Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Ветераны: «Мы ушли на войну сразу после экзаменов…»

Источник: Татьянин День

По случаю годовщины Победы над фашизмом своими воспоминаниями о Великой Отечественной войне с «ТД» делятся профессора МГУ

Рассказывает профессор Борис Иванович Есин, заведующий кафедрой истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ:

Москвичи слушают по радио заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Фото: victory.rusarchives.ru
Москвичи слушают по радио заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Фото: victory.rusarchives.ru
– Я провел на войне три с половиной года. Я только-только окончил школу, и в ясный воскресный день мы с отцом отправились покупать мне демисезонное пальто. Вдруг на нас налетела группа девочек из моего класса, и они сообщили нам, что выступал Молотов, что началась война и что они все сейчас идут в военкомат записываться добровольцами. Я отнёсся к этому весьма скептически, потому что считал, раз война началась, то у военкомата и так полно дел, и им там совершенно не до этих девочек.

Сам я вступил в армию немного позже, в мае сорок второго года. На тот момент я уже был студентом. Сначала воевал в пехоте, а потом и в танковом полку, и оставался танкистом до конца войны. Одно из главных моих военных воспоминаний – это, прежде всего, настроение, которым тогда были наполнены сердца всей молодёжи. У нас был такой поразительный психологический настрой! Настоящий подъём! Стремление идти в бой и защищать Родину стало нашим массовым сознанием. И именно это мы всегда вспоминаем с однополчанами, когда собираемся вместе. Окончание войны наш полк предчувствовал уже в ночь с восьмого на девятое мая сорок пятого года, потому что по радио мы слышали, что началась капитуляция и что немцы постепенно сдают свои позиции.

В эту ночь я как раз вернулся из наряда и ужасно хотел спать, поэтому сразу же лёг и уснул. Однако проспать мне не удалось и часу, так как товарищи растолкали, подняли меня и сказали, что война закончилась. Я никогда не курил до этого момента, а тут вдруг попросил у них закурить. Впоследствии эта вредная привычка даже продержалась у меня два-три года, но потом я бросил.

Я помню этот день, девятое мая сорок пятого года, холодный, сырой, дождливый. Наш пятый танковый полк выстроили в ряд, вышел командир и поздравил нас с окончанием войны и с победой. Затем все отправились в столовую, где для нас уже были накрыты столы с праздничным обедом; среди угощений оказался даже американский бекон. В это время наши мысли уже приняли другой оборот: мы уже думали о том, как будем строить свою мирную жизнь, чем займёмся на гражданке. Кто-то строил планы о продолжении образования, кто-то – о продолжении семьи, и так далее. Повсюду царила эйфория и радужное настроение.

Я был рад, что остался жив, и все мы дали клятвенное обещание никогда не забывать потерянных на войне товарищей. Каждый год девятого мая мы снова и снова вспоминаем о них. Ведь в этой войне был потерян, можно сказать, весь цвет мужского населения страны: самые честные, самые преданные люди. Они и погибли первыми, потому что всегда первыми же и шли в атаку, первыми бросались на помощь, были зачинщиками всех благородных дел на войне. И я думаю, что это очень сильно сказалось на послевоенной жизни, потому что мы потеряли огромное множество талантливых, сильных и мужественных людей. Девятое мая – день поминовения этих людей, и вот в чём заключается главных нравственный урок для всех нас.

Рассказывает кандидат исторических наук, заслуженный профессор МГУ Константин Григорьевич Левыкин:

Москвичи на Красной площади в День Победы. Фото: victory.rusarchives.ru
Москвичи на Красной площади в День Победы. Фото: victory.rusarchives.ru
– В войну я вступил прямо из своего школьного детства и провоевал все четыре года. Едва я успел закончить девятый класс и сдать экзамены для перехода в десятый (мне было без двух месяцев семнадцать лет), как уже пошёл на фронт добровольцем. Я помню дни перед самым началом войны. Девятнадцатого июня сорок пятого года я сдал последний выпускной экзамен (по физике), и мы с ребятами отправились гулять на всесоюзную хозяйственную выставку, где провели очень много времени. А двадцать второго июня рано утром меня разбудил истошный крик. Кричала моя мама, повторяя одно и то же слово: «Война! Война! Война!».

Я пробыл на войне четыре года: участвовал в обороне Москвы, в действиях разведывательно-диверсионного характера в районе Наро-Фоминска и в Калужской области, выполнял вместе со своим полком спецзадания от штаба Западного фронта. Сначала наш полк был нерегулярным, но летом сорок первого года его сделали регулярным, и в составе другой дивизии мы спешным порядком передислоцировались в район Астрахани, а в июле сорок второго года оказались между Грозным и Моздоком.

В ноябре сорок третьего года мы прошагали от Новороссийска до Кубани, и в этом районе зазвязались тяжелейшие бои, в ходе которых наш полк потерял две трети своего состава. Именно эти бои запомнились мне больше всего. Я вспоминаю легендарного Покрышкина, который сражался в небе над нами, и наши дивизии часто оказывали ему и другим лётчикам огневую поддержку (особенно если их самолёты сбивали немцы). По окончании боевых действий в этом районе из моего полка остались живы только трое, включая меня самого (совсем как в песне: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят»).

В сорок пятом году я участвовал в параде Победы и был правофланговым нашего полка (правофланговый – это солдат, который во время марша смотрит прямо перед собой, в отличие от всей шеренги, которая поворачивает головы в сторону мавзолея, приветствуя правительство). Как правило, выполнение этой задачи поручают наиболее опытным и ответственным солдатам, потому что держать всю колонну очень сложно. Когда шагаешь в этой позиции, возникает физическое ощущение того, что вся шеренга на тебя давит. Но я с этой задачей справился, ведь у нас шли тренировки на протяжении целых полутора месяцев перед парадом.

Вся Москва была в те дни такой праздничной и гудела оркестрами. А оркестром на параде руководил генерал-майор Чернецкий, единственный на тот момент инспектор всех военных оркестров. Я маршировал по Красной площади всего три минуты, с ритмом сто двадцать шагов в минуту, от Исторического музея до собора Василия Блаженного. Тогда я ещё не знал, что в 1976 году стану шестнадцатым директором этого музея и пробуду на этой должности шестнадцать лет (впоследствии я добился решения правительства о начале капитального ремонта в музее, и этот ремонт шёл на протяжении шестнадцати лет).

Когда война закончилась, мне было двадцать лет. Но так как я был слишком молод, из армии меня не отпустили, и я прослужил ещё четыре года, после чего демобилизовался 28 марта 1950 года. Затем окончил рабочую школу и поступил на заочное отделение в МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1957 году я стал преподавателем на историческом факультете, а в 1980 – профессором.

Подготовила Юлия Шандуренко

Источник: Татьянин День

12 мая 2009 г.

Рейтинг: 1 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×