Крещение Руси: снова перед выбором

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 600 px. Размер файла 185896 b.
 Памятник Тысячелетию Руси. Князь Владимир. Фрагмент.
Памятник Тысячелетию Руси. Князь Владимир. Фрагмент.

“Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым” - говорит “Повесть временных лет”, и это высказывание отражает совершенно определенный, библейский взгляд на историю. Священное Писание отличает взгляд на человеческую историю как на драму, в которой есть сюжет и замысел, которая развивается от истинного начала к истинному концу, от творения мира, через его падение и Искупление в Господе нашем Иисусе Христе, к истинному завершению, когда “будет Бог все во всем. (1Кор.15:28)”.

В рамках этой всемирной драмы у каждого народа есть свое предназначение, свое призвание и цель, свои дары, которые он должен сохранить и приумножить к тому дню, когда в небесный Иерусалим принесут “славу и честь народов”. В рамках Божьего замысла о человеческой истории Россия не есть случайность, Россия возлюблена Богом, удостоена великих даров, призвана к определенному служению. Думать, что наше небесное Отечество как-то исключает земное - значит впадать в гностицизм. Бог не оставил сотворенный Им мир, Он действует в его истории - и, особенно, в истории Церкви. Крещение Руси - знак того, что существование России есть воля Божия.

Мы живем в цивилизации, созданной этим событием; мы сталкиваемся с этим каждый день - обычное выражение благодарности “спасибо” уже содержит в себе призвание имени Божия, стоит заглянуть - по каким-то своим делам - в календарь, чтобы увидеть там и Ветхозаветную “субботу” и Новозаветное “Воскресенье”. Даже в речи неверующих людей слова “божественный”, “по-божески” носят положительный оттенок, “безбожный” - резко негативный. Люди говорят о том, что кто-то “безбожно врет”, но никогда не скажут, что кто-то “безбожно честен”. Наша литература, музыка, архитектура, все, что есть в России русского, растет из этого корня.

И наше будущее возможно только в том случае, если оно будет питаться из этого корня; попытки оборвать связь с ним - это попытки уничтожить нашу страну. Эти попытки могут исходить из искреннего непонимания, или из осознанной враждебности - но они ведут именно к разрушению страны. Когда телеведущий Владимир Познер говорит о принятии Православия как о “величайшей трагедии для России” он говорит не просто безграмотную, он говорит очень ядовитую вещь; те, кто ему поверят, отрежут себя от своей страны и от своего народа. Возможно, они сами не увидят в этом трагедии - так безумный не замечает своего горя и плачущих над ним родных - но для страны и общества терять своих членов обезумевшими ненамного лучше, чем терять их убитыми.

Как отмечают самые разные люди - верующие и неверующие, священники и психологи - человек нуждается в смысле, в осознании своей жизни, своих целей, своей надежды и своих обязательств. Такова наша природа - человек, у которого есть “зачем” жить, может перенести любое “как”; человек, которому незачем - балансирует на грани самоубийства. Это верно и в отношении общества - общество, которое не видит смысла в своем существовании, обречено на дезинтеграцию. Общество, в котором каждый стремится только к удовлетворению своих потребностей, общество, в котором у людей нет общей истории, общих ценностей и общих святынь - это умирающее общество. Общество, которое поверило, что само его возникновение было “величайшим несчастьем” - насмерть отравлено. И нам стоит трезво взглянуть на нынешние проблемы нашей страны - депопуляцию, алкоголизм, преступность, коррупцию - и понять, что эти проблемы коренятся не в материальной, а в духовной сфере. Там, где людям не предлагают внятного ответа на вопросы “что связывает меня с другими?” “каковы мои обязательства и почему должен их соблюдать?” “чего ради я должен избегать греха?”, там такие проблемы неизбежно будут приобретать катастрофический размах. “Чего ради мне быть честным, воздержанным и милосердным?” - спрашивает наш современник, и не находит ответа, потому что в рамках секуляристкого, “многонационального и многоконфессионального” мировоззрения такого ответа нет.

В любом обществе есть люди, отвергающие нравственные правила - но любое общество, если это общество, а не набор случайных индивидуумов, лишенных чего-либо общего - такие правила провозглашает. И эти правила не могут быть чем-то изолированным, они никогда не существуют в пустоте - они укоренены в том, как люди видят мир, свою общую историю, свои общие святыни. И поэтому так важно - важно для нашего выживания как страны и как народа - обратиться к тому великому дню, когда Бог призвал наших предков быть в числе Его верных.

Тогда перед нашими предками стоял выбор между разными верами - каждая из которых предлагала свои ответы относительно места человека в мире, его обязанностей пот отношению к ближним, его надежды на вечное спасение. Сейчас мы выбираем не между разными верами - а между истинной верой и пустотой, ничем, полной дезинтеграцией. И то, что Крещение Руси объявлено памятным днем - обнадеживающий признак того, что в нашем обществе — и в нашем государстве - растет понимание этого.

Сергей Белозерский

Радонеж

28 июля 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×