С 1990-х годов началась экспансия в
Россию самых разнообразных протестантских
проповедников, и немалая часть русских людей
оказалась в их «церквях». Живя в стране,
православной по культуре, истории и религиозному
выбору большинства населения, эти люди во многом
составили особый тип протестантов, отличающийся от
протестантов из традиционно протестантских стран
четко сформулированным негативным отношением к
Православию. В отличие, например, от немецких,
шведских или американских протестантов,
«русским протестантам», живущим в
православном окружении, поневоле приходится отвечать
себе на вопрос: почему я не в Православной
Церкви?
Протестанты в Греции
Нужно сказать, что подобное явление имеет место и в других православных странах, в том числе в Греции. Тем интереснее для сравнения узнать опыт того, как живут там греки-протестанты, как они отвечают себе на подобный вопрос, чем пытаются оправдать свой ошибочный выбор, и как, несмотря на это, для них открыть путь в Православную Церковь. Этому и посвящена статья одного современного греческого автора, опубликованная под инициалами N.M. на апологетическом сайте «Orthodox Outlet for Dogmatic Enquries». Сам автор в прошлом был основателем и пастором одной из протестантских общин в Греции, но познал истину и пришел в Православие.
Вопрос, вынесенный в заглавие, покажется ненормальным любому православному греку, но очень важен для другого грека, не исповедующего Православие. Я, как бывший основатель греческой протестантской группы, а сейчас обратившийся в Православие, считаю полезным ответить на этот вопрос и с точки зрения моего личного опыта недавнего прошлого, и с точки зрения греческой протестантской группы – заклятого врага Православной Церкви.
Итак, поставим вопрос: каков взгляд грека-протестанта на Православие? И что можно сделать, чтобы он смог оценить его по достоинству? Хочу специально оговориться, что эта заметка касается протестантствующих греков, а не всех протестантов в целом.
Негативный образ греческого Православия
Греческие протестантские пасторы почти всегда упоминают Православную Церковь Греции в негативном контексте. И действительно, с точки зрения западного благочестия, есть множество вещей в Православной Церкви Греции, которые раздражают. Поэтому давайте сначала рассмотрим то, что в Православной Церкви Греции особенно раздражает протестантов.
Невежество «толпы»
Когда греки-протестанты начинают в разговоре с православными приводить свои доводы (обычно цитируя Библию), в большинстве случаев перед ними оказывается совершенно невежественный человек, как правило, не «познавший» веры Христовой, не сознательный верующий. Всем известно, что среднестатистический православный грек посвящает Церкви меньше времени, чем любимой футбольной команде, или иностранной литературе, или науке, или… буддизму. И вот такой человек протестантами будет восприниматься не как человек, незнакомый с Православием, а как его типичный представитель! И они «смотрят свысока» на православных, с этаким отношением фарисеев времени земной жизни Христа, говоривших: «Этот народ невежда в законе, проклят он!» (Ин. 7: 49).
Порочность, наблюдаемая среди духовенства
С позиции греков-протестантов, скандалы в среде православного духовенства убеждают их еще больше в том, что они правильно выбрали «что угодно, только не Православие». Практически любой священник для них – это или «враг», или «наемник врага», или «мошенник», или «хищный волк», или «распутник», или «эксплуататор». Самым отталкивающим для них фактором является фанатизм и враждебность, которую проявляют или специально демонстрируют православные священники.
Отсутствие сплоченности в приходах
В то время как в большинстве греческих протестантских общин складываются теплые дружеские отношения между ее членами, в большинстве греческих православных приходов наблюдается полная противоположность. Прихожане чувствуют себя как чужие среди чужих, и это, в глазах греческих протестантов, доказывает отсутствие христианской любви – то, что, по их мнению, существует в тесном кругу их собственной группы, где все знают друг друга и где, благодаря общим интересам, существует гораздо более близкий контакт между его членами.
Обряды
Греки-протестанты считают православные обряды чем-то «отдельным от Библии». Они возмущены использованием православных икон, псалмопения, храмов, таинств, облачений, служб, святых канонов и т.д. Их твердо научили, что все это не принадлежит к «истинно христианской, духовной» модели религиозной практики, и они ни за что не примут это как действительно христианское учение, а будут называть «преданиями человеческими». Кроме того, их раздражает «бездумность», преобладающая в православной жизни и вероисповедании – как среди мирян, так и среди духовенства, а также и их менталитет в целом. Привыкнув к дисциплинированной жизни у себя в общине, они воспринимают православную веру больше как «зону временного пребывания».
Из всего вышесказанного следует очевидный вывод, что местные протестанты (впрочем, как и современные «православные», воспитанные в духе Запада и имеющие свои претензии к вере), сосредотачиваются в основном на внешних «симптомах» этих явлений. Они не рассматривают глубинные причины, порождающие каждое из них. Они остаются поверхностными, и суть явлений, конечно же, ускользает от них. Они обобщают «целое» и игнорируют «составляющие». Они также склонны забывать некоторые важные характеристики христианской веры, и никогда не утруждались спросить себя: а насколько все те моменты, преподанные в протестантизме как данность, являются обоснованными?
В результате они даже не пытаются посмотреть на вещи с православной точки зрения. А ведь только таким образом можно воспринять красоту и величие Православия. Если не пытаться понять другого человека и ход его мыслей, то никогда не удастся понять его поведение, узнать, что стоит за его верой. Вот по этой причине перед тем, как ответить на вопрос: зачем быть православным? – я и показал, что же именно в Православии является отталкивающим для греков, воспитанных Западом.
Раскрыв причины, по которым я раньше не любил Православие, я хотел бы перейти к краткому описанию того, что заставило меня полюбить Православие, распустить еретическую группу, созданную мной по глупости, и прийти к познанию Бога в лоне Православной Церкви.
Основание христианской веры
Прежде всего, для того чтобы объяснить причину, составляющую серьезный и достаточный мотив стать православным христианином, нужно понять значение основания веры.
Протестантов учат (и они принимают это на веру, без всякой опоры на подтверждающие документы), что основанием христианской веры является исключительно Библия, и все, что не входит в Библию, не должно приниматься в расчет. И вообще протестанты верят, что Библия состоит из 66 книг, и им никто никогда не объяснил, а почему протестантизм исключил из Библии те остальные 10 книг, которые признаются Православием.
Когда такой человек узнает о том, что в Библии есть еще 10 книг, а также о том, что Библия – не единственный источник христианской веры, но совсем наоборот, что источником христианской веры является непрерывающийся двухтысячелетний опыт Церкви «в Духе Святом» (который мы называем «Священное Предание») и что Новый Завет был составлен в IV веке – и кстати, составлен Православной Церковью, – такой человек обязательно запутывается. Он чувствует, что «что-то не так» в том, что протестантизм преподнес ему как «истину» и «данность». Сама основа его веры необратимо разрушается. И тогда ему будет очевидно, что совершенно абсурдно отказываться от Православной Церкви, давшей ему Библию, и принимать исключительно Библию, являющуюся продуктом Православной Церкви. И если такой человек логичен и искренне стремится к истине, он попытается посмотреть на все с православной точки зрения и, таким образом, уяснить, почему Церковь, а не Библия, является настоящим «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3: 15).
Таким образом, Православная Церковь и есть та Церковь, которая имеет последовательное и прочное основание для своей веры, в отличие от протестантизма. Это Церковь, подтвержденная в Духе жизнью святых и дополнительно исторически засвидетельствованная с самого начала и до наших дней.
Поняв это, протестанты перестанут задавать вопрос: а где в Библии написано о том-то? Потому что с того момента они поймут, что для того, чтобы что-то принималось как правильный способ почитания Бога, независимо от того, записано это в Библии или нет, самое важное, было ли это «подтверждено Церковью в Духе Святом».
Историческое свидетельство
Ступив на этот путь, такой человек начнет свой собственный поиск исторической Церкви. Кроме того, что есть различные теории о том, как жили и верили ранние христиане, также существуют исторические записи, раннехристианские рукописи и археологические находки, свидетельствующие о том, что христиане с самого начала почитали Бога в православных традициях, а не в протестантских. С самого начала существовали: соборность, священство, иконы, облачения, почитание святых и святых мощей, строго определенные догматы, Божественная литургия, исповедь, соборование, миропомазание, поминальные службы, крест, посты, праздники… Все это существовало с самого основания Церкви с незначительными изменениями в богослужебных правилах. Когда протестант обнаруживает всю эту информацию в старинных исторических документах, он приходит к выводу, что все, чему его учили до сих пор, есть произвольное и ложное описание Церкви первых христиан; и он понимает, что все, что он ненавидел в Православии как «не соответствующее Священному Писанию», именно это и было преподнесено Самим Господом!
Исследование истории неизбежно приведет ищущего человека к православному вероисповеданию, а не к на скорую руку сфабрикованной протестантской истории, датируемой ХVI столетием.
Апостольская преемственность
Следующим не менее важным предметом, помогающим осознать невозможность называть что-либо «христианским» по существу, если оно лежит вне Православной Церкви, является вопрос апостольской преемственности. Любой человек, приступающий к изучению древних христианских документов, начинает осмыслять некоторые стихи Священного Писания, но, не обладая достаточным знанием, такой человек может неверно истолковать или не до конца разобраться в чем-то. Тогда исследующий поймет, что Церковь действует в установленной Богом соборности и что именно это является гарантом единства Церкви, ее сплоченности и жизни в Духе Святом.
Внимательное изучение приведет к тому, что человек поймет, что в Церкви Христовой с самого начала никто не действовал произвольно, не имея полномочий; что существует изначальная иерархия власти, которая начинается с Самого Бога Отца, продолжается через епископа каждого города и заканчивается в каждом отдельном христианине. Тогда он очнется от своей протестантской летаргии и поймет, что авторитет епископа – это не дело «рук человеческих», а основной догмат христианской веры. Затем он начнет сомневаться в источнике авторитета протестантских лидеров (а возможно и своего собственного, если он окажется в роли пастора). Кто же это наделил их властью духовно руководить другими?
Он также будет очень удивлен, когда узнает, что Церковь никогда не была отступницей (как его научили), что она во все времена продолжала процветать благодаря непрерывному взаимодействию и соединению с Иисусом Христом в Духе Святом. А когда он обнаружит причины и средства, приведшие к расколу с папизмом, он даже признает, что это апостольство существует только в Православной Церкви. После этого путь к Православию для него будет улицей с односторонним движением.
Достоверные ответы, основанные на опыте
К этому моменту вся информация, приведенная выше, даст такому человеку достоверные ответы по всем пунктам, по которым он привык обвинять Православную Церковь. К этому моменту он поймет причины «бездумности», наблюдаемой среди православного духовенства и мирян. Он осознает, что при соборности (то есть когда нет пирамидальной иерархии с абсолютной монолитной властью у одного человека) совершенно естественно между епископами быть разногласиям по незначительным вопросам. Он поймет, что такая атмосфера религии, наполненной свободой, совершенно естественно порождает существование множества псевдохристиан и беспринципных людей. Такой человек также поймет, что народ Божий остается одинаковым во все времена и что сорняки на поле жатвы Христовой всегда были, есть и будут.
К этому моменту он узнает, как и во что он должен верить. И, таким образом, он поймет, что вместо того чтобы критиковать поведение других, ему гораздо благоразумнее сосредоточиться на своей собственной жизни и поступках, прекрасно понимая, что он никогда на был и не есть таков, каким он должен быть перед Богом. И что не надо ждать, пока другие сделают первый шаг, надо самому создавать вокруг себя братскую общину и воплощать в жизнь желаемое христианское братство.
Догматическое разъяснение
Независимо от того, протестант человек или нет, в Православной Церкви он найдет кое-что, чего больше нет нигде. Он найдет здесь абсолютную догматическую согласованность. Поэтому, даже если относиться к Православию как к «ложному идолу», его превосходство все равно будет очевидным – в противовес любому человеческому изобретению, любой философии, религии или идеологии. Только Православная Церковь является откровением Божиим по вопросам жизни и спасения.
Только в Православии можно открыть уникальным способом, что Бог может быть познаваем как Личность, а также значение «Личности» во Христе.
Только в Православии можно узнать проверенный метод психотерапии и найти его свидетельство на практике в жизнях святых.
Только в Православии можно узнать, почему Бог – Троица и что обозначает выражение «Бог есть любовь».
Только в Православии можно почувствовать элемент свободы в религиозной практике и узнать причины крестной жертвы.
Только в Православии можно узнать правду о рае и аде и оценить величие любви Божией.
Только в Православии можно познать вкус Царства будущего века, Царства Божиего, в корне отличающийся от пустых предсказаний будущего, никогда не исполняющихся в реальном мире.
Все выше сказанное, вместе со всем тем, что составляет православную догматику, имеет такую полноту и достоверность, которую больше нигде не найти. Потому что больше нигде не найти неискаженное Божественное Откровение. Когда человек пользуется православной верой как мерилом, все остальные идеологии и чужие догмы оказываются совершенно неадекватными!
Жизнь в Духе Святом
И когда в конце концов человек окончательно утверждается в православной вере и начинает жить в истинно православном духе, он постепенно трансформируется в подобие Господа и Спасителя Иисуса Христа и начинает воспринимать и жизнь, и своих ближних в совершенно новом качестве – какого больше нигде не встретить.
Он учится судить о себе, сравнивая себя не с «лукавствующими и проклятыми мира сего» (чтобы убедить себя, что он «более чист» и «избранный сосуд»), а сравнивая себя с совершенным и всесвятым Господом Иисусом Христом. Каждое такое сравнение вселяет в душу смирение и чувство своей незначительности. Такой человек в конце концов постигнет, как определить «христианский путь», то есть что это не «высокомерное осуждение своего брата», а общее движение человечества к высшей цели своего существования. Теперь верующий, глядя на своего согрешающего собрата, не будет критиковать его, но вместо этого он сам будет глубоко огорчен (зная, что он сам тоже разделяет ту же самую сущность), и ему будет от этого больно. Он также будет знать, что не только грех этого человека, но и его собственный грех добавляет огня в пожар мировой злобы. Он будет с этого времени молиться и каяться вместо осуждения; он будет с этого времени воспринимать падение другого как свое собственное и будет отчаянно бороться за спасение своего брата.
Каждый раз, если случится так, что он согрешит, он будет не отчаиваться, а будет с надеждой обращаться к благости и любви Бога – Того, Кто был распят для спасения не праведников, но грешников, – и он снова поднимется и продолжит борьбу заново, с новой силой.
Он будет искать личного общения со своим братом, с его индивидуальностью, а не будет настаивать на том, чтобы все окружающие его люди подстраивались под стандартную модель поведения, морали и жизни. Поэтому он без колебания будет обращаться в молитве и к непорочным святым, как, например, Богородица, и к таким святым, которые были в прошлом, до покаяния, убийцами или насильниками. Его будет радовать спонтанная манера молитвы, практикуемая в Православной Церкви, и, вместо того чтобы обижаться, он будет радоваться свободному и личному выражению веры каждого человека в присутствии Божием, без предрассудков.
Он всегда пройдет мимо грязи в церковной ограде, предпочитая быть в центре луга духовного, впитывать его освежающий нектар и накапливать знание по мере таланта, которым наградил его Господь. Он будет ценить ту духовную силу, которая способна производить на свет цветы в саду, подвергаемом постоянным нападениям различных врагов и неприятелей.
И, постепенно просвещаясь (только внутри Православной Церкви Божией), произойдет его встреча с Богом, с Таким, Какой Он на самом деле, и вместе с Ним он выйдет за пределы времени, разделив жизнь Бога.
Каждый, кто хорошо познакомится, даже коротко, с величием и глубиной православной веры, тот, ступив на путь спасения и пройдя по нему хоть немного вместе со святыми и почувствовав, даже самую малость, вкус воды жизни, уже назад не оглядывается.
Перевела с английского Елена Запевалова
У меня мама туда ходит помогите хоть молитвой
В православии есть свои очевидные плюсы - апостольская приемственность, литургия, исповедь перед причастием, догматическая цельность. К минусам можно отнести - обрядоверие, некоторая "театральность" богослужения без перевода на русский, крещение младенцев, поклонение мощям, склонность к компромисам - с властью, с алкоголем, и т.д.
У протестантов свои плюсы - знание текста Библии, стремление проверять свои поступки по Евангелию, неформальное дружеское общение (в хороших общинах), взаимопомощь, простота богослужения, "дешевизна" церкви и непривязанность к зданию.
Есть и свои минусы - произвол в толковании писания, желание преуспевать любой ценой в мире, искушение использовать психотерапию, психотренинги под видом духовной практики. И самый большой минус - волюнтаризм руководства многих пасторов, а в последнее время еще и служителей набирают порой из бывших реабилитантов - наркоманов и алкоголиков и поэтому малобразованность служителей становится нормой, к сожалению.
По-этому братья и сестры давайте искать и слушать Бога а не "пыль" как бы она долго не лежала подстраиваясь под удобную форму среды обитания для собственной выгоды и славы...
Иеремийя 29:11-14
Иоанна 14:6
Иоанна 13:34-35
rf19( at )bk.ru
"...уяснить, почему Церковь, а не Библия, является настоящим «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3: 15)."
Церковь на момент написания посланий Тимофею была единой и называлась Христовой а не "православной"! Не думали зачем изменили название позже???
К чему было сказано 2 Тим. 3:13-17 ?
" Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен."
2) Разница между Богом и людьми (по Словам Создателя)
Иеремийя 17:5-10
Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
и далее ... до 10стиха.
Числа 23:19
Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?
также важно, что это изложение опыта БЫВШЕГО протестанта.
Лучше быть еретиком но верить Библии, Его слову в этой свтой книге, чем быть тысячу раз правоверным, но слушать предания всех, кроме слова Самого Господа.
Я не уверен в том, что стремление человека к Богу, любовь к нему, доступны только для православного. Как мне представляется, такие вещи вообще мало зависят от вероисповедания, которого придерживается человек, и больше от самого человека, его личных духовных усилий."
Вы правы, Иван, об обязательном ЛИЧНОМ усилии говорил Господь: "От Иоанна крестителя и доныне царство небесное силой берётся и всякий употребляющий усилие восхищает его". Проблема в том, что одно вероучение (догматика) способствует этому усилию, а другое нет. Например, Православное учение основано именно на внутреннюю духовную работу над собой, которая не даёт сразу результата и далека от показной эффектности "Евангельского христианства". Прочитайте работы по Аскетике: "Добротолюбие", "Невидимую брань" Св.Н.Святогорца, Св.Игнатия Брянчанинова "Слово о Аскетике". Таких практических советов относительно духовной жизни нет нигде!! Перечитал "вагон" протестанской литературы, но такой глубины не встречал. Догматика "Евангельских" церквей основывается на СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ проповеди! Увы единицы! людей занимаются проповедью не от случая к случаю, используя ситуации, а именно целенаправленно и планомерно! Да и проповедь о Христе сводится только к словам. Что вводит в состояние самообольщения и прелести! У диакона А.Кураева есть хорошая работа: "Всё ли равно как верить?" Полюбопытствуйте!
Спаси Господи!
Очень странно читать такие утверждения? Простите Иван но относительно трактовке учения о Троице католиками;видно что Вы не знаете Общепризнанной истории Вселенской церкви.Об Апостольском и Никейском вероисповедании(которые признают все протистанты) не приходится говорить! А вот Никео-Цареградский символ веры (принятый соборно до разделения церкви на Восточную и западную)требует серьёзного разбора . Господь Иисус в разговоре с учениками УТВЕРЖДАЛ что Дух Святой исходит от Отца и Он является личностью !!! [Инн. 14:16,26].
Это отображено в 3-м члене Символа веры(-И в Духа Святого ,Господа животворящего ,от Отца исходящего,вместе с Отцём и Сыном поклоняемого и сславимого,говорившего через пророков)который обязан знать и понимать любой православный Христианин.Символ веры принимался соборно всей Вселенской Церковью для борьбы с ересями возникавшими в первые века и разрушавшими ЕДИНСТВО веры к которому призывал Господь.Поэтому любая поместная Церковь или отдельный верующий отошедшие от этого вероисповедания самоудолялись от Церковного общения,то есть впадали в "ересь или раскол".Именно Рим отошёл от Никейского символа веры из политического расчёта(что бы распространить своё влияние на Испанию,где Ересь Ария дала свои плоды и ясного учения о лицах Троицы не принимали),отойдя от учения Вселенской Апостольской Церкви.
Поэтому-то Иван,не каждая церковь может трактовать в том числе учение о Троице. Спаси Господи!
Только соприкоснувшись с Духом истинного Православия ,осознал свою духовную нищету не на словах.По милости Божией оставил еретические заблуждения ,относительно догматов Православия и влился в лоно Церкви Христовой.Как и автор статьи понимаю что это ,,одностороннее движение",сложно ломать стереотипы .В последнее время веду полемику с неопятидесятниками ,,Преображения России".Страшно смотерть как ериси и лжеучения которые были обозначенны и осуждены на соборах ,приняли масштаб стихийного бедствия,разрушая в сознании людей то что не разрушил тоталитарный режим Коммунизма.С "Духовными" процессами происходящими особенно у пятидесятников и харизматов, помогла разобраться книга:"Православие и религия будущего" иеромонаха Серафима(Роуз).Настоятельно рекомендую для всех"бывших" и не только.Разъясняющей литературы маловато, поэтому такие статьи ,написанные не рядовыми членами Протестанских общин очень наглядны.Кто хочет пообщаться по этой теме звоните: Skype dubrik 7772 , E-Mail:derikont@yandex.ru Cпаси Господи!
через общение с Лжесвидетелями проходят все. мотивировать свой отказ от общения сними что они "секта" , это глупо, на них это не произведет такого влияния как на вас, и то потому что вы сами не знаете что такое секта.
К сожалению лицемерные православные священники используют во втором значении секта = ересь ,богословском применительно ко всем кроме себя, а первое значение организационное- секта ="отдел, сектор", так воспринимаю себя свидетели и для них это больше гордость. у вас с ними разные системы мировосрприятия.
По сути Лжесвиетели- представители антихриста, это нехристианская религия. Я так им и говорю, когда приходят, но я могу себе это позволить, я читаю Новый Завет на древнегреческоми закончил баптисткий библейский институт (я за свою жизнь не видел чтобы ктото мог переплюнуть баптистов в плане трепетного и постоянного изучения Библии), Вам же советую в полемику с ними не вступать, если вы православная то все равно проиграете, главное помните, библейскую христианскую систеу приоритетов 1.Бог 2. Семья 3. церковь, или по отношению к Слову Божьему 1. Библия 2. собственное осмысление, собственный опыт 3. чужой опыт, чужие мысли (в смысле не ваши а других людей).4. другая литература после Библии, по статусу находящаяся ниже Библии
так вот у всех еретиков, книги кроме библии выше или равны библии, чужой опыт круче собственного и чужое мнение выше собственного, так у Свидетелей Иеговы, журнал Сторожевая Башня выше Библии, решения старейшин выше остальных.
Благословений вам.
Я не ругаю, я константирую факты. И если православие, это духовное кладбище, то я так и говорю. Правда некоторые мои протестанские братья из других конфессий считают православие духовной тюрьмой а не кладбищем, а кое кто Коринфской церквью, но это их личное мнение. Говорю, потому чо сам бывший православный, из православной семьи и православного окружения, когда Серега ты познаешь Истину, тогда поймешь в каком мраке ходят остальные, которых ты назывваешь "миряне", а по сути это люди принадлежащие миру, а мир во власти дьявола, если ты Библиию открываешь чаще, чем смотришь телик, или читаешь газеты или глянцевые журналы. короче смотря кто тебе Хозяин и какая у тебя система приоритетов, от Бога или от сатаны.
Я не сужу, Бог запретил судить, он разрешил и даже приказал узнавать и различать.
собственную греховность я вижу постоянно, не знаю о какой гордости или какого протестантсва ты говоришь. Бросай такое "протестантсво" и беги от них сразу же, прийти к Богу можно только через осознание своей греховности, невозможно перескочить это. И ложь говорят те, кто учит что после покаяния Иисус позволит людям оставаться такими же как до покаяния. покаяние первод с греческого "метанойя" по сути значит "пойти в обратную сторону", покаяние это в первую очередь переворот сознания, образа мышления и смена системы ценностей и рождение заново духовно от Святого Духа, а спасение это и есть благодать от Бога, иначе нас по нашим грехам нужно было только убить, я так понял про "духовно безграмотных протестантов" это ты про себя и свое окружение? Беги от них, жаль что я не знаю как с тобой переписаться лично.
Вы бы лучше были бы не шатающимся протестантом, а уверенным христианином=последователем Иисуса Христа.
Когда вы примете его как вашего личного Господа (такая образная словоформа славянская, а по сути Господин, Хозяин, Повелитель, Начальник), то вы будете знать Кого нужно слушаться и за Кем следовать,христианин от других отличается христианской системой приоритетов, поставьте себя на место первых христиан, сидели и смотрели в рот и ловили каждое слово Иисуса, а не рядом сидящих таких же как вы соседей (читай отцов церкви). определитесь Кто для вас наивысший приоритет? Кто единственный стоит того, чтобы отмести все ненужное и второстепенное (посторонняя литература кроме Библии) и быть последователем Единого?
Прочитав статью, хотел бы высказать некоторые замечания относительно мыслей автора и проблемы, которой посвящена статья, вообще. К написанию данной заметки меня побудил не столько текст статьи как таковой, сколько опубликованные на сайте комментарии читателей, наглядно демонстрирующих важность затронутой автором темы.
Вопреки мнению многих читателей, статья показалась мне не слишком интересной. Вопрос, поставленный в названии статьи, по сути в ней не разъясняется. В статье не указано даже, о каких именно протестантских конфессиях идет речь, с чем именно борется автор. Догматы, положенные в основание вероисповедования соответствующих протестантских конфессий, по существу не исследованы. Позиция православия по спорным с протестантизмом вопросам в статье в большинстве случаев не аргументирована. В результате в чем
Мне не кажется убедительным рассуждение автора о связщенном писании. Автор утверждает, что нет никаких оснований отвергать все признаваемое православными священное писание, поскольку Библия, которой руководствуются протестанты, составлена православной церковью. Однаоко из того, что православная церковь составила Библию, с точки зрения логики еще не следует, что и другие признаваемые православными священными тектсы в действительности не являются ошибочными полностью или в части.
Даже если автор прав в том, что принятые в православии способы отправления религиозного культа существовали с самомго зарождения христианства, из этого не следует истинность православной веры, потому что это вопрос, касающийся формы, а не содержания вероучения. Правильное совершение обрядов само по себе не означает истинности вероучения, церковных заповедей и религиозных догматов. Кроме того, данное утверждение автора в статье не подтверждается ссылкой на какие-либо источники. Мне, например, приходилось слышать, что крест появился в христианстве некоторое время спустя после возникновения религии.
Также чисто произвольный характер имеет высказывание о том, что существует иерархия власти от Бога через епископа, священника до простого христианина, из автор чего делает вывод, что власть священнослужителя и его авторитет происходят от Бога, и не являются "делом рук человеческих". Это высказывание в статье приводится голословно и ничем не обосновывается. В жизни часто приходится наблюдать поведение православных священников, причем в том числе самых высоких церковных иерархов, на мой взгляд, не подобающее пастырю.
Говорить об абсолютной догматической согласованности православия можно только на основании глубокого изучения православной догматики. Этот довод надо проверять самому. Поскольку православная догматика в статье в сколько-нибудь системном виде не излагается, довод имеет спекулятивный характер. С тем же успехом можно утверждать, что Гражданский кодекс России абсолютно не противоречив: только специалисты смогут сказать, так ли это в действительности или нет.
Во всяком случае полное отсутствие протиоречий в различных православных сочинениях мне представляется сомнительным. Может быть, я ошибаюсь, но здравый смысл говорит мне, что это невозможно. В особенности принимая во во внимание более чем двухтысячелетнюю историю христиантсва, территорию его распространения, количество учителей церкви.
Также непонятно, почему те вещи, которые, по словам автора, можно познать только в православии, не могут быть познаны в рамках других христианских конфессий. Я думаю, что католики, например, тоже вполне могут с не меньшим успехом трактовать о троице и других предметах, перечисленных автором статьи.
Часть статьи, посвященная жизни в Духе Святом, мне понравилась, но остается неясным, почему для этого надо быть именно православным. Многие хорошие люди, даже не христиане, живут так, как призывает жить автор. Почему же именно православие обладает исключительностью?
В своем комментарии я попытался кратко разобрать все доводы, приводимые автором. Моей целью при этом было не опровергнуть автора, а показать недостаточную его убедительность. Я вовсе не утверждаю, что православие - это ложная религия.
При этом я не стал использовать приходившие мне в голову отрицательные факты, связанные с историей и современностью православия, христианства вообще, присущие, впрочем, большинству других религий: претензии на обладание абсолютной истиной, противоречащие здравому смыслу,обрекающие миллиарды людей (!), может быть, очень хороших, на адские муки только за то, что они родились и жили в странах, где вообще не распространено христианство и не знали Христа; борьба с инакомыслящими: раскольниками, другими еретиками - насильственными методами(в том числе их физическое уничтожение); религиозный фанатизм, призывы повиноваться явно худой власти и отказаться от борьбы за лучшую жизнь; канонизация недостойных людей и др. Не стал вспоминать о том, какое неприятное впечатление иногда оставляло у меня в душе поведение людей, называющих себя православными, Это все свидетельствует против православия, отталкивает от него, но я не хочу об этом говорить, потому что доводы статьи сами по себе не слишком убедительны.
В заключение отмечу, что с моей точки зрения, вера в Бога не слишком нуждается в каком-либо догматическом или ином обосновании. Бог, мне кажется, познается в первую очередь, сердцем, искренним стремлением души человека к нему.
Я не уверен в том, что стремление человека к Богу, любовь к нему, доступны только для православного. Как мне представляется, такие вещи вообще мало зависят от вероисповедания, которого придерживается человек, и больше от самого человека, его личных духовных усилий.
Относительно Православие-Католицизм-Протестанство прежде рассуждения о том чья вера правильней нужно честно для себя ответить, в Православии спастись можно? Можно ли спастись в Католицизме? Можно ли спастись в Протестанстве? Есть ли в трех христианских течениях Святые, праведные люди, сопутствует ли им ангел хранитель? В человеке в котором есть любовь никогда не откажет другому человеку в обретении спасения в иной вере.
Расколы это трагедия христианства. Есть они и в православии - вспомните раскольников.
Неверное понимание миссионерства существует, к сожалению везде. Есть православные приходы в Италии и Англии и наоборот. Процесс обращения идет во взаимном направлении. Простому человеку это непонятно, почему я не могу причаститься в католическом храме? Там что безбожники? По моему, разделение условно и искуственно. Если честно, то возникает вопрос, кто инициировал и кто допустил разделение. Ответ очевиден - лидеры Церки. А раз так, то их святая обазанность их объединить. А отговорки от лукавого.
Не думаю, что какая либо релия обладает истинным знанием и монополией на Бога. Мы должны искать Бога, разжигать огонь любви к нему, стяжать Духа Святого.
Касательно религиозных сект, это этапы роста и поиска. Все зависит в каком окружении находится человек - есть ли на кого опереться, есть ли рядом человек обладающий духовным авторитетом.
Ангелине - когда у меня началось формирование религиозного самосознания, я очень часто встречал сектантов, которые заговаривали со мной на улице, в парке. Я отвечал, что верю в Бога. Один ответил, что он знает что я верю в Бога. Мой ответ был, что он должен обращаться к людям неверующим, если он хочет им помочь в спасении. Вот уже много лет, я их не встречаю. Полезное, что они делаю, это распространение Библии. Обратите внимание в православном приходе вам библию не подарят. Может надо признать, что и они делают что то полезное? И Бог даст может антогонизм поутихнет и мы услышим друг друга?
В статье затрагивается очень актуальный вопрос для России - это неумолимое сближение госудаства и церкви (это присутствует в Греции). Хорошего из этого не будет. В управлении христиане номинальные - посмотрите Президент присутствует на торжественных службах, молится, а святыни - православные иконы выстовочные образцы в музеях. Были в Третьяковке в зале икон? Меня ужаснуло - живые иконы в заточении.
Жду от церковных руководителей реальных дел на благо православных христиан, а не заигрывания с властями. Подарки от Патриарха в честь 70 летия ГИБДД - наиболее коррумпированной организации, занимающейся грабежами на дорогах не украшают церковные власти.
Напоследок для размышления о Греции. Мой коллега грек, его жена итальянка - истинная католичка. Так вот суть истории в том, что они обвенчались в католической церкви и затем поехали венчаться в православный храм. Очередность я не уточнял. Так вот где Бог их венчал?
Всем любви Божьей!
тот кто отзывается о ней как о "прекрасной" Библию в глаза не видел и слово "протестант" для них ничего не значит, так же как и "православный".
комментарии к статье (письму обращению) других людей еще раз подчеркивают духовную безграмотность православных.
действительно не секрет что средний протестант знает Библию в 10 раз лучше чем средний православный, НО при этом православные даже не дергаются в сторону почитать Библию , они будут читать безграмотные статьи на этом сайте, слушать как монахини учат семейной жизни и при этом не потратят ни дня на изучение Слова Божьего (Библии).
Представьте ситуацию что родители уехали на долго и написали детям письмо, нормальные дети будут каждый день по нескольку раз заглядывать в почтовый ящик, а когда придет письмо, будут его перечитывать по 10 раз и прижимать к груди.
Так и Отец наш Небесный написал Библию, а я за свои 33 года еще ни разу не видел православного тратящего свое время на изучение Библии.
У любого протестанта дома целая библиотека с историческими справочниками, с греческо-русскими словарями, с картами древнего мира и планами миссионерских путешествий ап. Павла.
И самое важное - протестанты это читают и изучают!!!
Протестантам даже не нужно стараться (а они и не стараются) дискредитировать православие, потому что православные это делают сами своими руками.
Почему появился протестантизм? потому что умерло православие.
Православие превратилось в "бренд", причем паразитирующий и очерняющий всех вокруг, кто не такие как он.
А это один из признаком сектантства и еретизма.
Даже в этой статье постоянный акценкт что претензии были к "греческому" православию, а русское на мой взгляд еще хуже.
Благословений вам.
Ужаснули впоследствии молитвы на "иных языках", более похожие на шаманские заклинания, лечебные служения с "изгнаниями бесов", реальные лидеры "церкви", которые до поры оставались в тени, недвусмысленная агитация за нужных "своих" политиков-протестантов. Знаю, как меняется это сладкоголосье в случаях , когда кто-то идет наперекор мнению лидеров организации. И , если бы не моя супруга и не молитвенная помощь Православной Церкви, не знаю куда бы меня занесло: Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе!
СКАЖУ ОДНО: у протестантов есть БУКВА(не СЛОВО), но нет ДУХА СВЯТОГО.Не ошибусь, если если скажу, что иллюстрацией к сути подобных "церквей", прекрасно послужит глава "Великий инквизитор" из "Братьев Карамазовых" Ф.М.Достоевского.
Марату. Извините, любезнейший друг, но так о Православии рассуждают люди, которые его совершенно не знают изнутри. Знаете, видел я много вашего брата... Как прижмет - по настоящему (жизнь - голубушка) так и Иисусову молитву начинают читать и т д. Когда Бог таким образом помогает - вот тогда обращаются в Православие. Лучших Православных - не найти. По поводу "социалистического" Православия. Вы же - не глупый человек. Прекрасно понимаете, что большевики в свои тезисы многое "тиснули" из Православного миропонимания, мироустройства. Вы ж понимаете, что большевики - это гениальные компиляторы всего и вся. Они ведь и страну построили по соборному принципу. Только в сердце вместо Бога - поселили дъявола. Всех вам благ.
А критикам ещё раз хочу напомнить, что православие не есть иконы, свечи, обязательные нательные крестики... Это даже не "Закон Божий", который мы все обязаны читать. Всё это, ну как одежда для человека. Пусть она красива, но это не человек и не его душа.
Православие это скорее жизнь в Боге, даже просто стремление к такой жизни. Большинство как греков, так и русских, сербов может и не проявляют внешне своей набожности, но спросите у любого, даже пусть у горького пьяницы о Христе и вы поймёте, что не только Библия может привести к Богу, но и тот закон, который начертан на сердцах наших людей.
Неужели кто думает, что если Христос говорит нам, что Он стоит у дверей и стучит, то это можно только прочесть в Священном писании и лишь тогда понять? Бог везде. Это такой Закон. И жить с Богом в сердце может и совершенно неграмотный человек!!! Да и Библия не является инструкцией. Да, Откровение, но не инструкция.
Кстати задайте вопрос:когда появился сам термин "orthodoxy", когда так стали нас называть? После откола Западной, как она себя назвала кафолической церкви. Ну а там уж и внутренний раскол с новоиспечёнными протестантами произошёл.
А может кто слышал от православных батюшек, что мол мы православные - самые "крутые"? Я лично не слышал. Потому,что мы хотим спастись. А с гордостью и осуждением других не получиться.
Что стоят одни только слова недавно почившего Патриарха Алексия II : "Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости - прощение"? Так сказать мог только христианин.
Поэтому давайте все вместе помнить ещё и слова Бл.Августина, жившего ктати во время отсутствия и православных и католиков и протестантов: "В главном - ЕДИНСТВО, во второстепенном - СВОБОДА и во всём - ЛЮБОВЬ"!!! Это я к тому, что пусть каждый высказывает свои мысли, пусть спорит в богословских диспутах, но при всём этом уважая и любя.
да в нас, православных, много минусов. но не в Православии. мы унаследовали 70 лет безверия, цвет священства был уничтожен. поэтому нам нужно сплотиться так же, как и во времена первых христиан, чтобы не только противостоять духу мира сего, но и быть "светом мира", к чему мы призваны. а начинать надо каждому с себя. и сегодня. Серафим Саровский сказал "спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи". лучшая проповедь - наша жизнь. и если виден в нас плод Духа - тогда и слова наши к заблудшим могут быть лучше услышаны.
А статья хорошая, нужная и правильная. Вот у нас на улице Академика Скрябина открылся центр секты "Свидетелей Иеговы", кажется. Вообще-то уже давно в парке во время прогулки "свидетели" то и дело предлагали "поговорить" о любви к детям и т п. и свирипели, когда я отвечала, что в секту не хочу. А теперь почти каждый день подходить стали. И ведь хорошие люди, молодые девчонки, спокойные бабульки, жалко их. Я уж как только не пробовала им отвечать на их агитацию. Времени правда говорить с ними подолгу нету, т.к. обычно я гуляю с малышом (ему сейчас 1,5 года). Но ведь есть же какие-то правильные слова, которые можно сказать этим, по сути, обманутым людям. Может кто-нибудь знает? Подскажите, пожалуйста.
К слову,я не протестант и уж слава Богу не православный! Я верю в Бога, но быть одним из вас ни за что! Я за свободу слова в стране и за свободу вероисповедания! Но видимо вашему брату необходим феодализм или социалистический уклад, потому что по другому вы не можете. Эдакое социалистическое православие. Православиат! И думаю, что православие для России сегодня - это опиум для народа. Кстати, почем он сейчас? Сколько стоят свечки, поцелуи икон, отпевания, крещения и т.д.? Как ваша сеть гипермаркетов по продаже таинств переживает кризис? Ничего? Или статья должна привлечь больше покупателей? Мне кажется только обратный эффект у здравомыслящего человека может вызвать эта писулька. Впрочем как и весь сайт, и все то, чему сайт посвящен.
Админ, а теперь быстренько удаляй этот пост. Ведь свобода слова это то, в чем вы жить не умееете.
Но ведь Православие - это не каменная догма. Это всё те же живые люди. У всех нас есть грехи, но наша правда в том, что весь истинно православный люд ищет покаяния и стремится к искоренению грехов.
В этом противостоянии врагу рода человеческого и есть
суть и смысл. Есть СПАСЕНИЕ. А на поле брани невозможно обойтись без потерь, ранений, крови и грязи. Война не может протекать среди цветов, шариков и гирлянд - это битва, а не увеселительное мероприятие.
Вот многие ханжески шарахаются и носик морщат - некрасиво и неприятно. Но куда хуже оставить борьбу с собственными грехами и стыдливо прикрывать собственную выгребную яму и маскировать её цветочками, делать вид, что
ямы этой нет в помине!
Он протестовал и пал.
Теперь и людей за собой тянет.
Я кстати сам не протестант, а православный, но меня задевает такое однобокое освящение протестантизма (также как в основном и католицизма хотя в последнее время почему-то несколько меньше), ведь по сути дела мы нарушаем Божью заповедь «не лжесвидетельствуй» и порождаем не серьезное осмысление собственной веры, а зыбкое и горделивое превосходство.
И еще это все мне кажется, какой то страшной дьявольской игрой, в которой протестанты добиваются полного пренебрежения к Церкви, а православные и католики к Библии.
,которые отличают Православие как веру истинную.Но хотелось
бы ,чтобы ответ на вопрос ЗАЧЕМ ? стоял не в конце.Жизнь в
Духе Святом,с этого бы начать.
Живя в протестантской части Германии, для себя сформулировал различие между протестантсвом и Православием
коротко ,культура и жизнь.Каждый выбирает для себя сам.