Успенский храм в Боготе – единственная православная церковь в Колумбии. Фото Ольги Георгиевской |
Главными проводниками православной веры на далеком континенте выступили русские, волею судьбы покинувшие родину. Первые эмигранты из России прибыли за океан в 60-е годы XIX века и поселились в Аргентине, Уругвае и Бразилии. В 1887 году «русские аргентинцы» обратились к императору Александру III с ходатайством о сооружении храма. Царь внял просьбе соотечественников, и уже 1 января 1889 года в Буэнос-Айресе была освящена первая на латиноамериканской земле православная церковь. Вскоре православные церкви появились и в других странах региона. После известных событий 1917 года они попали под омофор Русской Православной Церкви Заграницей.
В середине XX века в ряде латиноамериканских государств открыл свои храмы Московский Патриархат. В русских церквах находят духовный приют выходцы из Восточной и Южной Европы и Ближнего Востока. Центром православного мира Латинской Америки стала Аргентина, где обосновалась самая многочисленная русская диаспора. В Буэнос-Айресе располагается кафедра правящего архиерея Южноамериканской епархии Русской Православной Церкви. Ее долгие годы занимает митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко).
В Колумбии, известной самыми старыми и устойчивыми демократическими традициями в Южной Америке, бурно развивающейся экономикой и богатой культурой, до недавних пор присутствие православия было незначительным. Колумбийских православных не более пяти тысяч человек (при населении в 44 миллиона). В социальном плане они принадлежат преимущественно к среднему классу – это преподаватели университетов, служащие, инженерно-технические работники.
С православием колумбийцев познакомили греки. В 1967 году греческая община создала первый православный приход в Боготе. Тогда же состоятельный грек Кристос Арванитис, постоянно проживающий в столице Колумбии, построил православную церковь в память о своих родителях. Храм был освящен 15 августа 1967 года, в день Успения Пресвятой Богородицы. Это небольшое кирпичное здание под синим куполом в византийском стиле, расположенное в престижном районе на севере города. Настоятель – колумбиец, падре Мигель, или Михаил, получивший образование в Греции. Службы проходят на греческом и испанском языках. Половина прихожан – колумбийцы (креолы, индейцы, мулаты), остальные – греки, ливанцы, сербы, румыны, украинцы, болгары, русские и даже американцы. По словам отца Михаила, на главные христианские праздники – Рождество и Пасху – в церкви собираются до двух тысяч человек. Единственный православный храм Колумбии находится в юрисдикции Панамской митрополии Константинопольского Патриархата с центром в Мехико (Мексика).
Греки ведут активную миссионерскую деятельность. Так, они регулярно выезжают в поселок Хесус-Мария в департаменте Сантандер, где большинство жителей – православные. В этом отдаленном уголке Колумбии есть даже православная часовня. Много внимания уделяется социальной работе и благотворительности. Православные священнослужители вносят большой вклад в борьбу с наркоманией и сектантством – данные проблемы, увы, весьма актуальны для Колумбии. Любопытно, что большая часть принявших православие этнических колумбийцев – бывшие члены сект.
Русских православных в Колумбии немного. В этой стране, как и вообще в Латинской Америке, русскими называют выходцев из всех республик бывшего Советского Союза. Греческую церковь в Боготе посещают русские женщины, еще в советскую эпоху вышедшие замуж за колумбийцев, сотрудники российских компаний и дипломаты. «На праздничных богослужениях, таких как Пасха, можно встретить не больше шестидесяти человек, включая грудных детей, а также неправославных, пришедших в храм за компанию, – рассказывают представители русской диаспоры в Боготе. – После каждой воскресной службы устраивается трапеза, поскольку всегда у кого-нибудь находится причина пригласить к себе гостей за стол».
В 2000 году в Кукуте, что неподалеку от границы с Венесуэлой, единственная русская женщина, проживающая в этом городе, открыла приход св. Дмитрия Донского (любопытно, что основную часть его прихожан составляют православные, живущие в Венесуэле). Многие русские и русско-колумбийские семьи, разбросанные по Колумбии, за неимением прихода в своем городе вынуждены проводить богослужения прямо на дому. Несколько раз в год в Боготу приезжает настоятель прихода Покрова Богородицы в соседней Панаме священник Александр Горбунов. Не забывают о колумбийской пастве и другие священники Русской Православной Церкви. Их визиты становятся настоящим праздником для верующих. Богослужения они совершают по-церковнославянски. В Колумбии действует также приход Русской Православной Церкви Заграницей.
Первым значительным шагом в сближении Русской Церкви и Колумбии можно считать встречу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и вице-президента Колумбии Франсиско Сантоса Кальдерона, состоявшуюся в начале июня этого года в Москве. «Наша страна – очень консервативная и очень религиозная, – сказал тогда дон Франсиско. – Церковь способствует обретению мира в Колумбии, пережившей десятилетия насилия, принимает активное участие в решении национальных проблем, в частности, проблемы наркотиков». Интересная деталь: приветствуя Патриарха, Сантос испросил его благословения как воцерковленный православный.
В последние годы православные в Колумбии все чаще говорят о необходимости строительства собственного собора, который, по их мнению, должен канонически принадлежать Русской Православной Церкви. «Россия – главная православная страна мира, с глубокими церковными традициями. Ей выпала миссия нести свет православия по всему земному шару», – так объясняют свою приверженность Русской Церкви члены многонациональной православной общины Колумбии.