Благодарность Богу и добрая жизнь есть угодный Богу плод от человека. Но как плоды земные не в один час созревают, а требуют времени, дождя и ухода, так и плоды человеческие требуют подвига, рассуждения, времени пождания, воздержания, терпения, пока явятся во всем блеске своем.
Будем ревновать о доброй и боголюбивой жизни не ради человеческой похвалы; но изберем добродетельную жизнь ради спасения души; ибо каждодневно видится смерть пред глазами нашими, — и все человеческое ненадежно.
Преподобный Антоний Великий
Двухтомник «Добротолюбие», на церковнославянском языке, вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря. Напечатан он по изданию 1857 года.
В предисловии издания «Добротолюбие» определяется как «сокровищница трезвения, стражбище ума, таинственное училище умныя молитвы, книга деятельности, изящное изображение, к видению непрелестное путеводительство, рай отцев, добродетелей златая цепь, книга частого разглагольствования со Иисусом».
На духовный пир книги созываются все: «Приидите убо, приидите, ядите сущий во оной духовный премудрости хлеб и пийте вино мысленне возвеселяющее: приидите вси, елицы звания православного причастницы есте, мирстии вкупе и иноцы, сущее внутрь вас Царствие Божие, и на селе сердца сокровенное сокровище обрести тщащися, еже есть сладкий Иисус Христос. Да пленения от дольних, и скитания уму вашему свободившуся, непрестанным Господа нашего Иисуса Христа страшным призыванием, и содействующими прочими добродетельми, предлагаемыми в настоящей книзе, соединитеся сами с собою, сами же собою и с Богом, якоже и Господь ко Отцу моляшеся, глаголя: да будут едино, якоже и Мы едино есмы (Ин. 17, 11)».
В «Добротолюбии» отображено все, бывающее в жизни: вражеские нападения и искушения, падения и восстания, состояние ума и сердца, ощущение близости и отдаления Божия, чувство Промысла Божия и полное отдание себя в десницу Господню.
Как путешественники писали путевые заметки обо всем, что было достойно их внимания, так писали свои заметки и избранники Божии обо всем, что встречали и испытывали в многотрудном шествовании на пути духовного возрастания.
В первом томе собраны слова и поучения преподобных Антония Великого, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Исихия, пресвитера Иерусалимской Церкви, Филофея Синайского, Никифора Монашествующего, святителей Феолипта, митрополита Филадельфийского, Каллиста, патриарха Константинопольского и сподвижника его преподобного Игнатия. Второй том включает в себя слова и поучения преподобного Исайи Отшельника, священномученика Петра Дамаскина, святителей Иоанна, епископа Карпафийского, Диадоха епископа, преподобных Никиты, монаха и пресвитера, аввы Филимона, Феодора Едесского, Касиана Римлянина, Нила Постника.