церковь Христова. Тогда вопрос: когда появилась ваша деноминация? Диапазон ответов будет от прошлого года и до начала Реформации. Отлично, а где была Церковь Христова до этого времени?

У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, и тогда была Церковь апостольская. А затем, якобы уже со II века, появились искажения в учении Церкви. Многие прямо говорят, что Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла всякие ложные практики и идеи в его чистоту. Могут даже сказать, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством»[1]. И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули. Ну, с XVI века – это если «старые» протестанты: лютеране, кальвинисты. А «новые» протестанты, такие, например, как баптисты, адвентисты, пятидесятники, возникли в еще более позднее время.

Поскольку протестанты, как известно, любят говорить, что именно они и только их деноминация в своей вере точно следует Библии, то мы будем рассматривать их представления о Церкви именно через призму Священного Писания. Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь.

Господь Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Она всегда останется той же славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но… святой и непорочной (Еф. 5:27), домом Божиим… столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), какой ее изображают апостолы в Писании.

И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания.

Есть и другое обещание, которое дал Господь. Он сказал: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Господь не только обещает, что сама по себе Церковь будет устойчива, Он обещает, что Сам будет с Церковью Своей во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или, тем более, по XIX век.

Уверения протестантов, что Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат библейским словам

И апостол Павел со своей стороны пишет, что Богу будет воздаваться слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (Еф. 3:21). То есть созданная Христом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Уверения протестантов в том, что эта Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат этим библейским словам.

Пятидесятница. Сошествие Святого Духа Пятидесятница. Сошествие Святого Духа
    

Также стоит напомнить, что Христос обещал апостолам дать Духа Святого и сказал: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину (Ин. 16:13), научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14:26). Когда пришел к апостолам Дух Святой, мы знаем – в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Церковь. Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Поэтому апостол Павел и называет Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Потому что Дух истины наставляет ее и Сам Христос, Который есть Истина (Ин. 14:6), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. Еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2 Пет. 2:1; Гал. 1:6–9). Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение – такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.

Если Истинной Церкви в IV веке уже не было, то тогда лишается авторитета и Библия, которая была составлена и сохранена этой исторической Церковью

Тут возникает еще один интересный вопрос к протестантам. Вот вы говорите, что для вас свята только Библия и что будто бы именно основываясь на Библии вы дошли до убеждения, что со II века Церковь истинная исчезла, заразившись язычеством. А кто и когда утвердил канон Нового Завета? Кто постановил, что из множества памятников древнего христианства именно эти книги являются Священным Писанием, частью Библии? Ответ: это произошло в 364 году на Лаодикийском Соборе той самой Церкви, которую вы считаете уклонившейся в язычество и историческим продолжением которой является Православная Церковь. Никто не сможет назвать более ранней даты утверждения канона Нового Завета, каким мы его знаем сейчас. Но если Истинной Церкви в то время уже не было, то тогда лишается авторитета и сама Библия, которая была записана, составлена и сохранена этой исторической Церковью, от которой ее позднее, через посредство католиков, получили протестанты.

Упомянутые протестантские идеи не только противоречат Библии, как уже было показано, они еще и исторически не подтверждаются.

Я сам, например, когда приходил к вере, лично проверял это. Прочитал сначала Новый Завет. После этого стал читать другие христианские документы, которые сохранились от конца I века. Например послание святого Климента Римского, ученика апостолов.

Затем перешел к тем документам, которые были написаны во II столетии. И прочитал их, в том числе и написанные непосредственно учениками апостолов, такими как святой Поликарп Смирнский, святой Игнатий Богоносец. То есть, – подчеркну, – эти тексты написаны теми, кто лично знал апостолов и от них воспринял учение христианское.

После этого я перешел к III веку и прочитал все христианские тексты того времени. Потом перешел к IV веку и так далее. И я убедился, что на протяжении всех этих столетий Церковь в своем учении осталась той же. Могли изменяться формулировки вероучения, но само вероучение пребывает сейчас в Православной Церкви таким же, какое оно было во времена апостолов и их учеников.

Конечно, я никого не прошу верить мне на слово. Если мне доводится беседовать с протестантами, я им предлагаю проверить. Возьмите тексты и проверьте. Все есть в открытом доступе. Как правило, почти все протестанты крайне слабо разбираются в истории Церкви и практически не знают ее совсем. То, что было после описанного в Деяниях апостольских и до того, как возникла их деноминация, для них – terra incognita. Хотя это огромный пласт истории и церковной, и христианской, и вообще человеческой.

И если протестанты находят в себе смелость без предубеждений рассмотреть этот вопрос – то, конечно, они увидят истину. Нетрудно заметить, что Церковь, описанная в документах I–II столетий, совсем не похожа на то, что сейчас мы видим на протестантских собраниях и в целом знакомясь с современным протестантизмом.

Та Церковь апостольских времен – она объективно похожа на Церковь Православную. И это не только мое впечатление. Приведу в пример один случай, который произошел в 1960-х годах в американских городах Бен-Ломон и Санта-Барбара.

Группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью… И тогда эти молодые люди решили проследить историю Церкви от времен апостольских и до наших дней, чтобы выяснить, куда делась та Церковь, которая была описана в книге Деяний. И они пошли по тому же самому пути, по которому позднее шел я. То есть они последовательно изучали все исторические документы. При этом в истории много было разделений. И в Древней Церкви были разные ереси, которые отделялись от Православия. И на каждой такой развилке эти протестанты непредвзято смотрели и сравнивали: какое из этих учений – учение Православной Церкви или учение отделившихся – наиболее соответствует тому учению, которому верили до них? кто именно хранил апостольскую веру, а кто вносил новшество?

Аллегория Православной Церкви Аллегория Православной Церкви
    

И в результате исследования, которое было долгим и кропотливым и в котором никоим образом не участвовала православная сторона, община убедилась, что Библию создала именно Православная Церковь. Именно она сохранила для мира Библию. И первые шаги этой Церкви описаны в книге Деяний. И в 1974 году вся эта протестантская община целиком – более 2000 человек – попросилась в Православную Церковь и была принята. Есть написанные ими описания их пути в Православие, кто хочет, может познакомиться. Например замечательная книга Питера Гиллквиста «Возвращение домой». Позволю себе процитировать отрывок из нее:

«В своем путешествии через историю мы тщательно проследили тысячелетие неразрывной преемственности в Церкви. Излишне говорить, что мы подтвердили представление о Церкви, изложенное на страницах Нового Завета. Мы обнаружили ту же самую Церковь во втором и третьем столетиях, подвергающуюся жестоким гонениям, служащую литургию в домах, катакомбах и даже на кладбищах и руководимую епископами, которые часто заканчивали свой жизненный путь как мученики. Мы нашли ее в четвертом веке защищающей веру в Никее и в пятом веке – в Халкидоне.

Мы проследовали за ней вплоть до восьмого столетия, изучили ее великие Соборы, полюбили ее апологетов, святых, учителей, то, как они проповедовали Евангелие, боролись с еретиками и подтверждали почитание святых икон. Мы были поражены тем, как смело встречали в Церкви этические и догматические искажения вероучения и как постоянно удавалось избежать возможного разрушения. Бог был с Церковью в девятом и десятом веках…

Но затем наступил 1054 год, и мы оказались перед лицом выбора. Произошел раскол. Я до сих пор помню физическое ощущение, которое у меня было, когда я сказал своим единомышленникам: “Восток прав в сопротивлении папству и в отрицании дополнения filioque”. После этого я сделал глубокий вздох. “Я думаю, что это делает нас… православными”»[2].

Мне известны и другие такие примеры, хотя и менее масштабные по численности, когда люди именно через изучение истории христианства убеждались в истинности Православия.

Конечно, не все люди готовы приступить к столь серьезному историческому исследованию, не все имеют такую возможность. Но в таком случае им будет достаточно того, что говорит о Церкви Господь Иисус Христос и Его апостолы, чтобы понять, что истинная Церковь не могла исчезнуть. И, соответственно, все протестантские церкви, которые прямо позиционируют свой разрыв с предшествующей христианской традицией и отсчитывают свою историю от основания их деноминации смертными людьми, заведомо не могут быть той Церковью, которая непрерывно существует от времен апостольских и до Второго Пришествия Христова.

Некоторые протестанты понимают эту проблему. И, чтобы защититься, они говорят иначе: да, конечно, во все века была Церковь. Но она, эта настоящая Церковь, была невидимой. Она состояла из отдельных праведников, которые могли относиться формально к разным христианским деноминациям, могли находиться среди православных, несториан, монофизитов, католиков и т.д., но в душе верили правильно (то есть как современные протестанты), и вот из всех их и состояла эта невидимая Церковь Христова. А после такого-то года она стала видимой в лице нашей деноминации. Многие протестанты могут сказать, что Церковь и сейчас пребывает невидимой, и все «правильные» с точки зрения данного направления люди из других конфессий в нее будто бы входят. И что вот будто про эту невидимую Церковь Христос и говорил, что врата ада ее не одолеют и что Он будет с нею.

«Теория невидимой Церкви» была создана для объяснения кризиса протестантизма с его непрекращающимся дроблением на все новые деноминации

Позволю себе предположить, что «теория невидимой Церкви» была создана также и для того, чтобы объяснить кризис несоответствия того, что наблюдается сейчас в протестантском мире с его непрекращающимся дроблением на все новые деноминации, с тем, что было описано в книге Деяний Апостольских, где Церковь предстает как единый организм, единая реальность, единая структура, которая может позволить себе провести апостольский Собор в Иерусалиме и принимает к исполнению решения этого Собора (см.: Деян. 15:6–31). В современном протестантском мире провести что-то такое для всех деноминаций просто немыслимо. И сами протестанты это признают.

Согласуется ли с Библией концепция «невидимой Церкви»? Вспомним слова Господа Иисуса Христа, в которых Он указывает, как обличать человека, если тот согрешил. Он говорит, что нужно привести свидетелей. И если не послушает их, скажи Церкви, если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17). Вот совет, который Господь дает всем христианам, всем, кто хочет быть учеником Его. И этот совет подразумевает, что Церковь всегда будет обнаружима. Церковь не есть нечто аморфное, умозрительное, неопределимое, невидимое. Нет. Она представляет собой нечто конкретное, видимое и четко отличимое от других сообществ. Это сообщество со своим порядком, допускающим возможность обратиться за разрешением недоуменных вопросов. И так всегда в Церкви и было. Как в древние времена состоялся первый апостольский Собор, так и впоследствии все спорные вопросы в Церкви решали Соборы. И церковный суд существовал тоже, который осуществлял власть Церкви выносить суждения, «вязать и разрешать» (см.: Мф. 18:18). Только к такой видимой Церкви и можно обратиться за разрешением тяжб. А к «невидимой Церкви» как обратишься? Это все равно что посылать пострадавшего от разбойников обратиться в «невидимый суд», про который никто не знает, где он и из кого состоит.

И в других местах Священного Писания мы видим ту же реальность, когда говорится, например, что Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47). Это вполне конкретная, видимая Церковь. Люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, ты должен быть вместе со всеми. И, как это хорошо описывается там же, все христиане постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:42). И, кстати, именно потому, что Церковь апостольская была видима, ее и можно было гнать – в те дни произошло великое гонение на Церковь (Деян. 8:1), и еще не обратившийся Савл жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее (Гал. 1:13). А как можно подвергать гонению невидимую Церковь?

Стоит напомнить и слова Писания о причащении Телу и Крови Христовых: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11:26). То есть Евхаристия в Церкви будет совершаться от времен апостольских и вплоть до Второго Пришествия Христа, доколе Он придет. А преломление хлеба, как называется в Писании Евхаристия, – это то, что совершается видимым образом. И чаша, и вино и хлеб, предложенные для пресуществления, и само причащение Телу и Крови Христовым происходит видимым и осязательным образом. В «невидимой Церкви» это все просто невозможно.

«Теория ветвей» противоречит словам Господа, сказавшего, что будет у Него одно стадо (Ин. 10:16)

Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно «теория ветвей». В отличие от «теории невидимой церкви», которая пытается придумать некое мистическое единство отдельных индивидов вопреки разделениям между церквями, к которым они могут принадлежать, «теория ветвей» объявляет сами по себе разделения и различия между христианскими конфессиями неважными и утверждает, что все, кто называет себя христианами: и протестанты разных толков, и католики, и православные, и монофизиты, – все вместе составляют эту единую Церковь Христа как ветви единого древа.

Но и с этой концепцией согласиться не получится, поскольку Сам Господь говорил, что будет у Него одно стадо (Ин. 10:16). Даже при большом желании невозможно назвать все перечисленные выше сообщества единым стадом. Поскольку в действительности – и это ни для кого не секрет – они не имеют между собой никакого единства. Не имеют ни единства веры, ни единства в таинствах, ни единства в церковно-административных, канонических вопросах, ни единства в нравственных взглядах. Даже в среде самих протестантов нередко утверждаются прямо противоположные вещи.

Например есть протестанты, которые утверждают, что гомосексуализм – это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного, никакого греха здесь нет. И они имеют даже пасторов – открытых гомосексуалистов и совершают так называемые гомосексуальные браки. Это всего лишь один из примеров, а есть и другие серьезные отличия, в том числе и догматического вероучительного характера. Где же здесь единство? Но приверженцы обсуждаемой идеи упрямо говорят: «Да это все не существенно, конечно, есть различия, но так ли они важны? Самое главное – что у нас есть то, что нас объединяет».

Но, как говорил святой Иоанн Златоуст, с любым человеком, даже неверующим, мы можем найти что-то, что объединяет нас, – только с диаволом у нас нет ничего общего. Но это не значит, что мы с любым человеком принадлежим к одной Церкви. И вот такой идеи, что будто бы не важно, кто во что верит, лишь бы называли себя христианами, мы совершено не встретим у апостолов. Более того, мы находим у них прямо противоположные мысли.

Например апостол Павел говорит: По отшествии моем войдут к вам волки, не щадящие стадо. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20:28–30). В другом месте апостол говорит: Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17–18). И еще пишет: Как прежде мы сказали, так и теперь говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1:9).

Как видим, вероучительные различия оказываются настолько серьезными, что апостол прямо предписывает предавать таких людей анафеме, отделять их от церковного тела. Он описывает, что само внесение разделений является следствием греха. И в другом месте апостол говорит, что предающийся ереси Царства Божия не наследует (см.: Гал. 5:21–22).

Поэтому невозможно говорить, что все равно, во что мы верим, и, мол, если мы называем себя христианами, то мы все единая Церковь. Это не так. Мы не едины тогда ни в вере, ни в нравственном учении, ни в Евхаристии. Писание говорит, что у христиан должны быть один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). А в существующих конфессиях и деноминациях вера как раз не одна, вера разная, почему и произошли разделения: здесь об этом учат так, а здесь иначе, а в третьей «церкви» и еще как-то по-своему.

С тем, что у всех так называемых «ветвей» нет одной веры, и протестанты не будут спорить, поскольку это самоочевидный факт. А вот про единство Евхаристии нужно поговорить подробнее. Этот важный момент, к сожалению, наши протестантские собеседники совершенно не понимают, потому что не верят, что обряд, который они проводят, называя его причастием, действительно дает им подлинные Тело и Кровь Христа. Они говорят, что это просто символы. И они правы в том, что у них это не Тело и Кровь Христа, у них это действительно только хлеб и вино. В этом они правы, но они не правы, когда думают, что вообще невозможно в причастии соединиться с подлинными Телом и Кровью Христовыми.

Евхаристия Евхаристия
    

Наш Спаситель говорил об этом не просто как о возможном, но как о необходимом деле: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную… [он] пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:53–54, 56). Господь сказал, что без причастия Тела и Крови Его невозможно иметь в себе жизнь вечную, то есть невозможно спастись. И позднее Он показал, как исполнить эти Его слова. Он показал это на последней Тайной вечере, когда, как повествует Евангелие, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26–28). Христос не сказал: «приимите, ядите: сие есть символ Моего Тела» и «символ Моей Крови». Он сказал ясно: сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя. Хотя апостолы продолжали видеть те же хлеб и вино, но при этом силою Божиею они стали тем, чем их назвал Всемогущий Господь, про Которого Писание говорит: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32:9).

И Господь сотворил это чудо не только один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедал: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22:19). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они постоянно пребывали… в преломлении хлеба (Деян. 2:42), то есть совершая Евхаристию.

Протестанты говорят: да, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о страданиях Христа. Но тогда зачем вообще этот ритуал?

Протестанты говорят: да-да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но в таком случае зачем вообще этот ритуал? Ведь вспомнить о Христе можно и без хлеба и вина. Давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Вот апостол Павел говорит: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых.

И вот в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10:17). И так мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим. 12:5). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф. 1:22–23). Для апостола все это было реальностью – и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой.

И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например я полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским. А святой Иоанн Шанхайский, в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским. И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.

Границы Церкви – это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, тот вне Церкви Христовой

И поэтому неудивительно, что наши святые говорят: границы Церкви – это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви Православной, кто не общается с Православной Церковью и не причащается в ней, тот находится вне Церкви Христовой[3].

И, возвращаясь к «теории ветвей», мы видим и с этой стороны ее несостоятельность – поскольку не может быть так, чтобы совершенно разделившиеся между собой сообщества, называющие себя церквями, все в равной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: разве разделился Христос? (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяжении двух тысяч лет в единственной подлинной Церкви Христовой. Наша задача – найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию.

Эта Церковь – истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, – не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: Я создам Церковь Мою (Мф. 16:18), а не: «Я создам Мои церкви». И апостол написал: Церковь есть столп истины (1 Тим. 3:15), а не: «церкви есть столпы истины». Церковь одна, сохраняющая свое единство на протяжении веков во исполнение слов Спасителя: да будут все едино (Ин. 17:21), и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10:16).

Об уникальности, единстве и неуничтожимости подлинной Церкви Христовой многократно говорит и Священное Писание, и, конечно, Священное Предание. И это не является чем-то, что мы просто декларируем. Это исторический факт. Любой протестант может обратиться к свидетельству истории, чтобы увидеть, где правда.

И вот именно этого ощущения Церкви нашим протестантским собеседникам, к сожалению, не хватает. Они не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться – вот это и церковь». Но это не Церковь, а кружок по интересам, который ты сам создал. А где та Церковь, которую создал Христос? Приди и виждь, что это та Церковь, которая сейчас известна под именем Православной, то есть той, которая правильно славит Бога.

Диакон Георгий Максимов

4 августа 2014 г.

[1] Баптисты, их задачи и цели. Ростов-на-Дону, 1909. С. 8. Те же идеи высказываются и современными протестантскими авторами.

[3] Приведу два высказывания. Преподобный Иустин (Попович) пишет об этом как о «всеистине»: «Святая Евхаристия – это всеполнота Церкви; она – это живой, всесовершенный Богочеловек Господь Христос, который в Своей Богочеловеческой всеполноте весь обитает в Церкви во все века… Он всегда Таков, Каков в святой Евхаристии; всегда Таков для каждого причастника и в каждом причастнике… И через все это Он – наше освящение, наше преображение, наше спасение… и все это обретается в Богочеловеческом теле Церкви через причащение святым Евхаристическим Телу и Крови Спасителя. Как Тело Христово – Евхаристия есть Церковь, так и Церковь есть Евхаристия, ибо ею и в ней мы находимся в соборном всеединстве со всеми святыми» (Иустин (Попович), преподобный. Собрание творений. Т. 3. М., 2006. С. 519). То же говорит и святой Иларион (Троицкий): «Смысл таинства причащения – в его церковности. Вне единства церковного нет и причащения. Весьма знаменательно, что в святоотеческой письменности единство церковное поставлено в неразрывную связь с таинством Тела и Крови Христовых» (Иларион (Троицкий), священномученик. Христианства нет без Церкви).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Два главных догматических заблуждения Два главных догматических заблуждения
Архим. Рафаил (Карелин)
Два главных догматических заблуждения Два главных догматических заблуждения современных христиан
Архимандрит Рафаил (Карелин)
Главное догматическое повреждение ума современных христиан – это потеря святоотеческого понимания Церкви как хранительницы истины, Священного Предания и Священного Писания.
Беседа о Церкви Христовой Беседа о Церкви Христовой
Архим. Иустин (Пырву)
Беседа о Церкви Христовой Беседа о Церкви Христовой
Архимандрит Иустин (Пырву)
Не исламский фундаментализм представляет опасность для нашей Церкви, а политиканские тенденции, проявляющиеся в ее верхах и структурах.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
Валерий Духанин
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма Святитель Игнатий (Брянчанинов) о подлинном лице протестантизма
Валерий Духанин
Когда некоторые церковные люди увлекаются либерализмом и реформаторством, высказывая недовольство традициями Церкви, не лишним будет напомнить, что точно так же в свое время зарождался протестантизм.
Соблазн «внецерковного христианства» Соблазн «внецерковного христианства»
Архиеп. Григорий (Бербичашвили)
Соблазн «внецерковного христианства» Соблазн «внецерковного христианства»
Архиепископ Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили)
Мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой. На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, что в реальности представляет собой святая Церковь.
Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии
Свящ. Павел Гумеров
Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии Таинство причащения.
Часть 1. Значение таинства причащения в жизни православного христианина. Происхождение литургии

Священник Павел Гумеров
Таинство причащения занимает центральное место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным? Вопрос греков-протестантов: зачем быть православным?
Греки-протестанты (впрочем, как и современные «православные», воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних симптомах «негативных», с их точки зрения, явлений в Православии. Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?
Комментарии
Феликс15 декабря 2022, 12:25
Почитал статью, почитал комментарии, увидел, что и правда протестанты даже между собой договориться не могут, что в Чаше и чья Церковь больше, или же и вовсе уходят в ересь о том, что "а какая разница, давайте просто читать Писание, в этом и будет наша Церковь". Клуб чтецов и песнопевцев, не больше. А Церковь -- это всё-таки не клуб, а именно, если хотите, государство во главе с Господом Богом. И ты либо являешься его гражданином (нет у Бога двойного гражданства, граждане протестанты, и быть не может), либо нет. В этой простоте и есть истина. А деноминации -- от лукавого
Владимир 6 февраля 2022, 01:40
Добрый день! :) я являюсь служителем в протестантской церкви и, честно говоря, впервые слышу о мнении, что только конкретная деноминация имеет основания называться церковью. Думаю, это определенный стереотип или мнение неосведомленных верующих. В этом плане, образование, конечно же, исправляет ситуацию :) У нас есть православные друзья, с которыми мы хорошо общаемся и вопросы, которые вы упомянули: "иконы, мощи и т.д." мы затрагивали исключительно с целью понять суть такого учения, чтобы уже не возвращаться к этому. Мы имеем разностороннее общение, но конечно же в конечном итоге все приходит к Писанию) честно говоря, за последнее время мое мнение о Православии изменилось в корне.
Александр22 февраля 2020, 13:01
"Поскольку протестанты, как известно, любят говорить, что именно они и только их деноминация в своей вере точно следует Библии, то мы будем рассматривать их представления о Церкви именно через призму Священного Писания. Давайте посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь". - не могу согласиться с этим утверждением. Так говорят только отдельные представители, как личное мнение. Если спросить у протестантских епископов, большинство скажут, что различия в деноминациях не мешают людям приходить к Богу, и что спасение возможно и в других деноминациях, вообще будут очень осторожны в выражениях (кроме конечно явных несоответствий учения Писанию, например у СИ)
Uldis26 января 2020, 14:02
Horoshaja statja
Анатолий 6 января 2020, 09:51
Очень хорошая статья. Спасительная многим! Комментаторам: Я был 11 лет баптистом и баптистским служителем. Потом несколько лет переводил лекции американских миссионеров в баптистском колледже в Минске. Уже давно вернулся в православие. Однако баптистам благодарен. Не уводят они от Господа, не враждуйте с ними. Если ты искренно ищешь спасения, то найдешь его, они не помешают, только помнить надо, что голова Богом дана, чтобы думать. Баптисты останавливаются на пол-пути, не доводят до церкви. А ты думай и иди. Судить протестантов не нам. Суд над нами и над ними - у Христа. Нас в иезуиты Господь не призывал. А если кто православных злословит или гонит, так блаженны вы. Потерпите.
Владимир12 декабря 2019, 12:11
Георгий, Церковь не создала Библию!книги Ветхого Завета писались на протяжении истории Израильского народа,а Жизнь и Учение Иисуса Христа и первых Церковных общин (Новый Завет)были написаны живыми свидетелями и участниками первого столетия.Каждый христианин и Церковная община должны жить по Истине Евангельской,по Учению Иисуса Христа и если Церковь так живёт, то воистину она столб и утверждения истины. Потому что Церковь истину не создаёт,а провозглашает и утверждает!!! И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Марка 16:15 Помоги Господь!
Александр Шубин 5 апреля 2019, 18:29
Честно говоря, среди моих друзей детства,много иноверцев:протестантов,баптистов,индуистов(ну не знаю:кришнаитов, рериховцев -и т.п.их не разберет)..По сути, раньше, по молодости, это не мешало общаться-но со временем,понял, что у них общее-подсознательная неприязнь к православию:как только разговор заходит о религии,все напрягаются в своей критике православия, желании выразить свое негативное отношение,даже, среди представителей ,якобы,"толерантных" христианских кон-фессий.Приходится ограничивать круг своего общения.И даже страшно,быть православным в нашей,якобы, исконно-православной стране..На работе,православным-неприязнь,одиночество,травля.Такое впечатление, что мы чужие в своей стране.
Алла31 декабря 2018, 09:57
Великолепное просвещение для протестантов, которые ещё не разучились логически думать!
26 ноября 2018, 19:08
Цитата "Например есть протестанты, которые утверждают, что гомосексуализм – это грех, а есть протестанты, которые говорят: ничего подобного, никакого греха здесь нет. И они имеют даже пасторов – открытых гомосексуалистов и совершают так называемые гомосексуальные браки".
Есть конкретные источники такого утверждения? Хоть один. Ни разу об этом не слышала.
С уважением.
Татьяна28 июня 2018, 18:42
Как приятно читать когда все просто и понятно!!! Тоже брожу в поисках истины.... И Боже сколько не знания..Тоже в Храм хожу,но не систематически,а когда душа позовет.....Так читаю и молюсь молитвами наизусть,какие меня в свое время спасали!!! Сердцем с Богом быть надо наверное..Может и слишком по человечьи,но он Отец и небесный и такой.человеческий не умирающий,до конца дней моих...Спаси Господи мир наш, видно уже невооруженным глазом живущий во власти беса,дьявола,черта...Только не по Божески...
Евгению27 апреля 2018, 17:23
Прочитайте статью того же автора
О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ И СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ
http://www.pravoslavie.ru/30169.html

Надеюсь, вам станет суть проблемы намного понятнее.
Евгений14 марта 2018, 18:52
И еще вопрос. Мне все-таки не совсем понятна основная идея с церковным преданием.
Если я правильно понял, православные считают, что церковь - это живой организм, поэтому какие-то правила могут изменяться со временем (простите, если ошибся, поправьте, пожалуйста). Но если в церковь входят и все умершие христиане (так ведь?), то решение об изменении какого-то правила должно приниматься всеми христианами, а не только живыми? Или я ошибаюсь? Как мы можем узнать здесь их мнение? Спасибо.
Евгений14 марта 2018, 18:48
Скажите, пожалуйста, я православный, хожу в православный храм. Но не часто, был на исповеди. Многие идеи протестантизма мне кажутся близкими: простота, из церковных книг читаю только Библию, из молитв дома - "Отче наш", молитва Господня. Если я так и буду продолжать поступать (но я не против песнопений на службах, одеяний священников др. аспектов - на литургии крещуюсь и молюсь вместе со всеми и пр.), а в другую церковь переходить не хочется, это будет приемлемо для меня и для других верующих? Единственное, мне трудно принять поклонение мощам и святым, сам им дома не молюсь.
Что мне делать, подскажите. Насколько это вообще нормально? Спасибо.
Фотиния16 октября 2017, 08:24
Я лет 10 ходила, к сожалению, к протестантам. Сейчас, обретя наконец истинную православную Церковь, могу с уверенностью сказать - ни один вопрос, кроме регулярной десятины(у нас в конверте с написанной на нем суммой и фамилией, чтобы "все видели за чьи доходы надо молиться") наверное не волнует протестантских пастырей. Только десятина. И пожертвования. И побольше дел, суеты на благо церкви и общественности - в деревни кому-нибудь помогать, в больницы, в тюрьмы, и раздавать-раздавать приглашения на собрания... Ни разу не слышала на проповедях о борьбе со страстями, о работе над собой. 10 лет убила на общественно-полезные клубы и зарабатывание на дом и машины пастырю, его жене, их детям...
Sushik Big 6 мая 2017, 23:40
Символ веры ответ на все вопросы, все четко сказано и дано в истину уверовавшим... тысячи лет назад после воскресения Христа сказано...верую... Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь....
9 апреля 2017, 16:12
Здравствуйте. Статья написана уверенно. Я не собираюсь спорить с кем-нибудь, или что-то доказывать, мне это ни к чему. Я просто не понимаю. Что вы пытаетесь друг другу доказать? Что православие, или протестантизм, или католицизм есть истинной верой? Что за бред? Я сам протестант, но я не понимаю вас. Бог сказал нам идти и проповедовать всем племенам и народам. Вы же начали нападать друг на друга за то, что непохожи между собою. Начните делать дело Божье, а не спорить между собою.
Ольга 5 марта 2017, 17:36
Слава Господу,что я обратилась от этой ереси и вернулась в Православие!Но так много дорогих мне людей остались там в этой"невидимой церкве".Как их вытащить оттуда?Они ни будут изучать историю,они верят тому,что говорят им их пасторы.
Дмитрий 8 ноября 2016, 10:30
Довелось мне в жизни знать людей называющих себя "баптистами". Они с какой-то даже агрессией к православным относятся, как к еретикам словно, православных они называют - не верующими. Мне всегда было интересно, (еще до того как я к вере начал тянутся), как могут люди которые появились на много веков позже православия, так резко утверждать что "мы правильные, а вы нет". А вот эта статья прям по полочкам обосновала что они не правы, автору большое спасибо. У моей бывшей девушки родителей баптисты переманили именно из православия (сектанская черта). К примеру православие к себе никакого не переманивает: хочешь - приходи, не хочешь - не приходи, выбор твой, двери всегда открыты. Свобода. Нам Господь дал свободу и Православная Церковь ничего не навязывает. У баптистов там как устав, там только четкий состав, тебя могут отлучить за то что ты долго не ходил, там тщательно следят за твоей жизнью, даже в соц сетях, с кем ты общаешься, как одеваешься, с радостью тебя на собраниях чуть за что посрамят. Моя девушка оттуда ушла, так их пастырь очень долго бегал за ней и выслеживал, названивал, типа уверенна ли она?
Они тычут что не правильные мы в том что у нас есть иконы, по их мнению это идолопоклонничество, тем что мы почитаем святых и молимся им, это тоже не правильно, кресты они не носят, для исповеди им не нужен посредники т.е. священники. И крещение в детстве тоже не правильное, если ты крестился младенцем в православие, щас самое интересное, то тебе надо ПЕРЕКРЕЩИВАТЬСЯ!!!!! ЭТО КАКАЯ ЖЕ ЕРЕСЬ! Четко сказанно - один Бог, одна вера, одно крещение. Вообщем долго можно об их ереси рассказывать, автор лучше меня тут рассказал, просто если что, братцы знайте что это баптисты это самые настоящие сектанты, держитесь православной веры, православной Церкви, она всегда было и ничто её не смогло разрушить, она наш оплот, в ней устоим, спасибо за внимание:)))
Тамара24 октября 2016, 23:17
Статья очень серьёзная, важная и нужная. Написана убедительно и основательно, и я бы полностью приняла бы все доводы автора, если бы православие не началось с превращения гонимой истинной Церкви в церковь государственную, имеющую массу привилегий и принимавшую в себя совершенно невозрождённых людей начиная с 4-го века. Церковь истинная всегда была гонимой на протяжении всей её истории. Вот ЕЁ историю следовало бы исследовать со всем тщанием и старанием.
Сергей Прошкин12 июля 2016, 14:33
Хорошая статья, давно такую искал.
Julia Falcone 1 января 2016, 23:58
Всё отлично написано! Но вот,передам статью своему свекру-прочитать об истинности...а он же не захочет и смотреть! Дело то в том,скорее всего,что быть протестантом-это удобно. Православие-вера для сильных духом,и не для каждого православного еще открывается...
Ну,не хотят видеть протестанты историю церкви! Тычат пальцем в Библию и всё... Поиск Истины-поиск Бога. А в протестантской церкви такая возможность самолюбию-проповеди почитать в воскресение! В православном храме надо какого то священника слушать...а тут я сам говорю красиво,возвышаюсь,почти святой... Всё это выслушиваешь постоянно. А как задаешь вопрос про историю,которая четко в статье описана,то нет ответа. Человек выбирает,куда ему идти. И не наставишь. По молитвам горячим только возможно..
30 декабря 2015, 13:03
Уважаемый автор допустил существенную ошибку отнеся пятидесятников к протестантам.
Пятидесятники НЕ ПРОТЕСТАНТЫ.
Это постпротестантская секта, прикрывающаяся некоторыми словами о христианстве.
Сергий30 сентября 2015, 13:44
Скажу больше.Секты держит дисциплина,как в кнц.лагере,а Церковь Христову,на протяжении тысячилетий-держит Третья Ипостась.
Дарья Анорина10 сентября 2015, 11:56
Молодец' Автор! СПАСИ Вас Бог! Может у Вас еще есть советы' как указать протестантам на то'что что-то не так в Протестантстве?
Андрей 7 августа 2015, 20:15
"Александр:
А разве православная церковь существует с Апостольских времен?..."
Странный вопрос. А Вы статью полностью прочитали?
Именно Апостольская Церковь и называется сегодня Православной.
На западе православных христиан называют ортодоксами. Т.е. когда католики отпали, то для подчеркивания своей "правильности" стали называть себя кафолической(католической) церковью. А остальные так и остались, и стали соответственно называться ортодоксами, т.е. по русски - православными.
Александр23 июля 2015, 22:53
А разве православная церковь существует с Апостольских времен?
Мне всегда казалось что православие упускает важность еврейства в христианстве. Девятая глава послания к Римлянам хорошо описывает важность еврейской составляющей.
Фролов 2 июля 2015, 17:40
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». От Иоанна 5:24.
Владимир Загрунский 8 марта 2015, 21:36
Спаси Господи!
Александр13 февраля 2015, 17:13
Надежда, спаси Господи. Ещё одно объяснение, книги Николая Варжанского: "Сектанты говорят: Матф. 18, 20: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Так и мы собираемся, и среди нас Христос. Это и есть Церковь наша, а Православной Церкви мы не признаем.

Православный ответ :

1) 2 или 3 не составляют Церкви, а больше, как сказано: скажи или 2 или 3 свидетелям, а если не послушает обидчик, тогда скажи Церкви.

2) Если каждые 2-3 есть Церковь, тогда очень много церквей, а на деле, ведь, одна должна быть.

3) Матф. 18, 19 объясняет, что здесь речь не о Церкви, но о молитве."
Надежда15 января 2015, 11:37
Спасибо, отличная статья. Получила ответы на многие вопросы.
Александр12 января 2015, 18:03
Светлана, Господь один, истина одна и истинная церковь тоже одна. Разделить ни Господа, ни истину, ни Его церковь на части невозможно. Но возможно отвратиться от Бога, извратить истину и отпасть от церкви. В данном случае Господь Иисус Христос, как Глава церкви, обращается к своим ученикам, т.е. тем верующим, которые исполняют Его Волю. Вспомним: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Матф. 7:21).

Можно ли считать раскольников учениками Христовыми? Можно ли исполнять Божию волю, находясь в расколе? Есть ли среди них Христос? Судить не берусь, тем более, что сам грешен и не всегда исполняю волю Господа. Однако в том, что раскольничьи церкви отпали от полноты истины - в этом я уверен.

Посмотрите ответ святителя Луки Крымского в его статье "О единстве Церкви Христовой против сектантов". Я бы привёл цитату, но, боюсь, если она будет вырвана из контекста, то не всё её правильно поймут.

Светлана 8 января 2015, 21:15
Очень интересная статья, спасибо. Я живу в протестантском обществе с протестантом-мужем и всякие такие разговоры волей-неволей возникают, и приходится часто защищать нашу православную Церковь и нашу веру.Поэтому как бы вы ответили на высказывание протестантов о своей церкви, как раз о самом ее определении как истинной Церкви: " Там где двое или трое собраны во имя Мое там и Я посреди них.."? Ведь этим можно парировать любые доводы.Спасибо.
Александр 7 января 2015, 18:31
Альберт, никто инославным не отказывает в праве называть себя христианами. Однако у кого бы Вы предпочли изучать полноту христианской веры: у Христа и апостолов или того человека, который за ними даже не следовал?

Имеет ли не следовавший за апостолами человек право трактовать слово Божие как ему вздумается и выдавать свои мысли за истинное христианское учение?


альберт 5 января 2015, 21:31
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,
и тех надлежит Мне привести:
и они услышат голос Мой,
и будет одно стадо и один Пастырь. Ин.10:16
альберт 5 января 2015, 21:28
При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека,
который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами;
и запретили ему, потому что не ходит за нами.
Иисус сказал: не запрещайте ему,
ибо никто, сотворивший чудо именем Моим,
не может вскоре злословить Меня.
Ибо кто не против вас, тот за вас.
И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы,
истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Мк.9:38-4
Алексей22 декабря 2014, 18:29
Я из Церкви Евангельской, протестант уважаю Православие, но с Богом я встретился именно в протестантской Церкви. Бог освободил меня от сигарет, алкоголя и т.д. Иисусу вся хвала и честь.
r.b.Elena18 сентября 2014, 17:28
Gospodi, blagodaru za to chto vrazumil menja greshnuu prochitat etu statju. Vsjo bolshe uznaysh i vsjo bolshe ubezhdenie kak malo muy znaye. Spasibo vam chto vrazumljayete nas greshnuyh. Hrani vas Gospod.
Виталий15 сентября 2014, 08:29
Бывало люди разных конфессий (ересей) -протестанты,мусульмане и пр. заводили разговоры о том что Вера наша Православная искаженная и неправильная или не единственно правильная. В таких случаях я говорил о наших Святых , мощи которых пребывают нетленными и благоухаущими и чудотворящими веками. И спрашивал у опонентов -если ваша вера правильная или тем более единственно правильная , то где ваши святые. Как понимаете ответа никакого не было и быть не может. Такая же ситуация и со старообрядцами. Если Церковь ушла от Истины как они утверждают , то в ней не могли появиться новые Святые. Но они появлялись и появляются и по моему мнению это доказательство истинности Церкви.
Ольга14 августа 2014, 08:27
Я - обычная прихожанка. Наблюдая в храме за поведением работников - женщин за ящиком, помощниц по чистоте помещения,не раз видела, как они "участливо" помогают людям буквально выбежать из храма под напором своих педагогических наставлений. Когда спраиваешь их, а ничего, что человек лично с батюшкой так и не смог поговорить? Они уверенно отвечают: значит так Бог управил и им еще рано быть в Церкви, ведь они пришли просто так из любопытства! Такое поведение чрезвычайно распространено. Такие "праведные" и незаметные для батюшек (часто скрываемые) деяния женщин, направленные на поиск тех, кто и как себя исключительно по внешним признакам "неправльно" в храме ведет, суть та благодатная почва, на которых зиждутся разделения. Катехизаторы очень и очень нужны, чтобы Церковь Христова имела меньше как можно меньше "сквозняков" (дуновений бесовских) между рядами своих членов. Катехизаторство в каждом храме просто крайне необходимо.
Валерий Ивкин 7 августа 2014, 13:08
для иерея Петра Михалева. "Для изучения св. Писания есть другое время(Евангельские кружки, воскресные школы и т.д.). Одно другому не мешает". К сожалению, для СОВМЕСТНОГО изучения св. Писания другого времени нет и порой не остается. Здесь причины не только личные. Я знаю приходы, в которых не могут собрать и двух человек для СОВМЕСТНОГО изучения св. Писания, хотя на Богослужение собирается немалое количество прихожан. Во многих, боюсь соврать, приходах воскресные школы для взрослых имеют формальное значение. Еще одна причина - у батюшек не остается сил и времени "другого" для изучения слова Божьего. Сами священнослужители отмечают, что они становятся требоисполнителями. Пора переходить от дел Марфы к более благому делу - делу Марии. А то опять будет 1917 год.
y 6 августа 2014, 02:03
Статья отличная. Особенно хорошо замечено об утверждении Святого Канона. Ведь он действительно был утвержден намного позже смерти Христа. Именно людьми из "неправильной" не протестантской церки. Чесно говоря, я сам до этого дошёл, и когда заметил это одному протестанту, то вразумительного ответа не получил. Он сказал мне, что если Библия пришла к нам такой, какой она есть сегодня, то так было задумано Господом. На это я ему заметил, что если православные книги святых и старцев к нам дошли, то так оно тоже было задумано Господом.
Другое, совершенно правильное наблюдение, высказанное в статье - это явно "болезненная страсть" протестантов к дроблению: из одной церкви получается две, из двух пять, из пяти "двадцать десять", и.т.д. И конечно же "моя церковь (секта) самая правильная"...
От себя добавлю, что именно протестанты (американские, "заново рождённые") во главе с "христианским президентом" Бушем развязали кровавую бойну в Ираке и Афганистане. Именно им по вкусу пришлась идея "конфликта цивилизаций". Именно они утверждают превосходство Запада над всеми остальными (ведь их церковь единственная правильная). Именно протестанты (а не католики или православные) со своим премитивным учением придумали "евангелие процветания", чтобы собрать побольше народу в свои опустевшие церкви ("ведь Бог своих чад деньгами одаривает"). Правда, люди увидев, что Бог не спешит их озолотить, толпами уходили из церквей... Вот такие вот мысли у меня на эту тему.
иерей Пётр Михалёв 6 августа 2014, 00:59
Для Валерия Ивкина
"С позиции Евхаристии - действительно, Православная Церковь истинная Церковь Христова. А с позиции церкви, как собрания верующих? Церковь, экклесиия, в переводе обозначает собрание верующих. Собрание во имя обряда истинно, согласен. А во имя изучения Слова Божьего?"

Церковь не собирается сама по себе, её собирает Бог. И прилагает к Церкви Бог. И собирается она конечно же не ради обряда(его может вообще не быть), а ради теснейшего соединения с Богом через веру молитву и Евхаристию,Вы сами признали истинность именно Православной Евхаристии, а двух истин быть не может.

Для изучения св. Писания есть другое время(Евангельские кружки, воскресные школы и т.д.). Одно другому не мешает.
иерей Пётр Михалёв 6 августа 2014, 00:54
Для Сергея

"Вы приводите мнение знаменитого Московского митрополита Филарета, который в одном из ранних своих сочинений написал: “Никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною”. Но много затруднений вполне согласиться с рассуждениями митрополита Филарета о том, что Церкви бывают либо чисто истинные, либо не чисто истинные. Мне представляется, что не чисто истинная Церковь и есть ложная, а ложной Церкви быть не может, такая Церковь перестает быть Церковью и становится внецерковным обществом. И ведь не причащался же митрополит Филарет с католиками, как не причащаются с ними и другие наши богословы, защищающие иногда слишком усердно неприемлемое учение о единстве Церкви, при котором в единой Церкви могут быть веками друг с другом не имеющие общения поместные Церкви. А это мне представляется непоследовательностью. Почему не послужить, почему не причаститься с иереем Римской поместной Церкви?"
сщмч. Иларион Троицкий
Александр 5 августа 2014, 20:23
...Аминь.
Антоний Вербицкий 5 августа 2014, 17:00
Прекрасная статья! Как бы кто тут в комментах не пытался оправдать своих заблуждений, но после этого уже ничего не скажешь. Есть только Одна Церковь Христа, а не сонм "церквей" притом еще друг другу противоречащих
Сергей 5 августа 2014, 15:13
Спасибо за статью. Я давно служу в протестантской церкви Господу и людям и, конечно, не перейду в православие, но статья очень о многом заставляет задуматься. Я всегда любил как братьев во Христе и православных и католиков. Стараюсь максимально бережно относиться к вероучениям других деноминаций христианства, не впадать в осуждение, а рассуждать и понимать истину. Думаю, в последние годы мы все вместе многое сделали чтобы церкви сблизились, я не говорю об экуменизме, если Бог призвал тебя в ту или иную деноминацию, значит ты именно там Ему и нужен. Но многие христиане стали ближе перед натиском засилия безбожия в мире. В России по воскресеньям в церквях 2% - 3% от общего числа населения. Это пугает и напрягает всех нас как служителей. А что касается различий в деноминациях, я всегда руководствуюсь словами Филарета Московского: "Знай же, всякую церковь, почитающую Иисуса Христом, не дерзну назвать ложною". Так сам думаю и других учу жить. Мир вам, братья.
Валерий Ивкин 5 августа 2014, 09:53
С позиции Евхаристии - действительно, Православная Церковь истинная Церковь Христова. А с позиции церкви, как собрания верующих? Церковь, экклесиия, в переводе обозначает собрание верующих. Собрание во имя обряда истинно, согласен. А во имя изучения Слова Божьего? У меня тоже возникают сомнения, не в смысле богословия (там все в порядке), а в смысле практики собрания христиан (церкви) для изучения этого Слова. Обрядоверие и обмирщение Православной Церкви - вот две современные проблемы Православия. Отдаляющие от Христа.
раб божий Владимир 4 августа 2014, 22:01
Как все просто и как сложно это объяснить близкому человеку...
Алла 4 августа 2014, 21:21
Несколько лет назад, когда я ещё была очень далека от состояния "воцерковленный христианин", я хотела перейти в протестантизм. Точнее в лютеранство. Остановило меня соображение "русский значит православный". А переубедили уже позже споры с протестантами на сайте евангелие.ру. Я насмотрелось наглядно, что люди, руководствующиеся принципом Сола Скриптура, и отрицающие святоотеческое толкование Писания, могут докатить до таких ересей, что аж страшно. И противно иногда.
Иван, выпускник семинарии 4 августа 2014, 20:18
О. Георгий, спасибо за чудесный пример с о. Михаилом Ли и святыми Иоанном Шанхайским и Иоанном Кронштадтским. "Во время литургии мы присутствуем на той самой единственной Тайной вечери", — эта мысль звучит часто, но теперь она заиграла для меня новыми красками.
Sergey Grishin 4 августа 2014, 17:29
Как во время я прочитал эту статью. Спасибо.
Дионисий 4 августа 2014, 17:04
да, совершенно верно, так и есть.
довольно сложно обсуждаемая тема длдя протестанта
Зимбачевский В.И. 4 августа 2014, 15:20
Спаси Господи, эта статья - как раз та простота, которую может любой понять и с которой невозможно спорить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×