Трудно предположить, чтобы внутри монастыря был создан самостоятельный приход. Видимо, приход возник еще до организации монастыря. Это предположение подтверждает крупный специалист девятнадцатого века, знаток истории Москвы С.К. Кондратьев. В заметке о постройке деревянной церкви Марии Египетской после 1378 года он пишет: "Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 году на этом месте казнен последний из рода Вельяминовых, и вскоре построена древняя церковь во имя преподобной Марии Египетской".
Здесь идет речь о событиях, связанных с ликвидацией Великим князем Дмитрием Ивановичем правления тысяцких в Москве. Не дождавшись своего назначения тысяцким вместо умершего отца, Иван Васильевич Вельяминов выступил против княжеской власти. В августе 1379 года он "мечем потят бысть на Кучкове поле у града у Москвы".
Вероятно, казнь состоялась не на месте предполагаемой постройки церкви Марии Египетской, а на месте некогда существовавшего Варсонофьевского монастыря. Это подтверждает следующее свидетельство: "Здесь был прежде Варсонофьевский женский монастырь, близ коего в древности было кладбище для погребения странников убогих и погибших насильственной смертью".
Московская земля после смерти Ивана Даниловича Калиты была поделена между тремя его сыновьями. Кучково поле стало принадлежать князю Андрею Ивановичу Боровскому. Он умер в 1353 году. В том же году родился его сын Владимир. Князь Владимир Андреевич стал одним из героев Куликовской битвы, заслужив прозвище Храброго. На Кучковом поле в 1386 году его мать, княгиня Мария, основала Рождественский монастырь.
Резонно предположить существование в конце четырнадцатого века большого загородного двора Владимира Андреевича, князя Боровского, а затем Серпуховского. В этом доме, а может быть, и дворце, расположенном на высоком участке Владимирской (Ярославской) дороги, постоянно проживала княгиня Мария. Подобные княжеские дворы были привычным явлением на основных дорогах. Да и в будущем Сретенский монастырь служил первой остановкой во время богомолий князей и царей. Кроме того, во время случавшихся раздоров с Великим князем Серпуховской князь мог укрыться в своем огороженном дворе, а не оставаться во вдруг оказавшейся недружелюбной столице.
Таким образом, Рождественский монастырь был устроен рядом с княжеским двором, а каменная с 1385 года церковь Марии Египетской была домовой церковью, посвященной персональной святой покровительнице княгини Марии. Церковь могла быть пристроена к деревянному дому, что было общепринято. Таким предназначением объясняются скромный вид и размеры храма.
Каменное здание церкви Марии Египетской, просуществовавшее до 1930 года, было построено в 1385 году и много раз ремонтировалось и перестраивалось. А княгиня Мария в конце жизни постриглась в Рождественский монастырь под именем инокини Марфы. В нем она и скончалась в 1389 году.
На месте бывшего двора князя Серпуховского в 1395 году Великим князем Московским был основан Сретенский монастырь. Помимо прочих целей его устройство имело для московских властей и большое политическое значение. Маленькая княжеская крепость, превращавшаяся время от времени в неприятельскую, каким являлся двор Серпуховского князя, заменялась православным монастырем, оплотом московской власти.
Косвенное свидетельство тому мы находим в летописи. В 1388–1389, а потом в 1389–1390 годах было розмирье между Великим князем Василием Дмитриевичем и его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем Серпуховским. Результатом замирения были территориальные уступки Серпуховскому князю Волоколамска и Ржева. Скорее всего, это была, в том числе, и плата за переход к Московскому князю Кучкова поля.
Большое значение в то время отводилось почитанию персональных святых покровителей, оказывалось внимание и храмам, им посвященным. Это доказывает посещение церкви в 1668 году Патриархом Иоасафом Вторым в честь святой покровительницы первой жены царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны, урожденной Милославской. "Марта 31, святейший Патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египетской и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны".
Если посмотреть на старый план Сретенского монастыря, то видно, что Владимирский собор, поставленный на месте первоначального деревянного, и церковь Марии Египетской размещены под углом к улице, а церковь Сретения-Николы с трапезной и колокольней вдоль нее. Это можно объяснить разным расположением дороги в конце четырнадцатого и в конце пятнадцатого веков. Сначала от вершины холма происходило разветвление пути. Одна дорога шла прямо, а другая — сворачивала с тракта к близлежащему селу, бывшему на месте известного городища у Садового кольца. Этой дороге и соответствует поворот храмов. Кстати, существующая трасса Трубной улицы в прилегающем к Садовому кольцу участке и поныне ориентирована на Сретенский монастырь. В пятнадцатом веке село утратило свое значение, возможно в связи с устройством многочисленных загородных огородов и дворов.
Храм Сретения стал уже вдоль прямой дороги алтарем на север, откуда принесли чудотворную икону Владимирской Богоматери.
Церковь много раз перестраивалась, например в 1784 году и после 1812 года. В процессе разборки была раскрыта арка, возможно, принадлежавшая первоначальному алтарю. Ее форма и маленькие размеры могут служить подтверждением сооружения здания в четырнадцатом веке, поскольку в то время в церквах устанавливались не иконостасы, а алтарные преграды и не было необходимости в больших алтарных помещениях. Подобные завершения полушаром алтарных выступов имеются, например, у приделов храмов Св. Софии в Киеве или Новгороде, у новгородских церквей четырнадцатого века.
В августе 1700 года чрезвычайный посланник Петра Первого, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, ездивший в Константинополь для заключения мирного договора России с Турцией, получил в дар от Иерусалимского Патриарха часть мощей преподобной Марии Египетской (кость правой ноги). В феврале 1707 года серебряный ковчег с этой святынею был торжественно перенесен в Сретенский монастырь. В праздник Марии Египетской в течение недели ковчег выставлялся в церкви Марии Египетской для народного поклонения.
После закрытия прихода в 1723 году в помещении церкви был устроен придел преподобной Марии Египетской, относящийся к расположенной рядом церкви Святого Николая Чудотворца. В девятнадцатом веке проведение служб в приделе было прекращено.
В Сретенском монастыре торжественно отмечались православные праздники, особенно связанные с его историей. "Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апреля — память преподобной Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; "21 мая, 23 июня и 26 августа — праздники иконы Владимирской Богоматери. Все даты даны по старому стилю.
Около 1926 года Сретенский монастырь был окончательно закрыт. Газета "Рабочая Москва" за 1 сентября 1928 года поместила фотографию обнесенных забором строений Сретенского монастыря, снабдив ее сообщением: "Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь".
Ирония судьбы состояла в том, что окончательным поводом для сноса большей части строений монастыря послужило требование помощи дороге, той самой дороге, которой столько лет верой и правдой служил монастырь. По мнению новых руководителей Москвы, индустриальный город именно на этой улице нуждался в серьезном повышении "интенсивности транспортных потоков".
25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря Святителя Николая на острове Андрос. Таким образом мощи вернулись на свое место.
К сожалению, тенденция к сносу исторической застройки Москвы, приносимой московскими властями в жертву "транспортным потокам", продолжается и в девяностые годы. Ложатся дома под бульдозеры на пробиваемом третьем кольце Москвы. Подобно неумолимому острию ножа устремился к сердцу города Новокировский проспект. Но потеря исторической памяти – по идейным причинам или из-за денег – никогда не остается безнаказанной. Только платить за это придется не только жадным чиновникам, а всем нам.