В этот день Божественную Литургию совершит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий - Священноархимандрит Сретенской обители.
Начало богослужения в 9-00.
Сретенский монастырь – древнейшая православная обитель, расположенная в центре Москвы, на печально знаменитой в двадцатом веке улице Большая Лубянка. В истории монастыря отразилась вся история государства Российского – с ее войнами, переворотами, пламенными молитвами и неистовым богоборчеством. Монастырь был основан в 1397 году в память чудесного события, о котором сообщают летописные источники.
Как повествуют летописи, летом 1395 года знаменитый завоеватель хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. С огромным войском хан подошел к границе Московского княжества на реке Оке. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их, ведь Тамерлан снискал себе славу непобедимого полководца, совершив победоносные походы в Индию, Персию и Закавказье. «Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию», – пишет Н.М. Карамзин. Митрополит Киприан, который был тогда первосвятителем Московским, безвыходно находился в храме и вместе со всем народом молился Богу и Пресвятой Богородице. Он повелел, чтобы великая православная святыня, заступница земли Русской, – Владимирская икона Божией Матери – была принесена из Владимира в Москву.
Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, со слезами молился: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!" 26 августа (8 сентября по новому стилю) неподалеку от Кремля, на том месте, где вскоре был основан Сретенский монастырь, крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, встретил чудотворный образ.
В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и молились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерлану оставить московские пределы.
Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена – это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом, непобедимый хан на следующий день повернул на юг. Лежащая перед ним беззащитная Москва была спасена. До сих пор историки теряются в догадках относительно причин этого бегства. Но православные восприняли и воспринимают это событие с верой и благодарностью Божией Матери, Усердной Заступнице рода христианского.
В память избавления от врага на месте встречи ("сретения" по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора. Это был главный праздник Москвы, исторически сложившийся праздник города.
Сретенский монастырь, хотя и не был знаменит, играл заметную роль во многих духовных и исторических событиях. После октябрьского переворота 1917 года монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков – будущий святейший патриарх Пимен. Одним из последних настоятелей обители перед ее закрытием стал сподвижник святого патриарха Тихона священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. Выдающийся богослов, блестящий проповедник архиепископ Иларион в 20-е годы отдал все свои силы для того, чтобы отстоять само существование Церкви в условиях гонения на христиан. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен "обновленцами" – псевдоцерковными деятелями, сотрудничавшими с большевиками в страшном деле разорения Церкви. Но усилиями владыки Илариона в 1923 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор – переосвящен великим чином. Мудрая и смелая позиция архиепископа Илариона повлекла за собой ненависть богоборцев, ссылку и многолетнее заключение настоятеля Сретенского монастыря в Соловецком концлагере, а затем и мученическую кончину.
В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, святые ворота с колокольней и братские корпуса – были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью новых мучеников. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.
В 1991 году сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви, здесь был создан приход. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Сретенском монастыре была возрождена монашеская жизнь и основано подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. Главное делание иноков – молитва: ежедневно совершается ранняя литургия в 5 часов 30 минут, полунощница, поздняя литургия и вечернее богослужение. Сотни прихожан, которые нашли в священниках монастыря помощников в духовной жизни, собираются в обители на праздничные службы. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.
За десять лет восстановлены почти все монастырские помещения, благоукрашен собор монастыря, возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.
Сретенское книжное издательство – одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.
В январе 2000 года начал свою работу монастырский сайт «Православие.Ru» (www.pravoslavie.ru), который сразу привлек внимание читателей и быстро завоевал ведущее положение среди религиозных ресурсов. Сайт неоднократно признавался лучшим религиозным Интернет-ресурсом в рейтингах крупнейших поисковых систем.
С 1997 года Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни, и духовенство обители сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и регионы, пострадавшие от войны.
Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище, которое решением Священного Синода в 2000 году было преобразовано в высшее учебное заведение – Сретенскую духовную семинарию. Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство. Срок обучения в семинарии – пять лет. Главной особенностью этого православного вуза является участие студентов в жизни монастыря. Во время учебы они живут в монастыре, участвуют в богослужениях, выполняют послушания.
В 1997 году в Сретенском монастыре был создан Российский центр по изучению Туринской Плащаницы.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: Серафимовский и Ильинский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с домовой церковью, кельями, огородами, пасекой, скотным двором и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.
Недалеко от скита, в деревне Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», который был возрожден из полной разрухи и запустения братией Сретенского монастыря. В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
В той же Рязанской области, в городе Михайлове, монастырь взял под свою опеку детский дом, директором которого стал священник – выпускник Сретенской семинарии.
Приглашаем всех помолиться у цельбоносных мощей священномученика Илариона и разделить с братией и прихожанами радость торжества.