Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим: «Без Господа мы ничего не сможем»

Когда я впервые побывал в Боржомской епархии, меня глубоко поразила необычайная религиозность жителей. От архиерейского дома до храма недалеко, но Владыка (а он сам был за рулем автомобиля) преодолевал этот путь очень долго из-за того, что каждый встречный приветствовал Архиерея. Владыка останавливал машину, благословлял и говорил добрые напутственные слова. Все жители Боржоми знают Владыку и почитают его.

Боржомской земле Господь даровал изобилие природных богатств. Об одноименной минеральной воде знают очень многие. Но еще она славится древнехристианскими святынями, самые ранние из которых датируютсяVIII-м веком.

До глубины души в христианской Иверии поражает благоговение перед памятью великого русского святого – преподобного Серафима Саровского. Собственно, и беседа с Владыкой состоялась накануне дня памяти Преподобного.

– Благодарю вас, Владыка, за желание поделиться своими размышлениями. Расскажите о Вашем детстве, о начале церковного пути.

– Я родился в городе Сухуми в 1961 году в интеллигентной семье. Отец был главным геологом, мама работала провизором в республиканской аптеке в Сухуми. Понятия о Боге и о вере у меня были от матери, поскольку отец был неверующим. Но он никогда не осуждал священничества, не позволял себе бранных слов о Церкви, не принимал участия в разрушении храмов.

А от мамы я с ранних лет знал, что Бог есть, что он может наказать. Я не засыпал, не помолившись, и открыв утром глаза, первым делом крестился. Всегда славил Господа, говоря: «Господи, я люблю Твое Имя!»

Укреплением моей веры был такой подвиг: когда я слышал во дворе какие-то бранные слова о священниках или монахах, приходил домой и говорил об этом маме, она запрещала эти слова повторять в сердце. Поэтому с детства у меня был заложен запрет на осуждение Церкви.

Мне было 8 лет, когда мама раскрыла передо мной какую-то книгу и сказала: «Вот, сынок, это – Евангелие, в нем рассказывают о том, как жил Христос». Тогда впервые в жизни я прочитал Евангелие и полюбил его. Однако потом, в последние годы школы, позабыл…

– Ваши родители влияли на выбор профессии? Они желали видеть в вас продолжателя своих дел?

– В детстве я мечтал стать художником или архитектором, изучить архитектуру Тбилиси. Я долго мечтал поехать в Америку, там жили мои кумиры-архитекторы. Думал, что Америка – рай Божий. Мне так хотелось туда, что я стал усиленно просить Господа об этом.

И вдруг, неожиданно для всех, решил стать монахом. Мама заволновалась и говорит: «Зачем в монахи, сынок? Пусть у тебя будет красивая жена, семья, дети. Ты должен стать художником или архитектором». А я настаивал: буду монахом. Но что такое монашество, куда я так стремился, толком не знал.

После армии я поступил в институт, тогда и началось мое постепенное воцерковление. Я приобщался к вере, ходил на службы Святейшего Католикоса в Сионе, первые знания о Боге и о духовной жизни вынес из церковных проповедей и бесед в храме.

Прошло еще некоторое время, и я стал молиться о том, чтобы поступить в монастырь. Это и произошло в мае 1991-го года. Мне было 30 лет, я прошел армию, стал архитектором. Через несколько месяцев послушнического искуса мне дали разрешение на монашеский постриг.

Заранее неизвестно имя, которым тебя нарекут во время пострига. Когда Владыка Даниил подвел меня к Патриарху, поставил перед ним на колени, Святейший спросил, как я хочу, чтобы меня назвали. Я промолчал и подумал, что все равно буду любить больше всех преподобного Серафима Саровского. Будто читая мои мысли, Патриарх произнес: «Назовем его Серафимом!» Меня нарекли этим именем, рукоположили во иеродиаконы, затем во иеромонахи.

С 1992 года началось мое церковное послушание. Я был наместником Фокинского монастыря. Раньше в нем располагались трудовая артель, дом инвалидов. Все полуразрушено и мы жили в вагончиках. Не было ни храма, ни утвари, ни обилия икон. Один вагон приспособили под храм, в другом – наша келья. Вот так подвизались. Начинали строительство монастыря – на свой страх и риск…

– Владыка, для церковной жизни очень важно, кто является духовным наставником, чью духовную линию продолжает человек. Для вас духовным наставником является Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй. Расскажите, пожалуйста, о его значении в вашей жизни.

– Значение Патриарха в моей жизни бесценно. Моя сыновняя любовь к Патриарху была заложена еще с детских лет. Я благодарю Бога за то, что мой духовный путь начался с того, что я был близок к Святейшему. Он был и есть для меня примером во всем, а самое главное – примером любви к людям и неосуждения. Он терпит наши слабости, ошибки и мирские нападки. Кто-то требует от него и от Церкви либеральных послаблений, которые в сущности своей расшатывают устои Православия. При этом они забывают, что все законы были созданы Первым Иерархом – Христом.

Паисий Афонский вспоминал, что в Австралии он увидел в храме священника в шортах и спросил его: «Почему вы в таком виде, вы же священник?» Тот ответил: «А что из этого? Мне жарко!». Так называемое требование к Церкви этих «шорт» это путь размывания основ христианства и превращение устоев Православной Церкви в сектантское сообщество. Кто хочет – ходит в шортах, кто хочет – пусть играет на гитаре во время богослужений.

Все это Патриарх переживает, но терпит с любовью… Я видел и знаю примеры, когда Святейшего Патриарха уважают не только православные, но и приверженцы других религий. То, что я пошел именно по этому пути – во многом благодаря ему! Мне очень хочется быть похожим на него, прежде всего, нравственно и духовно. Его воспитывали такие старцы, как Католикос всея Грузии Мелхиседек и Святейший Патриарх Алексий I.

Много лет с любовью храню фотографию Патриарха Алексия I, которого считаю величайшим Святителем! Многие благочестивые старцы внесли духовную лепту в воспитание нашего Патриарха. А через него – и мы получили крупицы той духовности, которой обладали они. То, что смогли взять, понять и разуметь настолько, сколько смогли вместить наши души.

В адрес нашего Патриарха часто звучат различные обвинения, но все это неправда. Он неоднократно говорил, что нужно любить абхазский народ (моя мама до сих пор живет в Сухуми). Я с ним полностью согласен! Мы любим абхазский народ.

– Владыка, архиерейское служение – особое. В древности была традиция, когда епископы выбирали девиз, который бы отражал их деятельность. Какой девиз выбрали бы вы? В чем вы видите особенности вашего архипастырства?

– О смысле архиерейского служения написано много. Каждый архиерей имеет свои таланты. Серафим (Чичагов) славился тем, что дал миру имя преподобного Серафима, раскрылся как духовный писатель и запечатлелся, как новомученик. Другие епископы творят дела милосердия, подают милостыню, создают дома престарелых и приюты. Удивительный талант – сжалиться над бездомными, помочь осиротевшим детям. Я же живу тем, что кроме спасения своей души и моей паствы – проповедую имя преподобного Серафима Саровского в Грузии. И чувствую, что с каждым годом желание проповедовать об этом Святом, о Святой Руси растет.

А еще предметом моей заботы является восстановление братских отношений между нашими народами. Когда я вижу трение между народами, чувствую ответственность перед людьми, перед отцом, который был фронтовиком, который отмечал праздник Великой Победы со слезами на глазах. Мы должны относиться друг к другу с любовью, помнить о том, что за обыденностью Грузии стоит первый удел Божией Матери на земле, а за Россией – Святая Русь.

Мое желание – помирить, очистить грязь с двух православных народов, задуматься о том, что мы, взрослые люди, политики или епископы, священники должны нести ответственность за то, что сейчас с каждым годом увеличивается число молодых людей среди грузин и среди русских, которые относятся друг к другу с неприязнью. В Интернете особенно явно чувствуются ненависть и озлобления людей наших.

Поэтому, чувствуя свою ответственность, я стараюсь проповедовать о Святой Руси, о преподобном Серафиме Саровском. С помощью великих святых и угодников Божиих, которые были, есть и будут в России и Грузии, мы сможем сдержать нарастающая враждебность среди некоторых людей. Я, пока жив, буду проповедовать о Святой Руси, о преподобном Серафиме, о русской культуре, о Достоевском, обо всем, чем мы гордимся.

– Владыка, вы управляете Боржомской епархией. Многие наслышаны о торговом бренде, что есть город Боржоми в Грузии. А какова Боржомская епархия в истории и современности?

– В Боржомском районе сохранились храмы, построенные в X-XI веках. Позже, за триста лет турецкого владычества, было не только уничтожено население, но и разрушены все храмы Боржоми. Сегодня Боржомская епархия – это бывшая часть Самцхе-Джавахетской епархии. С 1811 года эта епархия, как Тбилисская и Кутаисская епархии вошла в экзархат.

В 1995 году была создана Боржомская епархия. Она небольшая, с населением около 40 тысяч человек. Боржоми – маленький курортный городок, в нем проживают 18 тысяч человек. Славится он минеральной водой «Боржоми», которую знают и любят. Благодаря этой воде случилось множество исцелений. В городе 7 храмов, а в районе было воссоздано и заново построено 44 церкви, и еще идет строительство 8 новых церквей. Воскресная служба совершается в 25 храмах. Новый этап в жизни епархии – строительство кафедрального собора – трехнефной базилики в Бакуриани, горнолыжном курорте. Еще есть у нас малый кафедральный собор во имя святителя Николая, его построил наш соотечественник И. Н. Орджоникидзе. На освящение этого собора приехала вся мэрия Москвы. Это было 22 мая 2000 года, на Николин день.

Возможности у нас весьма скромные, население переживает материальные трудности. В прошлом в Боржоми каждый год приезжали от ста до трехсот тысяч туристов. Теперь приезжают всего несколько тысяч человек. Мы надеемся, что когда откроют «ворота», сюда будут приезжать туристы, православные паломники, которые помолятся в старинных обителях и посетят нашу гордость – храм преподобного Серафима Саровского.

– Владыка, какие святыни вашей епархии вы советуете посетить?

– Я рекомендую посетить старинные храмы: Тимати Субани, монастырь XII-го века, который основал военноначальник царицы Тамары; Зеленый монастырь, X-XI века, разрушенный турками в средние века, сейчас он восстановлен; обитель, основанную учениками Григория Ханстийского на высокой горе, в ее постройке сохранились камни VIII-го века. А наша гордость – Новый Саров, храм во имя преподобного Серафима Саровского, находящийся в Боржомском лесу. По фотографии 1903 года воссоздан камень и ближняя пустынька, в которой молился Преподобный.

Недавно приезжали матушки из Горненского монастыря в Иерусалиме, они были приятно удивлены, увидев это. Считается, что в Грузии везде только камень, а тут перед ними предстал прекрасный еловый лес и маленький храм во имя Преподобного.

В нашей епархии есть где помолиться, места, где молились наши предки. Здесь вся земля обагрена кровью. 300 лет здесь были турки, за одно упоминание имени Христа, проливалась кровь. Это намоленные места.

Боржоми всегда был интересным местом и для паломников, и для туристов. Как однажды сказал великий композитор Петр Ильич Чайковский: «Боржоми – одно из прекраснейших мест, которые я когда-либо видел».

– Владыка, прочитав ваше интервью, люди, которые тоже переживают за судьбы наших народов, молятся о восстановлении дружбы между странами, захотят помочь. Что вы им посоветуете?

– Мы, православные, без Господа ничего не сможем! Надо просить у грузинских и русских святых помощи, чтобы с их молитвами пришли от Бога стремление и желание понять и не осуждать друг друга. Неосуждение ближнего – уже добродетель. Мы не имеем права осуждать весь народ. Можно быть несогласным с какими-то действиями, словами отдельных людей, но нельзя терять любовь ко всему народу. Тогда Господь нам явит тех, кто восстановит мост единодушия, частично разрушенный, воссоздадут его в своей семье, на своей работе.… Вместе с такими людьми и мы будем реставрировать по кирпичику мост дружбы между нашими народами!

Я не забываю слов Католикоса: «Православие еще скажет свое слово!» Видно, что оно еще не сказало свое слово. Значит, мы не православные? Мы около того. Мы легкие, или как говорят на английском, «light»-православные, а должны быть, как учили преподобные – глубоко верующими. Такими, какими были они! Да благословит Господь наши отношения молитвами преподобного Серафима Саровского, святой царицы Тамары и святого Давида Строителя! Дай Бог нам мирное житие, в дружбе и любви…

Беседовал архимандрит Роман Лукин

Источник: Православие и мир

26 августа 2010 г.

Комментарии
Марина30 августа 2010, 18:55
Спасибо большое за интервью! Будем молиться!
Леван27 августа 2010, 02:29
Спаси Господи за интересное интервью!

Во мне самом течет и русская и грузинская кровь, поэтому искренне присоединяюсь к пожеланиям восстановления нормальных
отношений между братскими православными народами России и Грузии.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×