В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священноисповедник Николай (Могилевский)». Составитель О.Л. Рожнева.
Священноисповедник Николай (Могилевский; 1877–1955), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский — один из великих подвижников нашего времени, человек святой жизни, молитвенник, пастырь пастырей, прошедший в жизни многие испытания. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Николай был причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. В книге собраны его наставления, советы, воспоминания о нем.
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), в миру Феодосий Никифорович, родился 27 марта 1877 года, в день светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика Никифора и супруги его Марии, в селе Комиссаровка Екатеринославской губернии Верхне-Днепровского уезда. Отец владыки Николая к концу жизни дослужился до протоиерея и дожил до того дня, когда сын его стал епископом.
После окончания Екатеринославской духовной семинарии Феодосий поступил работать учителем в церковную школу.
В 1903 году Феодосий был зачислен в число послушников Ниловой пустыни. 6 декабря 1904 года, в канун праздника святителя Николая, над ним был совершен монашеский постриг, он был наречен Николаем. В 1905 года монах Николай был рукоположен в сан иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни.
В 1907 году отец Николай поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1911 году. За сочинение на тему «Учение аскетов о страстях» он получил степень кандидата богословия. Отец Николай несколько лет подряд трудился инспектором академии, Полтавской духовной семинарии, Черниговской духовной семинарии. Впоследствии очень многие иерархи, проходившие в то время свое образование в стенах академии и семинарий, с теплотой вспоминали очень доброго и мудрого инспектора отца Николая.
В 1915 году отец Николай был возведен в сан игумена, а в 1916 году назначен настоятелем Князе-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школы. В 1917 году он был назначен ректором Черниговской семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове.
20 октября 1919 года в Чернигове архимандрит Николай был хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии.
С августа 1923 года владыка Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии. С октября 1923 года он управлял Тульской и Одоевской епархиями. Владыка занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность этого пути. В 1924 году владыка приехал в Москву, где вместе с группой епископов, в числе которых был архиепископ Феодор (Поздеевский), подвергся аресту органами ГПУ и был посажен в Бутырскую тюрьму. Просидев там две недели, владыка был выпущен. В мае 1925 года вновь арестован.
Проведя в заключении более двух лет и освободившись в сентябре 1927 года, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. В Орле епископ Николай служил до следующего своего ареста в июле 1932 года.
В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. Но не получив назначения на кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди митрополита Сергия и помощи в делах Патриархии. И в дальнейшем, когда после следующего ареста, тюрьмы и ссылки владыка Николай был назначен на Алма-Атинскую кафедру, он ежегодно 25 мая, в день кончины патриарха Сергия, совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении его души.
В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. Весть о начале Великой Отечественной войны застала владыку перед служением Божественной литургии. 27 июня владыка был арестован и помещен в тюрьму города Саратова по обвинению в антисоветской деятельности, где пробыл шесть месяцев, затем сослан в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. До глубокой осени 1942 года владыка влачил нищенское существование в Челкаре. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Когда иссякли последние силы, владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице. Поправлялся владыка медленно. А когда поднялся с постели, сразу же стал стараться принести пользу окружающим. Кому воды подаст, кому судно принесет, кому постель поправит, кому скажет доброе слово. В больнице полюбили этого доброго старичка. Все стали называть его ласково: «Дедушка». Когда владыку Николая выписали из больницы, его принял в свой дом добрый богобоязненный человек, татарин, который и привез его в больницу, найдя умиравшим на улице.
После досрочного освобождения из ссылки в 1945 году владыка Николай был назначен в Алма-Ату с титулом архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. Владыка стал ходатайствовать об открытии расположенной в центре города Никольской церкви, и в скором времени храм был передан общине верующих.
Детская простота, беззлобие, молитвенность, верность монашеским обетам и сам вид старца располагали к нему сердца людей. Владыка Николай был внимателен ко всякому человеку.
Архимандрит Исаакий (Виноградов) вспоминал о владыке Николае: «Владыка никогда не заботился о каком-либо величии, присущем его сану, его служению; он умел прекрасно развести кадило, приготовить себе облачение, а при скудости такого вещества, как ладан, сам великолепно готовил его из моченого угля, душистой кулинарной эссенции и смолы хвойных деревьев, которую его помощники собирали в хвойном лесу. Сослужители владыки иногда как бы ставили ему в укор то, что он мало заботится о своем быте, о пище и одежде. “Но именно это и дает мне то долголетие, которое является на земле наградой Божией за прожитую жизнь”, — отвечал владыка и всегда следовал этим своим правилам — поменьше привлекать к себе заботы окружающих и побольше своей заботы окружающим отдавать».
25 октября 1955 года после продолжительной болезни святитель тихо и спокойно отошел ко Господу.
Православные алмаатинцы считают себя его духовными детьми, а самого владыку своим отцом, ходатаем и покровителем. И если у кого-то случается несчастье или возникают затруднительные обстоятельства, самый первый совет, который дадут страждущему человеку алмаатинцы: «Поезжайте к митрополиту».
Мощи святителя Николая были обретены 8 сентября 2000 года. Ныне они находятся в Никольском соборе города Алма-Аты.
В Актюбинске в 2008 году построен и освящен храм в честь священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.
Митрополит Николай говорил: «Почему наши кресты кажутся нам иногда особенно тяжелыми? Потому, что мы противимся Божественному Промыслу, пытаемся сами своими силами изыскивать себе облегчение, но не получаем его в таких случаях, терпение наше иссякает, и мы начинаем тяготиться своим крестом. А если свой крест нести терпеливо, с надеждой на помощь Божию, то никогда он не будет невыносимо тяжелым, и после того как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость».
Сказал еще: «Подумайте, други мои, как просто и легко получить от Господа милость и прощение: ты оказал милость ближнему — Господь явит тебе Свою богатую милость; ты простил своему ближнему один грех, одну обиду, — тебе Господь простит за сие большие и многие грехи твои».
Утешал: «Господь всегда поможет в любой беде, если вам нужно избавиться от этой беды, а если нужно терпеть беду, то надо терпеть — на все воля Божия!»
Священноисповедниче отче Николае, моли Бога о нас!