Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 3

Часть 1   Часть 2

Епископ Евгений (Сахаров-Платонов)

Следующим Симбирским архипастырем стал человек кроткий и смиренный, подвижник и аскет, епископ Евгений (Сахаров-Платонов). На время его управления епархией в ней не происходило каких бы то ни было значимых событий, но это скорее его заслуга, чем результат отсутствия деятельности.

Родился преосвященный Евгений (в миру Макарий Сахаров) в селе Урене Варнавинского уезда Костромской губернии в семье причетника. Образование получил в Костромской духовной семинарии. В 1838 году окончил Московскую духовную академию со степенью магистра и оставлен в ней бакалавром. Еще во время учебы ему, как лучшему ученику, владыкой Филаретом (Дроздовым) была утверждена стипендия памяти митрополита Платона (Левшина) с присоединением к фамилии стипендиата второй фамилии – Платонов. Окончив академию, владыка отправился с небольшой группой выпускников в Саровскую пустынь и встретился там с великим подвижником преподобным Серафимом Саровским. Преподобный благословил каждого из группы, пришедшей к нему за благословением пешком из Москвы. Когда очередь дошла до Макария, то преподобный Серафим сам подошел к нему и, провидя в нем будущего благочестивого архипастыря, поклонился ему в ноги и поцеловал руку[1]. 29 августа 1838 года Макарий был пострижен в монашество с именем Евгений, а 4 сентября рукоположен в иеромонаха. С 21 сентября 1842 года – инспектор Московской духовной академии. 28 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1844 года – профессор академии. 13 февраля 1847 года назначен ректором Вифанской семинарии, а 22 мая определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря. С 20 декабря 1849 года – ректор Московской духовной семинарии и настоятель Московского Высокопетровского монастыря. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной академии. 6 октября 1857 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 13 октября 1858 года – епископ Симбирский и Сызранский[2].

По прибытии на Симбирскую кафедру владыка проводил жизнь, полную самоотречения и уединенной молитвы. Очень простой в общении, он постоянно принимал народ, искренне сочувствовал и помогал всем обращающимся к нему с духовными и материальными нуждами. Когда владыка Евгений был еще ректором Московской духовной семинарии, он отличался добрыми качествами ума и сердца. Долго хранились в академии предания о его глубоком уме, рассудительности, доброте, крайней осторожности, о его аскетическом образе жизни, смирении и милосердии к нищим. Когда же возникло предложение назначить его ректором Казанской духовной академии, митрополит Филарет (Дроздов) написал о нем следующее: «Ректор Московской семинарии Евгений человек честный и добрый, основательный в познаниях, тихого характера и голоса. Для своих хорош, не блистательный для внешних. Мне было бы желательно, чтобы он продолжал службу у нас, но если ему открывается путь к высшему доверию начальства, да будет то, что служит к общей пользе и ему может быть полезно для дальнейшей службы»[3].

16 октября 1860 года он освятил Всехсвятскую церковь на старом кладбище в Симбирске, на котором впоследствии упокоилось много симбирского духовенства и симбирских архипастырей. 7 декабря 1874 года преосвященный по болезни был уволен на покой. Для пребывания ему был предложен Сызранский Вознесенский монастырь, но владыка избрал бедный Симбирский Покровский монастырь. В двух комнатах одного из братских корпусов владыка Евгений прожил оставшиеся четырнадцать лет своей жизни. В последние годы преосвященный наложил на себя обет молчания. Он лишь изредка принимал приходивших к нему за советом, но очень мало разговаривал. Затем владыка перестал совсем принимать посетителей и проводил все время в уединенной молитве. По народному преданию, бывший в Симбирске при преосвященном Евгении пожар приостановлен силой его молитвы. Еще при жизни его считали святым. Скончался епископ Евгений 26 июня 1888 года. Был погребен в усыпальнице под алтарем Николаевского зимнего кафедрального собора.

Архиепископ Феоктист (Попов)

Архиепископ Феоктист (в миру Попов Федор Аполлонович) родился 6 февраля 1826 года в семье священника Харьковской епархии. Первоначальное образование получил в Харьковской духовной семинарии. В 1851 году окончил Киевскую духовную академию. 5 августа 1851 года пострижен в монашество, а 14 августа рукоположен в иеродиакона, 26 сентября – в иеромонаха и 27 сентября назначен помощником ректора в Воронежскую духовную семинарию. 7 сентября 1852 года утвержден в степени магистра богословия. С 14 июля 1853 года – профессор Киевской духовной семинарии. С 21 января 1855 года причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры. С 17 декабря 1856 года – инспектор той же семинарии. В 1858 году временно исполнял должность ректора семинарии. С 5 декабря 1859 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. 20 декабря того же года возведен в сан архимандрита. С 6 октября 1860 года – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Киево- Пустынно-Николаевского монастыря. 25 мая 1869 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.

7 декабря 1874 года епископ Феоктист прибыл на Симбирскую кафедру, которой он управлял восемь лет. Преосвященный Феоктист был выдающимся по ревности администратором. Сразу по прибытии на кафедру он совершил объезд епархии и запомнил в лицо все свое духовенство. Благодаря постоянным таким объездам он был хорошо знаком с состоянием всех приходов в епархии.

С 1860 по 1868 годы владыка был редактором журнала «Руководство для сельских пастырей». Впоследствии преосвященный живо интересовался духовной печатью и ее развитием. В сентябре 1875 года владыка посылает в Священный Синод доклад, в котором говорит о необходимости издания в Симбирске епархиальных ведомостей. Указом Святейшего Синода от 12 сентября 1875 года за № 3240 преосвященному Феоктисту высочайше дозволено издание Симбирских епархиальных ведомостей, первый выпуск которых вышел 1 января 1876 года[4]. Епископ Феоктист был необычайно педантичным человеком, с такой же педантичностью описывалось в ведомостях все, что касалось жизни епархии. Там печатались все указы Священного Синода, так или иначе имеющие отношение к Симбирской епархии, списки всего духовенства и старост храмов епархии, их «движения и перемены по службе» и награждения, списки учащихся и выпускников духовной семинарии и училищ с табелями их успеваемости, все сметы на строительство и содержание тех или иных епархиальных строений, уставы всех братств и отчеты об их деятельности, списки жертвователей с указанием размеров их пожертвований, а во время войны (русско-турецкой) – списки всех убитых симбирян, с просьбами к верующим молиться за них.

Преосвященного Феоктиста интересовали все стороны жизни епархии. Будучи человеком поразительной работоспособности, владыка мог заниматься всем и сразу. 23 декабря 1875 года по его предложению открывается местный епархиальный комитет Православного миссионерского общества[5]. По его указу на приходах стали собираться средства на содержание бедного духовенства, вдов священно- и церковнослужителей и их семей, о чем представлены соответствующие сметы[6]. В 1875 году преосвященный учредил благочиннические советы, а при них – окружные библиотеки для духовенства, ввел в практику общеепархиальные и окружные съезды духовенства. Журналы Симбирского епархиального съезда депутатов духовенства епархии со всеми их постановлениями также издавались в епархиальных ведомостях.

Один из таких съездов епархиального духовенства прошел с 18 по 23 января 1876 года в семинарском храме во имя Трех святителей. «После молитвы “Царю Небесный…”, пропетой всем собранием, съезд, под руководством старейшего из своих чинов – протоиерея Ксенофонта Базилевского, приступил к рассмотрению списка депутатов». Оказалось, что из 64 приглашенных депутатов на место явилось 48 человек. После выяснения причин отсутствия 16 человек было решено, что 2/3 от всего числа депутатов достаточно для работы съезда. Вместо некоторых отсутствующих лиц явились их представители. В тот же день, 18 января, съезд в составе 56 человек приступил к избранию председателя, для чего были приготовлены специальные баллотировочные листы. Закрытое голосование проходило под руководством протоиерея Ксенофонта Базилевского. Председателем был избран священник сызранской Покровской церкви Виктор Преображенский. 19 января таким же образом был избран делопроизводителем съезда депутатов священник Евгений Введенский. После предъявления собранию резолюции преосвященного, утверждающей в звании председателя и делопроизводителя, работа съезда была открыта. Съезд, в составе уже 63 депутатов, приступил к составлению списка вопросов, обсуждение которых и должно составить предмет его работы. Вышеупомянутый список также был представлен архиерею на усмотрение и в тот же день утвержден. На этом съезде были решены вопросы о предоставлении премий преподавателям семинарии и духовных училищ, об открытии 3-го класса при Спасском женском училище, была составлена смета на строительство здания училища и на содержание его воспитанниц, решено открыть в семинарии миссионерские классы, ввиду насущной потребности противодействия значительной пропаганде раскола в Симбирской епархии. На открытие миссионерских классов было ассигновано 150 рублей. Также было решено открыть епархиальный свечной завод[7].

Преосвященный Феоктист внимательно относился к вопросам духовного образования. Владыка лично ходатайствовал перед Священным Синодом об открытии отдельной противораскольнической кафедры в семинарии, чтобы была возможность подготовить священство, способное противостоять усилившемуся в епархии влиянию раскольников. 19 мая 1876 года, на основании параграфа 129 Устава духовных семинарий и циркулярного указа Святейшего Синода от 15 октября 1872 года № 47, было дозволено правлению Симбирской духовной семинарии, согласно ходатайству преосвященного епископа Феоктиста и заключению учебного комитета, открыть за счет местных средств отдельную кафедру учения о русском расколе. Тогда же Священный Синод слушал предложение по представлению Симбирского преосвященного о преобразовании существующего при Симбирском Спасском женском монастыре женского училища в 3-классное епархиальное училище[8]. Симбирское Спасское женское духовное училище было открыто 12 октября 1847 года при преосвященном Феодотии. Теперь же оно преобразовывалось в епархиальное трехклассное училище, выпускницы которого получали право на звание домашних учительниц. Для училища был куплен дом у господина Карпова за 21 тысячу рублей. Совершение купчей крепости владыка поручил кафедральному протоиерею Петру Юстинову. Также был определен следующий состав начальствующих лиц: председатель совета – священник Василий Сорогожский; исполняющий должность инспектора – протоиерей Иаков Разумовский; член совета – священник Сергий Медведков; начальница училища – настоятельница Симбирского Спасского женского монастыря игуменья Евфросиния. Также при училище состояли две воспитательницы, эконом, почетная блюстительница по хозяйственной части и врач. В 1-м и 2-м классах училища состояло по 16 воспитанниц[9].

Для «утверждения доброй нравственности между ученицами» училищным начальством была составлена следующая инструкция: а) каждодневное чтение воспитанницами утренних и вечерних молитв, б) чтение и пение молитв перед началом занятий и после них, а также перед обедом и по его окончании, в) чтение и объяснение Евангелий в праздничные дни начальницей или одной из воспитательниц, а также неопустительное хождение по таким дням на богослужение, г) чтение книг преимущественно религиозного содержания, д) приучение воспитанниц к опрятности и точному исполнению приказаний, е) дозволенные воспитанницам игры и прогулки совершаются всегда под надзором одной из воспитательниц[10]. Насколько известно, пороков и проступков среди воспитанниц не замечалось.

Что касается учебной программы, то на 1876 год она была следующей. В 1-м классе училища преподавались: закон Божий – четыре урока в неделю, изучение сопровождалось обязательным чтением Библии на церковнославянском языке; русский язык – четыре урока в неделю, на уроках изучались краткие прозаические и поэтические произведения, при чтении которых особое внимание должно было обращать на дикцию воспитанниц; арифметика – четыре урока в неделю; чистописание – четыре урока в неделю; нотное пение – два урока в неделю. Во 2-м классе к имеющимся предметам прибавлялись три урока гражданской истории и два урока географии. В 3-м классе – три урока словесности, три урока математики, два урока физики и один урок педагогики[11].

Епископ Феоктист очень внимательно и строго относился к уровню образованности епархиального священства. Особенно строго он относился к проповедничеству. Он сам определял литературу, которой духовенство должно было пользоваться в обязательном порядке. Одной из таких книг стало сочинение члена Духовно-учебного комитета при Священном Синоде, придворного собора протоиерея Иоанна Васильевича Толмачева, под названием «Православное собеседовательное богословие, или Практическая гомилетика». В епархиальных ведомостях можно увидеть следующую рекомендацию архиерея: «Его преосвященство рекомендует духовенству Симбирской епархии приобрести для церковных библиотек, по возможности, на церковно-кошельковую сумму, это неоспоримо полезное и действительно руководительное и образовательное сочинение о. Толмачева и записать в каталоги библиотек. При ревизии церквей его преосвященством обращено будет внимание на нахождение этого сочинения в библиотеках и на употребление его священнослужителями»[12].

Долгое время было весьма затруднительно определить хотя бы примерное количество раскольников в епархии. Основная их масса находилась на территории Алатырского, Курмышского, Карсунского и Ардатовского уездов. Однако большинство раскольников и сектантов скрывались, опасаясь стеснений со стороны духовенства и полиции и выдавая себя за православных христиан. Положение дел прояснилось, когда в 1874 году было высочайше утверждено положение о записи в метрические полицейские книги актов рождения, браков и смерти в семействах раскольников от рождения или считавшихся таковыми по 10-й народной переписи. Последние восприняли этот акт как предоставление им полной свободы вероисповедания. С этого момента тайные раскольники и сектанты перестали считать необходимым скрываться, и они не замедлили заявить себя не принадлежащими к Церкви. Данные уезды были включены в особый миссионерский округ, во главе которого стал священник-миссионер Красков.

Преосвященный Феоктист прибыл в миссионерский округ, где проводил беседы с сельскими священниками. Он подал им мысль о необходимости учреждения православного церковного братства. Все священники не замедлили принять деятельное участие в учреждении подобного братства. Центральным пунктом будущего братства было избранно основанное царем Иваном Грозным село Промзино Алатырского уезда. Был составлен устав братства, которое стало носить имя святителя Николая Чудотворца. Согласно уставу, целью общества было обращение к Православной Церкви раскольников и сектантов, имеющихся на территории Симбирской епархии, а именно: старообрядцев разных толков, иудействующих или субботников – молокан, хлыстов, скопцов, и отступающих в магометанство из крещеных татар и чувашей[13]. Уставом был определен состав братства, источник средств на его содержание (в виде членских взносов, единовременных пожертвований как членов, так и посторонних лиц, обществ и учреждений, пожертвований, опускаемых в кружку, поставленной в промзинской Казанской церкви), порядок управления делами братства, его совет и общее собрание и порядок закрытия братства[14].

При Симбирской духовной семинарии было открыто братство во имя Трех святителей, основной задачей которого была просветительская деятельность.

Во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов по благословению преосвященного Феоктиста во всех храмах епархии были выставлены отдельные кружки для пожертвований в пользу больных и раненых солдат. Ответственными за сборы владыка поставил благочинных. Пожертвования принимались в различных формах. С 23 января по 8 февраля 1878 года отослано пожертвований в пользу раненных солдат следующими лицами: благочинными Лаврентием Павпертовым – 193 рубля 37 копейки, 174 аршина холста, 8 пар чулок, 15 пар носков и 16 пар варег; Иоанном Добросмысловым – 68 рублей 40 копеек; Филиппом Богрянским – 13 рублей, 116 аршин холста, 5 платенцев, 6 пар чулок, 3 пары варег, 1 пара перчаток, холщевый сюртук и 2 рубашки; священником села Ключищ Симбирского уезда Александром Серебровым отосланы в Симбирский комитет Общества Красного Креста следующие вещи: крытый сукном тулуп, 4 рубахи, 1 кальсоны, 4 пары варег, 1 пара носков, 2 мотка ниток, 30 аршин холста и 10 рублей 40 копеек денег; благочинным Василием Ягодинским – 9 рублей 40 копеек и священником села Сутяжного Алатырского уезда Григорием Остроумовым – 12 рублей 50 копеек[15]. Подобные записи встречаются в епархиальных ведомостях в период всей войны.

В апреле 1878 года за труды, понесенные в Симбирской епархии, владыка получил грамоту следующего содержания:

«Отличное усердное служение ваше и деятельные попечения о нуждах и пользах вверенной вам паствы снискали вам наше монаршее благоволение, в изъявление коего всемилостивейше сопричисляем вас к императорскому ордену нашему святого равноапостольного князя Владимира второй степени большого креста.

Препровождая знаки сего ордена и повелевая вам возложить оные на себя и носить по установлению, пребываем к вам императорскою милостию нашею благосклонны.

На подлинной собственною его императорскаго величества рукою написано:

Александр

В С-Петербурге. 16 апреля 1878 года»[16].

28 сентября 1882 года преосвященному Феоктисту определено быть епископом Рязанским и Зарайским. 24 марта 1885 года владыка был возведен в сан архиепископа. Под конец жизни он много стал интересоваться археологией, оказывал деятельную поддержку разным археологическим учреждениям. За это владыка был избран почетным членом Санкт-Петербургского археологического института и археологического общества при Киевской духовной академии. Скончался архиепископ Феоктист 2 декабря 1894 года, будучи пособорованным, исповеданным и причащенным отцом Иоанном Кронштадтским. Владыке Феоктисту принадлежит сочинение «Император Юстиниан I и его заслуги в отношении к Церкви Христовой» (Киев, 1856).

Епископ Варсонофий (Охотин)

После преосвященного Феоктиста в 1882 году на Симбирскую кафедру взошел епископ Варсонофий (Охотин). Он управлял кафедрой тринадцать лет, на протяжении которых трудился над совершенствованием духовного образования, содействовал просвещению чувашей, что вызывало противодействие со стороны знати. Для чувашских детей он строил школы, а в период испытаний по закону Божиему сам посещал их. Владыка покровительствовал различным благотворительным организациям, много занимался миссионерством среди иноверцев. В 1888 году преосвященный был участником собрания в Казани Поволжских епископов, где было подписано обращение архиереев к «бывшим о Господа чадам Греко-Российской Церкви, а ныне вне единения с нею пребывающим, глаголемым старообрядцам». В то же время он написал акафист преподобному Варлааму Хутынскому. Скончался владыка 13 августа 1895 года в Симбирске и погребен рядом с могилой епископа Евгения в усыпальнице под алтарем Николаевского зимнего кафедрального собора.

Епископ Никандр (Молчанов)

Следующим Симбирским архипастырем стал епископ Никандр (Молчанов). Преосвященный Никандр заботился об образовании простого народа. При нем было построено свыше 150 церковных школ, открыто Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском духовном училище, устроен отдел Императорского православного Палестинского общества. Сам владыка обладал кротким и невозмутимым нравом, был твердым в убеждениях и политических воззрениях. Его перу принадлежит довольно большое число сочинений. В 1904 году епископа Никандра перевели на Литовско-Виленскую кафедру.

Епископ Гурий (Буртасовский)

На Симбирской кафедре епископа Никандра сменил епископ Гурий (Буртасовский), переведенный с Самарской кафедры. Владыка недолго занимал Симбирскую кафедру. Его вспоминали как человека крайне вспыльчивого, вспышки гнева которого часто заканчивались «мордобитием и оскорблениями». После того как владыка успокаивался и осознавал свою неправоту, он в легкой форме просил прощения и совал 25-рублевую бумажку в руку оскорбленному. Местное духовенство придумывало про архиерея различные стишки, которые распевало в его отсутствие. Один из сохранившихся стишков звучал следующим образом: «Идет пароход Меркурий, едет на нем Гурий с бурей». После кончины владыка был погребен в Никольском зимнем кафедральном соборе.

Архиепископ Иаков (Пятницкий)

Следующим Симбирским архиереем был архиепископ Иаков (Пятницкий) – прекрасный правовед, знаток церковного канона. Он управлял епархией с 1907 по 1910 годы. В 1917– 1918 годах участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на котором был возведен в сан митрополита. Скончался в 1922 году в Томске.

(Продолжение следует.)


Илья Косых

22 июля 2009 г.

[1] Скала Алексий, протоиерей. Церковь в узах. Ульяновск, 2007. С. 44.
[2] Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992–1892. М., 2002. Т. 1. С. 415.
[3] Там же.
[4] Симбирские епархиальные ведомости. 1876. № 1. С. 1.
[5] Там же. С. 3
[6] Там же. С. 22–24.
[7] Симбирские епархиальные ведомости. 1876. № 3. С. 36–46.
[8] Там же. 1876. № 12. С. 231–232.
[9] Там же. 1876. № 13. С. 250–251.
[10] Там же. С. 253.
[11] Там же. С. 257–260.
[12] Там же. 1876. № 8. С. 152.
[13] Там же. 1878. № 1. С. 38.
[14] Там же. С. 38–45.
[15] Там же. 1878. № 4. С. 85.
[16] Там же. 1878. № 9. С. 225.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×