Сретенский монастырь встает рано: интервью отец Тихон назначает на 8:30 (!). К этому времени часть дня в Сретенском уже прошла: завершился братский молебен, у семинаристов закончился завтрак, перед началом занятий они на послушаниях, некоторые, например, подметают двор перед храмом.
Я стою в монастырском саду, ухоженном не хуже ботанического, жду, когда меня проводят к отцу наместнику, и вглядываюсь в лица семинаристов и прихожан храма, которые в обычный будний день – не праздник, спешат на Литургию в такую рань… В приемных покоях отца Тихона – просторной комнате с огромными книжными шкафами, с одного портрета смотрит на нас император Александр, а с другого…
– Смотрите, правда, хороший портрет митрополита Лавра, очень точно передано выражение лица?
Да, митрополит Лавр, приезжавший в Россию из далекой Америки много раз под видом простого монаха – поездить по монастырям, надышаться верой.
Куда уходит наша вера – об этом наш разговор сегодня с отцом Тихоном:
– Отец Тихон, куда уходит вера, куда пропадает потребность в богослужении, молитве и радость?
– Однажды я беседовал с архимандритом Серафимом (Розенбергом). Это было незадолго до его смерти. Из немецких баронов, он после окончания Тартуского университета в тридцатые годы прошлого века ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел шестьдесят лет. Во время той беседы отец Серафим заговорил о монашестве. Он сказал, что самая большая проблема современного монашества – это отсутствие решимости. Наверное, это можно сказать не только о монахах, но и о многих наших современниках-христианах.
Решимость, мужество и связанное с ними духовное благородство заметно оскудевают. Но если люди всей жизнью своей понимают, что самое главное – несмотря ни на какие препятствия и соблазны идти к Богу, быть верным Ему – то они не колеблются в вере настолько, чтобы терять ее.
Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.
– Почему так происходит?
– Детей, не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.
Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру? Как получается, что ребенок так и не находит в себе сил разглядеть Христа Спасителя в своей детской жизни, в Евангелии? Отвечая себе на этот вопрос мы поднимаем еще одну взрослую проблему, которая отражается в детях как в зеркале. Это, когда и родители и священники, учат одному, а живут по-другому. Это самый страшный удар по нежным силам детской веры, непереносимая драма для их чуткого сознания.
Но есть и другие примеры. Можно было бы привести другой, но этот особо мне запомнился: в 1990-м, во время своей первой поездки в Германию, я, к большому своему удивлению, получил хороший урок от одного священника. Католического. Меня поразила его паства – очень чистые молодые люди лет 16-20, искренне старающиеся жить христианской жизнью. Я спросил у этого священника, как ему удается уберечь этих подростков от агрессивного напора соблазнов и столь привычных для их сверстников на Западе удовольствий? Он тогда посмотрел на меня в полном недоумении. И сказал слова, которые своей простотой и ясностью меня тогда просто сокрушили (я очень жалею, что услышал это не от православного священника): «Да просто они Христа любят больше, чем все эти удовольствия!»
– У нас другая ситуация?
– Нет, конечно! У нас светлых примеров, слава Богу, тоже немало. В нашей Сретенской семинарии я вижу удивительно чистых и искренних ребят, хотя конечно, всякие искушения бывают, жизнь есть жизнь.
– Но это подростки, а люди, пришедшие в храм во взрослом возрасте?
– А в чем разница? Нечто подобное происходит и со взрослыми. Мы тоже соблазняем друг друга (в данном случае «малые сии», о которых говорит Спаситель – не обязательно дети по возрасту) своей теплохладностью, сознательными нарушениями евангельских заповедей, нечистой жизнью. Постепенно у людей складывается представление, что христианину вообще можно жить как угодно. И, если такое происходит, люди, пришедшие к вере уже в зрелом возрасте, постепенно теряют к духовной жизни интерес, им все приедается. Нет реального общения с Богом, а значит нет жизни духа. Первые года три вера, православие интересно, новая жизнь захватывает и приносит массу новых впечатлений, а потом наступают будни.
Наверное, это – как в семейной жизни. Дальше нужно трудиться, терпеть, терпеть, в первую очередь самого себя. Это действительно тяжело. А впереди людям, пришедшим к вере, скажем в 25 лет, еще лет пятьдесят таких трудов. Это было всегда, не надо удивляться. Такая сухость – неизбежный как правило, этап духовной жизни. Об этом много и интересно пишет, например, святитель Феофан Затворник. Этот отрезок пути – пустыня, которую надо преодолеть. К несчастью, не все из наших братьев и сестер этот путь одолевают. А некоторые даже навсегда и с большим удовольствием окапываются в этих бесплодных песках и их оттуда бывает весьма сложно выковыривать.
– От чего наступает эта сухость? Человек делает все положенное – ходит на исповедь, перечисляет вещи, которые, как он знает, называются грехами, читает правило, приступает к чаше, и чем дальше, тем больше это кажется формализмом, тем больше в этом механических действий «прочитать», «отстоять», «сказать на исповеди». Что делать? Как правильно?
– В Священном писании очень определенно сказано, как оживить душу, как сделать так, чтобы душа вновь стала юной и живой. «Взыщите Бога – и жива будет душа ваша». Искать Бога несмотря ни на что! Упрямо и настойчиво. И тогда исполнится обетование Господа Иисуса Христа : «Ищите и обрящете».
Но если поиска Бога, алкание Бога, желания Его постичь, пропадает, это повод для очень серьезной тревоги. Надо потрудиться всеми возможными средствами, чтобы это желание восстановить в своей душе. Без этого ничего доброго не будет. Или, в лучшем случае, придется ждать, как спасительного дождя на иссохшую землю, потрясающих душу испытаний, болезней, тяжких ран и искушений.
– Но возможно ли это мирянину?
– Мирянам? Да именно им это и возможно! Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), в наше время сильные христиане спасаются в миру, а слабые в монастыре. Когда стоишь на исповеди, общаешься с прихожанами, видишь, какие есть удивительные подвижники среди мирян, как нам, называющих себя монахами, надо у них учиться.
Вспоминаю, однажды в середине 80-х я шел с отцом Иоанном (Крестьянкиным) по Псково-Печерскому монастырю. Вдруг к батюшке подбежал некий взволнованный юноша «бледный со взором горящим» и стал громко жаловаться: «Батюшка, Москва – это такой отвратительный город, новый Вавилон! Люди безбожные, страшные! « И вдруг отец Иоанн загородил его уста рукой и с строго сказал: «Что ты говоришь? В Москве совершается каждый день 40 Божественных литургий в сорока храмах! Там живут такие удивительные неизвестные миру подвижники, где-нибудь на 8-м этаже, 12-ти этажного блочного дома! Истинные святые, которых вы даже себе представить не можете». Я тогда был удивлен, потому что думал, что все подвижники жили только в отдаленных монастырях, где-нибудь на Соловках или в Египте. А сейчас – и правда – я и сам вижу поразительных подвижников – простых мирян, которые учат и спасают меня тем, что смиряют, показывая, как можно в наше время жить по-настоящему подвижнически, по христиански.
– В чем состоит эта христианская жизнь?
– В исполнении Христовой заповеди любви к Богу и к ближнему.
Это обычные люди – женщины, юноши, девушки, зрелые мужи. Не говорю о бабушках, которые исполняют такие молитвенные правила, узнав о которых, скажу вам честно, монахам становится не по себе. Причем исполняют они эти правила регулярно в течение десятилетий. И с полной уверенностью, что они ничего особенного не совершают! Столько-то кафизм она читает за старшего сына, столько – за среднего, столько – за младшую дочь. Да еще полторы тысячи Иисусовых молитв читает, чтобы хоть чуть–чуть почувствовать свою греховность. Да еще молитвы по соглашению и акафист – как же без него?! Это я вам рассказываю реальное молитвенное правило реальной нашей прихожанки. И таких подвижников и подвижниц – не счесть! Плюс к этому они, на всякий случай, работают, ходят по магазинам, гладят, стирают, воспитывают детей и внуков. И они не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто, готовы служить в любой момент ближнему. Одно лишь общение с такими людьми – удивительная помощь нам, оскудевшим в вере, в уповании и в решимости.
– Но ведь не в чтении молитв настоящее христианство?
– Конечно, не в чтении молитв. А в молитве как в живом общении с Богом! Только надо понимать, что форма молитвы может быть очень разной. Святые отцы считают, что духовная жизнь определяется именно качеством и чистотой молитвы. Но, само собой разумеется, что если человек считает, что молится, а при этом он зол, не любит людей, то его можно только пожалеть. Но знаете, может мне везет, но я давно не встречаю таких людей.
– Есть немало примеров, когда молодые люди служат в храме, а их семьи не видят от них помощи никакой…
– Что ж, бывает, что человека, как говориться, «закрондштатит». Он начинает углубляться в духовную жизнь и идет к светлой цели переступая через своих несчастных близких. На это есть духовник. Есть время. Есть несчастья. Есть, наконец, падения. Но я бы не стал такие печальные случаи представлять как норму сегодняшнего дня. Скорее, думаю, это такая детская болезнь. Многие переболели ветрянкой, но далеко не все рябые.
– Но именно такие негативные случаи сегодня у многих на устах…
– Сейчас в определенном смысле стало хорошим тоном в православных кругах говорить, что человек замолился: правила читает, каноны, кафизмы, слишком благочестив. Это произносится как диагноз. Но мы берем на себя роль судей большей частью не от избытка дара духовного рассуждения. А чаще от наших собственных маловерия, лености и себялюбия. Именно в целях самозащиты нашего ленивого покоя сознательно рисуется образ – эдакого Ферапонта из «Братьев Карамазовых», помните, был такой жестокий и немудрый подвижник у Достоевского.
Знаете, а ведь есть большая опасность и в том, что мы охотно выпячиваем и раздуваем подобные болезненные моменты и этими примерами начинаем незаметно для самих себя оборонять свое нерадение и теплохладность. Да и вообще в церковной среде все больше стали крутиться такие злые и в обобщении своем неверные стереотипы: если бабки церковные – то злобные ведьмы, если молодые люди – то закомплексованные, если взрослые – то неудачники, если алтарники, то бросили семью ради храма, если монахи, то стяжатели и нечестивцы.
– Но ведь это действительно иногда имеет место быть…
– Кто ж спорит? Нельзя сказать, что такого совсем нет, что это неправда. Но зачем с упорством, достойным лучшего применения убеждать себя и других, что такое положение вещей и есть особенность нашей Церкви.
Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.
– Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…
– Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.
– Поступать в соответствии с традиционным благочестием стало… некомильфо?
– Помните как Толстой в «Детстве, отрочестве, юности» замечательно рассуждал о комильфо, как комильфо безжалостно влияло на его жизнь. Сейчас, (к счастью лишь в околоцерковных кругах, потому что церковными таких людей назвать просто невозможно), вырабатывается православное комильфо, и если человек в него не вписывается, – это изгой, совершенно презренный человек.
Так мы приходим к цинизму, а по сути к истокам той самой болезни теплохладности, которой заражены христиане со времен Лаодикийской церкви. Вражеская сила, которая начинает нагнетаться духовно охладевшими христианами изнутри Церкви, бесконечно опаснее, чем любая внешняя сила, чем гонения.
Мы учим своих студентов, ни в коем случае не становиться «православными комильфо», ведь они сами не заметят, как потеряют веру, как станут карьеристами, как все ценности в их жизни абсолютно изменятся.
Люди старшего поколения часто, собираясь, говорят: «Как здорово было в 60-70-е годы, какая была вера!». Мы говорим так не только потому, что начинаем стареть и брюзжать, а потому, что так и есть на самом деле. Тогда было внешнее противостояние Церкви со стороны государства, но мы были вместе и дорожили каждым. «Православнутый» – это наверняка было бы что-то из стана противника. О православии головного мозга мог сказать только Емельян Ярославский. Православный человек таких слов, таких выражений никогда бы не употребил, не повторил. А сейчас это слышно в церковной среде, этим бравируют, гордятся!
– А почему такое отношение возникает?
– Что происходит? Люди зашли в Церковь, но полюбили ее лишь отчасти. И постепенно, через годы в тайне своей души осознали страшную истину: они с глубочайшем презрением относятся к православию. С ними начинается страшная болезнь предательского цинизма сродного поступку Хама. И люди вокруг заражаются этим так или иначе. А ведь мы действительно единый организм – Церковь, поэтому этой болезни надо как-то противостоять.
Когда с подобного рода вещами православные сталкивались в советские годы, то понимали, что это «от врагов наших», «от супостатов». Сейчас уроки презрения и высокомерия все чаще преподаются людьми церковными. А мы знаем горестные плоды этих уроков.
– Невеселый прогноз…
Остается вспомнить только слова святителя Игнатия, который говорил, что «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею». Но дальше он пишет: «Устранись, охранись от него сам». Не будь циником.
– Почему? Ведь циничные суждения порой бывают меткими…
– Трезвость и остроумная колкость, когда глупца или наглеца ставят на место, когда кого-то хотят оградить от излишних восторгов – это вполне допустимо. Но цинизм и христианство – несовместимы. В основе цинизма, как бы он не оправдывал себя, только одно – неверие.
Однажды мне довелось задать один и тот же вопрос двум подвижникам. – отцу Иоанну (Крестьянкину), и отцу Николаю Гурьянову: «Какова главная болезнь сегодняшней церковной жизни?». Отец Иоанн ответил сразу – «Неверие!» «Как же так? – поразился я, – А у священников?». А он снова ответил: «И у священников – неверие!» А потом я приехал к отцу Николаю Гурьянову – и он мне совершенно независимо от о. Иоанна сказал то же самое – неверие.
– И неверие становится цинизмом?
Люди перестают замечать, что они потеряли веру. Циники вошли в Церковь, живут в ней, привыкли, и выйти из нее не очень-то хотят, потому что все уже привычно. Да и как на это посмотрят со стороны? Очень часто цинизм – это болезнь профессионального православия.
– Но ведь иногда цинизм – это защитная реакция очень уязвимого, неуверенного человека, которого обидели или сильно задели…
– Чем, например, отличается выставка «запретного искусства» от картины Перова «Чаепитие в Мытищах»? В запретном искусстве отвратительный цинизм, а у Перова – обличение. Боль и обличение, за которое мы должны быть только благодарны.
И подвижники могли сказать очень жестко, например преподобный схииеромонах Лев Оптинский. Да и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник, потому что в его шутках нет злобы.
– Читая воспоминания М. Нестерова, я все время ловила себя на мысли, что его непременно сегодня бы высмеяли. Например: «Мать была у Иверской. Украли сумку с деньгами, зато приложилась» – сразу все скажут, вот, «православнутый»…
– Двадцать лет назад мы сказали бы, о таком человеке: «Господи, какая вера, как хорошо!» А сегодня благоденствие относительно православной веры, оказалось немалым испытанием для христиан. Помните, в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). Мы оскудели верой, а поэтому многим людям, глядя на нас, надоедает быть православными. Они еще идут по инерции, по первой любви, они еще помнят, как много в Церкви получили и надеются еще получить благодать.
– Как же правильно ориентировать свою духовную жизнь?
Самое радостное в духовной жизни – это открывать для себя новое. Вспомни с какой радостью ты просыпался в воскресное утро на Литургию, как читал взахлеб святых отцов и все время открывал для себя новое. Если Евангелие не открывает нам ничего, это значит всего лишь то, что мы сами себя закрыли для открытия нового. Вспомните слова, Христа к Филадельфийской Церкви: «Вспомни свою первую любовь».
Беседовала Анна Данилова
Фото Анатолия Данилова, Подготовка текста: А. Данилова, О. Уткина
С уважением, Юлия Мухина
Отлично сказано :))
Мне сложно как то было согласиться с Вашей статьей. Наверное Москва православная и страдает подобными проблемами, но до нашей Сибири еще пока не докатилось. Я о цинизме в адрес православия своих же, православных. Кто, сколько и что читает, мало кого касается. Но вот от начитанности и больших правил мы все делаемся учителями - это факт.Но вот псевдоправославие, пока бич нашей епархии. Несмотря на замечательного Владыку, хороших священников и крепкие приходы.
Я не раз задумывалась над проблемами в нашей церкви,будь то затяжное неофитство, переходящее в фарисейство, расцерковление, причины которого пытаются понять многие священники, суеверие и т.д. Но поняла их суть окончательно благодаря Вашей статье. Наше неверие.
Архим. Иоанн Крестьянкин точно указал болезнь нашего времени, как и исцеление от нее в своих трудах.
В равной степени то же можно сказать и о цинизме. Цинизм, вероятно, это просто своего рода продукт слома эпох духовность-технократия(материализм)-духовность. Защитная маска от агрессивной окружающей действительности, норовящей проникнуть тебе под кожу, в самые глубины твоей души. Словом, агонические судороги бессмысленного, богоборческого технофашизма, пользующего и культивирующего поврежденную человеческую природу. Но в небольшом количестве эти люди были, есть и будут полезны всегда. В любой области.
Не угожу всем.
А вот сама
промолчу,ведая,КАК Господь смиряет и тех,и других,и третьих!
Ну разве не так?Ну поглядите вокруг - без наказания не остаётся никто!Или не видите?Господи,помилуй!
Может быть потому, что время уже близ... вот и стараються люди, хоть, что-то от жизни получить, хотя бы в этом её отрезке, которая называеться земная жизнь... А там, после неё..? Может там ничего нет?... Вот и стараються оторваться...в том числе за счёт и церкви. Именем Моим мерседесы купят, хоромы построят, пообещают здоровья ...
Хорошо, что затронута тема про оскорбительные выражения - "православнутые" и т.п. Самой больно слышать такое.Не в свой адрес,а именно обидно,когда православные друг-друга так называют, будто есть что-то оскорбительное быть православным.
йеродякон Петр Граматиков, Пловдив, Болгария
Ведь у всех нас есть Надежда увидиться там... на лоне Авраама, воспевая Всесвятое имя нашего Создателя. Аминь
По себе узнал, как тяжело неосуждать, когда вылезают безобидные "соринки" из жизни прихода. Я попытаюсь перечислить, может и ненадо, но это очень сильно бросается в глаза и смущает.
Я перечислю мелочи.
Зачем запрещать давать милостыню около храма деньгами? Ну нет у меня с собой продуктов. Раньше причащали в пасху всех, почему перестали? Я мать свою привел в храм на Пасху, она исповедалась, отстояли ночную тяжелую для нее и для меня службу. Но ни ее, ни меня батюшка непричастил, потому что во время поста в какой то из дней мы не причащались. Другой батюшка храм строит, сетует что никто денег давать нехочет, но сам передвигается на машине стоимостью под миллион. Зачем так людей смущать? Есть ведь для передвижения и менее броские автомобили. Таблички над полотенцами в трапезной отдельно для служащих, рабочих, священников. Стол отдельно для священников с отдельными большими стульями, как у судей. Над ними две большие иконы Богородицы и Господа Иисуса, напоминает политбюро. А питание в трапезной такое.. Я грешным делом подумал ничего себе пост. И ведь это на пожертвования. Вроде мелочи, но если это вижу я, значит увидят и другие.Без всего этого трудно не обойтись в обиходе, но можно же выбрать середину. Смени машину, убери таблички, обедай со всеми, неразделяй людей на постников и непостников, достойных и недостойных, хотябы в пасху.
"Драка" в комментариях совершенно неприятная, работа врага.
А батюшка, про которого упомянул о. Тихон ("...и сегодня у нас в Москве есть замечательный протоиерей, который может так остро пошутить, что мало не покажется. Но никому в голову не придет сказать, что он циник") - это, наверное, дорогой наш огненный отец Димитрий Смирнов :)
Ещё скажу (на радость согласным со мной членам Церкви): и сегодня в Москве(!) есть никому неизвестные священники, которые не будучи монахами, по любви к Богу в среду и пятницу не вкушают пищи. Знают об этом только самые их близкие духовные чада.
Всем - многая лета!
Доброго здоровья и мужества в Вашем служении Господу.Это видимо не очень простое дел, когда все "близ и при дверях".
У барона Врангеля был родовой девиз"Сломишь но,не согнешь".
Желаю и Вам того же.
С уважением и благодарность за Ваши публикации.
Эссех.
К слову, тысячу лет назад обстоятельства складывались печальнее. Вот у преп. Симеона Н.Богослова можно прочесть:
"О красоте же души невесты Христовой
Кто из нас иереев заботится?
Укажи мне хотя одного только,
и я удовольствуюсь им.
Но горе нам, священникам, монахам,
Епископам и священнослужителям седьмого века
(т.е. седьмого тысячелетия),
Так как законы Бога и Спасителя
Мы попираем, как ничего не стоющие.
И если бы где оказался один малый пред людьми,
Пред Богом же великий, как познанный Им,
Не снисходящий к нашим страстям,
То он тотчас прогоняем бывает, как один из злодеев,
И изгоняется нами из нашей среды,
И отлучаем бывает от собрания, как некогда
Христос наш - от синагоги тогдашними
Архиереями и грозными иудеями...
А нужно ли вообще оставлять место для окон с комментариями?
Может, вместо выплескивания злобы и раздражительности наружу, как уже здесь кто-то выразился, занялись бы мы в это время чтением духовной литературы. Почитали бы "Духовное наследие" Иоанна Крестьянкина, а в следующий раз, возможно, некоторых грехов и в мыслях бы не появилось.
Божией помощи Вам во всем! Ваши статьи и интервью помогают духовному росту.
Здравия Вам, батюшка!
У Жени и согласных с ним, если обратили внимание, очень много страсти в выступлениях. Поменьше бы этого; а если еще поспокойнее, да с уважением и любовью к тем, кто еще Святых Отцов не читал, а может быть и Евангелие-то только начал, или кто ошибается, но все в Православие тянется или, кто имеет немного другой взгляд на проблему в силу своего уровня духовного развития, тогда бы наш разговор приобрел замечательную высоту. А по другому, видите - лютеране перед нами гордятся.
С уважением ко всем участникам разговора .
Алексей.
"Церковь Божия - свята и непорочна!!" "Кому Церковь не мать - тому Бог не отец!". Зарубите это себе на носу. И "если кто без греха - первый брось в нее камень!"
И еще - сложная социальная система - это не есть простая совокупность всех ее частей. Она во многом сама определяет свойства своих частей и тем жива. Вы смотрите на нее снизу, причем только из одной точки. Что вы с этой кочки можете разглядеть - то?! :) хи-хи.
То есть - "Профессионализм" (как о нем говорилось в статье) может ощутимо снизить уровень духовной жизни только в отдельно взятом конкретном приходе!! (двух, трех и т.д.) Но в этом явлении нет ни начала, ни тем более конца духовной жизни в Православной церкви. В этом нет ничего, кроме неведомого, но вечного промысла Божия в отдельно взятых человеческих судьбах.
И это... поменьше надо думать :). Больше любить жизнь, людей, и себя не надо забывать!
А отцу Тихону респект и уважуха! Спаси его, Господи, на многая лета!
Спасибо Вам что Вы есть.За поддержку. За поддержку моей, наверное, очень слабой веры - кидает из стороны в сторону.Только три года, как всерьёз стал задумываться о Боге и осмысливать свою жизнь, так стыдно за себя, а ведь крестился в 33 года и ничего тогда не понял..
Р.S/вот и телевизор вызывает только рвотное чувство - что это нервы?/
Напоминает отточенный клинок, который режет только то, что нужно, не более.
А мы "жиреем" и нам есть, что отсечь...
Спаси Бог, отче!
Спасибо вам!
Для Ольги, Мариники и всех - трезвые мысли не мои мысли, а:
- свв. отцов (авва Дорофей, Иоанн Лествичник, др.)
- свт Игнатия Брянчанинова
- игумении Арсении(Себряковой) - "Путь немечтательного делания"
- схиигумена Иоанна(Алексеева) - почитайте, умоляю, письма его (117 писем)
- игумена Никона(Воробьева) - почитайте сборник писем "Нам оставлено покаяние"
- Осипова А.И. проф. МДА - послушайте его лекции
Особенно Маринике совет прочитайте, пожалуйста, этих авторов, если не читали. Только не переусердствуйте. Потихоньку, начните с писем, а там в письмах ссылки и на свв. отцов. Обязательно для понимания сегодняшнего положения вещей ("обязательно" не приказ, а совет) - лекции общественные А.И.Осипова: "что есть духовная жизнь" и похожие, найдете у него есть сайт. Сам недавно обрел все это, после трудного периода, поэтому и советую (не учу). Эти авторы - это критерий.Гораздо полезнее чем сидеть на форумах(слепота относительно себя самого).
В моих мыслях и вправду гнев, осуждение, высокоумие и др. Простите все кого задел или обидел. Не умея писать и формулировать свою точку зрения полез сюда. Отравил мысли свв. отцов своими страстями, простите, и почитайте лучше их. (Допускаю, что последний абзац - только лишь мое смиреннословие, в любом случае - простите)
Вот видите, уважаемый Василий, что Вы наделали - одним махом перевели взвешенный, заинтересованный и уважительный друг к другу диалог в местечковую драчку. И поддерживать диалог уже не хочется. Против лома нет приёма.
Вы бросили всего лишь одну маленькую искорку нетерпимости. И разгорелся костёр.
Святые отче! А вы то что молчите? Мы же - ВАШИ чада, не чужие!
P.S.: А почему бы Сретенскому монастырю не организовать дискуссионный клуб (благо помещения теперь позволяют). Где и обсуждать все эти животрепещущие темы. Приглашать на эти диспуты известных людей, а пригласительные билеты распространять среди активных посетителей сайта Православие.ру. Снимать всё это на видео, тиражировать, распрастранять в регионах, ну и т.д. У этого нового направления может быть очень большое будущее. Люди жаждут общения, и ниша эта ещё никем не заполнена.
Ольга, простите, но неужели Вы не замечаете , как Вы агрессивны, и что в основе этой агрессии именно ненависть, как ни печально это констатировать. Мы же не будем обманывать себя, каие чувства Вами движут, когда читаем: "...псевдосмиренные псевдохристиане в спецодежде, настоящая паства антихриста, с их здоровенными правилами на ветер..." (Кстати, почему "на ветер", если люди молятся искренне, от всего сердца, как о них рассказывает автор статьи? Ответ один - Ваша крайняя недоброжелательность к таким людям ). "...заденешь таких в храме – загрызут" . " о.Тихона о боятся больше, чем Бога."
Ваши методы дискуссии уже привычны, но по правде говоря, весьма примитивны: навешивание ярлыков, оскорбления,. Это я, в частности, о Вашем утверждении, что нам, то есть не согласным с Вашим мнением, " Христос не нужен". Зачем же так? Пожалейте и нас и себя. Неприязнь, внутренняя злоба, ненависть - очень плохие духовные советчики.
И очень печально, что нынешним христианам Христос не нужен.
Василий, Вы первый, кто привнёс в дискуссию слово "ненавидят". До этого шёл разговор о духовных поисках, об искренности.
"Цинизм - это болезнь профессионального православия". А "праведный гнев" - это его агония.
у вас трезвые мысли, и неудивительно если вас здесь разорвут на части эти псевдосмиренные псевдохристиане в спецодежде, настоящая паства антихриста, с их здоровенными правилами на ветер – ведь если заденешь таких в храме – загрызут. Ни Христос, ни заповеди таким не нужны. Но кто "взрастил" такую паству как не священники? Вы подняли серьёзную проблему, Женя, но на этом сайте не публикуют критику в адрес о.Тихона потому что его боятся больше, чем Бога.
"Все св. отцы говорили, что главная болезнь человека, а значит и общества на все времена- невидение и неведение своей греховности и погибельности, слепота относительно себя самого."
А вы, не вдаваясь в очевидные осуждения всех подряд ( и как Мариника вас прочуствовала, как рыбак рыбака), закончили в итоге тем, что вам "Интересно, а как о.Тихон относится к похвалам к себе, монастырю, братии..."
Может и плохо на пенсии читать длинные правила, еще не пробовал, поэтому не знаю, но то, что о.Тихон во всем находит укорение для СЕБЯ, это хороший пример. И мне тоже ;)
Не святые ли отцы учили думать "все спасутся, один я погибну", не перед каждым ли причастием "от них же первый есмь аз"? Как же вы находите тех, кто хуже вас молится, хуже вас спасается и вообще ничего в духовном не понимает и по духу не живет, в отличие от вас ? Понятно, что моя бы корова тоже молчала, но я молюсь мало, поэтому время девать некуда :Ь
Спаси вас и меня Господь.
ЗЫ: Отцу Тихону - низкий поклон!
Моя мысль такая, что болезнь нашего времени - это ложное смиренномудрие(читайте у свт Игнатия), отсутствие критического мышления и абсолютное непонимание духовной жизни, не только мирянами, но к сожалению и пастырями, а не внешний цинизм и оскудение той "веры" о которой говорится в статье.
Не скрою, о.Тихон для меня авторитет, и, может быть, 2-3 месяца назад сам бы живьем съел любого кто написал бы так как я сейчас. Однако я удивлен, разочарован и рад... наконец-то включилось критическое мышление. Критерий у нас есть - святые отцы. Внимательное чтение их и сравнение(почти всегда противопоставление) со словами современных авторитетов показывает очень многое.
Интересно, а как о.Тихон относится к похвалам к себе, монастырю, братии? Читает ли он что здесь пишут и как восхищаются? Нравится ли такое положение дел ему? Интересны ответы - ведь это покажет нам лучше сегодняшнее положение дел в Церкви. И, как правильно заметила Мариника, покажет может откуда рыба гниет(к о. Тихону конкретно не относится, прошу понять это)?
Молитва не может даже называться молитвой(мольбой о помощи) если идет без внимания, благоговения и сокрушения. Молитва может быть только тогда, когда борешься со страстями. Поэтому "тарабарщина" и называется вычиткой. У мирянина нет времени на такое правило (да и у монаха в монастыре) чтобы оно могло назваться не вычиткой, не формализмом. И я не понимаю что означают слова - чтобы "чуть–чуть почувствовать свою греховность" читают такое правило "и при этом не гордятся, не тщеславятся, вменяют себя в ничто". Чтобы увидеть свою греховность надо исполнять заповеди и бороться со страстями. Не надо искать причин для самоукорения - увидишь немощь и невольно попросишь о помощи(если веришь). Помощь пришла - вера усилилась. А не трепетать при виде таких правил.
Dmitry D, ты хорошо сказал.
Сайт "Православие.ру" для меня лично - островок любви бурно дискуссионной (в последее время очень заметно это стало) "православной блогосфере".
Спаси Христос!
Вы знаете в отношение «неразумных правил» ту мне кажется, вы слишком категоричны.
У нас в Церкви зачастую свобода во Христе (Гал. 5:1), в принципе не принимается или понимается излишне однобоко -«мне можно, другим нельзя», и виновато по-моему в этом даже не столько священноначалие, сколько мы сами миряне. Для кого-то эти «правила» на определенном этапе просто необходимы, ибо: «иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». (Рим 14:5), а для кого-то они кажутся пустым формализмом и лицемерием. Свобода во Христе (Гал. 5:1) это мне кажется, и умение понять и даже где-то принять то, что тебе кажется неприемлемым в своем брате во Христе ибо «перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим. 14:4), а у нас к сожалению в последнее время «суждение и осуждение – близки» (Иов 36:17)
Плохо конечно когда какое-то в принципе во многом внешнее для Христианства «правило», униформа или даже язык выставляется на первый план, ужасно, когда некоторые считают что в этом и есть истинное Православие (об этом, кстати, довольно много писал св.Ф.Затворник), хотя для кого-то на определенном этапе эти правила как подпорки все-таки необходимы.
Знаете, Вадим, простите меня тоже. Ни о. Иоанна ни о. Николая критиковать не хотел и не буду. Что они имели ввиду под "оскудела вера"не знаю.Но та вера описанная в эпизоде с сумкой, это уже ни в какие ворота. Cчитаю, что и 20 и 100 и 1000 лет назад на это такие же не сдержанные как я сказали бы "какая глупость!, а не вера". Это такое, знаете псевдоблаженство. Поэтому я и писал, что удивлен. Из статьи я решил, что в понятие "оскудела вера" вкладывается что вот, дескать, как мало теперь восхитятся подобным вещам. Как вообще можно заключить какая вера? такая или этакая?. И что значит оскудела? А 20 лет назад горы передвигали? И вера во что? Слепая, фанатичная вера? Нет уж извините!!!
Все св. отцы говорили, что главная болезнь человека, а значит и общества на все времена- невидение и неведение своей греховности и погибельности, слепота относительно себя самого. И Христос уже никому не нужен, понимаете? Зачем спасать? Я сам! приложусь, скажу "слава Тебе Господи что сумку украли" и спасусь, сам! И если в ближайшее время такая "вера" не оскудеет, тогда... Но это мое мнение. Хотелось бы еще много чего сказать, много еще мест в статье ,не умею правильно мысли на бумагу. Гдето не так выразился, надеюсь общий смысл понятен.
"Зачем пустые слова "мы оскудели верой" это смиреннословие!"
Женя, конечно, можно сколько угодно сомневаться в мнении о главной духовной болезни нашего времени - маловерии- высказанном архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) и протоиереем Николаем Гурьяновым. Можно даже очень смело относиться к их словам как к смиреннословию. И говорить, что обширное молитвенное правило другого человека неверно, поскольку оно для Вас либо неприемлимо, либо попросту раздражает. Но заметьте, у неизвестных подвижниках в миру, о которых рассказывает о.Тихон, нет ни осуждения людей исполняющих другие правила, либо не исполняющих их вообще, ни признания, что их способ молитвы единственно правильный и пример для всех. Это в тексте о. Тихона.
В отличие от них, Вы и судите, и навязываете, и заранее считаете неизвестных Вам людей, исполняющих не нравящиеся Вам правила "молящимися на воздух". Поразительная иллюстрация ко многому, сказанному в обсуждаемом интервью. Простите. ( Если сможете, не примите это за смиреннословие).
(для Жени)
Держитесь, Женя! Представляю, сколько сейчас на вас выльется "праведного" гнева - позволить себе не согласиться с таким авторитетным мнением. А я вас поддерживаю, это и моя боль тоже. Но я уже никому ничего не пытаюсь доказать, поняла, что это, к сожалению, бесполезно. ОНИ ДРУГИЕ. Для этого есть много причин, и объективных и не очень.
Просто надо всегда помнить о том, что все мы очень разные, и внутри Церкви в том числе. И отношения с Богом всегда очень индивидуальны. Я это называю областью психо-эмоциональной восприимчивости. Далеко не каждое сердце, в том числе и священническое, способно на человеческую щедрость. Вот и нагружают себя непомерными правилами, чтобы хоть чем-то послужить Богу.
Беда лишь в том, что священник с милостивым и любящим сердцем занят своей паствой на своём приходе, понимая, насколько это важно перед Богом. А целеустремлённые лидеры делают в Церкви карьеру. И уже с высоты своего положения учат нас тому, что умеют сами.
Познавать себя, свою немощь и самое главное - познавать что Христос тебе необходим как Спаситель. Познать что ты тонешь и без Него творить не можешь ничего, познать что ты нуждаешься в спасении. Это даст правильное Христово, а не лжесмирение и научит покаянию.Познание это дается только одним путем, понуждением себя на тщательное исполнение Евангелия и правильной молитвой. Так говорят святые отцы. А "любовь" ко Христу это, знаете ли 100 этаж, в наших устах пустословие. Постройку не с 100 этажа начинают а с фундамента.
Игумения Арсения(Себрякова) сказала своим подчиненным сестрам, что они вообще не ведут духовную жизнь. Так ее чуть ли не за сумасшедшую посчитали. Как это? А службы, а келейное правило, а работы по монастырю, а "послушание"...? И она была права. Так же и мы сейчас, все что угодно но только не духовная жизнь.
о. Тихон в восторге от такого гигантского, неразумного, с высокой вероятностью на ветер произносимого(вычитываемого) правила? Называет подвижничеством? Чтож не будем брать на себя роль судей - духовного рассуждения у нас нет. Но обратимся к свт. Игнатию - 100 молитв за 30 мин. Итого 1500 молитв за 7 час 30 мин - это чтобы не на ветер. несколько кафизм. работа дети сон а как же без акафиста и т.д. Что это??? "чтобы хоть чуть–чуть почувствовать свою греховность" - при таком правиле почувствуешь что ты почти уже свят, а о греховности и не вспомнишь. Зачем это ставится в пример? Зачем пустые слова "мы оскудели верой" это смиреннословие!
Ошибаются те кто видит в этих шутках злобу. В их шутках - боль души, может и не понятная ими самими, но которую должен понять и попытаться уврачевать пастырь, руководитель, если таковые еще есть.
Остается только вспомнить свт Игнатия, который говорил
"Своей внешней показной стороной жизни он(антихрист) будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают антихриста Христом..." "...Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка" . Противники антихриста сейчас и есть те самые циники.
Не судите строго - это и моя боль!
Думается, в этом главное. Поддерживать огонечек.
Маслом запастись. Помоги, Господи!
Точно также как не оскудее Вера и Любовь.
Девять лет назад, когда только начиналась моя церковная жизнь,когда я очень многое получала, благодать давалась Даром,обильно изливаясь на меня, казалось больше ничего и не надо, я и дальше буду жить также и, верилось была Вера, но не было, как я сейчас понимаю страха Божия.
И вот в Иерусалиме, при промыслительной встрече с духовным человеком мне было сказано, что Благодать отходит. Тогда я не думала о испытаниях, скорбях, все было Божественно, церковные службы, праздники, поездки.
Но вот наступило время тяжелых испытаний и никто не мог мне помочь, ни один человек, никто- кроме ГОСПОДА.Я очень тяжело болела, были две психиатрические больницы, я не могла работать, ходить в храм, причащаться.В самые тяжелые периоды жизни я "кричала" ко ГОСПОДУ, просила его помощи.Прошли годы, понемногу стала приходить в себя,ходить в храм, если причастилась один раз за пол года счастье! Испытания еще не закончились, но как я БЛАГОДАРНА Богу за эти годы, я поняла, что ОН никогда не оставит, даже самого последнего грешника и сам укажет путь ко Спасению, и Сам даст нам преизобильные дары Веры, Надежды и Любви, даст духовных сил и мужества нести тот Крест, который возложил на тебя Господь.Спасибо за замечательные статьи, которые можно прочитать на Вашем сайте.
Но есть мне кажется и в нашей Церкви серьезная проблема, мы слишком мало уделяем внимания Библии, проповеди на ее основе, а ведь это Слово Божие, мы как то незаметно всякого базирующего свою веру на Библии отнесли к протестантам или хуже того к сектантам, а ведь это основа основ, Новый Завет не может быть понят без Ветхого, святые отцы которые в основном занимались ее толкованием будут совершенно не понятны без знания главного первоисточника.
Может быть, это только мое мнение, но эта Книга как потрясала, так и потрясает меня уже не один год , и дает ответы в том числе и на то малопривлекательное что вижу в Церкви и вне ее, останавливает против излишне поспешных оценок, помогает она и в борьбе против охлаждения в вере которое в чем я согласен с о.Тихоном является основой цинизма в православной среде. «Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118:105)., «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31,32)
Как верно и правильно все сказали, как будто про меня все.
Не 3 а 5 первых лет все было как то иначе (радовался Божественной Литургии, читал Евангилие и жития святых с радостью и слезами), а сейчас только форма осталась внешняя. Умом все понимаю -без Христа не спастись, а "радости" мира сего заставляют уходить все дальше и дальше от Него. Лень и бездушие во всех действиях, желание поинтересней прожить, а ведь растет ребенок и смотрит на меня. Я ему про Христа рассказываю, в надежде что он вырастет Христианином, а он на меня смотрит и не понимает что там интересного в храме: только "стой и молчи", а ведь кругом жизнь кипит.
Да спасет Вас Христос Бог.
Конечно, православные люди, живущие сейчас в России, особенно молодое поколение, дышат счастливым воздухом интересной духовной жизни, могут слышать замечательных проповедников,имеют возможность выбрать приход по душе, обрести в нём духовного наставника, который поведёт их по по жизни, минуя всеразрушающий цинизм.
Много лет назад, во время богослужения , в одном из московских храмов, один замечательный священник сказал, шалящему мальчику: "Ты очень шустрый!"Я очень хорошо запомнила не только эти слова, но и интонацию батюшки, имеющую огромный смысл. Мне кажется, чтобы не впасть в цинизм не следует быть " очень шустрыми"...
Наталья Орлинкова
Ницца, Свято-Николаевский собор
Отец Тихон ценю ваши интервью и ваши мнения на различные темы в православии.
всё по существу.Благодарю Вас ! При вашей занятости вы так
помогаете укрепится в вере,посмотреть на себя со стороны отметить свои отрицательные черты и негативные качества.
Каждый раз общение с Вами это как праздник для души и
большая поддержка на православном пути. Как хорошо что есть
такой сайт. Есть такой Священник как вы!
Ещё раз благодарю Вас! Дай Бог Вам всего самого наилучшего.